Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их

Но говорю (спрашиваю): разве не слышали Евреи? - Напротив, - ибо по всей земле прошел голос Апостолов (Пс. 18:5).

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-20 Но глаголю: еда не слышаша; Темже убо, во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Но глаголю: еда не разуме Израиль; Первый Моисей глаголет: Аз раздражу вы не о языце, но о языце неразумне прогневаю вас. Исаиа же дерзает и глаголет: обретохся не ищущым Мене, явлен бых не вопрошающым о Мне

Итак, доказав, что должно верить пророкам, которые всегда говорят не свое, но Божие, и что не нужно искать ничего больше слышания, (апостол) излагает уже то возражение, о котором я упоминал, и говорит: но глаголю: еда не слышаша (ст. 18)? (Апостол) спрашивает: что же из того, если проповедники были посланы и проповедовали то, что им повелено было, ведь иудеи не слышали? Потом со всею полнотою предлагается решение возражения. Темже убо во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Что ты говоришь, спрашивает (Павел), неужели они не слышали? Но услышала вселенная, услышали все пределы земные, а вы, у которых проповедники провели столько времени и от которых они произошли, неужели не слышали? Возможное ли это дело? Если услышали пределы вселенной, тем более вы. Потом опять новое возражение. Но глаголю: еда не разуме Израиль (ст. 19)? А если иудеи, хотя и слышали, но не поняли сказанного, не узнали, что посланные были те самые проповедники, то не заслуживают ли они извинения ради такого неведения? Нимало. Исаия ведь указал признаки проповедников, сказав: коль красны ноги благовествующих мир (Ис. 52:7). А прежде Исаии изобразил их Сам Законодатель, почему (апостол) и присовокупил: первый Моисей глаголет: аз раздражу вы о не языце, о языце неразумне прогневаю вас. Таким образом должно было узнать проповедников не только потому, что иудеи не уверовали, что проповедники благовествовали мир и возвещали о благах и что слово сеялось повсюду во вселенной, но и потому, что удостоены были большей чести те, которые ниже иудеев, то есть язычники. Язычники неожиданно стали любомудрствовать о том, чего никогда не слышали ни сами они, ни предки их. Это было знаком высокой чести, которая должна уязвлять иудеев, побуждать их к соревнованию и приводить на память пророчество Моисея - раздражу вы, о не языце. Не только величие чести достаточно было к тому, чтобы подвигнуть иудеев к соревнованию, но и то, что народ, удостоившийся ее, был настолько низок, что не достоин был и названия народа. Аз раздражу вы о не языце, - сказано,- о языце неразумне прогневаю вас. Что было неразумнее и ниже язычников? Посмотри, как Бог заранее дал иудеям признаки и ясные знамения всех этих времен, чтобы отверзть слепоту их. При том это происходило не в тесном углу, но на суше и море, и всюду во вселенной; тех, кого иудеи прежде презирали, они увидели обладателями бесчисленных благ. Итак, следовало понять, что это тот самый народ, о котором говорит Моисей: раздражу вы о не языце, о языце неразумне прогневаю вас. Но один ли Моисей сказал это? Никак, но и после него то же подтвердил Исаия. Потому Павел и сказал: первый Моисей, показывая, что есть и второй, говорящий о том же самом яснее и внятнее. И как выше сказал: вопиет Исаия, так и здесь: Исаия же дерзает и глаголет (ст. 20). Это значит, что Исаия старался и употреблял все меры к тому, чтобы не выразиться темно, а представить дело пред взорами нашими во всей наготе, предпочитая лучше подвергнуться опасности за то, что сказал ясно, нежели, заботясь о собственном спасении, оставить вам какой-нибудь предлог к извинению; и хотя пророк и не обязан был говорить об этом так ясно, однако же он, чтобы совершенно заградить вам уста, обо всем предсказывает вполне ясно и определенно. О чем же - обо всем? И о вашем падении, и о введении язычников, говоря так: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне. Кто же эти не искавшие и не вопрошавшие? Очевидно, что не иудеи, а язычники, которые никогда не знали Бога. Как Моисей отличительный их признак выразил словами: о не языце, и: о языце неразумне, так и Исаия изображает здесь то же их свойство - незнание в крайней степени. Это и было самым важным обвинением для иудеев, что не искавшие нашли, а искавшие потеряли.

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 18-19 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. 

И сие также должно читать, как вопрос; и потом, как ответ: Темже убо во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18:5). Возможно ли было не слышать иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: Идите паче ко овцам погибшым дому Израилева (Мф.10:6); и в Деяниях Апостольских сказано: Вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян.13:46). И божественный Апостол удержал тот же образ речи, вопросами и ответами придавая более ясности слову. Ибо опять должно читать, как вопрос:

Но глаголю: еда не разуме Израиль?
А следующее за сим, как ответ:

Первый Моисей глаголет: аз раздражу вы не о языце, но о языце неразумне прогневаю вас. (Втор.32:21)
Неразумными же назвал Моисей нас, показывая наше неблагоразумие до веры. Ибо сие сказал и божественный Апостол: Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прельщени, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы суще и ненавидяще друг друга (Тит.3:3). Сим преимущественно огорчил иудеев Бог, ибо не так прискорбны для них рабство, рассеяние и запустение храма, как благочестие и знаменитость язычников.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их

Кто-нибудь мог спросить: что же из того для иудеев, если благовестники были посланы, а иудеи не слышали? Апостол отвечает: вся вселенная слышала; как же не слышали те, у которых апостолы провели столько времени и от которых произошли? Возможное ли это дело?

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Но глаголю: еда не слышаша? Темже убо напротив во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их

Доказал Апостол, что есть проповедники посланные и что все, основываясь на пророческом о них предсказании, должны были признать их таковыми и потому послушаться их, ничего от них не требуя, кроме того, что они делали, то есть кроме возвещания глагола Божия. Отсюда само собою следовало, что если есть неверующие, то вина не в недостатке проповеди и проповедников, а в упорном неверии слышащих. Это наведение оставляет Апостол сделать иудеям, а сам снова обращается к изысканию того, чем бы еще можно было извинить их неверие. Но может быть, говорит, они не слыхали. Если не слыхали, то, конечно, не виноваты в неверии: ибо как можно веровать в то, о чем не слышишь? Но дело не так есть: нельзя сказать, что они не слыхали. Как им не слышать, когда вся вселенная слышала вещание их? Святой Златоуст говорит на это место: «Апостол спрашивает: что же из того, ежели проповедники были посланы и проповедовали то, что им повелено было, но иудеи сего не слыхали? И за сим дает самое достаточное решение возражения: напротив, во всю землю изыде вещание их и прочее. Что ты говоришь, спрашивает Павел, они не слышали? Слышала вселенная, слышали все пределы земные. Как же не слыхать вам, у которых проповедники столько провели времени и от которых они произошли? Возможное ли дело? Ежели слышали пределы вселенной, тем более вы». — Продолжим эту речь словами блаженного Феодорита. «Возможно ли было не слышать иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: идите паче ко овцам погибшим дому Израилева (ср.: Мф. 10, 6); и в Деяниях Апостольских сказано: вам бо лепо первее глаголати слово Божие (ср.: Деян. 13, 46)».

Пророческое слово взято из псалма (см.: Пс. 18, 5). Святой пророк Давид в том псалме сначала изображает, как небеса проповедуют о славе Божией, — о премудрости, благости и всемогуществе, творчестве и промышлении Бога беспредельного, и как такая проповедь всюду слышится и всем понятна, так что ее слышат все люди, и все, перенимая сию проповедь небес, повторяют ее на своем языке. Затем присовокупляет, что милостивый Бог не ограничился одним этим возвещением о Своей славе, но, при сей безмолвной проповеди о ней от лица тварей, даровал нам еще и словесное откровение — закон, оправдания, заповеди, судьбы, которые вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и coтa (Пс. 18, 11). Если таким образом Пророк откровением в творении наведен был на мысль о лучшем откровении чрез слово; то ничего нет дивного, что сквозь то и другое, тогда бывшее пред лицом его откровение, он пророческим духом своим прозревал и будущее высшее откровение в имевшем прийти обетованном Избавителе, — что дивного, что в солнце, исходящем на востоке, яко жених от чертога своего (см.: Пс. 18, 5 — 6), и потом, яко исполин, совершающем течение свое до запада, он прозревал Солнце правды, Христа Бога нашего, чрез проповедь Апостольскую имевшего обходить всю вселенную, начиная с востока, чтобы всех согреть теплотою Своею и просветить светом Своим, — и что, когда слышал он, как на всех языках повторяется слава Божия, возвещаемая творением, то в то же время слышалась ему и та проповедь, которую имели пронести на всех языках, по всему миру Апостолы? Что прозревал дух пророческий сокровенно, то узрел и уразумел дух Апостольский и возвещает теперь всем явно, как пророчество: во всю землю изыде вещание их.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их

Иудеи слышали, но не захотели поверить. И хотя вера бывает от слышания, встречаются и такие, которые слышат и не верят. И они слышат и не понимают, потому что сердце их ослеплено злом (см. Ис. 6:10; Ин. 12:40)… Если голос Евангелия прошел по всей земле, то не могли иудеи не слышать проповедь апостолов, так что никто из них не может быть прощен в грехе неверия.

Комментарии на Послание к Римлянам

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о предании

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим.10:14). Здесь явственно видишь, противник, что вера может утвердиться от одной проповеди, без Священного Писания. Поэтому немного ниже, в стихе 17, Павел говорит: Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. (То есть проповеданного, ибо об этом здесь речь Павла.) Поэтому и добавляет: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Рим.10,17-18). Но вы, противники, глухи и их не слышите, тогда хотя бы прочтите и умудритесь.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их

В Пс XVIII (ст. 5) говорится прежде всего об откровении Божием в природе, но Апостол имел полное основание приложить эти слова и к откровениям Божиим вообще, след., и к новозаветной проповеди о спасении.

См. также Толкование на Рим. 10:14

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 14-18 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Ис.52:7.) Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? (Ис.53:1.) Итак, вера - от слышания, а слышание - от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Пс.18:5).

     Раскрывши обстоятельства, которые могут содействовать убежденному принятию веры Христовой, Апостол указывает на существование их в Христианстве и в частности показывает, что здесь имеются такие же Богоизбранные проповедники Божественного учения, какие были в Ветхом Завете в лице святых пророков, которым Евреи так же часто не внимали, как они не внимают благовестию Апостолов. Последняя мысль не высказывается прямо, но она непосредственно вытекает из слов 17 стиха и живого приложения к Апостолам слов 18 псалма: во всю землю изыде вешание их..., всегда относившихся Церковию к святым Апостолам, хотя непосредственно они относятся к небесам, поведающим славу Божию.

     Пророчество же Исаии о быстротечных ногах, благовествующих мир, относится к Апостолам непосредственно, так как в пророчестве далее говорится о воцарении Господа и о распространении Божественного спасения по всей вселенной (Ис.52:10). «Видишь ли, говорит святой Иоанн Златоуст, как самым образом проповеди Апостол доказывает, что они проповедники (предвиденные и посланные). Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками... Итак, ежели спасение зависит от призывания, призывание от веры, вера от слышания, слышание от проповедования, а Апостолы были посланы и проповедовали, – то явно, что неверие есть собственная вина Иудеев, а со стороны Божией все сделано»... «Иудеи опять делают новое возражение, говоря: ежели Апостолы были посланы от Бога, то надобно, чтобы все их послушались... И о сем издревле предсказал пророк. Что говорите вы, спрашивал он, то ли, что не вcu послушаша благовестия? Но Исаия давно предсказал и сие; вернее же он предсказал не это одно, но гораздо большее. И что же именно? Господи, кто верова слуху нашему» (т. е. очень не многие). Но как Иудеи непрестанно искали чудес, желали видеть воскресение и много было таких, которые с жадностию сего домогались, то Апостол говорит: слух же глаголом Божиим. Проповедники не свое говорили, а возвещали слышанное от Бога. Это гораздо выше чудес. Богу, когда говорит Он и когда чудодействует, равно должно верить и повиноваться, потому что дела и чудеса производятся словом Его». Но может быть, хотя слово Господне возвещалось, но Евреи не слышали его? Объясняя Апостольский на это ответ, данный в сравнительных словах псалмопевца: во всю землю изыде вешание их, блаженный Феодорит замечает: «возможно ли было не слышать Иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: идите паче к овцам погибшим дома Израилева (Мф.10:6); и в Деяниях Апостольских сказано: вам бо лепо первее глаголати слово Божие (Деян.13:46)». Остается предположить еще, что Евреи слышали Евангельскую проповедь, но не поняли, не восчувствовали ее. И с этой стороны, как явствует из дальнейшего, не могли иметь они оправдания, так как они все знали и понимали в Христианстве, но упорствовали.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

Как же они могут сказать, что не слышали, когда вся вселенная слышала вещание Апостолов? Иудеям первым было возвещено Евангелие, ибо и Сам Господь сказал Апостолам: Идите паче ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10:6), и в Деяниях апостольских сказано: Вам (иудеям) первым надлежало быть проповедану слову Божию (Деян. 13:46). Это фактический ответ на предложенный вопрос – какой ответ пророческий? Пророческий взят из 18-го псалма, в котором пророк Давид изображает, как Господь открывает Свои славу, премудрость, благость, всемогущество и промышление в видимой природе и в словесном откровении – в законе и заповедях. Естественные откровения славы Божьей так разительны и непреложны, что возвещаются по всей вселенной, и нет никого, кто бы не слышал их голоса. Этим указанием на откровение в творении (в тварном мире) пророк наведен был на мысль о лучшем откровении – через слово, в чем Апостол видит пророчество о новозаветных откровениях, которые слышатся повсюду.

Но быть может в извинение неверия иудеев возможно сказать, что они не поняли значения настоящего времени, того, что в нем исполняется все предсказанное пророками, все обетованное Богом, как и Спаситель их укорял, что лице неба они умеют распознавать, будет ли вёдро, или ненастье, а знамений времен не могут (см. Мф. 16:3)? Или когда оплакивая судьбу Иерусалима, Он говорил, что народ не разумел времени посещения Его (см. Лк. 19:42-44)?

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible