Скрыть
Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Давиду

Содержание: И этот псалом изображает царство Христово и высокомерие архиереев.

Господь воцарися, да гневаются людие. Христос есть тот Царь, Которого царской власти не признают гневающиеся иудеи. Седяй на херувимех, да подвижится земля. Тот самый в последние времена воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля. Поэтому говорить: на херувимах восседаешь Ты, Который, соделавшись подобен нам, подвиг землю из стояния ее во зле, т. е. из идолопоклонства.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

Сказано: «Господь воцарися, да гневаются людие». Кто сей воцарившийся Господь, превысший ангельского и небесного естества? Ибо Писание упоминанием о Херувимах показываете превосходство премирной силы Того, Чье воцарение приводит в разрушение то, что составилось худо; потому что колеблет не то, что в нас небесного, но то, что в нас земного, так выражает сие словом: «седяй на Херувимех, да подвижется земля».

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

Все другие переводчики оставили этот псалом без надписания. Но семьдесят приписали его Давиду, так как и в нем содержится пророчество о духовном Давиде-Христе. Господь воцарися, да гневаются людие. Пророк разумеет иудеев, которых воцарение Христа привело в гнев и ярость, так что они говорили Пилату: не говори, что Он есть царь иудейский (Ин. 19:21), и еще: не имамы царя, токмо Кесаря (—15). Седяй на херувимех; да подвижится земля. Пророк опять указывает на землю иудейскую, потому что, когда волсви от восток приидоша, глаголюще: где есть рождейся царь иудейский? Видехом бо звезду его на востоце, и приидохом покланитися ему; слышав Ирод смутися, и весь Иерусалим с ним (Мф. 2:2—8).

Беседы на псалмы. На псалом 98

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

«Псалом Давиду», не надписан у Евреев. Псалом сей предвозвещает возвращение Иудеев из Вавилона, и предрекает также пришествие Спасителя нашего, и неверие Иудеев.

«Господь воцарися, да гневаются людие». Ибо и Иудеи, и Еллины приходят в неистовство и ярость, слыша о царстве Владыки Христа. Да и когда Иудеи насладились свободою, жители всех соседних стран пришли в негодование, увидев необычайное их возвращение. Показывало же это силу Достопокланяемаго ими.

«Седяй на херувимех: да подвижится земля». Сей Проповедуемый нами, говорит Пророк, есть и Бог горних сил и Господь. Сказал же: «седяй», потому что ведет речь с человеками. Ибо имеет ли нужду в каком седалище естество безплотное, необъятное и неописуемое, содержащее «круг земли, и живущия на ней аки пруги» (Ис. 40:22)? Впрочем Пророк изображает в слове своем, что Бог всяческих царственно возседает на Херувимах, устрашает и поражает ужасом слушающих.

Евфимий Зигабен (†1118)

Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим

Зачем евангелист говорит и о месте, и о времени, и о сане Ирода? – О месте, чтобы показать, что исполнилось пророчество Михея, который сказал: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля (Мих. 5:2). О времени, чтобы равным образом показать, что исполнилось пророчество Иакова, сказавшего: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему (Быт. 49:10). Когда должен был родиться Христос, не было уже князя от Иуды, а управлял иудеями иноплеменник, идумеянин Ирод. О сане же Ирода говорят, потому что был другой Ирод четвертовластник, убивший Предтечу.

Волхвы эти были персы, потому что персы больше других народов занимались волхвованием. Смотри, как вначале еще открывается язычникам дверь веры в посрамление иудеям. Так как они, слушая пророков, которые предвозвестили пришествие Христа, обращали на это мало внимания, то, по Домостроительству Божию, пришли варвары, и притом волхвы, из далекой страны и научили их тому, чему они не пожелали научиться от своих пророков, чтобы они были лишены всякой защиты, если бы еще пожелали спорить. И что они могли бы сказать, когда волхвы поверили от видения одной звезды, а они не поверили стольким пророкам?

Толкование на Евангелие от Матфея

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля

Да гневаются людие. Христос воцарился, пусть гневаются иудеи, которые отвергли Его. Ст. 8. Мщая на вся начинания их - наказал тех, которые противились их начинаниям, распоряжениям.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Псалом Давиду.

В Еврейском нет надписания. «Сей псалом, – говорит св. Афан., – изображает царство Христово и высокомерие Иудейских архиереев». По бл. Феод., псалом сей предвозвещает возвращение Иудеев из Вавилона, и предрекает так же пришествие Спасителя нашего и неверие Иудеев.

1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля.

Здесь словом: гневаются – предвозвещается будущее состояние гнева, ярости, вражды врагов Христовых. «Христос есть тот Царь, которого царской власти не признают гневающиеся Иудеи» (Св. Афан.). «Ибо Иудеи и Еллины приходят в неистовство и ярость, слыша о царстве Владыки Христа» (Бл. Феод.). Седяй на херувимех, да подвижится земля. Т.е. «Тот самый воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах, и пред Кем подвиглась земля – из состояния ее во зле, т.е. из идолопоклонства» (Св. Афан.). Или: «Проповедуемый нами, говорит пророк, есть Бог горних сил и Господь, Который царственно восседает на херувимах, устрашает и поражает ужасом слушающих» (Бл. Феод.). Седение Господа на херувимах у Иудеев обыкновенно выражало царское величие Божие, потому они благоговели пред Богом, невидимо восседавшим на кивоте, на херувимах. Под. Пс.17:11,79:2; Ис.37:16; Иез.10:1,11:2; Дан.3:51Цар.4:4 и друг.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Неизвестный писатель псалма старается возбудить в народе благоговение пред Иеговою и преданность Ему указанием, как на Его величие и правосудие, так и на Его милостивое отношение к людям.

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля

Господь, восседающий на Херувимах, есть царь над всем миром и всеми народами, почему все люди должны восхвалять Его

Народ еврейский - народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков - только один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля

Признавая, по указанию LXX, что этот псалом действительно написан Давидом, происхождение его можно относить ко времени вскоре после перенесения Кивота Завета на Сион. Давид не раз уже одерживал победы над филистимлянами, исконными врагами Израиля (2Цар. 5:17 и д.), и Господь, помогавший ему в этих победах (там же ст. 19, 23, 24), тем самым показал язычникам, что Он есть Царь (ср. Пс. 95 и 96). Некоторое время соседние языческие народы держали себя спокойно (2Цар. 7:1) и Давид думал уже, что их с успехом можно призвать присоединиться к почитанию единого Бога на Сионе (ср. Пс. 95 и д.). Но они слишком скоро снова со всех сторон восстали против Давида (2Цар. 8:1-14) и дали ему повод засвидетельствовать победную силу своего упования на Бога. Псалом наш мог быть выражением упования на Бога, которое Давид имел в борьбе с гордо восстававшими против него врагами и вместе призывом к своему народу, обратиться с молитвою к Царствующему на Сионе. Псалмопевец сначала выражает свою твердую надежду в угрожающих опасностях; Господь – Всемогущий (седяй на Херувимех) – есть Царь, и уже показал Себя таким в прежних поражениях врагов; пусть же они себе мятутся, пусть весь мир восстает против меня.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Псалом Давиду

Сей псалом имеет то же надписание, какое и предшествующий ему, 97-й: Псалом Давиду, и принадлежит к той же группе псалмов (91–99), какая, по мнению глубокого и всестороннего исследователя книги Псалмов, священника Н. Вишнякова, «составлена была вскоре по возвращении из плена вавилонского, когда иудеи, освободившиеся, хотя и не вполне, от рабства язычникам, в сознании себя теократическою нацией и царством Иеговы, могли говорить о себе: «Опять Господь царствует; Он – Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его; вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву; явил (нам) спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 92:1, 94:7, 97:2–3). Но среди прославления Иеговы, как великого Царя и Владыки вселенной, там и здесь довольно ясно видно, что прославляемое всемирное Царство Его не наступило, а составляет только предмет ожиданий и надежд в более или менее отдаленном будущем. Прославляя всемирное Царство Иеговы и восхваляя простирающееся на все концы земли спасение Божие, в то же время псалмопевец представляет израильтян еще только на пути к покою, пророчески увещавая их к достойному принятию даруемого спасения (Пс. 94:8–11). По всем этим признакам, происхождение сего псалма относят ко времени царствования благочестивого царя иудейского Иосии, когда совершено было полное восстановление Завета с Богом, и законное богослужение опять явилось во всей торжественности, как оно устроено было царем Давидом и Соломоном, сыном его (4Цар.23:1–25; 2Пар.34:18, 30–33).

Ст. 1–2 Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля. Господь в Сионе велик и высок, есть над всеми людьми

Господь воцарися, – так начинаются и некоторые другие (92-й и 96-й) из вышеуказанной группы псалмов, и такому началу соответствуют следующие за ними и их дополняющие изречения. Здесь же последующее изречение: да гневаются людие – не только не соответствует, а как бы стоит в противоречии с началом. По этой, конечно, причине, в нашей «Учебной Псалтири» слова: да гневаются людие – заменены на полях словами: «да вострепещут», как наиболее соответствующими своему начальному предложению: Господь воцарися, а также и вполне согласующимися с словами перевода сего выражения с еврейского: «да трепещут народы». Можно бы, конечно, принять во внимание и это выражение: да гневаются людие – в том смысле, в каком оно принимается и объясняется св. Афанасием Александрийским, блж. Феодоритом и некоторыми другими толковниками, т.е. в смысле смущения, гнева и вражды со стороны Ирода, неверующих иудеев и первосвященников иудейских [3, с. 318; 6, с. 470], если бы к ним только относилось все содержание псалма. Но так как последующие речи псалма вовсе их не касаются, то вернее и основательнее будет принимать это изречение (о гневе людей) в смысле призывания к радостному трепету при наступлении и открытии Царства Божия. Это призывание обращено на иудеев и еллинов (язычников), которые, по мнению блж. Феодорита, «приходят в неистовство и ярость, слыша о Царстве Владыки Христа» [6, с. 470]. Седяй на херувимех, т.е. «Тот Самый воцарится над живущими на земле, Кто возседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля – из состояния ее во зле, т.е. из идолопоклонства» [3, с. 319]. Седением Господа на херувимах иудеи обыкновенно выражали царское величие Божие; потому что они благоговели пред Богом, невидимо восседавшим на херувимах, устроенных поверх кивота Божия (См. Пс.17:11, 79:2; Ис.37:16; Иез.10:1, 11:22; 1Цар.4 и др.). А кивот сей со времени царствования Давида и во все последующее время пребывал на Сионе. Сионом же («высокое место, крепость») назывался самый обширный и высокий находящийся на юге из четырех холмов, на которых был расположен древний Иерусалим. Посему иудеи всякий раз, когда желали прославить имя Божие, невольно обращались мыслию к Сиону и ко храму Иерусалимскому и находящемуся в нем кивоту Божию с херувимами. Это прославление псалмопевец и выразил здесь словами: Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible