Скрыть
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему

Ибо кто познал ум Господень прежде, что это намерен Он был совершить? Или кто советником Его был в то время, когда пожелал Он совершить это (Ис. 40:13)?

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 33-36 О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть; Или кто прежде даде Ему, и воздастся Ему, Яко из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки. Аминь

О глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытани судове Его (ст. 33)! Здесь, обратившись мыслью к первым временам, размыслив о древнем Божием Домостроительстве от начала мира и до настоящих событий, рассудив о том, как разнообразно Бог все устроял, (апостол) пришел в изумление и воскликнул, удостоверяя тем слушателей, что несомненно совершится то, о чем он сказал. Иначе он не стал бы восклицать и изумляться, если бы это не могло вполне осуществиться. И он знает, что это глубина, но какая глубина, этого не знает. Это речь человека изумляющегося, но не такого, который знает все. Исполненный же удивления и изумления пред благостью, он возвестил о ней двумя выразительными словами, какие нашел: богатство и глубина, в изумление он приведен тем, что Бог и захотел, и смог совершить это, и произвел противоположные действия одно другим: яко не испытани судове Его. Не только невозможно постигнуть это, но даже и исследовать. И неизследовани путиe Его, то есть способы Домостроительства, потому что и их не только невозможно познать, но даже и исследовать. И я, говорит (апостол), не все нашел, но малую часть, далеко не все; один Бог совершенно знает Свои дела. Потому (апостол) и присовокупил: кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть? или кто прежде даде Ему, и воздастся ему (ст. 34, 35)? Эти слова означают то, что Бог, будучи так премудр, не от другого заимствует премудрость, но Сам есть источник благ: что Он, столько для нас совершивший и столько нам даровавший, не заимствованное у другого дал нам, но излил это от Себя; что Он никого не должен вознаграждать, как взявши что-либо у другого, но всегда Сам есть главный виновник благ.

Богатство в том преимущественно и состоит, чтобы во всем иметь изобилие и ни в чем не одолжаться другому. Потому (апостол) и присовокупил: яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая (ст. 36). Он Сам создал, Сам сотворил, Сам поддерживает, потому что богат и не имеет нужды брать у другого, потому что премудр и не нуждается в совете. И что я говорю - в совете? Никто не в состоянии даже знать, что принадлежит Ему, Он один богат и премудр. Великое богатство проявилось в том, что язычники так были обогащены, а великая мудрость в том, что учителями иудеев сделаны те, которые ниже их. Потом, после того как (апостол) приведен был в изумление, он воздает благодарение, говоря: Тому слава во веки. Аминь. Он всегда в удивлении заключает речь славословием, как скоро говорит о чем-нибудь столько же важном и неизреченном. Так он поступает, говоря о Сыне; и там, исполнившись удивления, он присовокупил то же, что и здесь: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь (Рим. IX, 5).

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.34-35 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

Апостол предложил три сии вопроса в показание трех преимуществ: богатства, премудрости и ведения; кто разуме ум Господень? в показание ведения; кто советник Ему бысть? – в показание премудрости; и кто прежде даде Ему, и воздастся ему? в показание богатства. Ибо столько неизмеримо богатство благости, что не существовавшим дал бытие, и приведенным в бытие дарует благобытие, и не воздает, но дает блага, по человеколюбию же даяние называет воздаянием.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 34-35 Ибо кто познал ум Господень? или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать

Один Он, говорит, знает дела Свои, а кроме Его никто другой. Будучи премудр, Он не от совета с другим заимствует премудрость, но Сам по Себе был и есть самодостаточен. Он же есть и источник всех благ и что только дает, дает не как обязанный вознаграждать, подобно взявшему что у другого, но по Своей благости. Ибо кто дал Ему наперед, то есть Богу, чтобы воздалось ему? то есть чтобы даруемое Богом благодеяние почиталось отдачею тому, кто дал?

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 34-35 Кто бо уразуме ум Господень? и кто советник Ему бысть, Или кто прежде даде Ему и воздастся ему

Слова пророка Исаии (см.: Ис. 40, 13 — 14). Все место читается у него так: кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? Или с кем советова и настави и (Его)? Или кто показа Ему суд? Или путь разумения кто показа Ему? Или кто прежде даде Ему, и воздастся Ему? «Эти слова значат то, что Бог, будучи столько премудр, не от другого заимствует премудрость, но Сам есть источник (ее, как и всех) благ; что Он, столько для нас совершивший и столько нас облагодетельствовавший, не заимствованное у другого даровал нам, но излил это от Себя; что Он никого не должен вознаграждать, как взявший что-либо у другого, но всегда Сам есть главный источник благ. Богатство в том и состоит особенно, чтобы во всем изобиловать и ничем не одолжаться другому» (святой Златоуст). Приложим к сему и сказанное блаженным Феодоритом: «Апостол предложил три сии вопроса в показание трех преимуществ, — богатства, премудрости и ведения: кто уразуме ум Господень? — в показание ведения; кто советник Ему бысть? — в показание премудрости; или кто прежде даде Ему и воздастся ему? — в показание богатства. Ибо столько неизмеримо богатство благости, что несуществовавшим дал бытие, и приведенным в бытие дарует благобытие, и не воздает, но дает блага, по человеколюбию же даяние называет воздаянием».

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему

Ясно, что только Бог знает все и что только Он ни в чем не нуждается, потому что все от Него. И никто не может ни познать, ни измерить ведения Его, ибо низший не может постичь смысла высшего. Как следствие, верующим иудеям казался невозможным Божий замысел спасения язычников. Схожим образом, трудным и невероятным казалось язычникам, что иудеи, которые не поверили, могут обратиться либо быть принятыми как верующие, дабы спаслись.

Толкование на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-36 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь

Апостол заключает отдел IX-ХI гл., а вместе и всю дидактическую часть послания благодарением и славословием Богу, Который неисследимыми для человека путями ведет все к предназначенной Им от века цели. Все от Бога, через Бога и к Богу - вот основная мысль этого славословия. В частности, напр., народ израильский обратится. - Премудрость (sofia) - это премудрость Божественная, которую имеет Бог и которую Он проявляет в деле домостроительства человеческого спасения. - Ведение (gnwsiV) - это познание, какое мы приобретаем о существе и действиях Божиих, размышляя о великом деле спасения. Бог есть источник света - это и есть Его премудрость, обнаруживающаяся в Евангелии, а в Его свете и мы видим свет - это и есть ведение о Боге, или познание о Боге, какое мы получаем из Евангелия.

См. также Толкование на Рим. 11:25

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О нетлении святых мощей.

Ин.11:39. Не только Лазарь предался тлению как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39, но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36, все же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22. Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8-11, поэтому нам, грешным, нужно только смиренно, исповедывать бессилие своего познания перед премудростию Божией: Рим.11:33-342Тим.1:10.

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 34-36 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

«Бог, будучи столько премудр, не от другого заимствует премудрость, но Сам есть источник ее и всех благ. Он, столько для нас совершивший и столько нас облагодетельствовавший, не у других заимствованное даровал нам, но излил это от Себя. Он никого не должен вознаграждать, как взявший что-либо у другого, но всегда Сам есть главный источник благ. Он Сам изобрел, Сам сотворил все, Сам поддерживает, потому что богат и не имеет нужды брать у другого, потому что премудр и не нуждается в совете» (Златоуст). «Он есть источник всего, это значит – из Него. Он и Творец всего этого. Им все имеет начало от Него и Им сотворено, и все стоит и держится, опираясь на Нем, как на каком основании» (Феодорит). Ему слава вечная! «У Павла в обычае заканчивать речь благодарением, когда говорит он о чем-нибудь важном» (Феодорит).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible