Скрыть
Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой

Другой переводчик (Акила) говорит: будет сидеть; сидение часто употребляется в смысле неизменяемости существа Божия, как и Иеремия го­ворит: «Ты, Господи, пребываешь во веки» (Плач.5:19). Тоже выражает здесь и еврейское слово: иисив. Пророк часто говорит это при изобра­жении наказания людей, выражая с одной стороны бессмерт­ность существа Божия, а с другой – смертность человеческого рода. Существо и величие Божие не имеют конца. Это, будучи непрестанно напоминаемо, внушает нам страх, чтобы мы боя­лись Бога и по той, и по другой причине: и по причине вели­чия Его славы, и по причине ничтожества нашего собственного существа, и потому, что Он пребывает вечно, и потому, что Он наказывает вечно и ужасно. Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания) подразумевать нечто дру­гое, а иногда нужно понимать их только так, как они ска­заны, например: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны, на­пример: «любезною ланью и прекрасною серною, любовью ее услаждайся постоянно; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим: источник твой да будет благословен» (Притч.5:17-19). Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных вы­ражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно – не да­вать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» и «ланью», по причине чистоты супружеского сожи­тия. Здесь – так, а в других местах нужно принимать и са­ми слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл,– например, в словах: «как Моисей вознес змию» (Ин.3:14). Здесь надобно верить, что это было, – а было действительно, – и разуметь выражаемый этим прообраз Христа. Так и здесь не погрешит тот, кто отнесет сказанное псалмопевцем к иудеям. «Воссел на престол Судящий по правде. Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века. У врага совершенно истощилось оружие, и города Ты разрушил: погибла память о нем с шумом».

Всей вселенной известны бедствия распявших Христа: города их разрушены, и диавольские ухищ­рения остались тщетными, действием промышления Христова, управляющего всем. Впрочем, оставим делать такие приложе­ния любознательным и продолжим объяснение сказанного. «Приготовил Он для суда престол Свой». Другой переводчик (Акила) говорит: утвер­дил на суд.

Беседы на псалмы. На псалом 9

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-9 Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

«Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси». Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшагося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: «явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце» и т.д. (Тит.2:11). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: «аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» (Рим.6:5); и еще: «аще же умрохом, и живи будем». Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.

«Погибе память его с шумом». «И Господь во век пребывает». Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: «с шумом», взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорить Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.

«Уготова на суд престол Свой». «И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте». Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.

Евфимий Зигабен (†1118)

И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой

И Господь во век (вечно) пребывает

А Господь, говорит, для уверовавших в Него язычников, останется Господом до конца времен; но здесь также раскрывается и непреложность благочестия принявших веру Христову и незыблемость самой Церкви христианской.

Уготова (приготовил Он) на суд престол свой

Немного выше сказав о вознесении от нас Спасителя в настоящей жизни, пророк намекает теперь на будущее всеобщее и последнее страшное пришествие Его, когда Он воздаст каждому по делам его. Выражение уготова употреблено здесь человекообразно.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой:

Господь Иисус Христос, по окончании подвига с диаволом и по воскресении Своем из мертвых, сказал ученикам, а в лице их и всем верным: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18). Пророк, предвидя сие духом, присвояет здесь Христу неограниченную власть Судии, имеющаго судить не токмо диавола и врагов Своих, но и всех людей сущих во вселенней, праведно воздая комуждо по делом его. Зри здесь премудрость Пророка, како глаголет и о настоящих и о будущих. О настоящих: запретил еси языком, и погибе нечестивый; о будущих: уготова на суд престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду. Сие же глаголет того ради, дабы неверующие будущим взяли доказательство от настоящих, и тако не были бы неверни, но верни. Чего же ради глаголет: судити имать вселенней в правду, когда многие находятся цари и судии в мире, хотя и неверные, но судящие в правду, то есть, любящие правосудие? Вина есть сия, что они не по всему судят в правду, – хотя бы в прочем и справедливы были, – ово по незнанию, ово по нерадению, ово по общей всем смертным слабости. Господь же чужд всего сего, яко и хотяй и ведый праведно судити всех.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой: и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех

В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту

В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 И Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

Враг человеческого рода побежден, и память идолослужения бесовского исчезла и погибла с шумом, а Господь Иисус Христос пребывает во век, потому что Ему, как Сыну Божию, от Отца «предана власть на небеси и на земли» (Мф. 28:18). В пророческом духе, предвидя будущие отдаленные времена второго пришествия Христова, пророк присваивает Христу неограниченную власть Судии, имеющего судить не только дьявола и врагов Своих, но и всех людей во всем мире, по всей вселенной, праведно воздавая каждому по делам его. И хотя между царями и судьями земными бывают судьи справедливые, любящие правосудие, но их суд не всегда бывает судом праведным, иногда по неведению, иногда по нерадению, по свойственной людям ошибочности и погрешительности суда. Господь же, как Бог Всеведущий, Всеблагий и Премудрый Судия, чужд всех этих недостатков человеческого суда, и потому Его суд праведный, Он судити имать людем в правоте.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible