Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Серафим Саровский, прп. (†1833)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение
Каковы бы и где бы они ни были, они однако существуют по повелению Божию. Итак, кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тот Божией воле противится. А противящиеся, за это сами себе осуждение получают.
Василий Великий, свт. (†379)
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение
А истинное и совершенное послушание подчиненных наставнику выказывается в том, чтобы не только по совету настоятеля удерживаться от несообразного, но чтобы без его воли не делать даже и похвального.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 2-3 Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти; Благое твори, и имети будеши похвалу от него
Апостол, сказав, откуда возникают власти, присовокупил: темже противляйся власти, Божию повелению противляется (ст. 2). Смотри, куда он ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться - наша обязанность. Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так как подчиняющийся властям повинуется Богу. Впрочем, (апостол) не говорит это в таких, например, словах: кто слушается начальников, тот повинуется Богу, но устрашает противоположным и тоже самое подтверждает с большей силой, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему это. И он везде старается внушать это, т.е. что мы не дарим властям повиновение, но исполняем долг. Такими наставлениями (апостол) и верующих побуждал к повиновению, и неверующих начальников располагал в пользу (христианского) благочестия. Ведь тогда повсюду носилась молва, обвинявшая апостолов в восстании и нововведениях, а также в том, будто они и словом и делом стараются подорвать все общественные законы. А доказав, что общий наш Владыка повелевает всем соблюдать эти законы, можно и заградить уста клеветников, обвиняющих в нововведениях, и с большею смелостью защищать истинное учение.
Итак, не стыдись такого повиновения, говорит (апостол). Этот закон дал Бог, Который грозно и отмщает тем, которые нарушают его. Если ты ослушаешься Его, то Он накажет тебя не случайным наказанием, а самым строгим, и никакие отговорки не спасут тебя, да и от людей ты понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, а Бога ты сильно прогневаешь. Это самое и внушает (апостол), говоря: противляющиися же себе грех приимут. Затем, после страха, (апостол) доказывает пользу повиновения и убеждает на основании рассудочных доводов, говоря так: князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым (ст. 3). Прежде он нанес сильный удар и привел слушателей в страх, а теперь опять делает послабление и, как мудрый врач, дает успокаивающее лекарство, утешает и говорит: чего боишься, чего ужасаешься? Разве начальник наказывает делающего добро? Разве он страшен для заботящегося о добродетели? Потому (апостол) и присовокупляет: хощеши же ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него. Видишь ли, как он делающего добро примирил с начальником, показав, что начальник поставлен хвалить его? Видишь ли, как он устранил всякий гнев?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
ст.2-4 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется:
Сим достаточно устрашил Апостол.
противляющиися же себе грех приемлют,
то есть делаются подлежащими наказаниям. Потом учит и о потребности начальства.
Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым.
Ибо наказывают живущих порочно.
Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое.
Апостол соделал начальника достойным уважения, назвав его Божиим слугою; побудил же и к деланию доброго, сказав, что начальники хвалят за доброе.
Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему.
Если любишь доброе, почитай власть, как узаконяющую это, а если занимаешься противным тому, то бойся ее приговора, потому что поставлена Богом для наказания злых.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение
Дабы верующие не могли сказать: ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить Небесное Царство, показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противится Богу, установившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Серафим Саровский, прп. (†1833)
Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют
См. Толкование на Рим. 13:01
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют
«Апостол, сказав, кем установлены начальства, присовокупил: темже противляяйся власти, Божию повелению противляется. Смотри, куда ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться начальству есть наша обязанность. Дабы не сказал кто из верующих: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя (земным) начальникам тех, кому предоставлено Небесное Царство, — Апостол доказывает, что и в настоящем случае подчиняет их не (земным) начальникам, но опять Богу. Ибо подчиняющийся начальству повинуется Богу. Впрочем, Апостол не говорит сего прямо и такими словами: кто слушается начальства, тот повинуется Богу; но устрашает противным и то же самое подтверждает с большею силою, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему начальства; как и везде старается внушать, что повиновение начальству есть не добровольная какая с нашей стороны уступка, а наш долг. Такими наставлениями Апостол и верных побуждал к повиновению, и неверных начальников располагал в пользу христианского благочестия. Тогда повсюду носилась молва, будто Апостолы — мятежники и нововводители, которые словом и делом стараются подорвать общественные уставы. А доказав, что общий нам Владыка всем Своим чтителям повелевает соблюдать сии уставы, можно и заградить уста клеветников, обвиняющих нас в нововведениях, и с большею смелостию защищать истинное учение. Итак, не стыдись подчиненности, говорит Апостол. Этот закон дал Бог и грозно отмщает презрителям оного. Если ослушаешься, то Он накажет тебя, накажет не легким, а самым строгим образом; никакие отговорки не спасут тебя, напротив, и от людей понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, и Бога сильно прогневаешь. Сие-то самое внушает Апостол, говоря: противляющиися же себе грех приемлют» (святой Златоуст).
Грех приемлют, κρίμα λήμψονται, — приимут κρίμα — осуждение и наказание вследствие того: ибо означает то и другое.
Амвросиаст (†IVв.)
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение
Посему противящийся власти противится Божию установлению. Это против тех сказано, которые полагают, будто из-за их силы они не могут быть пойманы, а потому позволяют себе подсмеиваться под законом. Павел показывает им, что этот закон - от Бога и что не сможет избежать суда Божия тот, кто на время каким-то образом ухитряется избежать закона.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о святых постах
Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин.20:21). Итак, если Христос был послан Отцом со властью не только проповедовать и устанавливать таинства, но и со властью повелевать, судить и устанавливать законы, поэтому ясно, что ту же власть Он дал апостолам и их преемникам.
Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк.10:16). Эти слова сказал Христос апостолам и их преемникам, как учит Киприан [Карфагенский] в книге 4, в послании 9 и Василий Великий в монашеских правилах, в главе 23.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим.13,1-2). И ниже: И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим.13:5). Эти слова Павловы говорят не только о мирских властях, но и о церковных, ибо апостол говорит о всякой власти вообще: нет (сказал) власти не от Бога (Рим.13:1), – то есть всякая власть от Бога. А что закон, установленный властьимущими, обязывает к исполнению по совести, ясно из этих слов: противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим.13:2). И еще: И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим.13:5).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Здесь с величайшею ясностью излагается учение св. апостола об отношении христиан к высшим властям. Всяка душа.... Так называется человек, состоящий из плоти и души, называемый в других местах плотию по одной своей части (Деян.2:17 и др.), а здесь называемый душею по другой – не без мысли о том, что излагаемая ниже обязанность простирается не только на тело, но и на душу человека, или должна быть исполняема от души. В чем же обязанность? Властем предержащим да повинуется. Власти называются предержащими как подлинно стоящие на высоте, а не только о себе высоко думающие. Поэтому всякий человек и обязав им повиноваться, подчиняться, как низший. Откуда между людьми такое неравенство и подчинение? Несть власть аще не от Бога. Бог, давший человеку в обладание всю землю со всеми животными на ней (Быт.1:28), потом дал мужу господство над женою (Быт.3:16), родителям власть над детьми. Если кто спросит о происхождении власти вождя, то мы напомним ему о божественном избрании Моисея, если кто захочет узнать, откуда судии, пусть прочтет о призвании Гедеона, Самуила, а история избрания и помазания Саула и Давида уяснит ему, откуда явилась власть царская. Поистине несть власть аще не от Бога. – Но могут сказать, что все эти власти установлены для прежних времен, в особенности до-христианских («до времени исправления», как любят говорить штундисты, злоупотребляя выражением Евр.9:10). Но апостол как раз против этого говорит: «Сущия власти от Бога учинены суть; не бывшие раньше, но апостолу современные, в его время сущие – существующие. Разумеются власти – римского Кесаря, начальников и судей (проконсулов, преторов и проч.), Кесарем поставленных». Но скажет кто-нибудь: «Я повинуюсь одному Богу и других властей над собой не признаю и не допускаю. Или: я – член царства Христова и не хочу знать царства человеческого. Или: я не могу двум господам работать». И на это отвечает апостол: «Противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют (по-русски: навлекут на себя осуждение)». Если так, то, очевидно, и повинующийся власти собственно Богу повинуется, Его повеление исполняет, Его власть чтит, Его царства закон соблюдает, а не изменяет Ему для того, чтобы работать другому господину. Поэтому он не навлекает на себя осуждения, а напротив, получает награду, как почитатель и исполнитель воли Божией. Но для чего земные власти, если существует власть небесная, божественная?
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение
Непослушные власти христиане справедливо подвергаются суду и осуждению. Это осуждение, по мысли Апостола, изрекает против ослушников Сам Господь, а приводят в исполнение - правители (ст. 3). Речь идет, таким образом, не о вечном наказании, а о временном.
См. также Толкование на Рим. 13:1
священник Николай Рудинский (†1937)
Поэтому противление власти, есть противление Богу, установившему власть, и есть грех, влекущий за собою осуждение и наказание. Притом власть имеет целью пресечь зло, чтобы дать простор доброму – законному.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: В Церкви все равны, не должно быть разделения на пастырей и пасомых (Гал.3:28; Кол.3:11).
Ответ:
Апостол в указанных местах разъясняет, что внешние преимущества и отсутствие их никакого влияния не имеют на достоинство верующего, как христианина. Тут все зависит от силы веры, любви и преданности Иисусу Христу и готовности на всякие пожертвования в угоду Ему. Следовательно, могут раб и незнатный в очах Божиих стоять выше знатных и сильных.
Нет различия в Церкви Христовой касательно призвания и соделывания спасения во Христе, но во взаимных отношениях различие удерживается: «мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), – есть пастыри и пасомые (1Пет.5:1-5); верующие должны повиноваться наставникам и быть покорными им (Евр.13:17 (*)); «рабы, повинуйтесь господам своим» (Еф.6:5); «дети, повинуйтесь своим родителям» (Еф.6:1); «жены, повинуйтесь своим мужам» (1Пет.3:2); «будьте покорны всякому человеческому начальству» (1Пет.2:13-18; Рим 13:1-6).
Апостол Павел уподобляет Церковь телу и говорит, что оно, если бы было одним членом, не было бы телом: тело может быть только в разнообразии членов (1Кор.12:14-26). Так и в Церкви Христовой: каждому верующему дано Богом свое место, определено свое Дело (1Кор.12:27-28).
Не могут быть все апостолами, все пророками, все учителями, все истолкователями.. (1Кор.12:29–30).
----------------------------------------------------------------------------
* - На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?