Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (неслушающемуся) и противоречащему (Ис. 65:2).

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающим

Замечаешь ли, что то, что затрудняло и о чем многие недоумевали, было известно и раньше и ясно разрешено было еще в пророческих писаниях? Что же это такое? Ты слышал, что Павел говорил выше: что убо речем? Яко языцы не гонящии правду постигоша правду: Израиль же гоня закон правды, в закон правды не постиже (Рим. 9:30-31). То же говорит здесь и Исаия, - слова: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне (Ис. 65:1) - значат то же, что и сказанное апостолом: языцы не гонящии правду постигоша правду (Рим. 9:31). Потом, показав, что совершившееся было делом не одной Божией благодати, но и собственного расположения пришедших, равно как и падение иудеев было следствием упорства непослушных, выслушай, что (апостол) прибавил: ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающим. Под словом - день он разумеет здесь все прошедшее время, а воздевать руце значит у него - звать, привлекать и призывать. Потом, показывая, что во всем этом были виновны сами иудеи, говорит: к людем непокоривым и пререкающим.

Замечаешь ли, как сильно обвинение? Иудеи не только не повиновались (Богу) даже тогда, когда призывал их, но и еще противоречили, и притом не раз, не два, не три, но и во все то время, когда видели, что (Бог) зовет их. А язычники, никогда не знавшие Бога, имели силу привлечь Его к себе. Впрочем, (апостол) не говорит, что они сами смогли привлечь к себе Бога, но, низлагая гордость язычников и показывая, что все произвела благодать Божия, он выражается: явлен бых, и обретохся. Итак, язычники свободны от всего, спросишь ты? Никак, но их делом было взять найденное и познать открывшееся. После того, чтобы иудеи не сказали: почему же Он не явился и нам? - (апостол) указывает и на нечто большее, говоря, что Он не только им являлся, но и не переставал простирать руки и призывать, являя заботливость чадолюбивого отца, и сердобольной матери. Смотри, какое ясное решение дал (апостол) на все возникшие выше недоразумения, доказав, что иудеи погибли по собственной воле и во всех отношениях не заслуживают извинения. Хотя они и слышали и понимали сказанное, но при всем том не захотели прийти. И что гораздо важнее, Бог не только дал им услышать и уразуметь это, но присоединил и более сильные меры для побуждения и привлечения упорных и противящихся. Какие же именно? Ободрение их и возбуждение соревнования. Бог не только призывал иудеев, простирал к ним руки, но и возбуждал в них страсть соревнования, наделяя благами тех, которые были гораздо ниже их (а это особенно возбуждает соревнование), и притом, не теми благами, какие даны были иудеям, но - что гораздо важнее и делает страсть более мучительной - благами гораздо большими и нужнейшими, такими, каких иудеи и во сне себе не представляли. Но они и при всем том не послушались. Итак, какого извинения достойны те, которые показали свое упорство в столь великой степени? Никакого. Впрочем, (апостол) сам не говорит этого, но предоставляет совести слушателей заключить об этом на основании сказанного и в следующих словах со свойственною ему мудростью опять доказывает то же самое.

Беседы на Послание к Римлянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

Руки Господни, воздетые к небу, не помощи испрашивали, но обороняли нас, немощных.

Трактат на Псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.20-21 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Апостол указал вместе и на предречение о богопознании язычников, и на убийство иудеев. Ибо сие выражает слово дерзает, то есть не убоялся готовых на убийство и неистовствующих иудеев, но с великим дерзновением провозгласил спасение язычников, предвозвестил же и неверие иудеев. Ибо сие выражают последующие слова.

Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающым. (Ис.65:2)

Сие весь день значит: всегда. Ибо и Симмах и Акила перевели это: всякий день. Так Апостол, указав на чудных пророков, и обвиняющих иудеев, и предвозвещающих веру язычников, в последующем, по-видимому, предлагает иудеям утешение, в действительности же усиливает обвинение неверных.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

Дабы иудеи не имели права сказать Богу: ты найден язычниками, а с нами не хотел обращаться, пророк присовокупляет: Я целый день, то есть во всякое время, простирал руки Мои, то есть привлекал вас, но вы оказались народом непослушным и упорным. Следовательно, вы виноваты, а не Я. Я простирал руки Свои к вам и призывал вас, но вы не послушались. Отсюда видно, что израильтяне и слышали, и знали, но не хотели покориться.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающим (ср.: Ис. 65, 2)

Если Бог простирает к ним руки, призывая и привлекая их к Себе, то как Он мог не увиден быть ими и не уразумен? Увиден и уразумен, но они не пошли к Нему по упорству и прекословливому нраву своему. Весь день — у Пророка означает весь день Израиля, со времени изведения его из земли Египетской, а в исполнении пророчества в устах апостола Павла означает все время, как воплотился Господь и явил Себя среди Израиля (см.: Экумений). Он Сам, ходя среди иудеев, взывал: приближилось Царствие; покайтесь и веруйте во Евангелие (см. Мк. 1:14-15). А потом Апостолов послал, которые и во Иудее, и по всем странам, где ни случалось им встречать иудеев, первым им возвещали слово Евангелия. Таким образом, в призывании, ясном и понятном для всех, не было недостатка. Недоставало только благопокорливой веры и послушания Зовущему. Блаженный Феофилакт пишет: «дабы иудеи не имели права сказать Богу: Ты обрелся язычникам, а с нами не хотел обращаться, — Пророк присовокупляет: Я весь день, — то есть во всякое время, воздех руце Мои, — то есть привлекал вас, но вы оказались народом непослушным и упорным. Следовательно, вы виновны, а не Я. Я простирал руки Свои к вам и призывал вас, но вы не послушались. Отсюда видно, что израильтяне и слышали, и знали, но не хотели покориться».

Этим заканчивает Апостол отъятие всякого извинения неверия иудеев (стихи 14 — 21). И проповедники есть, и слышат, и разумеют, — и все еще остаются в неверии. Вывод отсюда: никакого нет им извинения. Но Апостол не делает его гласно, а дает всякому читающему или слышащему сделать его самому, равно как и приложение его, то есть: если неизвинительны, и неизвинительны пред Богом, Которого суд нелицеприятен; то очевидно, что следует, — следует покориться проповеди и уверовать в Евангелие. Это-то приложение и имел в виду Апостол, представляя иудеев безответными, а не одно голое обличение.

Святой Златоуст все сие отделение заключает такими словами: «вот какое ясное решение дал Апостол на все предложенные выше затруднения, доказав, что иудеи погибают по собственной воле и во всех отношениях не заслуживают извинения. Хотя слышали, хотя понимали сказанное, но при всем том не захотели прийти. И что гораздо важнее, Бог не только дал им услышать и уразуметь сие, но и употреблял меры более сильные для побеждения и привлечения упорных и противящихся. Какие же именно? Раздражал их, пробуждал в них соревнование. Вы сами знаете мучительство сей страсти, знаете, какую силу имеет соревнование к преодолению всякого упорства, к восстановлению падших. И нужно ли говорить о взрослом человеке, когда соревнование оказывает великое действие и над детьми в незрелом возрасте? Ребенок часто, когда призывает его отец, не слушается и продолжает упрямиться; но, когда видит, что ухаживают за другим ребенком, без всякого зова бежит к груди родительской, и чего не могло сделать призывание, то производит соревнование. Так и Бог поступал с иудеями; не только умолял их, простирал к ним руки, но и возбуждал в них страсть соревнования, наделяя благами тех, которые были гораздо ниже их, — что особенно производит соревнование, впрочем, не теми благами, какие даны иудеям, но, что гораздо важнее, что делает страсть мучительнейшею, — благами гораздо большими и нужнейшими, — такими, каких иудеи и во сне себе не представляли. Но они при всем том не послушались. Итак, какого стоят извинения показавшие в таком избытке свое упорство? Никакого. Впрочем, Апостол не говорит сего сам, но предоставляет совести слушателей заключить о том из соображения сказанного».

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

О, как бесконечно велика милость Твоя, Господи, к нам, грешным. Мы не ищем Тебя, и Ты Сам являешься к нам; мы не покорны Тебе, пререкаем Тебе – а Ты, как нежнейший Отец, воздеваешь, простираешь к нам Свои руки!

Дневник. Том I. 1856

Амвросиаст (†IVв.)

Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

Здесь Израиль относится к плоти, то есть к сынам Авраама, но не по вере; ведь Израиль истинен и духовен, когда, веруя, видит Бога. «Целый день» означает «всегда», ибо они всегда были непослушны. Кроме того, эти слова предназначаются и тем, которые не поверят, дабы знали, что они сами - причина своей погибели. Этот фрагмент можно отнести и к Спасителю, Который, будучи на Кресте, простирал руки, моля о прощении тех, кто убивал Его (см. Лк. 23:34).

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному

Почему же евреи не поняли Евангелия? Потому, что они - народ непослушный и упорный в своем неверии. Они не захотели уверовать, как об этом пророчествовал и пророк Исаия, пророчествовал смело, не боясь злобы народа, который ревниво охранял свои права на Царство Мессии.

См. также Толкование на Рим. 10:14

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 19-21 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным (Втор.32:21). А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне (Ис.65:1). Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному (Ис.65:2).
    

     Продолжая речь о повсюдном распространение слова Божия до пределов вселенной, и имея в виду обращение к Богу всех, Апостол обращает внимание на одну тонкую черту в действиях промысла Божия по отношению к Евреям, а именно на указанное еще чрез Моисея желание Божие возбудить стремление Евреев к Богу посредством чувства ревности. Как любящий отец, или муж, Бог всегда был готов принять Евреев в Свои объятия; но так как они мало обращали внимания на это, то Бог различно покровительствовал другим народам и тем возбуждал в Евреях чувство ревности, вследствие которой немногие из них снова устремились к Господу, но большею частию они не только не спешили в распростертые для них нежные объятия Отчии, но постыдно убегали от Небесного Отца своего и служили, как рабы, ложным богам, нередко отдавая в раскаленные руки истуканов сих богов своих детей. Еще чрез пророка Моисея говорил Бог, что Он как орел вынес их на Своих крыльях из Египта и они оставили Его (Втор.32:11). По слову же Иисуса Христа, якоже кокош собирает птенцы своя под крыла своя, так и Бог многократно хотел собрать Евреев, но они не захотели (Мф.23:37). Обличая в Евреях это крайнее упорство в противлении всем Божественным благим и промыслительным действиям о них, святой первомученик Стефан говорил: жестоковыйные, вы присно Святому Духу противитесь, подобно отцам вашим (Деян.7:51).

     Весь ряд этих доводов относительно полной безответственности Евреев в их невнимании к Евангельской проповеди направляется, конечно, к тому, чтобы возбудить их к обращению в Христианство, а чрез них и язычников, чтобы таким образом пути Промысла Божия пришли к возможно полному их концу. Какая глубина и ширина проповеднического взгляда и стремления раскрывается во всем этом, а вместе с тем какая везде и во всем открывается здесь обоснованность на фактах, для всех так хорошо известных и так авторитетных!

     Можно сказать, что и самые упорные враги Христианства должны были понять свою закоснелость. «Вот какое ясное решение дал Апостол на все предложенные выше затруднения, доказав, что Иудеи погибают по собственной воле и во всех отношениях не заслуживают снисхождения... Бог не только дал им услышать и разуметь сие, но и употребил меры более сильные для побуждения и привлечения упорных и противящихся... Он не только умолял их, простирал к ним руки, но и возбуждал в них страсть соревнования, наделяя благами тех, которые были гораздо ниже их, что особенно производит соревнование, впрочем не теми благами, какие даны Иудеям, но такими, каких Иудеи и во сне себе не представляли. Но они при всем том не послушались. Итак, какого стоят извинения показавшие, в таком избытке свое упорство? Ни какого. Впрочем, Апостол не говорит сего сам, но предоставляет совести слушателей заключить о том из соображения сказанного». Ибо, прибавим мы, давать понимать врагам их крайнюю несправедливость нужно в меру, чтобы не возбудить их полного ожесточения. Так и делает Апостол, а потому от обличений он переходит в следующей главе к возможным утешениям, в коих указывается благодетельное значение отвержения Евреев и внушается мысль о большей важности их обращения, чем определяется самый естественный и наилучший исход, как для неверующих, так и для упорствующих.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Пророк Исайя говорит, что Господь во все время их политической жизни, от изведения их из земли египетской (целый день) простирал к ним руки, призывал их к Себе, но они не услышали Его (см. Ис. 65:2). Так и теперь, целый день, во все время служения Своего на земле, Господь Иисус Христос призывал их – покайтесь и веруйте в Евангелие! После Его вознесения Апостолы тоже всюду взывали к иудеям – покайтесь, уверуйте в Господа Иисуса!

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible