Скрыть
Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 6, 9 Моисей и Аарон во иepeеx Его. Сей ныне, поскольку соделался человеком, воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, и Аарон, и Самуил. Поэтому, сказав: покланяйтеся подножию, и проповедав вочеловечение и домостроительство, снова в ограждение наше упоминанием о горе указывает на Божество; потому что пребыл Он Богом, хотя и приял рабий зрак нашего ради спасения.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Пророк свидетельствует, что Сей воцарившийся Бог не первым нам ныне явился, но Он же являлся и именитым из пророков. Поэтому упоминает о Моисее, Аароне и Самуиле, из которых каждый знаменит и славен благочестием пред Богом.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Хотя, говорит псалмопевец, и священники, и пророки назывались святыми, но подножию этих святых не должно покланяться, и этим желает показать, какое различие было между Христом и прочими святыми. Он был Святой святых. Поэтому-то, упомянув о Моисее, как законодателе, об Аароне, как первосвященнике, и о Самуиле, как первом из пророков, которые были святыми, псалмопевец говорит однако, что они призывали имя Божие и если что делали, то делали не своею собственною силою, а силою Призываемого.

Беседы на псалмы. На псалом 98

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им

«Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его». Пророк не просто, оставив прочих Пророков, упомянул только о сих, но показывает сим с самым воспитанием возраставшия в Иудеях ярость и желание властвовать; ибо и при Моисее и Аароне покушались восхитить священство, и при Самуиле, к унижению царства Божия, возлюбили царство человеческое. А по сему пророческое слово научает, что они не новое что делают, с яростию воставая против Спасителя и не приемля спасительнаго царства, но неистовство сие издревле им обычно.

«Призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним». Впрочем, говорит Пророк, имели они великое дерзновение пред Богом; потому что они призывали, а Бог внимал, исполнял их прошения, и видимо для всех вступал с ними в беседу, в облаке являя им Свое пришествие. Потом Пророк показывает, что не вопреки справедливости сообщил им Бог благодать сию.

«Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им». Бог даровал сию благодать тем, которые вели жизнь с законом согласную, и поступали по заповедям Его.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Если слушал Господь их, то ужели не послушает и не слушает нас? Слушает, если мы с верою и чистым сердцем призываем Его. Он Сам для того и поставил нас, чтобы слушать нас. Скажи ты Ему: Ты поставил меня приносить дары же и жертвы о гресех моих и о людских неведениях; благоволи же слушать меня, когда я молюсь, когда я приношу Тебе жертву бескровную. Говори: Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их. Послушай же меня, милостив будь и ко мне.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в (числе) призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Моисей, говорит, и Аарон и ветхозаконные священники и Самуил и другие, призывавшие Господа, которых Он и выслушивал, были рабы и служители Христовы. Где упоминает о Моисее, как законодателе, об Аароне, как apxиepee, и первом из священников, Самуиле, как начальном из пророков. Или Моисеем, Аароном и Самуилом вообще называет всех подражателей, по словам Дидима, добродетелей их: так как Бог сказал у Иезекииля: когда наведу меч на сию землю и среди их станут три мужа сии (Ной, Даниил и Иов): то живу Я, говорит Господь, не избавлю сынов и дщерей, но только одни они спасутся (Иез. 14:17), где также Бог не разумеет древнего оного Ноя и Иова (ибо как мог назвать тех, которые давно умерли?), но называет Ноем и Иовом тех, которые подражали в делах своих жизни их.

Слова Афанасия: Сей, говорит, ныне явившийся на земле человек, есть царь живущих на земле, которого и Моисей и Аарон и Самуил призывали в древности. Евсевия: Показанные пророки не иначе достигли такого достоинства, как только хранением свидетельств Его и повелений данных им от Него. Итак Он и нам в Новом завете дал повеления и свидетельства за coxpaнeниe которых можем удостоиться равных с ними воздаяний. Дидима: Имеющих одни и те же добродетели, какие имеют они, Он называет одними и теми же именами. А если это верно; то явно, что и верно работающее Ему, все подобны Моисею. Тоже надобно сказать и о прочих. Феодорита: Не без причины оставя всех прочих пророков, упомянул только о сих; но для того, чтобы показать, что неистовство и своевольство совоспитано с ними. Так при Моисее и Аароне покушались похитить священство, а при Самуиле, унизив царствование Божие, восхотели царства человеческого. Итак, сии слова (псалма) показывают, что когда иудеи неистовствовали против Спасителя и не принимали Его спасительного царства, они не делали ничего нового. Ибо эта древняя и обыкновенная их безумная страсть.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

6Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их.

Т.е. возносите, прославляйте Господа Бога, как прославляли Его Моисей, Аарон и Самуил. «Подражая благочестию сих чудных мужей, воздавайте Богу подобающее чествование» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «Сей ныне, поколику соделался человеком и воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, Аарон и Самуил». Моисей поставлен здесь в числе иереев, потому что, по повелению Божию, не раз приносил жертвы (Исх.24:6,29:25; Лев.8:6), помазывал Аарона и сынов его, освящал скинию (Лев.8:10 и др.). Самуил, по велению Божию, приносил жертвы и призывал в молитвах имя Божие (1Цар.7:9-10) и, еще будучи отроком, служил пред Господом, надевая льняной ефод (1Цар.2:18).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Моисей и Аарон во иереех его, и самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения

Господь милостиво и внимательно относится ко всякой искренней молитве обращающегося к Нему. Молитвы Моисея, Аарона и Самуила принимались Богом и исполнялись потому, что они «хранили Его заповеди и устав». То же ожидает всякого, кто стал бы поступать, как означенные лица.

Моисей здесь называется «между священниками» за то, что он по повелению Бога не раз приносил жертвы (см. Исх XXIV:6; 29, 25; Лев VIII:6). Самуил также призывал Господа и приносил Ему жертвы (1Цар VII:9-10) и еще отроком служил пред Господом, надевая льняной ефод (1Цар II:18).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Моисей во иереех Его; Моисей называется здесь иереем (коген) не в широком смысле, в каком весь народ называется иереями (Исх. 19:6), но как священник в тесном смысле, каким он и был некоторое время, совершая священнические обязанности (Лев. 8). Самуил также совершал (конечно, по указанию Божию) священнические действия (1Цар. 7 ср. 7:17). Призывать имя – в молитве во имя Божие, т.е. призывать Бога – молиться, вообще почитать; ср. о Моисее Исх. 17:10 и д. 33:11-14; о Самуиле 1Цар. 7:9, 12:23; – Аарон был постоянным посредником между Богом и народом. Послушаше их – Он пощадил народ, за который они молились. Что Бог из облачного столпа говорил Моисею и Аарону (Урим и Туммим и Числ. 12:5), не требует доказательства; голос Бога к Самуилу (1Цар. 3 и д.) был от Кивота.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть. Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху сведения Его и повеления Его, яже даде им

Упомянув в предыдущем стихе о патриархе Иакове, под именем которого разумеет потомков его, т.е. иудеев, пророк призывает их возносить святейшее имя Господа Бога, проповедовать высоту Его и затем выразить Господу Богу достодолжное поклонение там, где это по тому времени особенно приличествовало, при подножии ногу Его, т.е. в Иерусалимском храме. «Подножием» Божиим Иисус Христос назвал землю (Мф.5:35), а в ветхозаветной Церкви так называли храм Иерусалимский с находящимся в нем ковчегом Завета, как это видно из псалма 131, стиха 7, где сказано именно о храме и месте для ковчега Завета: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». То же самое выражено и в 1-й книге Паралипоменон (1Пар.22). Кивот Завета Господня, со времени устроения скинии, был единственною Святынею у израильского народа, почему о нем и сказано здесь: яко свято есть. В вышеуказанном псалме (131) это яснее выражено: «поклонимся на месте, где стояли ноги Его», а этим местом была гора Голгофа, на которой стояли ноги распятого Христа Сына Божия. Некоторые из толковников подножием ног Его называют крест Христов, имевший и подножие, на котором поставленные ноги Господа сильно были прибиты гвоздями. «Подножием ног Его, – говорит блж. Феодорит, – в древности назван Иерусалимский храм а ныне признаются находящиеся на всей земле и море церкви, в которых приносим поклонение всесвятому Богу» [6, с. 471 ]. Как наилучший пример того как нужно достойным образом возносить, т.е. прославлять, святейшее имя Божие и как совершать поклонение у подножия ног Его, пророк представляет далее Моисея, и Аарона, и Самуила, говоря как бы так: возносите, прославляйте Господа Бога, как прославляли Его Моисей, Аарон и Самуил. «Подражая благочестию сих чудных мужей, – говорит блж. Феодорит, – воздавайте Богу подобающее чествование». Моисей поставлен здесь в числе иереев, хотя он был вождем и законодателем, а не был священником, – это потому что он, по особому повелению Божию, поставлял в священники Аарона и сынов его, освящал скинию, приносил жертвы и другие совершал священнодействия. Самуил тоже был пророком Божиим и поставлен здесь наряду с другими, благоуспешно призывающими святое имя Господа Бога и возносящими к Нему молитву за себя и за других людей. Господь милостиво выслушивал молитвы их и исполнял прошения их (и Той послушаше их). Хотя в столпе облачном Бог беседовал с одним Моисеем, но здесь пророк употребил обобщение своей мысли, приписав и другим благоволение Божие, как равным образом благоугодившим Богу; и не без намерения, а в назидание всему израильскому народу дает понять, что Господь Бог благосклонно выслушивал молитвы рабов своих – Моисея, Аарона и Самуила – и милостиво исполнял прошения их за то, что они хранили (т.е. исполняли) все свидетельства и повеления, данные им от Бога: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible