Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 10:3
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Констанций из Аквилеи (†450)
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
Ибо не разумеют ту самую правду Божию, которая чрез веру совершается; и свою правду, которая от закона, стараются поставить.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-5 Братие, благоволение убо моего сердца и молитва, яже к Богу по Израили, есть во спасение. Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму. Не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася: кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему. Моисей бо пишет правду юже от закона: яко сотворивый та человек жив будет в них
(Апостол) намерен опять обвинить (иудеев) и притом сильнее прежнего, потому он опять отклоняет от себя всякое подозрение в неприязни и пользуется большим предварительным разъяснением. Не обращайте внимания на слова и обличения, говорит он, а на то, что я возвещаю это не с враждебным расположением. Не свойственно ведь одному и тому же лицу желать (иудеям) спасения и не только желать, но молиться об этом, и в то же время ненавидеть и отвращаться от них; а под словом благоволение (апостол) разумеет здесь, именно, сильное желание. Заметь, что и молитва его приходит от сердца. Не о том он прилагает великую заботу и молится, чтобы иудеи избегли наказания, но чтобы и спаслись. И не здесь только, но и в следующих словах (апостол) обнаруживает благорасположение, какое имеет к иудеям. Он с великим усилием старается, сколько можно, извинить (иудеев) и ищет для них хотя бы некоторой тени оправдания, и однако же не успевает в этом, будучи побежден свойством дел. Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (ст. 2). Итак, это достойно извинения, а не осуждения. Если они были отвергнуты не по человеческой своей природе, а по ревности, то справедливее жалеть их, нежели наказывать. Но заметь, как (апостол) мудро и угодил им словом, и обнаружил неуместное их любопрение. Не разумеюще бо Божия правды (ст. 3), говорит он. Еще предлог к извинению, который впоследствии усиливает обвинение и лишает всякого оправдания. И свою правду, - говорит, - ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Этими словами он показывает, что иудеи впали в заблуждение больше по упорству и властолюбию, чем по неведению, и даже не представили той праведности, какая требуется законом, что (апостол) и выразил словами - ищуще поставити. Впрочем, ясно (апостол) и не раскрыл этого, так как не сказал, что они лишены той и другой праведности, но со свойственным ему благоразумием сделал только весьма вразумительный намек. Если иудеи усиливались еще представить законную праведность, то ясно, что не представили. А если не покорились правде Божией, то и лишились ее. Праведность же иудеев (апостол) называет собственной или потому, что закон не имел уже силы, или потому, что она приобреталась трудами и потом; а правдой Божией он называет праведность от веры, потому что она приобретается единственно по благодати свыше и мы оправдываемся не трудами, но по дару Божию. Но те, которые постоянно противятся Святому Духу и усиливаются оправдаться посредством закона, далеки от веры. Будучи же далекими от веры и не получив оправдания, даруемого верою, а равно не имея возможности оправдаться законом, они все потеряли. Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему (ст. 4). Заметь благоразумие Павла. Так как то и другое он назвал правдою, то чтобы уверовавшие из иудеев не подумали, что они имеют одну правду, а лишены другой и потому обвиняются в беззаконии (ведь им, как новообращенным, надлежало еще опасаться), и чтобы иудеи опять не предполагали исполнить правду и не говорили: если мы доселе не исполнили, то без сомнения исполним, - смотри, что делает (апостол). Он доказывает, что праведность одна, что законная праведность заключается в праведности по вере и кто приобрел праведность по вере, тот исполнил и праведность законную, а кто отверг первую, тот лишился и последней. Если Христос есть цель закона, то не имеющий Христа, хотя бы и думал, что имеет праведность, однако не имеет ее, а имеющий Христа, хотя бы и не исполнил закона, всего достиг. Цель врачевания есть здоровье. Как тот, кто может сделать здоровым, хотя бы и не знал врачебного искусства, все имеет, а не умеющий вылечить, хотя бы и думал, что следует искусству, всего лишается, так бывает и относительно закона и веры: кто имеет веру, тот достиг цели закона, а кто вне веры, тот чужд и веры, и закона. Чего желал, именно, закон? Сделать человека праведным. Но он оказался бессилен, потому что никто не исполнил закона. Такова была цель закона, к этому все клонилось, для этого все совершалось - и праздники, и заповеди, и жертвы, и все остальное, чтобы человек оправдался. Но этой цели вернее достиг Христос посредством веры. Итак, не бойся, говорит (апостол), что ты нарушаешь закон, после того как пришел к вере: ты тогда преступаешь закон, когда по причине закона не будешь веровать во Христа; когда же уверуешь в Него, тогда ты исполнил и закон, даже гораздо больше, потому что ты достиг гораздо большей праведности. Такую свою мысль (апостол) подтверждает и Писанием. Моисей пишет правду, юже от закона, - говорит он. Это значит: Моисей показывает нам, в чем состоит законная праведность и какова она. Итак, в чем она состоит и как приобретается? Исполнением заповедей. Сотворивый та, жив будет в них, - говорит он. Сделаться праведным по закону нельзя иначе, как исполнивши все заповеди, но это никому не оказалось возможным.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
Павел сказал это об иудеях, поскольку они, будучи самонадеянными, отвергли благодать и в результате не поверили во Христа. Они хотели, как он говорит, поставить собственную праведность, ту, которая из закона; и не то чтобы закон установлен был ими: они в закон, который от Бога, внесли собственную праведность, полагая, что своими силами могут исполнять закон. Они не знали праведности - не той праведности, которою праведен Бог, но той, которая от Бога исходит к человеку.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
«Собственной праведностью» апостол назвал несвоевременное соблюдение закона - ибо иудеи старались соблюдать его, тогда как он был упразднен.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
См. Толкование на Рим. 10:02
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Не разумеюще бо правды Божией, и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася
Место это порождает разное течение мыслей, сходящихся, однако ж, к одному, — обличению, что ревность у иудеев, точно, неразумна. Не разумеюще правды Божией, — такой, какою она изображена и предписана в Ветхом Завете. Там и о страхе Божием говорится, и о том, что все надо делать во славу Божию и всячески блюсти чистым сердце от всех страстей, насаждая в нем добрые расположения, и затем в сем духе и настроении творить дела, как они предписаны в законе, — и дела благочестия, и дела правды и любви. Такова в существе правда Божия ветхозаветная. А они не уразумели сей правды и, полагая, что достаточно одной внешней исправности, о сердце, или о чувствах и расположениях к Богу и ближним, не заботились, а довольствовались одною этою деловою стороною, в ложной уверенности, что тут вся правда Божия и есть. Но это не была правда Божия, а правда, ими самими сочиненная, которую они покушались поставить вместо правды Божией. Что же из этого вышло? Вышло то, что они правде Божией не повинулись, — что можно разуметь двояко: не повинулись правде Божией, как она изображена и предписывалась в Ветхом Завете, как это видно из самого строя их жизни. Они извратили смысл той правды Божией и утвердились в таких порядках жизни, кои противны истинному ее смыслу. Святой Златоуст говорит: «сими словами Апостол показывает, что иудеи впали в заблуждение — и не поставили даже и той праведности, какая требуется законом». Или не повинулись правде Божией, теперь вновь проповедуемой, правде евангельской; потому что как та, ими измышленная правда, состоящая в одной внешней исправности поведения законного, им очень нравилась по легкости и нетребованию сердечных жертв и самоотвержений; то они на ней и почили и новой никакой принимать не хотели; этой принимать не хотели, а за свою упорно стояли и защищали ее.
Можно это место и так разуметь: что, хотя бы иудеи содержали ветхозаветную правду и в истинном ее значении, все же ныне, когда вводится по Божию повелению евангельская правда, они не свободны от обличения, что свою правду ищут поставити, не покоряясь предлагаемой теперь правде Божией евангельской. Ветхозаветная правда была Божия правда до времени, и кто покорялся ей, Богу покорствовал и Ему благоугождал. Но когда срок ее кончился и Сам же Бог вводит новую правду, отменяя ту, то держащийся той правды уже не Богу покорствует, а своему нраву, уже не Божией воле следует, а своей, не Божию правду ищет поставити, а свою, — и, ища сию, — свою уже теперь, — правду поставити, правде Божией не повинуется. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол своею правдою назвал неблаговременное хранение закона; потому что стараются хранить закон, утративший уже свою силу; а правдою Божиею наименовал правду, приобретенную по благодати верою».
И еще такая может быть здесь мысль: своя правда есть та, которая своими трудами стяжается, а Божия правда есть та, которая благодатию Божиею в сердце водворяется. Эта последняя и есть только настоящая правда Божия; всякая другая уже не Божия правда. Иудеи же, говорит Апостол, не уразумели сего, то есть что та только и есть правда Божия, которая Богом в сердце созидается, и на том стояли, что своими трудами должно достигать совершенства правды. Почему когда, по Божию повелению, предлагаем мы идти к восприятию от Бога Божией правды посредством евангельской веры, то они не повинуются сему. Святой Златоуст говорит: «праведность иудеев Апостол называет собственною, или потому, что она приобретается трудами и потом, или потому, что закон не имеет уже силы. А правдою Божиею называет праведность от веры; потому что она приобретается единственно по благодати свыше, и мы оправдываемся не трудами, но по дару Божию. Напротив, те, которые постоянно противятся Святому Духу и усиливаются оправдаться посредством закона, далеки от веры. Будучи же далекими от веры и не получив оправдания, даруемого верою, а равно не имея возможности оправдаться законом, они всё потеряли».
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
Павел говорит, что иудеи не приняли Христа по незнанию: ревнуя о Боге, но не зная воли и замысла Его, они поступали против Бога, считая, что защищают Его. Павел говорит, что они не по злой воле и не по коварству, а по ошибке не приняли Христа.
Констанций из Аквилеи (†450)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
Павел говорит о фарисейском законе. Жертвоприношения закона и прочее, что было преддверием истины, которая должна была исполниться во Христе, прекратились с Его приходом. Но иудеи не пожелали уверовать в Него. Верно говорит апостол, что их праведность - не от Бога, а от них самих.
Комментарии на Послание к Римлянам
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
Праведностью Божиею он назвал здесь оправдание верою, и самую так же веру во Христа. Своею же правдою разумеемое Израильтянами оправдание, происходящее от наблюдения закона Моисеева. Поскольку же сие оправдание тогда было уже бесполезно и недействительно, ибо по пришествии Христовом закон упразднился, то говорит, что Израильтяне не покорились праведности Божией, то есть, не приняли веры во Христа потому, что не разумеюще правды Божия, не ведая, то есть, что вера во Христа оправдывает человека, искали поставить свою правду, то есть, хотели утвердить, что соблюдением закона оправдывается человек. Но они заблудились в сем, не уразумевши того, что закон имеет цель и конец, тот да приведет ко Иисусу Христу, и покажет, что всякий, веруяй в Него, получает оправдание, то есть отпущение грехов и вечное спасение: «конец закона – Христос, к праведности всякого верующего».
Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том I
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
Иудеи не разумели или не поняли праведности Божией. Какая это праведность Божия? Та, которая приобретается чрез веру в Иисуса Христа. Почему эта праведность называется Божиею? Потому, что спасение чрез веру в Иисуса Христа есть дело Божие. Бог Отец, для спасения человеков, послал в мир Сына Своего; Сын Божий Иисус Христос совершил искушение человеков своими страданиями и крестною смертью; Дух Святый, по заслугам Господа Спасителя мира, сошел на Апостолов и осеняет всех верующих в Иисуса Христа и действует в них ко спасению, подавая различные благодатные дары, необходимые в деле спасения. Иудеи не уразумели сего пути оправдания пред Богом.
И усиливаясь поставить собственную праведность. Какая это собственная праведность Иудеев? Та, которой они и доныне держатся: праведность, приобретаемая чрез исполнение закона Моисеева и преимущественно чрез исполнение обрядовых предписаний его. Прежде, до пришествия обетованного Искупителя, и эта праведность, приобретаемая чрез исполнение закона Моисеева, соединяемая с верою в обетованного Искупителя, также была Божиею праведностью. Но когда обетованный Искупитель пришел, – и Иудеи не приняли Его; тогда эта праведность перестала быть Божиею праведностью, и сделалась их собственною мнимою, потому что закон Моисеев, без веры в пришедшего Спасителя мира, потерял значение, и вера в ожидаемого Искупителя, после Его пришествия в мир, сделалась уже неистинною верою.
Таким образом, Иудеи, не разумея праведности Божией и стараясь достигнуть оправдания чрез исполнение закона Моисеева, уже потерявшего свое прежнее значение, не покорились праведности Божией: т.е. они не приняли того способа оправдания, какой Богом показан чрез Иисуса Христа; они не уверовали в Иисуса Христа, или не покорились Евангельской проповеди, которая возвещает праведность, приобретаемую не чрез исполнение закона Моисеева, а чрез веру в Иисуса Христа и последование Его Божественному ученью.
Святой Златоуст говорит: «Праведность Иудеев Апостол называет собственною или потому, что закон не имел уже силы, или потому, что она приобретается трудами и потом. А правдою Божиею называет праведность от веры, потому что она приобретается единственно по благодати свыше, и мы оправдываемся не трудами, но по дару Божью. Напротив те, которые постоянно противятся Святому Духу, и усиливаются оправдаться посредством закона, далеки от веры. Будучи же далекими от веры, и не получив оправдания, даруемого верою, а равно не имея возможности оправдаться законом, они все потеряли».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией
Поставить, т. е. сделать чем-то обязательным (Ср. 3:31; Евр. 10:9). - Собственную праведность, т. е. такую, какая могла бы получиться вследствие совершения самими людьми известных дел и подвигов (ср. Флп. 3:9 и Рим. 1:17). - Праведности Божией, т. е. божественному порядку жизни, которому люди должны выражать повиновение через веру.
См. также Толкование на Рим. 10:1
священник Николай Рудинский (†1937)
По планам правды Божьей, человек может оправдаться пред Богом только верою во Христа, к чему вел человека и закон, указывая ему его беспомощность, и средства к спасению – веру во Христа. Но народ иудейский в массе не покорился этому, а надеялся оправдаться своими силами, поэтому и не достиг праведности. Он не уразумел, что закон вел его ко Христу.