Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 9:26
Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает
Отъемлются судьбы Твоя от лица его. Не хочет знать, что Ты — праведный Суд. Ибо кто не знает, что есть Бог, тот не знает, что есть Судия. Всеми враги своими обладати будет. Это подобно сказанному: вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо (Ис. 10, 14). Из искушений одни касаются души, другие — тела, и иные — окружающего тело. И искушения, касающиеся души, называются нечистыми помыслами, которыми порождаются грехи и ложные учения. Искушения, относящиеся к телу, бывают причиною ударов, мучений, гонений, заключений в темницы и смерти. И искушения, касающиеся окружающего тело, состоят в ущербе денег и имущества, в потере детей, в утрате жен. Из этого явствует, что сатана над всяким праведником возобладал непременно посредством какого-либо из исчисленных искушений. Ибо один Христос греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Петр. 2:22).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает
Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): взят суд Твой. Видишь ли плоды нечестия? Свет ума его погасает, мысли его притупляются и сам он отдается пленником пороку. Как слепец часто падает в яму, так и он, не имея страха Божия пред очами, постоянно проводит жизнь в нечестии, – не так, чтобы то в благочестии, то в нечестии, но постоянно в нечестии, не помнит ни геенны, ни будущего суда, ни воздаяния, но отвергнув все эти побуждения, как узду, подобно ненагруженному кораблю предается опасным ветрам и буйным волнам, не имея никого, кто бы управлял его душою. Видишь ли, как порочный в самом пороке находит наказание? Что может быть хуже необузданного коня, ненагруженного корабля, ослепленного человека? Но всех их несчастнее человек порочный, погасивший в себе свет страха Божия и отдавшийся в плен нечестию.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает
«Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его». Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии.
«Всеми враги своими обладает». Однако же, и так поступая, благоуспевает. Потом Пророк изображает чрезмерность гордыни.
Евфимий Зигабен (†1118)
Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает
Оскверняются путие его на всякое время
Так как грешник думает, что деяния его невидимы Богом, то они всегда и бывают превратными и нечестивыми у него.
Отъемлются (отстраняются) судьбы Твоя оть лица его
Отнимаются, говорит, Твои суды от его разума, ибо и разум также имеет свои глаза. Отнимаются, т.е. отстраняются. Этого рода слепота свойственна ошибающемуся, так что судов, которые от Тебя исходят, он не замечает, не рассуждает и о том, что Ты судия праведный, и сильный, и долготерпеливый.
Всеми враги своими обладаешь
Он (нечестивый) отразит от себя всех тех, которые восстали бы против него; так как Бог, по своему долготерпению), попускает ему часто в войне одерживать верх и над своими врагами.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы твоя от лица его: всеми враги своими обладает.
Сие следует из вышереченнаго. Понеже бо никогда не помышляет о Боге, и никогда путей своих ни управляет к Нему, но токмо помышляет о исполнении плотских вожделений: сего ради вси путие его оскверняются, то есть, вся жизнь его протекает в мерзких делах, а наипаче в скверной похоти. За сим присовокупляя причину, чего ради оскверняются пути нечестиваго на всякое время, глаголет: отъемлются судьбы твоя от лица его: всеми враги своими обладает.
То есть, то, что могло бы его обратить от злаго пути к добродетели и заставить помыслить о страшных судьбах Твоих, далече отстоит от сердца его: и сего ради не любит обличающих и исправляющих, но всех таковых почитает за врагов. Он их презирает, и дуновением от себя прогоняет.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением.
Оскверняются путие его на всякое время. Кто живет без Бога, того все пути жизни оскверняются пороками, все его мысли, желания и дела нечисты (Лев. 12:2). Отъемлются судьбы Твоя от лица его. Судьбы – суды или определения и заповеди Божии. «Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии» (Бл. Феод.). «Нечестивый не хочет знать, что Ты праведный Судия» (Св. Афан.). Всеми враги своими обладает – подавляет всех, ему противящихся, своею гордостию и презрительностию. Симмах перевел: «всех врагов своих презирает». Св. Афанасий относит к диаволу, который над всяким праведником возобладал посредством искушений.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает
Так как нечестивый забывает Бога и никогда не помышляет о Нем, то все пути жизни его оскверняются пороками, все его мысли, желания и дела нечисты. Судьбы, значит «суды», или «определения», а также – законы и заповеди Божий. Отъемлются судьбы Твоя от лица его – это значит: он совершенно пренебрегает законы Твои, «все время проводит в беззаконии» (блж. Феодорит [6, с. 49]). Всеми враги своими обладает, т.е. подавляет всех, ему противящихся, своей гордостью и презрительностью, или, что то же, на всех врагов своих он смотрит с презрением.