Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 10:18
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их
Но говорю (спрашиваю): разве не слышали Евреи? - Напротив, - ибо по всей земле прошел голос Апостолов (Пс. 18:5).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 18-20 Но глаголю: еда не слышаша; Темже убо, во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Но глаголю: еда не разуме Израиль; Первый Моисей глаголет: Аз раздражу вы не о языце, но о языце неразумне прогневаю вас. Исаиа же дерзает и глаголет: обретохся не ищущым Мене, явлен бых не вопрошающым о Мне
Итак, доказав, что должно верить пророкам, которые всегда говорят не свое, но Божие, и что не нужно искать ничего больше слышания, (апостол) излагает уже то возражение, о котором я упоминал, и говорит: но глаголю: еда не слышаша (ст. 18)? (Апостол) спрашивает: что же из того, если проповедники были посланы и проповедовали то, что им повелено было, ведь иудеи не слышали? Потом со всею полнотою предлагается решение возражения. Темже убо во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Что ты говоришь, спрашивает (Павел), неужели они не слышали? Но услышала вселенная, услышали все пределы земные, а вы, у которых проповедники провели столько времени и от которых они произошли, неужели не слышали? Возможное ли это дело? Если услышали пределы вселенной, тем более вы. Потом опять новое возражение. Но глаголю: еда не разуме Израиль (ст. 19)? А если иудеи, хотя и слышали, но не поняли сказанного, не узнали, что посланные были те самые проповедники, то не заслуживают ли они извинения ради такого неведения? Нимало. Исаия ведь указал признаки проповедников, сказав: коль красны ноги благовествующих мир (Ис. 52:7). А прежде Исаии изобразил их Сам Законодатель, почему (апостол) и присовокупил: первый Моисей глаголет: аз раздражу вы о не языце, о языце неразумне прогневаю вас. Таким образом должно было узнать проповедников не только потому, что иудеи не уверовали, что проповедники благовествовали мир и возвещали о благах и что слово сеялось повсюду во вселенной, но и потому, что удостоены были большей чести те, которые ниже иудеев, то есть язычники. Язычники неожиданно стали любомудрствовать о том, чего никогда не слышали ни сами они, ни предки их. Это было знаком высокой чести, которая должна уязвлять иудеев, побуждать их к соревнованию и приводить на память пророчество Моисея - раздражу вы, о не языце. Не только величие чести достаточно было к тому, чтобы подвигнуть иудеев к соревнованию, но и то, что народ, удостоившийся ее, был настолько низок, что не достоин был и названия народа. Аз раздражу вы о не языце, - сказано,- о языце неразумне прогневаю вас. Что было неразумнее и ниже язычников? Посмотри, как Бог заранее дал иудеям признаки и ясные знамения всех этих времен, чтобы отверзть слепоту их. При том это происходило не в тесном углу, но на суше и море, и всюду во вселенной; тех, кого иудеи прежде презирали, они увидели обладателями бесчисленных благ. Итак, следовало понять, что это тот самый народ, о котором говорит Моисей: раздражу вы о не языце, о языце неразумне прогневаю вас. Но один ли Моисей сказал это? Никак, но и после него то же подтвердил Исаия. Потому Павел и сказал: первый Моисей, показывая, что есть и второй, говорящий о том же самом яснее и внятнее. И как выше сказал: вопиет Исаия, так и здесь: Исаия же дерзает и глаголет (ст. 20). Это значит, что Исаия старался и употреблял все меры к тому, чтобы не выразиться темно, а представить дело пред взорами нашими во всей наготе, предпочитая лучше подвергнуться опасности за то, что сказал ясно, нежели, заботясь о собственном спасении, оставить вам какой-нибудь предлог к извинению; и хотя пророк и не обязан был говорить об этом так ясно, однако же он, чтобы совершенно заградить вам уста, обо всем предсказывает вполне ясно и определенно. О чем же - обо всем? И о вашем падении, и о введении язычников, говоря так: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне. Кто же эти не искавшие и не вопрошавшие? Очевидно, что не иудеи, а язычники, которые никогда не знали Бога. Как Моисей отличительный их признак выразил словами: о не языце, и: о языце неразумне, так и Исаия изображает здесь то же их свойство - незнание в крайней степени. Это и было самым важным обвинением для иудеев, что не искавшие нашли, а искавшие потеряли.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
ст. 18-19 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
И сие также должно читать, как вопрос; и потом, как ответ: Темже убо во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18:5). Возможно ли было не слышать иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: Идите паче ко овцам погибшым дому Израилева (Мф.10:6); и в Деяниях Апостольских сказано: Вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян.13:46). И божественный Апостол удержал тот же образ речи, вопросами и ответами придавая более ясности слову. Ибо опять должно читать, как вопрос:
Но глаголю: еда не разуме Израиль?
А следующее за сим, как ответ:
Первый Моисей глаголет: аз раздражу вы не о языце, но о языце неразумне прогневаю вас. (Втор.32:21)
Неразумными же назвал Моисей нас, показывая наше неблагоразумие до веры. Ибо сие сказал и божественный Апостол: Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прельщени, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы суще и ненавидяще друг друга (Тит.3:3). Сим преимущественно огорчил иудеев Бог, ибо не так прискорбны для них рабство, рассеяние и запустение храма, как благочестие и знаменитость язычников.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их
Кто-нибудь мог спросить: что же из того для иудеев, если благовестники были посланы, а иудеи не слышали? Апостол отвечает: вся вселенная слышала; как же не слышали те, у которых апостолы провели столько времени и от которых произошли? Возможное ли это дело?
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Но глаголю: еда не слышаша? Темже убо напротив во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их
Доказал Апостол, что есть проповедники посланные и что все, основываясь на пророческом о них предсказании, должны были признать их таковыми и потому послушаться их, ничего от них не требуя, кроме того, что они делали, то есть кроме возвещания глагола Божия. Отсюда само собою следовало, что если есть неверующие, то вина не в недостатке проповеди и проповедников, а в упорном неверии слышащих. Это наведение оставляет Апостол сделать иудеям, а сам снова обращается к изысканию того, чем бы еще можно было извинить их неверие. Но может быть, говорит, они не слыхали. Если не слыхали, то, конечно, не виноваты в неверии: ибо как можно веровать в то, о чем не слышишь? Но дело не так есть: нельзя сказать, что они не слыхали. Как им не слышать, когда вся вселенная слышала вещание их? Святой Златоуст говорит на это место: «Апостол спрашивает: что же из того, ежели проповедники были посланы и проповедовали то, что им повелено было, но иудеи сего не слыхали? И за сим дает самое достаточное решение возражения: напротив, во всю землю изыде вещание их и прочее. Что ты говоришь, спрашивает Павел, они не слышали? Слышала вселенная, слышали все пределы земные. Как же не слыхать вам, у которых проповедники столько провели времени и от которых они произошли? Возможное ли дело? Ежели слышали пределы вселенной, тем более вы». — Продолжим эту речь словами блаженного Феодорита. «Возможно ли было не слышать иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: идите паче ко овцам погибшим дому Израилева (ср.: Мф. 10, 6); и в Деяниях Апостольских сказано: вам бо лепо первее глаголати слово Божие (ср.: Деян. 13, 46)».
Пророческое слово взято из псалма (см.: Пс. 18, 5). Святой пророк Давид в том псалме сначала изображает, как небеса проповедуют о славе Божией, — о премудрости, благости и всемогуществе, творчестве и промышлении Бога беспредельного, и как такая проповедь всюду слышится и всем понятна, так что ее слышат все люди, и все, перенимая сию проповедь небес, повторяют ее на своем языке. Затем присовокупляет, что милостивый Бог не ограничился одним этим возвещением о Своей славе, но, при сей безмолвной проповеди о ней от лица тварей, даровал нам еще и словесное откровение — закон, оправдания, заповеди, судьбы, которые вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и coтa (Пс. 18, 11). Если таким образом Пророк откровением в творении наведен был на мысль о лучшем откровении чрез слово; то ничего нет дивного, что сквозь то и другое, тогда бывшее пред лицом его откровение, он пророческим духом своим прозревал и будущее высшее откровение в имевшем прийти обетованном Избавителе, — что дивного, что в солнце, исходящем на востоке, яко жених от чертога своего (см.: Пс. 18, 5 — 6), и потом, яко исполин, совершающем течение свое до запада, он прозревал Солнце правды, Христа Бога нашего, чрез проповедь Апостольскую имевшего обходить всю вселенную, начиная с востока, чтобы всех согреть теплотою Своею и просветить светом Своим, — и что, когда слышал он, как на всех языках повторяется слава Божия, возвещаемая творением, то в то же время слышалась ему и та проповедь, которую имели пронести на всех языках, по всему миру Апостолы? Что прозревал дух пророческий сокровенно, то узрел и уразумел дух Апостольский и возвещает теперь всем явно, как пророчество: во всю землю изыде вещание их.
Амвросиаст (†IVв.)
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их
Иудеи слышали, но не захотели поверить. И хотя вера бывает от слышания, встречаются и такие, которые слышат и не верят. И они слышат и не понимают, потому что сердце их ослеплено злом (см. Ис. 6:10; Ин. 12:40)… Если голос Евангелия прошел по всей земле, то не могли иудеи не слышать проповедь апостолов, так что никто из них не может быть прощен в грехе неверия.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим.10:14). Здесь явственно видишь, противник, что вера может утвердиться от одной проповеди, без Священного Писания. Поэтому немного ниже, в стихе 17, Павел говорит: Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. (То есть проповеданного, ибо об этом здесь речь Павла.) Поэтому и добавляет: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Рим.10,17-18). Но вы, противники, глухи и их не слышите, тогда хотя бы прочтите и умудритесь.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их
В Пс XVIII (ст. 5) говорится прежде всего об откровении Божием в природе, но Апостол имел полное основание приложить эти слова и к откровениям Божиим вообще, след., и к новозаветной проповеди о спасении.
См. также Толкование на Рим. 10:14
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Раскрывши обстоятельства, которые могут содействовать убежденному принятию веры Христовой, Апостол указывает на существование их в Христианстве и в частности показывает, что здесь имеются такие же Богоизбранные проповедники Божественного учения, какие были в Ветхом Завете в лице святых пророков, которым Евреи так же часто не внимали, как они не внимают благовестию Апостолов. Последняя мысль не высказывается прямо, но она непосредственно вытекает из слов 17 стиха и живого приложения к Апостолам слов 18 псалма: во всю землю изыде вешание их..., всегда относившихся Церковию к святым Апостолам, хотя непосредственно они относятся к небесам, поведающим славу Божию.
Пророчество же Исаии о быстротечных ногах, благовествующих мир, относится к Апостолам непосредственно, так как в пророчестве далее говорится о воцарении Господа и о распространении Божественного спасения по всей вселенной (Ис.52:10). «Видишь ли, говорит святой Иоанн Златоуст, как самым образом проповеди Апостол доказывает, что они проповедники (предвиденные и посланные). Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками... Итак, ежели спасение зависит от призывания, призывание от веры, вера от слышания, слышание от проповедования, а Апостолы были посланы и проповедовали, – то явно, что неверие есть собственная вина Иудеев, а со стороны Божией все сделано»... «Иудеи опять делают новое возражение, говоря: ежели Апостолы были посланы от Бога, то надобно, чтобы все их послушались... И о сем издревле предсказал пророк. Что говорите вы, спрашивал он, то ли, что не вcu послушаша благовестия? Но Исаия давно предсказал и сие; вернее же он предсказал не это одно, но гораздо большее. И что же именно? Господи, кто верова слуху нашему» (т. е. очень не многие). Но как Иудеи непрестанно искали чудес, желали видеть воскресение и много было таких, которые с жадностию сего домогались, то Апостол говорит: слух же глаголом Божиим. Проповедники не свое говорили, а возвещали слышанное от Бога. Это гораздо выше чудес. Богу, когда говорит Он и когда чудодействует, равно должно верить и повиноваться, потому что дела и чудеса производятся словом Его». Но может быть, хотя слово Господне возвещалось, но Евреи не слышали его? Объясняя Апостольский на это ответ, данный в сравнительных словах псалмопевца: во всю землю изыде вешание их, блаженный Феодорит замечает: «возможно ли было не слышать Иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: идите паче к овцам погибшим дома Израилева (Мф.10:6); и в Деяниях Апостольских сказано: вам бо лепо первее глаголати слово Божие (Деян.13:46)». Остается предположить еще, что Евреи слышали Евангельскую проповедь, но не поняли, не восчувствовали ее. И с этой стороны, как явствует из дальнейшего, не могли иметь они оправдания, так как они все знали и понимали в Христианстве, но упорствовали.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Как же они могут сказать, что не слышали, когда вся вселенная слышала вещание Апостолов? Иудеям первым было возвещено Евангелие, ибо и Сам Господь сказал Апостолам: Идите паче ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10:6), и в Деяниях апостольских сказано: Вам (иудеям) первым надлежало быть проповедану слову Божию (Деян. 13:46). Это фактический ответ на предложенный вопрос – какой ответ пророческий? Пророческий взят из 18-го псалма, в котором пророк Давид изображает, как Господь открывает Свои славу, премудрость, благость, всемогущество и промышление в видимой природе и в словесном откровении – в законе и заповедях. Естественные откровения славы Божьей так разительны и непреложны, что возвещаются по всей вселенной, и нет никого, кто бы не слышал их голоса. Этим указанием на откровение в творении (в тварном мире) пророк наведен был на мысль о лучшем откровении – через слово, в чем Апостол видит пророчество о новозаветных откровениях, которые слышатся повсюду.
Но быть может в извинение неверия иудеев возможно сказать, что они не поняли значения настоящего времени, того, что в нем исполняется все предсказанное пророками, все обетованное Богом, как и Спаситель их укорял, что лице неба они умеют распознавать, будет ли вёдро, или ненастье, а знамений времен не могут (см. Мф. 16:3)? Или когда оплакивая судьбу Иерусалима, Он говорил, что народ не разумел времени посещения Его (см. Лк. 19:42-44)?