Скрыть
И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И честь царева суд любить. Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом: суд; то повеление Его страшно непокорным, и свято для послушливых. Ты уготовал ecu правоты. Ибо будет судить вселенней в правду (Пс. 95,13).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси

И честь царева суд любит. В чем обязанность суда? В том, чтобы освободить невинных, обличить виновных; потому честь царя, т.е. его власть, могущество, — почему другие толковники вместо: честь и перевели — одни: сила, другие: держава, — и любит суд. Ты уготовал еси правоты. Как уготовал? Предпослав закон, в котором дал заповеди, направляющие путь жизни. Если кто хочет идти по ним, то может направить свой жизненный путь. Суд правду во Иакове ты сотворил еси. Каким образом? Очевидно выше указанным, потому что закон, данный во Иакове (разумеются потомки Израиля), приносил и суд, т. е. осуждение грешникам, и жившим добродетельно указывал ту правду, по которой они должны жить. Зачем же пророк сказал теперь это? Он хотел сделать нас более внимательными и ясно засвидетельствовать то, что совершивший это есть Тот, Кто потерпел за нас крест.

Беседы на псалмы. На псалом 98

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И честь царева суд любит». А нам подобает бояться Его, как Царя и соблюдающаго правду; потому что истинному царству свойственно управлять подданными праведно. «Честь царева суд любит», то есть: досточестным делает царя – любовь к правде. Сие дает видеть и присовокупляемое.

«Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси». Ибо, как правдивый царь, произнес правый и справедливый приговор, и Израиля освободил от владычества поработивших. А по другому пророчеству должно разуметь так: доказал Ты истину обетования Твоего, исполнив обещания, данныя предкам Израиля, и даровав спасение о Семени Авраамовом.

Евфимий Зигабен (†1118)

И честь царева суд любит.

Достоинство, говорит, каждого царя, а особенно царя Христа требует праведного суда, посему Он и поможет находящимся под влиянием диавола, и низложит и победит властвующего над ними диавола.

Того же Кирилла: Почести царей соединены с властью судить и давать законы; ибо это необходимо соединено с честью царя; ибо честь и слава царя блистательна и требует правды. И Сыну также принадлежишь суд; ибо Отец всякий суд отдал Сыну. Исихия: Какое дейетвие суда? Освобождать невинных, объявлять виновных, потому что честь царева (т. е. начальство и власть) любит суд; почему другие толковники честь заменяют то силою, то властью. Феодорита: Мы должны бояться Христа, как царя и правосудного; ибо истинному царству Его свойственно управлять подданными праведно: честь царева суд любит, и любовь к правде делает царя достопочтенным.

Ты уготовал ecи правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил, ecи.

Ты, говорит, Господи, дал закон, в котором находятся правоты, или праведные суды. То же самое яснее говорит и в следующих словах, т. е. что Ты, Господи, сделал правду, и суд роду Иакова, иначе Израильтянам посредством данного Тобою закона.

Слова Исихия: Как уготовал? Дав наперед закон, в котором заповеди учинил правотами; ибо поступающий по оным может исправлять путь жизни. Итак данный Иакову (под которым разумеет род Израиля) закон и согрешающих подверг суду-осуждению и делающим добро показал правду, по которой должны они жить. Евсевия: Никто пусть не думает, что прославляемый здесь Господь различен от Бога, давшего закон в пустыне. Ибо Ты, говорит, Господи, о царстве Которого мы предсказываем, тот самый, который обрезанному народу заповедал суд и правду в данном ему законоположении, содержащем оправдания и суды; Ты сам и правоты уготовал на день воздаяния, которые будут даны хранящим суд и правду. Феодорита: Ты показал, говорит, истину Твоего обещания, исполнив данные Израилю обеты и имея даровать спасение чрез семя Авраама.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

4И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси

И честь царева суд любит.
Т.е. «досточестным делает царя – любовь к правде» (Бл. Феод.). «Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом: суд, то повеление Его страшно непокорным и свято для послушливых» (Св. Афан.). Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси. Т.е. Ты, Господи, научил людей честности, Ты учредил справедливый суд в Еврейском народе. По бл. Феодориту, «Ты доказал истинность обетования Твоего, исполнив обещания, данные предкам Израиля, и даровав им спасение о Семени Авраамовом».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И честь царева суд любит: ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове ты сотворил еси.

Он правосуден и делами Его справедливости полна история жизни Иакова

«Могущество царя любит суд». В действиях Бога нет произвола, как бывает в делах людей: Он любит суд, Его решения опираются на строгой справедливости, о чем также свидетельствует история Иакова.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси

И честь царева – указывает новое основание, почему должно хвалить Бога: потому что достоинство, величие Царя, т.е. величественный Царь, любит правду; Его царское достоинство требует того, чтобы Он любил правду, открывался как Судия. Ты уготовал еси – указанием на недавнее поражение враждебных соседей обосновывает суд любит; правоты – то, что прямо – право; филистимляне и т.д. нарушали права Иакова, евреев; Бог восстановляет их.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси

Сказав о величии существа Божия, пророк призывает все народы благодарно исповедать великое имя Бога, потому что Оно и свято, и страшно. Оно и спасает, оно же, т.е. Сам Бог, может и поразить и погубить (Пс.2:9,12; 2Пет.3:7). Но вот наступает Царство грядущего Мессии. Оно несет спасение народу, и в то же время оно идет с судом: честь царева суд любит. Достоинство, или честь (высокое положение) каждого царя, в особенности же такого Царя, как Христос Бог, требует праведного суда. Этим судом Он поможет язычникам, находящимся под влиянием диавола, и низложит и победит властвующего над ними диавола. И этот суд вполне принадлежит Христу как Сыну Божию, о чем Он Сам ясно и определенно говорит в Евангелии: «На суд пришел Я в мир... ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (т.е. диавол) изгнан будет вон... Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 9:39, 12:31, 5:22). Об этом суде хорошо было известно народу иудейскому, так как ему дано обетование о Мессии, а также дан Закон на горе Синайской, в котором ясно указаны оправдания и суды; а это и значит сказанное здесь: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible