Скрыть
У врага совсем не стало оружия, и города́ Ты разрушил; погибла память их с ними.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом

Врагу оскудеша оружия в конец. Оружиями диавола называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость. Грады суть сопротивные силы, которые подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властью своею уловленных их прелестью. Да и о каких говорить ему городах, кроме тех, о которых сказано в другом месте: положил еси в персть грады твердыя, еже пасти основаниям их (Ис. 25, 2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивные силы. Погибе память их с шумом, — погибель их стала гласною. Разумеет — или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом

Другой переводчик (Симмах) говорит: раз­валины (eípia). В еврейском: пустыни (арвоф). И города раз­рушил. Что это значит? Уничтожив, говорит, козни и за­мыслы нечестивого, ты лишил его собственного его оружия. Таков гнев Божий: он все истребляет и уничтожает. Или, как научает, нас другой толкователь, сказавший – пустыни: ты не только разрушил города их, но и пустыни истребил, и города уничтожил. Так вел войну праведник, так он побеждал врагов своих, употребляя не оружие и копья, но имея помощь от Бога. Потому и война его блистательна и славна, и победа торжественна. «Погибла память о нем с шумом». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): с ними. В еврейском: с ним (эм). Что значит: «с шумом»? Означает или совершенное истребле­ние, или общеизвестность бедствий. И это – дело промышления Божия, что Он совершает суд не тайно, дабы наказаниями одних исправлялись другие. Таким образом, он выражает явность погибели.

Беседы на псалмы. На псалом 9

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-9 Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

«Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси». Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшагося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: «явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце» и т.д. (Тит.2:11). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: «аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» (Рим.6:5); и еще: «аще же умрохом, и живи будем». Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.

«Погибе память его с шумом». «И Господь во век пребывает». Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: «с шумом», взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорить Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.

«Уготова на суд престол Свой». «И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте». Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Третье же и последнее – для тех, кто получил от благодати Божией оружие и колесницы, чтобы побеждать в мысленной и невидимой брани. Им, духовник, говори, чтобы они презирали злые помыслы, которые им всевает диавол. Презирай их как лай маленьких собак, как скот, как насекомых, как ничто. Пусть не боятся ни угроз их, ни тех сластей, которыми они хотят их привлечь: 1) Веруя совершенно и уповая на безграничную силу Вседержителя Бога и на непобедимую помощь великого нашего Военачальника Иисуса Христа: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? И сия есть победа, победившая мир, вера наша; 2) Веруя и помышляя, что после Креста и смерти нашего Господа диавол не имеет никакой силы над нами, но он стал немощным и слабым, по написанному: Врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7). Поистине счастлив тот, кто сделал ум владыкой и вооружился благодатью, а, вооружившись, презирает как ничто все постыдные, хульные и лукавые помыслы. Нет большей победы и стыда для демонов как это презрение, как говорит преподобный Максим: «Те, кто лишь презирают (помыслы), презирают их всегда, а презирающий (их) находится в готовности, ибо уже вооружен благодатью» (в своих схолиях на 26 слово Лествицы). И мы говорим в примечании о помыслах хулы. И еще, потому что посредством такого презрения они остаются совершенно недосягаемыми для злых помыслов и демонов, говоря вместе с пророком Давидом: Онемех и не отверзох уст моих (Пс. 38, 10); Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною (Пс. 38, 2).

Руководство к исповеди

Евфимий Зигабен (†1118)

Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом

Врагу оскудеша оружия в конец (вражьих мечей не стало совсем), и грады разрушил еси

Под оружиями или мечами врага должно разуметь здесь те нечистые страсти, пораженная которыми душа наша становится затем мертвою для добрых дел и кажется как бы погребенною в своем теле, как в могиле. Но когда уничтожено было нечестие язычников и вместо него насаждено и утверждено благочестие, то вместе с тем, как бы пали и самые города их. Или тоже: под городами можно разуметь людей, в которых демоны имеют свое жилище. Не будет также неуместным и то, если под городами мы станем понимать нечестивые храмы идольские.

Погибе память его (их) с шумом

Ибо никто уже не знал, как приносить ему (диаволу) жертву, или вообще как призывать его в молитве. Выражение с шумом значит одно и тоже как и криком, ибо исчезли совершенно взывания демонские среди людей. Или также: с шумом, то есть погиб враг вместе с своею гордостью, или же и с криком жертвенных песней. Речь здесь относится собственно к сатане, он именно называется здесь и нечестивым и врагом, при чем имеется в виду конечно поразить собственно начальника враждебных сил, как бывшего виновным в возмущении и этих самых сил. Но направляясь против него, она поражает вместе и эти последние.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом.

Пророк повествует, каким образом стало быть испровержено нечестие идолослужения: понеже де врагу диаволу оскудели оружия, коими он доселе действовал, и грады, в которых жительствовал, погибли совершенно: понеже Господь силою Своею разорил их, а оружие диавольское притупил, дабы не мог он ни иных вредить, ни себя защищать. Под именем оружий врага диавола должно разуметь различныя коварства его, ухищрения и козни, которыми он действует аки оружием, или аки стрелами разжженными, как святый Апостол Павел нарицает их (Еф. 6:16). Ныне сия оружия врагу оскудеша, понеже людем, вооруженным верою во Иисуса Христа, вредить не могут. В котором разуме привел сие пророческое место святый Антоний в житии преподобнаго Афанасия, желая доказать, что искушения диавольская весьма удобно прогоняются знамением креста Христова. Под именем же градов диавольских должно разуметь людей неверных, в которых диавол свободно царствует. Разрушил Христос грады сии, когда истребил в них идолов: и сие-то назнаменуя, во Евангелии глаголет: егда крепкий вооружився хранит свой двор, во смирении суть имения его: егда же креплий его нашед победит его, все оружие его возмет (Лк. 11:21–22). Когда диавол хранил свой двор, тогда во смирении (в мире) было все имение его. То есть: когда обладал неверными, тогда как бы имением некиим ему принадлежащим пользовался (донележе бо человек пребывает в неверии, дотоле во власти диавола обретается); но разорену бывшу двору, сиречь царству диавольскому чрез Христа, и возсиявшу свету истиннаго Богопознания, неверие исчезло, и диавол вся своя погубил. Ибо не токмо сатанинское царство его стало быть разрушено, но и самая память онаго погибла, – и не просто погибла, но с шумом, каковый бывает, когда великий камень с высокия стремнины обрушится в безмерную глубину вод. Сие же являет, что Бог не тайно то сотворил, но объявил пред всем светом его погибель. Хотя бо весь мир, и самые величайшие цари много наделали шуму, защищая идолов, в которых жил диавол: однако ничего не успели, но чем больше неистовствовали и ярилися, тем больше идолослужение упадало и память его заглаждалася, донележе совершенно исчезла и погибла.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.7   Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом

Ст.7   У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил, погибла память их с ними
 

Св. Златоуст разумеет вообще врага, но другие под врагом разумеют диавола.
Оружиями диавола, – говорит св. Афанасий, – Давид называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость; грады – суть сопротивные силы, которые, подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властию своею уловленных их прелестию. Погибе память его с шумом. Разумеет или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели». «Враг (т.е. диавол) лишился, – говорит бл. Феод., – собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия».

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Врагу́ оскуде́ша oру́жия в коне́ц, и гра́ды разруши́л eси́, поги́бе па́мять eго́ с шу́мом.

Девятый Псалом, довольно обширный по объему (39 стихов), не весь одинаков по содержанию. Первая – бо́льшая половина (стихи: 2–21) имеет характер главным образом хвалебно-благодарственный; вторая половина – сетующе-просительный.
В девятом Псалме, как и в ряде соотносительных других, Псалмопевец созерцает, уже с первых же псалмов Псалтири очерченное, расслоение рода человеческого на праведных и грешных, как и страдает сердцем от того засилья нечестивых и злых, которое постоянно наблюдается в истории людской, а равно и от терпения нищих и убогих. И характеристика этих злых и гордых нечестивцев в данном псалме отличается особенною жизненностью и яркостью. Как, в свою очередь, и помощь обижаемым и защита их от Бога также оттеняются с особенной силой, а грядущий суд Божий изображается так, что его можно сопоставлять и с пророчеством Даниила, и с новозаветными речами о страшном Суде – в Евангелиях и в Апокалипсисе.

«Под именем оружия врага-диавола должно разуметь различные коварства его, ухищрения и козни, которыми он действует, аки оружием, или еще стрелами разжженными, как Святой Апостол Павел их нарицает (Еф.6:16). Ныне сия «оружия врагу оскудеша», ибо людям, вооруженным верою в Иисуса Христа, вредить не могут. В каковом смысле привел сие пророческое место Святой Антоний в житии Преподобного Афанасия, желая доказать, что искушения диавольские весьма удобно прогоняются знамением Креста Христова. Под именем же градов диавольских должно разуметь людей неверных, в которых диавол свободно царствует. Разрушил Христос грады сии, когда истребил в них идолов. Ибо ведь несомненно, что доколе человек пребывает в неверии, дотоле во власти диавола обретается: но разорену бывшу двору, сиречь – царству диавольскому, чрез Христа, и воссиявшу Свету истинного Богопознания, неверие исчезло, и диавол вся своя погубил»... (Ириней).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом

Продолжая речь свою к Мессии – Христу, пророк говорит: «У врага совсем не стало оружия, и города его Ты разрушил, так что погибла и память о них». В этих словах он как бы поясняет, каким образом совершилось поражение дьявола и разрушение идольского нечестия. Оружия, которым доселе действовал враг, у него не стало; и города, в которых он царствовал и в которых жительствовали его споспешники, злые духи, принимавшие служение и поклонение себе от людей, в лице идолов, погибли, совершенно разрушены. Под именем оружий врага-дьявола должно разуметь различные коварства его, ухищрения и козни, которыми он действует, как оружием, или как разжженными стрелами, по выражению св. апостола Павла (Еф. 6:16). Ныне все эти оружия врага оскудели, т.к. не могут уже вредить людям, вооруженным верою в Иисуса Христа. Под именем градов дьявольских должно разуметь людей неверных и нечестивых, в которых дьявол свободно царствует. Христос разрушил эти грады, когда истребил в них идолов; и эту самую истину, желая выяснить в Своей беседе к неверовавшим в Него иудеям, Господь Иисус Христос говорит в Евангелии Своем: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк. 11:21–22). Когда дьявол хранил свой двор, т.е. когда обладал неверными, тогда пользовался ими, как бы принадлежащим ему имением. Когда же пришел Христос Спаситель и воссиял на земле свет истинного Богопознания, тогда неверие исчезло, царство дьявола, или, что то же, грады его, были разрушены. И не только сатанинское царство разрушено, но и самая память его погибла, погибе с шумом. Это значит, что не тайно или сокровенно, но в виду всего света совершилась эта погибель. Потому что хотя и весь мир, хотя и самые могущественные цари отстаивали идолопоклонство и защищали идолов, в которых жил дьявол, однако все они не имели успеха, и чем больше неистовствовали, воздвигая гонения против Христа и веры христианской, тем скорее упадало идолослужение и заглаждалась память о нем до тех пор, пока совершенно исчезла и погибла.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible