Скрыть
ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих

Яко взыскаяй крови их помяну, то есть, взыщет кровей, пролитых за Него, чтобы потребовать за них удовлетворения. Не забы звания убогих. Убогими называете опять обнищавших ради Него, которые, непрестанно обращаясь к Нему с молениями, просят об отмщении демонам за причиненные ими обиды.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих

Видишь ли, о каких начинаниях говорит Он? О благодея­ниях. Здесь же он внушает великую истину, именно ту, что убийство не совершается безнаказанно, а непременно подвергнется наказанию, как и Моисей в книге Бытия говорит: «я взыщу и вашу кровь» (Быт. 9:5). Это – знак беспредельного промышления, внимательнейшего попечения Его. Если же Он наказывает не вдруг, не удивляйся этому: Он дает грешникам время – по­каяться.

«Не забыл вопля убогих». Посмотри опять, как убогие пользуются его благоволением. Впрочем, здесь говорится не просто об убогих, но о тех нищих духом, о которых гово­рит Христос (Мф. 5:3), потому что особенно молитвы тех бывают услышаны, которые смиренны и сокрушенны сердцем. Здесь внушается и то, и другое – и молитва, и смирение. «На кого Я призрю», говорит Господь, «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2)? И всегда смирение слу­жит к успешному возношению молитвы, потому что Господь близок к сокрушенным сердцем. Потому молящийся особенно должен быть чужд надменности, чего требует и Павел, когда говорить: «без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8). Хорошо сказал, псалмопевец: «вопля убогих», называя «воплем» расположение души, а не звук голоса; а словом – «не забыл» он выражает, что они непрестанно взывали к Богу, но не тотчас получали просимое. Какой же смысл содержится в этих словах? Не подумайте, что Бог забыл и потому не отмщает; Ему свойственно – пре­следовать такие дела, хотя бы даже никто не взывал к Нему; а когда взывают, и сами взывающие смиренны, то – тем более.

Беседы на псалмы. На псалом 9

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих

Тот, говорит Пророк, кто над всем надзирает, и в точности разыскивает происходящее, видел, что диавол усиливается чрез обольщение умерщвлять людей, и потому пришел на помощь терпящим обиду. Сие и означают слова: «не забы звания убогих». Ибо званием называет здесь Пророк, не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное грехом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач, и бедствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих

Яко взыскаяй крови их помяну

Все это Бог устроил, после того, как вспомнил о них; прежде же Он как бы не помнил о них, по причине собственного их неверия. Вспомнил, не терпя, чтобы проливалась еще далее язычниками кровь в жертву демонам, так как они иногда закалали даже собственных сыновей и дочерей. Вспомнил равным образом, начав требовать или спрашивать крови от рук проливающих эту кровь, той крови, которую они не употребляли в жертву. Кровию называется здесь месть убийством за убийство, что они делали, подстрекаемые к этому демонами. Это ясно из того, что всякий убийца по Писании имел быть подвергаем известному наказанию, как говорит в книги Бытия: крови бо вашей изыщу (Быт. 9:5).

Не забы звания (вопля) убогих

Когда природа человеческая находилась под владычеством невидимых врагов наших, она казалась в то время как бы вопиющею к своему Творцу; этот вопль она издавала по причине того тяжкого положения или убожества, в каком она находилась. Или быть может здесь содержится и указаниe на то, как древние пророки, воспевали таинство вочеловечения Божия, взывали к Богу, призывая в помощь себе имеющего вочеловечиться Господа; они и убогими или бедными могут быть названы очень кстати, по причине некоторой скудости и незначительности того круга добрых дел, которые они почитали такими, и Бог не забыл этого вопля или звания их.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.

Пророк доказывает вышереченныя слова: и бысть Господь прибежище убогому, помощник в скорбех, и как бы ответствуя на возражение некиих глаголющих, что нередко видим убогих благочестивых не токмо утесняемых от сильных, но и неповинно убиваемых, защищает славу Бога, и глаголет, что хотя Он, по-видимому, и кажется иногда забывающим убогих, но в самом деле бывает не так. Ибо Господь, испытуяй сердца и утробы, или, как пророк выражает, взыскуяй, сиречь, истязуяй дела и жизнь человеков, – не оставляет без отмщения крове неповинных, ниже забывает звания, сиречь вопля убогих, но присно памятует. А что Бог помнит кровь рабов Своих, неправедно пролиянную, сие явно будет, когда и утесняющих казнь, и утесняемых слава откроется. И как не забыл Он крове Авелевы: кровь бо, рече, брата твоего вопиет ко Мне (Быт. 4:5), так не забудет и всякаго убийства, но непременно отмстит, еже и Моисей в книге Бытия показует, глаголя: крове вашея взыщу, и самый опыт доказывает: ибо никакое убийство не проходит без наказания, но всегда сопровождается отмщением. И сие есть доказательство безпредельнаго Его промысла и крайняго попечения о убогих. Если же не тотчас взыскует, не дивися: дает бо убийцам время к покаянию, звания же убогих не забывает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.13   Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих

Ст.13   Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных
 

Взыскивать кровь – значит мстить за пролитую кровь, наказывать за убийство (См.Быт. 9:5). Бог есть мститель за кровь неповинно пролитую. Звания – вопля, молитвенного вопля убогих, гонимых, угнетаемых. Потому народы будут уповать на Бога, что Он внемлет молитвам убогих, смиренных и нищих духом (Злат.), и есть мститель за убийство, или за всякое поражение, бедствие, учиненное другим. Св. Афанасий и Феодорит относят к людям, духовно умерщвляемым диаволом; «ибо званием, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное врагом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач и бедствия». Взыскаяй крови их, по св. Афан., значит: Бог взыщет с убийц кровь, пролитую за Христа, чтобы потребовать за нее удовлетворение.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих

Бог «взыскивает за кровь». Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 13-16 яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судбы творяй: в делех руку своею увязе грешник

Пред ст. 14 и 15 можно подразумевать вносный знак и считать эти стихи буквальными словами зова (звания) убогих; тогда ст. 16 легко может быть соединен с ст. 13-м таким образом: Ты услышал эту мою молитву (ст. 14-15), поэтому я теперь буду радоваться; наши враги запутались в своей собственной хитрости, и в этом повороте судьбы, в совершении суда, открывшемся в том, что они попали в собственные сети, совершенно очевидно открывается Бог (знаем есть).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих

По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных». Взыскивать за кровь значит: отомщать за пролитую кровь, наказывать за убийство. Бог есть Мститель за кровь неповинно пролитую (Быт. 4:11, 9:5–6). Звания убогих значит: вопля, молитвенного вопля убогих, гонимых, угнетаемых. «Потому народы будут уповать на Бога, что Он внемлет молитвам убогих, смиренных и нищих духом и есть мститель за убийство или за всякое поражение, бедствие, учиненное другим» (Толкование еп. Палладия. С. 36). А потому и мы, видя иногда убогих благочестивых гонимыми и обидимыми, а обижающих их, причиняющих им скорби и страдания, безнаказанными и благоденствующими, не должны думать, что те и другие забыта Господом; нет, Господь взыскаяй крови, т.е. истязующий сердца и утробы, только долготерпит, дает время обидчикам и убийцам для покаяния, но никогда не забывает, не оставляет звания убогих, или молитвенных воззваний.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible