Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Геннадий Константинопольский, свт. (†471)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 7-8 Воздадите убо всем должная: емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань, дань: (а) емуже страх, страх: (и) емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга, закон исполни
Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок, а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; и емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга (ст. 7, 8). Апостол продолжает речь о том же самом и повелевает приносить начальникам не только деньги, но и честь и страх. Как же он выше сказал: хощеши ли не боятися власти, благое твори, а теперь говорит: воздадите страх? Здесь под страхом он разумеет высшую степень почтения, а не страх, происходящий от худой совести, какой разумел выше. И не сказал: дайте, но: воздадите, притом присовокупил: должная, так как исполнение этого не есть дар, но долг, и если не исполнишь, то будешь наказан, как неблагодарный. Не думай, что достоинство твоего любомудрия унижается и терпит ущерб, если в присутствии начальника ты встанешь или откроешь голову. Если (апостол) узаконил это, когда начальниками были язычники, то тем более должно это быть ныне, когда мы имеем начальниками верующих. Если же скажешь, что самому тебе вверено больше, то знай, что еще не пришло твое время, ведь ты еще странник и пришлец, а будет время, когда окажешься светлее всех. Ныне живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда же Христос явится, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Колосс. III, 3, 4). Итак, не ищи себе воздаяния во временной жизни, но если бы и со страхом надлежало тебе предстать пред начальником, не думай, что это недостойно твоего благородства. Так угодно Богу, чтобы начальник, принявший от Него власть, имел свою силу. Если и не сознающий за собою ничего худого предстает пред судьей со страхом, то тем более должен страшиться делающий дурное. А ты от этого будешь еще в большей чести, потому что унижение создается не тем, что ты оказываешь другому почтение, а тем, что не оказываешь его. И начальник тебе же больше станет удивляться, и хотя бы был даже неверный, прославит твоего Господа. Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга. (Апостол) снова обращается к матери всех благ, к наставнице во всем сказанном выше, к создательнице всякой добродетели, и говорит, что и любовь есть долг наш, но не такой, как подать или оброк, но постоянный. Он желает, чтобы долг этот никогда не был уплачен, а лучше сказать, чтобы он всегда уплачивался, но не вполне, а так, чтобы нам постоянно оставаться в долгу. Ведь это и есть такого рода долг, чтобы всегда его уплачивать и всегда быть должным. Сказав же, как должно любить, (апостол) указывает и пользу любви, говоря: любяй бо друга, закон исполни. И этого не считай милостью, так как и это долг; ты обязан любить брата по духовному с ним родству, и не только по родству, но и потому, что мы члены друг для друга, и если любовь в нас оскудеет, то все разрушится. Итак, люби брата. Если от любви к нему ты приобретаешь ту пользу, что исполняешь закон, то ты обязан любить его и потому, что облагодетельствован им.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь
Не надлежало бы отвечать на письмо твое, потому что просишь без предварительных объяснений и доказательств истолковать апостольское изречение, которое с трудом объясняется и после предварительных и длинных рассуждений. Но поскольку вынуждает меня сила любви (тебе следовало бы рассудить, могу ли в коротких словах уловить убегающую от меня апостольскую мысль), то ответствую: сказанное Апостолом имеет такой смысл: если ты, будучи рабом, призван к вере, то не смущайся и не огорчайся, будто бы рабство повредит тебе в этом.
А в доказательство, что нимало оно не опасно, дам тебе совет, если и можешь сделаться свободным, оставаться лучше в рабстве, потому что будешь подлежать меньшей ответственности при отчете, как служащий не единому только Господу, но и плотскому владыке. Ибо от того, кто призван к вере и освобожден от греха, если он и раб, как от свободника Господня (1Кор. 7:22), поскольку Господом освобожден от греховного рабства, так как на нем лежит еще обязанность исправлять служение плотскому владыке, не потребуется строгого отчета. Свободный же, никому не обязанный, будучи рабом Христовым, во всех отношениях будет обязан Христу, почему и более строгому подлежит наказанию. Итак, сие да будет сказано в объяснение апостольского изречения. Если же угодно тебе узнать сие в обширнейшем и с доказательствами изложенном толковании, прочти письмо мое, недавно о сем писанное к епископу, и узнаешь в точности.
И достойному чести, ученейший муж, должно не такую воздавать честь, которая бы выказывала угодливость и вызывала его благосклонность (ибо есть опасность через это впасть в унижение и посрамить себя приличной какому-нибудь нахлебнику лестью), но с надлежащим благоразумием воздавать столько чести, сколько прилично. Ибо можно и с благоприличием воздавать долг свой.
Писал ты: если Павел дал такой совет: хощеши ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от нея (Рим.13:3), - то почему же вскоре после сего говорит: воздадите, ему же страх - страх (7)? Думаю о сем так: если иным не угодно разуметь одно сказанным о Боге (написано же: чти Господа (Прит. 3:9) - и будешь силен, и никого не бойся, кроме Него), то Апостол сказал первое в том смысле, что любитель добродетели избегает страха, который согрешающим внушает меч, и заслуживает начальническую похвалу, а последнее - в том смысле, что перед начальствующими обязан он иметь страх, оказывая им при встрече подобающее уважение и честь. Ибо и он не свободен от сего страха, который нимало не вредит ему, но делает его еще более почтенным и славным. Ибо надлежит всеми мерами уступать власти в том, в чем ни благочестие, ни добродетель не терпят вреда, а напротив того, от скромности их чтителей делаются более царственными и достославными.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Апостол уроком называет поземельную подать, данию же сбор за право торговли, а должным именует не только сие, но и страх и честь, ибо сим обязаны начальникам подначальные.
Геннадий Константинопольский, свт. (†471)
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь
Оброк и подать суть одно и то же.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь
Благодарность к начальникам есть, говорит, неизбежный долг твой. Отдавай же должное всякому, кому вручены различные начальствования: кому следует подать, то есть подать поголовная, тому отдавай подать, а кому оброк, то есть взнос за землю, тому отдавай оброк. Но не одни только деньги давайте. Воздавайте и страх, то есть почтение, благоговение и отменную почесть. Поэтому присовокупляет: кому честь, честь. Страх бывает двух родов. Один страх тот, которым боятся преступники, - страх, происходящий от худой совести: этот страх еще прежде отверг апостол. Другой же страх тот, который имеют любящие к любимому, то есть высшая степень почтения, как сказано: нет скудости у боящихся Его (Пс. 33:10) и: страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18:10). Здесь разумеется благоговение.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь
Урок, φόρος, — дань, τέλος. Блаженный Феодорит толкует сии слова так: «Апостол уроком называет поземельную подать; данию же — сбор за право торговли», пошлину. А Экумений с блаженным Феофилактом так: «отдавайте всякому, как долг, то, что следует ему отдавать по роду вверенного ему начальствования: кому следует отдавать урок, φόρος, — поголовную подать, тому отдавайте урок; а кому следует отдавать дань, τέλος, — взнос за землю, тому отдавайте дань». — Святой же Златоуст, оставя деньги, обращает все внимание на то, что требуется словами: страх — и: честь, — то есть на нравственную сторону дела. «Апостол продолжает еще прежнюю мысль и повелевает в дань начальникам приносить не только деньги, но честь и страх. — Как же он сказал выше: ежели хочешь не бояться власти, то делай добро; а теперь говорит: воздадите страх? Здесь под страхом разумеет он высшую степень почтения, а не страх, происходящий от худой совести, какой разумел выше. И не сказал: дайте, — но: воздадите; притом присовокупил: должная. Ибо исполнение этого не есть дар, но долг; и если не выполнишь сего, то будешь наказан, как неблагодарный. — Не думай, что унизится и потерпит ущерб честь твоего любомудрия, если в присутствии начальника встанешь или откроешь голову. Ибо ежели Апостол так узаконил, когда начальниками были язычники, то кольми паче надлежит наблюдать сие ныне, когда имеем начальников-христиан. Если же скажешь, что тебе самому вверено больше (разумеются вера и благодатные дары); то знай, что еще не пришло твое время. Теперь ты странник и пришлец; а будет время, когда окажешься сильнее всех. Ныне жизнь твоя сокрыта со Христом в Боге; когда же Христос явится, тогда и вы с Ним явитеся во славе (ср.: Кол. 3, 3 — 4). Итак, не ищи себе воздаяния во временной жизни; но, если бы нужно было тебе и со страхом предстать начальнику, не считай сего унижающим твое благородство. Так угодно Богу, чтобы приявший от Него почесть власти начальник имел свою силу. А для тебя послужит сие еще к большей чести; ибо человек унижается еще не тем, что оказывает другому почтение, а тем, что не оказывает оного. Да и начальник тебе же удивляться больше станет и, если бы даже он был неверный, прославит за то Господа».
Блаженный Феофилакт согласно с Экумением так толкует сие место: «не одни только деньги давайте, воздавайте и страх, то есть почтение, благоговение и отменную почесть. Поэтому присовокупляет: емуже честь, честь. Страх двух родов. Один страх тот, которым боятся преступники, — страх, происходящий от нечистой совести: этот страх еще прежде отверг Апостол. Другой же страх тот, который имеют любящие к любимому, то есть высшая степень почтения».
Но можно страх относить ко всем начальственным лицам, а честь — ко всем другим почтенным в обществе лицам. Такую мысль выражает Амвросиаст: «страх изъявлять пристойно пред начальством и властию, потому что страх не допускает до погрешностей и преступлений (преследуемых властию). А в отношении к родителю и господину сын и раб должны оказывать честь из чувства благодарности. Можно указываемую здесь честь относить к лицам, высоким по-мирски в мире, чтоб они, видя смирение рабов Христовых, более хвалили, а не укоряли евангельское учение».
Амвросиаст (†IVв.)
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь
Такая честь может относиться и к тем, кто кажется величественным в мире сем, дабы видящие приниженность рабов Христовых скорее стали восхвалять, а не порицать евангельское учение.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дань, подать, пошлина.
Дань, подать, пошлина. У евреев были пошлины двоякого рода: церковные и гражданские. По иудейскому закону (Исх.30:13-15), каждый израильтянин свыше 20 лет обязывался ежегодно давать полсикля на храм, как выкуп за свою душу. Этот закон и после Вавилонского плена простирался на всех иудеев, живущих и вне Палестины.
Со времени царей у евреев являются налоги гражданские. Во время Соломона подати были до того тяжелы, что народ просил сына его Ровоама сложить часть податей. Не получив от Ровоама удовлетворения своей просьбы, иудеи разделились на два царства: Иудейское и Израильское.
По завоевании Иудеи римлянами евреи должны были платить подати римлянам, чрез своих туземных правителей.
При Квиринии сделана была перепись всех имений (Деян.5:37) для наложения поземельной подати.
Пошлины с торговли, по дорогам, морским гаваням отдавались на откуп, причем происходило много угнетений, вызывавших ропот в народе.
Господь и апостолы внушали верующим в точности исполнять все гражданские обязанности, в том числе и внесение податей: Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). Отдавайте всякому должное, кому оброк – оброк, кому страх – страх (Рим.13:7).
Сам Господь в беседе с ап. Петром показал ему, что хотя Он, как Сын Божий, и может быть освобожден от внесения подати, но, дабы предупредить всякое недоразумение в народе со стороны сборщиков, сотворил чудо, а именно: приказал ап. Петру идти на море и закинуть уду. Ап. Петр пошел и во рту у пойманной рыбы нашел статир (четыре драхмы) и заплатил дань как за Господа, так и за себя (Мф.17:24).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь
Не менее важная гражданская обязанность христианина есть обязанность воздавать каждому должное. Только любовь христианская, конечно, такова, что ее требования никогда человек исполнить, как следует, не в состоянии… Чтобы побудить христиан к добродетельной жизни, Апостол напоминает им о близости окончательного прославления верующих, которое должно совпасть со вторым пришествием в мир Христа Спасителя.
Апостол говорит о правовых отношениях, особенно о тех, которые установлены законом (ср. Мф. 22:21). - Подать (foroV) - это прямые налоги (поземельные, подушные); оброк (teloV) - непрямые или торговые пошлины. - Страх - не только перед чиновниками, но и перед господами, если дело идет о рабах. Честь - это уважение ко всякому гражданину.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст. 1-7 Всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть, во истое сие пребывающе. Воздадите убо всем должная: емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань, дань: (а) емуже страх, страх: (и) емуже честь, честь.
Определивши взаимные отношения Христиан, Апостол Павел учит – как должно относиться к властям что было так необходимо в виду того, что власти были язычники, которых Евреи не уважали, надеясь на избавление от них чрез Мессию.
Апостол учит, что властям должны быть покорны все, а в особенности Христиане, зная, во 1-х, что как власть вообще, так и каждый из начальников в отдельности бывают по воле Божией, а во 2-х, власти существуют для водворения добрых порядков и для наказания злых людей. Отсюда далее выводится необходимость взносов на содержание их, ибо они, подобно Божиим слугам, занятые своим служением, не имеют возможности вести торговлю или заниматься какими-нибудь другими делами, посредством коих снискивается пропитание и вообще внешнее довольство. Как служба начальников бывает различна, так должны быть различны и взносы правительственные: подати, пошлины и т.п. Всем властям должно повиноваться сердечно, а не по принуждению, и каждому должно оказывать подобающее внимание, уважение и почет, сообразно с его саном и важностию.
Знаменательные речи святого Апостола к юной Римской церкви, до ныне имеющей во власти камень преткновения, уже давно имеют соответственно им по знаменательности объяснение. По слову святого Иоанна Златоуста, «Апостол чрез сие желает показать, что Христос ввел Свои законы не для ниспровержения гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного... И, желая внушить, что заповедь его простирается не на одних мирских людей, но на всех, на священников и на монахов, объявляет о том наперед, говоря так: всякая душа властем предержащим да повинуется. Хотя бы ты был Апостол, хотя бы Евангелист, хотя бы пророк, хотя бы другой кто, повинуйся. Подчинение власти не подрывает благочестия. Первое основание такого установления, удовлетворяющее разуму верных, состоит в том, что власти учреждены от Бога... Поскольку равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненных... И дивиться ли такому установлению, когда то же самое учредил Бог в теле? Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но одно ниже, другой важнее, и одни управляют, другие состоят под управлением. То же самое замечаем у бессловесных животных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец... Но дабы не сказал кто из верующих: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя (земным) начальникам тех, кому предоставлено небесное царство, – Апостол доказывает, что и в настоящем случае подчиняет их не (земным) начальникам, но опять Богу. Впрочем Апостол не говорит сего прямо и такими словами: кто слушается начальства, тот повинуется Богу; но устрашает противным, и то же самое подтверждает, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему начальства... Такими наставлениями Апостол и верных побуждает к повиновению, и неверных начальников располагает в пользу Христианского благочестия. Тогда повсюду носилась молва, будто Апостолы мятежники и нововводители, которые словом и делом стараются подорвать общественные уставы... Итак не стыдись подчиненности, говорит Апостол. Этот закон дал Бог, и грозно отмщает презрителям оного. Сие-то самое внушает Апостол, говоря: проявляющиеся же, себе грех приемлют»... Заключая же объяснение этого отдела, святой Иоанн Златоуст говорит: «ежели Апостол так узаконил, когда начальниками были язычники, то кольми паче надлежит наблюдать сие ныне, когда имеем начальников Христиан. Ежели скажешь, что тебе самому вверено больше, то знай, что еще не пришло твое время. Теперь ты странник и пришлец; а будет время, когда окажешься сильнее всех. Ныне жизнь твоя сокрыта со Христом в Боге; когда же Христос явится, тогда и вы с ним явитеся во славе (Кол.3:3-4). Итак не ищи себе воздаяния во временной жизни; но если бы тебе нужно было предстать начальнику, не считай сего унижающим твое благородство... Ибо человек унижается не тем, что оказывает другому почтение, а тем, что не оказывает оного. Да и начальник тебе же удивляться больше станет, и если бы даже он был неверный, прославит за то Господа». Достойно упомянуть, что, по слову блаженного Феодорита, Бог дает начальников почитающих справедливость и попускает начальствовать злым начальникам, чтобы вразумить погрешающих. Ибо сказано: дам вам пастырей по сердцу Моему и упасут вас разумом (Иер.3:15), и: поставлю юноши князи их, и ругатели будут господствовать ими (Ис.3:4). Объясняя стих 5, он пишет, что гневом Апостол называет наказание. Под уроком же он разумеет поземельную подать, а под данию – сбор с права торговли, пошлину.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Так как правительство есть установление Божье, то Апостол заповедует воздавать ему то, что должно. Кому поземельную подать (в слав. урок), кому пошлину за право торговли (оброк), это материальное воздаяние. Кроме того, Апостол заповедует воздавать начальству, как слугам Божьим, своего рода нравственную дань – страх, не боязнь наказания, что Апостол отверг и ранее, а высшую степень почтения, какую оказывают любящие любимому, и честь – почет, почесть.