Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 10:11
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Амвросиаст (†IVв.)
- Констанций из Аквилеи (†450)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится
Но дабы не сказали, что он проповедует новую веру от ума своего, привел свидетельство из Писания, говорящаго: всякий верующий в Него не постыдится (Ис. 28:16).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 11-13 Глаголет бо Писание: всяк веруяй в Онь не постыдится. Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину: той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется
Потом, так как (апостол) сказал нечто важное, он опять удостоверяет в этом Писанием. Глаголет бо Писание, - говорит он: всяк веруяй в Онь не постыдится. Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину: той бо Господь всех, богатяй во всем и во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (ст. 11-13). Замечаешь ли, как (апостол) приводит свидетельства о вере и о исповедании? Когда говорит: всяк веруяй, указывает на веру, а когда говорит: всяк, иже аще призовет, разумеет исповедание. Потом, снова возвещая общность благодати и низлагая надменность иудеев, (апостол) в кратких словах напоминает о том, что выше доказывал пространно, и опять подтверждает, что нет разности между иудеем и необрезанным. Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину, - говорит он. И что выше, когда доказывал это, говорил об Отце, то говорит здесь о Христе. Как выше, раскрывая тоже самое, сказал: или иудеев Бог токмо, а и не языков? Ей и языков, понеже един Бог (Рим. III, 29 и 30), так и здесь говорит: той бо Господь всех, богатяй во всем и во всех призывающих Его. Видишь ли, как (апостол) доказывает, что Бог сильно желает нашего спасения, так что считает его даже Своим богатством. Потому иудеи и ныне не должны отчаиваться и думать, что они не могут быть прощены, хотя бы и пожелали покаяться. Считающий наше спасение Своим богатством не перестанет обогащаться, так как и изливать дар на всех для Него также есть обогащение. А так как иудеев особенно смущало то, что прежде они пользовались преимуществом пред всем человеческим родом, а теперь ради веры низвергаются с их престола и не имеют никакого преимущества пред остальными, то (апостол) неоднократно делает указания на пророков, которые предвещают им о таком равенстве. Всяк бо веруяй в Онь, - сказано, - не постыдится, и еще: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. И чтобы не было возражений, в том и другом месте поставлено слово: всяк.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 11-13 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется
Богатством Божиим Апостол назвал спасение людей, ибо знал человеколюбие Владыки. И свидетельства весьма близко приноровил к сердцу и языку; к сердцу сие: Всяк веруяй в Онь, не постыдится (всякий, верующий в Него, не постыдится.); а к языку сие: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется). Потом учит, что иудеи добровольно лишили себя спасения, не восхотев принять возвещенную им проповедь. Но не произносит обличения ясно, а употребляет иной способ речи.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 11-13 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется
Сказав, что сердцем веруют, а устами исповедуют, приводит из Писания свидетельства о вере и исповедании или призывании. Когда говорит: всякий верующий, указывает на веру, оправданный которой не будет постыжен; а когда говорит: всякий, кто призовет, указывает на исповедание, соделывающее спасение. Итак, теперь всякий, иудей ли или язычник может быть принят Богом. Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его, иначе сказать: это царь, богатый золотом и серебром. Посему, если богатство Его составляют самые верующие, то не отчаивайся, думая, что согрешил так, что не можешь быть прощен. Он примет тебя, чтобы и тебя сделать участником в Своем богатстве.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Глаголет бо Писание: всяк веруяй в Онь не постыдится
И потому еще счел нужным Апостол привесть особые свидетельства о вере и исповедании, чтоб показать, что блага веры простираются на всех людей без исключения. Почему в обоих текстах направляет внимание на: всяк, — и притом особо прилагает и толкование сему слову: несть бо разнствия (10, 12). В предыдущих местах он доказывал неразумие ревности иудейской по законе из того, что те же Писания, кои о законе учат, говорят потом, что вся сила в вере, которую имеющий и весь закон исполненным имеет. Но там внимание было ограничено одними иудеями, как и самый предмет того требовал. Прослушав сказанное, иудеи могли сказать: хорошо; видим, что неразумно уклоняться от веры из-за закона, веруем. Но зачем приводятся и язычники?! Апостол отвечает: затем, что сила веры и исповедания не стесняется плотским происхождением: она на всех простирается и всех без различия обогащает. Не в роде сила спасения, а в вере. Кто ни будь, только веруй — и спасешься. Смотри, что говорит Писание: всяк веруяй в Онь не постыдится, — и не сомневайся в истине слов моих.
О какой здесь говорится вере?! В кого это предлагается веровать? Во Христа Господа. Приведенные слова взяты из того места у пророка Исаии, где он говорит от лица Господа: се Аз полагаю в основание Сиону камень многоценен, честен, и веруяй в Онь не постыдится (ср.: Ис. 28, 16). А под сим камнем, с того времени, как изошло из уст Пророка слово о нем, до наших дней, все, и иудеи, и христиане, не другого кого разумеют, как Христа Господа. Он один лежит в основании духовного Сиона — Святой Божией Церкви, которая, утверждаясь на Нем, стоит прочно и простоит непоколебимо до скончания века. Кто верует в Него, не постыдится. В чем не постыдится? В надеждах своих; ибо несомненно получит то, что ожидает от веры сей. А ожидает он чего? Спасения, как в сем веке, так и в будущем. В сем еще веке, в самом начале, в крещении, получает всякий прощение грехов, новую жизнь и благодать Святого Духа, освящающую и укрепляющую, которая служит и залогом того, что и в будущем веке благо будет тому, кто прилепляется к Господу верою. Амвросиаст пишет: «когда в день суда начнется испытание всех дел, бывших на земле, и всякие ложные догматы и учения будут посрамлены, тогда верующие во Христа возликуют, видя, как пред всеми явно откроется, что то, во что они веровали, истинно есть и, что почиталось буйством, разумно. Ибо увидят, что между всеми прочими они только славны и разумны, быв дотоле почитаемы буиими и презренными. Ибо там и решительная проба дел, где присуждение награды или наказаний».
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится
Пусть Израиль не считает собственным благом спасение верой, ибо всякий, кто, как сказано, призовет имя Господне, спасется, будь он иудей или эллин, раб или свободный (см. Иоил. 2:32; Зах. 13:9; Деян. 2:21). Бог всяческих спасает без различия, потому что все - Его. Поэтому мы говорим, что Христос - глава всему (см. Еф. 1:10).
Фрагменты
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится
Когда в Судный день все будет испытано и все ложные мнения и учения будут отвергнуты, тогда возрадуются верующие во Христа, видя, что всем открылось, что то, во что они верили, - правда; что считалось безумным - мудро. Они воззрят на других и увидят, что они - те, кого считали жалкими и безумными, - явились во славе и мудрости. Это истинное испытание, где раздаются награды и осуждения (см. Мф. 12:36-37).
Констанций из Аквилеи (†450)
Комментарии на Послание к Римлянам
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Преткновение
Священное Писание говорит, что все верующие получают оправдание и спасение. Но это не было бы истинно, если бы одной веры было недостаточно для оправдания и спасения. Цитаты из Писания такие: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян.10:43). Оправдывается Им всякий верующий (Деян.13:39). Всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим.10:11). Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1Ин.5:1). Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк.7:50). Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин.3:36).
Исправление претыкающимся
Отвечаем первое. Необходимо знать, что хотя в некоторых местах Священного Писания вспоминается одна вера, но не одна она спасает. Так и некоторые добродетели иногда вспоминаются одни, но не одни они спасают, например: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). Здесь вспоминаются только любовь, но без веры она не спасает. Милостыня от смерти избавляет (Тов.12:9), – но без веры этого не делает. Ибо мы спасены в надежде (ѹ҆пова́нїемъ – надеждой) (Рим.8:24), – однако одна надежда без веры спасти не может. Он спас нас… банею возрождения (то есть Крещением) (Тит.3,5). Но и Крещение без веры не приносит никакой пользы. Видишь ли, что только некоторые отдельные добродетели вспоминаются необходимыми для спасения, но одни не спасают? То же подобает сказать и о вере в деле спасения. Хотя в некоторых местах Священного Писания и вспоминается одна вера, но спасает не одна.
Спросишь. Почему апостол чаще вспоминает именно веру, а не иные добродетели, необходимые для оправдания и спасения?
Отвечаем. Потому что вера есть начало и основание оправдания и спасения. Отсюда Бог начинает (строить – Примеч.) духовное здание в человеческой душе. Отсюда начинает врачевать греховную болезнь. Отсюда начинает упорядочивать ниву человеческого сердца. Отсюда начинает открывать путь к пристанищу спасения. Поэтому апостол чаще вспоминает веру, чем иные добродетели. Не потому, что вера оправдывает и спасает одна, без добрых дел, но потому, что вера является началом и основанием всего душеспасительного здания. А есть обычай вспоминать в каком-либо деле самое главное, хотя и не оно одно является причиной дела, но вместе с ним существуют и другие причины.
Например, царь воюет с другим царем и побеждает его. Победа приписывается царю. И говорим: Этот царь победил того, хотя он победил не один, а с воинством. Так написано во Второй книге Царств: И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее (2Цар.12,29).
Здесь пленение города Раввы приписывается одному Давиду, хотя он и не один пленил город, а с воинством. Но почему так? Потому что Давид является основанием и началом этой брани. Он собрал людей, он воздвиг их на брань, он воодушевил воинство, он обещал воинству награду и победные почести за труды. Нечто подобное совершается и в деле спасения. Послушаем Христа Спасителя нашего о том, что вышний град Иерусалим берется усилием: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11,12). Вера твердо внимает этим словам Христовым, зная, что это сказал Тот, Который не может обмануть, поэтому хочет получить этот город вышний Иерусалим. Что же она делает? Видит, что одна она не сможет, так как: Не всякий, говорящий…: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю (Божию) (Мф.7,21). К тому же слышит от Христа: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17). И не сказал Христос, что верующие восхищают этот град, но сказал: употребляющие усилие восхищают (Мф.11,12). Все это вера принимает к сведению. А еще слышит и от апостола Павла: Если имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1Кор.13, 2). Рассудив обо всем этом, вера не уповает на одну свою силу, но, во-первых, просит помощи у Бога. Затем, как некое воинство, она воздвигает на брань другие добродетели, и поощряет их ко взятию города обещанием неизреченных и вечных Небесных радостей. И таким образом вера с помощью Божией и при содействии других добродетелей восхищает этот вышний город Иерусалим. Такая победа приписывается вере не потому, что она победила одна, но потому, что она стала началом и основанием брани, борьбы и победы, ибо если бы вера не начала, то никакая добродетель не совершила бы подвиг.
Отвечаем второе. В этих словах Писания, приведенных в этом 12 преткновении: всякий… верующий… не умрет (Ин.11:26) оправдывается… всякий верующий (Деян.13:39), – и еще: всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим.10:11), – это общее слово всякий относится ко всему человеческому роду и означает, что у Бога нет лицеприятия, но всякий человек, иудей ли, еллин ли, варвар ли, словом, всякий, может спастись верой во Христа, по слову: Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог (Рим.3,29-30). Поэтому этим словом всякий показывается открытый путь ко спасению всему миру: иудеям, еллинам, варварам, а не только одному народу, как это было по закону Моисея. Ибо так Павел толкует эти слова [пророка] Исаии: всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим.10:11). И сразу добавляет: Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его (Рим.10:12). И по этой причине апостол многократно вспоминает это слово всякий, желая научить иудеев, что благодать Божия принадлежит не им одним, но она общая для всех народов.
Отвечаем третье. Если противники утверждаются на этих общих словах: всякий верующий в Него, не погиб (Ин.3:16); оправдывается… всякий верующий (Деян.13:39); всякий, верующий… не постыдится (Рим.10:11), – то мы, в противовес помещаем подобные им общие слова.
О любви. Всякий любящий рожден от Бога (1Ин.4:7).
О смирении. Всякий… унижающий себя возвысится (Лк.18:14).
О молитве. Всякий просящий получает (Лк.11:10).
О призывании. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13).
О послушании. Христос… сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр.5,5-9).
Из всех этих общих фраз рассудим об одной, например, этой: всякий просящий получает (Лк.11:10). И спросим противника: подобает ли дополнительно к молитве иметь и другие добродетели, если желаем молитвой что-то получить от Бога, или достаточно одной молитвы без всяких добродетелей для умилостивления Владыки? Если скажет, что достаточно только молитвы для умоления (Бога – Примеч.) без всяких добродетелей, то скажет явную ложь, так как Сам Христос говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего (Мф.7,21). И у пророка Исаии в 1 главе: И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис.1,15). Если же противник скажет, что дополнительно к молитве подобает иметь и прочие добродетели, такие как веру, смирение, покаяние, любовь, надежду и прочие, то спросим его еще: почему же это общая фраза: всякий просящий получает (Лк.11:10), – ничего не вспоминает о других добродетелях? Здесь противник или будет безответен, или скажет, что эта общая фраза: всякий просящий получает (Лк.11:10), – требует толкования, то есть всякий просящий получает (Лк.11:10), если он достоин, богоугоден, если не являются препятствием его лукавые дела, а более всего, если он имеет несомненную веру, ибо Христос говорит: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк.11:24). А еще дополнительно к молитве нужно прощать грехи ближним, ибо там же Христос говорит: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк.11:25). Так ли, противник? Почему же общая фраза: всякий просящий получает (Лк.11:10), – ничего об этом не вспоминает? Если это так, то и мы подобным образом толкуем это общую фразу: всякий верующий спасется, всякий верующий оправдается, то есть если будет иметь не только веру, но и прочие добродетели, необходимые для спасения.
Отвечаем четвертое. Эту фразу: всякий верующий спасется можно изменить в равносильное выражение: никто из неверующих не спасется или: никто без веры не спасется. Дадим, например, такой образец. Если бы в каком-либо городе был только один учитель грамматики и если бы кто-нибудь сказал: «Все в этом городе учатся грамматике у него». Эта фраза означает не то, что (вообще – Примеч.) все жители этого города учатся у него грамматике, ибо многочисленные простолюдины и ремесленники в этом городе и не помышляют о грамматике. Но эта фраза означает то, что никто не учится без него. Подобным образом фраза: всякий верующий спасется, – означает, что никто без веры не спасется, ибо по слову апостола: без веры угодить Богу невозможно (Евр.11,6).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-13 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется
И Ветхий Завет устами пророков (Ис 28:16 и Иоил 2:32) выражал убеждение в том, что окончательное спасение все люди получат только через веру и молитву, с которою нужно обращаться к Единому Господу всех - Иисусу Христу, Который, как сказано выше, есть благословенный Бог (9:5).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Рим. 10:5
священник Николай Рудинский (†1937)
Приведенные слова взяты Апостолом из того места пророка Исайи, где он говорит от лица Господа: аз полагаю в основание Сиону камень многоценен, честен, и веруй в он не постыдится (Ис. 28:16). Под камнем ясно разумеется Иисус Христос. Он один лежит в основании духовного Сиона – Святой Божьей Церкви, которая, утверждаясь на Нем, стоит непоколебимо. Всякий, кто верует в Него, не постыдится в своих надеждах на спасение ни в этой, ни в будущей жизни.