Скрыть
Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

И покланяйтеся в горе святей Его. Разумеет или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно самого Единородного, по сказанному: отсечеся камень от горы без рук (Дан. 2:45).

См. также Толкование на Пс. 98:6

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 7-9 В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Присовокупляет же к слову и упоминание «о столпе облачном», в котором Бог глаголал «к ним», научая тем, как думаю, неверующих не удивляться поэтому Божией бесед с нами чрез человека. Ибо тогда в столпе облачном глаголавший Бог после того явился во плоти; почему, если скажет кто, что плоть недостойна того, чтоб чрез нее глаголал к нам Бог, то не возможет засвидетельствовать достоинства и в облачном столпе. Ибо что в нем такого, что можно было бы признать достойным величия Божия? Если же для иудеев достоверно, что Бог глаголал в столпе облачном, то да не будет не вероятным и то, что глаголал Он во плоти. Сверх того, и Исаия в вид облака представлял себе плоть; ибо говорит: «се Господь седит на облаце легце» (Ис. 19: 1); и последующих за Господом тот же опять Пророк именует облаками, говоря: «кий суть, иже яко облацы летят?» (Ис. 60:8). Сею подобоименностию облаков показывает Он сродство Господней плоти с остальным человечеством. Итак, сему-то Богу, некогда чрез облако, а после того чрез плоть, глаголавшему к людям, говорит далее Давид: «Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их» (Пс. 98:8). А чтобы иной, смотря на домостроительство, не поползнулся на какие-либо низкие и человеческие понятия о Божестве, Пророк в конце псалмопения, обратив речь к нам, присовокупляет сие изречение: «возносите Господа Бога нашего» (Пс. 98:9), «и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98:5).

Смысл же сказанного, как предполагаем, есть следующий: Божественные тайны открыты вам, люди, сколько слух человеческий принять может; путеводимые сим к благочестивому Боговедению, сколько вмещает ваш рассудок, столько возносит славу Божию, зная, что, сколько бы ни возвысилось ваше разумение, хотя бы преступили вы всякое высокое представление в понятиях о Боге, и тогда обретаемое и поклоняемое вами не самое еще величие Искомого, но только подножие ног Его. Сим-то сравнением с недоступным для постижения Пророк объясняет бессилие и низость нашего разумения.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Какая нужда возвышаться высокому? И как может возвыситься людьми пребывающий на небесах? Помышляйте, говорит пророк, о Нем высокое. Каким образом? И покланяйтеся в горе святей его. Высотою Бога-Слова, следовательно, является поклонение Ему на святой горе. Подобно тому как славу царя составляют военные трофеи, так и славу Христа — терпение страданий, которое совершилось на святой горе, приявшей крест. Гору пророк называет святою не потому, чтобы она была таковою сама по себе, а по причине пришествия на нее Распятого. Потому пророк и присовокупил: яко свят Господь Бог наш. Если жe Он свят, то и все, что удостаивает Он своим посещением, становится святым.

Беседы на псалмы. На псалом 98

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Итак, подражая благочестию сих чудных мужей, воздайте Богу подобающее чествование. «Горою» же «святою» древле назывался Сион, а ныне называется высота Боговедения. Ибо так предвозвестили и Исаия и Михей: «будет в последняя дни явлена гора Господня» (Ис. 2:2; Мих. 4:1), то есть, ведение Бога для всех соделается явным. Знал и божественный Апостол мысленную гору Сион; ибо говорит: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (Евр. 12:22). Посему и нам повелевается, сообразно с данным от Бога ведением, воздавать Ему поклонение.

Евфимий Зигабен (†1118)

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его, яко Свят Господь Бог наш

И здесь говорит, что христиане должны возвышать Христа и словами и делами. Гора Христова святая, по мнению Иудеев, была земной Иерусалим, а у нас христиан—небесный Иерусалим, о котором Павел сказал: вы приступили к горе Сиону и к граду Бога живого, небесному Иерусалиму (Евр. 12,22). Или святая гора есть церковь, по высоте учения веры и образа жизни ее. Итак покланяйтесь, говорит, Христу в церкви; или и Давид говорит сии слова, сопричисляя и себя к нам христианам, или дает cиe повеление от лица всех христиан.

Слова Нисского: Сколько вмещает ваш разум, столько возносите славу Божию и прочее, как сказано. Но выше говорил: покланяйтесь подножию, а теперь говорит: в горе святой, чем намекает на высоту божества. Или по словам Феодорита, горою святою называет высоту богопознания: горою святою в древности назывался Сион, а ныне высота богопознания. Так предсказали Исаия и Михей: Будет в последние дни явного гора Господня, т. е. богопознание будет явно для всех. Евсевия: Возносите Его, говорит, высоко о Нем. думайте; ибо Он Господь как владыка рабов. Он и Бог наш, как творец и создатель наш. Иcиxий: И какая нужда высокому возноситься, и как тот, кто на небесах может быть возносим людьми? Не иначе, как если, говорит, будете иметь о Нем высокие мысли. Итак высота Бога Слова на святой гopе (т. е. Голгофе) есть поклонение: ибо как слава для царя есть победа на брани; так и мужественное перенесение страданий на святой горе, воспринявшей крест, есть слава для Христа. А называет сию гору святою не потому, что она такова сама от себя, но потому что пришел на нее Распятый. Аполлинария: Повелевает воздавать поклонение не только могуществу Божию, но, что приличнее теперь—святости Его, что выражает поклонением на священной гopе (В изданном своде).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

9.Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

 И поклоняйтеся в горе святей Его.
«Горою святою, – говорит бл. Феод., – древле назывался Сион, а ныне называется высота Боговедения (Ис.2:2; Мих.4:1). Знал и Бож. Апостол мысленную гору Сион (Евр.12:22). Посему и нам повелевается, сообразно с данным от Бога ведением, воздавать Ему поклонение». «Разумеет, – говорит св. Афан., – или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно Самого Единородного, по сказанному: отсечеся камень от горы без рук» (Дан.2:45). С Евр.: «Превозносите Господа, Бога нашего, и покланяйтесь на святой горе Его: ибо свят Господь, Бог наш».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко свят Господь Бог наш

Если Господь так велик, праведен и многомилостив, то естественно, чтобы народ еврейский ревностно служил только Ему одному и воздавал Ему поклонение на святой горе Его.

Весь этот псалом - восторженный призыв еврейского народа к духовному покаянию и служению Единому Иегове, оплоту его силы и счастья.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Внушив таким образом указанием на опыты услышания молитв в древние времена и указав также необходимые требования для услышания молитв, псалмопевец снова призывает народ с усердием идти к жилищу Божию и молиться Господу. Если изъяснять этот псалом не как призыв к просительной молитве, но вообще к молитве, то в нем будет следующий ход мыслей: Бог есть величественный Царь, страшный Своим врагам и как таковой Он царствует на Сионе. Пусть же молятся Ему; Он заслуживает этого, как Святой, величественный, так часто устроявший правду Своему народу. Молитесь Ему, будьте ревностны в молитве, как Моисей, Аарон и Самуил, эти благочестивые мужи, столь многое производившие своею молитвою. Еще раз, ревностно молитесь на Сионе!

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко Свят Господь Бог наш

Некоторые изречения сих стихов составляют, хотя и не дословное, повторение того, что сказано уже в предыдущих стихах. То милостивое и благосклонное внимание, какое Господь Бог проявлял народу иудейскому, чрез великих пророков и молитвенников – Моисея, Аарона и Самуила, – когда они призываху Господа, и Той послушаше их, пророк молитвенно представляет теперь пред лице Самого Бога, обращаясь к Нему с такими словами: Господи Боже наш, они, эти молитвенники наши, были услышаны Тобою, они обращались с молитвою к Тебе о прогневлявшем Тебя народе иудейском, и Ты являл им милость Свою (милостив бывал еси им), даже и в тех случаях, когда они погрешали против Тебя (как, например, Моисей на воде пререкания раздражил Тебя, а Аарон при слитии евреями тельца), Ты милостиво снисходил к их слабости и был для них Богом «терпеливым» (по пер. с евр.) и «мстителем за дела их», (мщая на вся начинания их). Заканчивая псалом, как бы с особою настойчивостью пророк повторяет: возносите (же) Господа Бога нашего, т.е. возвышайте (exaltate – по пер. Вульгаты) Господа и словами, и делами, насколько возможно возвыситься уму и вере человека до представления высочайшего существа Божия, – возносите славу Божию и поклоняйтеся: в горе святей Его (выше говорил: подножию, а теперь говорит: в горе). Горою святою, по словам блж. Феодорита, называет пророк высоту Богопознания, о которой предсказали пророки Исайя (Ис.2:2) и Михей (Мих.4:1): «Будет в последняя дни явлена гора Господня» [6, с. 472–473], т.е. в дни пришествия Христова в Церкви Христовой Богопознание будет явно для всех. Представляя мысленно сию гору Господню и указывая на нее христианам из иудеев, св. апостол Павел говорит: «Вы приступили к горе», не к той горе, из которой происходили и тьма, и мрак, и буря (Синай), но «к горе Сиону», и не к тому Сиону, на котором находился город Иерусалим, а «ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22–23). Так вот куда мы должны возносить Господа Бога, или лучше – сами возноситься к небесному Иерусалиму, чтобы приобщиться к торжествующему собору ангелов для общего с ними славословия Судии всех Бога, – и вот где та святая гора, на которой мы должны мысленно и постоянно, вместе с духами праведников, приносить поклонение Сыну во Отце, со Святым Духом, – Святой Троице во едином существе: яко Свят Господь Бог наш!

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible