Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 9:34
Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет
Чесо ради, говорит, прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Вот причина, почему и превозносится, и падает он.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 33-35 Воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
«Восстань, Господи, Боже мой! Да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца». Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: возвысь руку твою. «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет». (Но) Ты видишь, ибо Ты смотришь на страдание и озлобление. Да предан будет он в руки Твои: Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником». Другой (Акила): ты, видел (eÏdeV), потому что на болезнь и гнев ты будешь взирать, чтобы предать в руку твою. Третий (Симмах): чтобы они были преданы в руки твои. Так говорит беззаконник, похититель, корыстолюбец, пока он не испытал наказания; а пророк, опровергая его суждения, распространяется о долготерпении Божием. Тот говорит: Бог отвратил лице свое, и не увидит никогда; он же напротив говорит: Ты видишь, взираешь, и долготерпишь, пока нечестивые не впадут в руки твои. Что значит: пока не будут «преданы они в руки Твои»? Пророк выразился человекообразно; а смысл слов его следующий: Ты долготерпишь, ожидаешь до тех пор, пока они не предадутся крайнему нечестию; хотя Ты мог бы в самом начале остановить и истребить их, но беспредельно море твоего долготерпения: Ты видишь – и не отмщаешь, но ожидаешь от них покаяния; если же они упорствуют, то наказываешь, когда они не получают никакой пользы от Твоего долготерпения. Сказав многое о людях притесняемых, пророк, послушай, как раскрывает тоже и в следующих словах: «Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) переводчик говорит: ты был. Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): ты будешь. Смысл слов его следующий: это – Твое дело, это – особенно свойственно Тебе. А что принадлежит Богу, того Он не оставит и не выдаст. Как художнику свойственно строить, кормчему – управлять кораблем, солнцу – светить, так Тебе свойственно защищать сирот, простирать руку помощи бедным; никто так не помогает им, как Ты один. Это выражается словом: «предоставлен». Некто другой, говорит, но Ты один – заступник сирых и бедных.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет
Но хотя и тысячу раз помышляет об этом; Ты видишь.
Евфимий Зигабен (†1118)
Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет
Чесо ради прогева нечестивый Бога
Испытывая тяжкие страдания при мысли о подобного рода дерзостях, каких исполнены отношения нечестивых людей к праведникам, пророк облекает здесь свою речь в вопросную форму; и потом разрешает это свое недоумение следующим ответом, говоря:
Рече бо в сердце своем: не взыщет
Вот, говорит, где кроется причина такого нечестия людей порочных: они думали в душе своей, что Бог не станет взыскивать с них за их постыдные деяния.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет.
Паки повторяет причину, чего ради нечестивый прогневляет Бога: понеже де помышляет, что Бог грехов его не взыщет: и тем как бы убеждает Пророк Бога к скорейшему отмщению. Хотя бо и нелепо есть убеждать Бога побудительными причинами: но Он позволяет нам в молитвах наших свободнее с Ним разглагольствовать, как поступают отцы с сынами. Сие творит и Давид, представляя различныя причины, коль безместно Богу презираему быть от нечестивых, и терпеть их без наказания.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: Ты не взыщешь?
Т.е. вот причина, почему нечестивые особенно прогневляют Господа Бога, – потому что говорят, что Он не взыщет, не промышляет, не наказывает. «Вот причина, – говорит св. Афанасий, – почему превозносится и падает нечестивый».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 33-35 воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых
Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты не взыщешь», не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет
Пророк как бы самому себе задает вопрос: почему нечестивые особенно прогневляют Бога? И сам же на этот вопрос отвечает, потому, говорит, они прогневляют Господа Бога, что говорят, или помышляют, в сердце своем, что Бог не взыщет, что Он не промышляет, не наказывает. «Вот причина, – говорит св. Афанасий Александрийский, – почему превозносится и падает нечестивый» [3, с. 63].