Скрыть
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 24-26 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным

Поелику они уклонились от Бога, Который любит святость и чистоту, и увлеклись образами, возбуждавшими действовать вопреки святости и чистоте, - то Бог предал их не в богатства, которые они ненавидели, но преданы они в нечистоту, в похоти сердца их, - обезчестили они срамом тела свои в себе самих, переменяя истину Божию в ложь, и служение твари предпочли пред Творцем.

Толкования на Послание к Римлянам

Афанасий Великий, свт. (†373)

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь

До какой же степени кощунствовали люди, удовлетворявшие свои страсти, когда служили демонам, а вслед за этим публично провозглашали их богами!

Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 24-25 темже и предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту, во еже сквернитися телесем их в себе самех: иже премениша истину Божию во лжу, и почтоша и послужиша твари паче Творца, Иже есть благословен во веки, аминь

Темже и предаде их Бога в похотех сердец их в нечистоту, во еже сквернитися телесем их в себе самех (ст. 24). Здесь апостол показывает, что нечестие было причиною нарушения законов. А слово - предаде здесь означает - попустил. Подобно тому как предводитель войска, оставив его и удалившись во время жаркого боя, предает воинов врагам, не чрез содействие свое, но тем, что лишает своей помощи, так и Бог, исполнив со Своей стороны все, оставил тех, которые не хотели принять Его повелений и первые от Него удалились. И рассуди: Бог предложил людям вместо учения мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения и даже извратили то, что получили. Итак, что же надлежало делать? Неужели привлекать их силою и по неволе? Но это не значит делать их добродетельными. Оставалось предоставить их самим себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личнаго опыта узнавши все то, к чему они так сильно стремились, сами наконец бежали от позора. Ведь если какой-либо царский сын, к безчестию отца, пожелает быть с ворами, убийцами и грабителями гробниц и общество таких людей предпочтет отцовскому дому, то отец, конечно, оставит его, чтобы собственным опытом он мог убедиться в безмерном своем неразумии.

Но почему апостол не упомянул ни об одном ином грехе, например, об убийстве, любостяжании и других подобных, но упоминает только о невоздержании? Мне кажется, что он имеет в виду современных ему слушателей и тех, которые должны были получить его послание. В нечистоту, во еже сквернитися телесем их в себе самех. Заметь, какое выразительное изречение. Язычники, говорит Павел, не имели нужды в других оскорбителях, но сами себе делали то, что им могли бы причинять враги. Потом, возвращаясь опять к причине, апостол говорит: иже премениша истину Божию во лжу, и почтоша и послужиша твари паче Творца (ст. 25). Что особенно было смешно в язычестве, то апостол перечисляет по видам, а что представляется достойнее прочаго, о том он говорит вообще, но посредством того и другого доказывает, что язычество есть служение твари. И заметь, как он выразил свою мысль. Не сказал просто: послужиша твари, но прибавил: паче Творца; такою прибавкою он увеличивает вину язычников и лишает их всякаго извинения. Иже есть благословен во веки, аминь (ст. 25). Но это нисколько не повредило славе Божией, говорит Павел, потому что Бог благословен во веки. Здесь апостол показывает, что Бог оставил язычников не потому, что мстил за Себя, так как Он ничего от этого не потерпел. Если язычники и оскорбляли Его, то Он не оскорблялся, слава Его не умалилась, но Он всегда пребывает благословен. Если и любомудрый человек часто может совсем не чувствовать оскорбления, то тем более Бог, Существо безсмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная.

Беседы на Послание к Римлянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь

Почитая тварь и служа ей более, чем Творцу, язычники не захотели быть храмом единого истинного Бога. Желая иметь Его среди многих других вещей, они тем скорее полностью отказались от Него и не имели Его среди множества ложных богов.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь

Павел говорит, что нечестие стало основанием беззакония, и через это они лишились Божией благодати.

Толкование на послание к Римлянам

Максим Исповедник, прп. (†662)

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца

До тех пор, пока в речении Священного Писания мы видим Слово Божие, воплотившееся посредством различных иносказаний, мы еще не различаем [своим] духовным оком нетелесного, простого, единственного и единого Отца в нетелесном, простом, единственном и едином Сыне, согласно написанному: Видевший Меня видел Отца и Я в Отце, и Отец во Мне. И требуется великое искусство, чтобы, проникнув прежде под покровы речений, окружающих Слово, затем зрить нагим умом Его [Самого], существующего в чистоте Собственного Бытия, когда Слово ясно являет Отца в Самом Себе, насколько это доступно восприятию людей. А поэтому необходимо, чтобы благочестиво взыскующий Бога не препобеждался никаким речением, дабы не воспринять ему то, что окрест Слова, вместо [Самого] Слова; то есть дабы не возлюбить ненадежной любовью [буквальные] речения Писания вместо [Самого] Слова [Божия] и чтобы, избегая умом это Слово, не считать, будто Оно находится во власти покровов [Своих], наподобие той египтянки, которая вместо Иосифа завладела одеждами его (Быт. 39:12). Или: [чтобы не уподобиться] ветхим людям, которые, завороженные одним только благолепием зримого, не заметили, что они служат твари вместо Творца (Рим. 1:25).

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия


Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь

Вопрос: Что значит: И поклонялись и служили твари вместо Творца? Что такое почитание и что - служение?

Ответ: Почитание есть поклонение Божеству с верою, а служение есть попечение [о Боге] делами. Вот это почитание, то есть веру, люди перенесли на тварь и стали поклоняться ей вместо Творца, веруя бесам, служа им и принося попечение дурными делами [своими]. Мы же, почитая Бога верой в Него, поспешим принести Ему и чистое служение - доведенное до совершенства житие [наше].

Итак, зло, как я сказал, есть неведение благой Причины сущих. Это неведение, калеча ум человеческий и явственно отверзая чувство, сделало его совершенно чуждым божественного ведения и, [напротив], наполнило страстным познанием чувственных [вещей]. Обильно вкушая это познание для одного только чувства, наподобие неразумных скотов, и находя на опыте, что вкушение чувственного бытия может служить к поддержанию его видимой и телесной природы, человек, конечно, как уже погрешивший [в познании] умопостигаемой красоты божественного велелепия, принял ошибочно за бога видимую тварь, обоготворил ее, поскольку она была полезна для поддержания тела, и, разумеется, возлюбил и тело свое, по природе родственное с признанной за бога тварью, со всяким тщанием поклоняясь твари вместо Творца через заботу и попечение об одном только теле. Ибо служить твари можно не иначе, как заботясь о [своем] теле, а служить Богу нельзя иначе, как очищая душу добродетелями. Совершая этому телу тлетворное служение и соделавшись в отношении к нему самолюбивым, человек беспрерывно имел в себе действенными наслаждение и страдание, так что всегда вкушал от древа непослушания, заключавшего в себе, согласно чувственному опыту, смешанное познание добра и зла.

Вопросоответы к Фалассию

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь

Солнце и луна через свои затмениям свидетельствуют, что и они подвержены превращениям и изменениям, и тем самым изобличают безумие тех, кто поклоняется твари. Все изменчивое не есть Бог, поскольку все изменчивое по своей природе тленно.

Изложение веры

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 24-25 То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь

Слово предал употреблено вместо попустил, подобно тому, как врач, пользующий больного, видя, что он небрежет о диете и не слушается его, предает его в большую болезнь, то есть оставляет его и попускает ему следовать собственной воле и таким образом не освобождаться от болезни. Некоторые, впрочем, выражение предал их Бог разумели так: предал их обиде и дерзости, причиненным ими Богу, подобно тому, как говорим: такого-то погубили деньги, тогда как деньги не губят, но злоупотребление ими, или: Саула развратило царство, то есть злоупотребление царством. Итак, язычники преданы нечистоте собственным непотребством, так что не было надобности в других, которые бы оскорбляли их, но они сами причинили себе оскорбление; ибо таковы нечистые страсти те. За что же преданы они нечистоте? За то, что оскорбили Бога; ибо кто не хочет знать Бога, тот тотчас развращается и в нравственности, как и Давид говорит: сказал безумец в сердце своем: нет Бога, потом: они развратились и совершили гнусные дела (Пс. 13:1). Они изменили то, что по истине принадлежало Богу, и приложили это к ложным богам. Поклонялись (έσεβάσθησαν) поставлено вместо: воздавали честь (έτίμησαν). И служили (έλάτρευσαν) - вместо: оказывали служение делами; ибо λατρεία означает честь, оказываемую на деле. Не просто сказал: поклонялись и служили твари, но вместо Творца, - увеличивая вину сравнением. Несмотря на то, говорит, Бог благословен во веки, то есть ни мало не потерпел вреда от того, что они оскорбили Его, но есть благословен во веки, - непоколебимо и несомненно; ибо это значит аминь.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Иже премениша истину Божию во лжу, и почтоша и послужиша твари паче Творца, Иже есть благословен во веки, аминь

Снова поминает об их нечествовании против Бога, чтоб сильнее напечатлеть убеждение, что такое нравственное унижение было следствием их нечестия, говоря как бы: и поделом им; это им за то, что истину Божию пременили во лжу. Можно и так: вот как низко пали те, которые в гордости ума своего дерзнули презреть истинного Бога и заменить Его ложными богами. Блаженный Феофилакт пишет: «за что же преданы они нечистоте? За то, что оскорбили Бога, ибо кто не хочет знать Бога, тот тотчас развращается и в нравственности, как и Давид говорит: рече безумен: несть Бог, — потом растлеша и омерзишася в начинаниих (ср.: Пс. 13, 1). Они изменили то, что поистине принадлежало Богу, и приложили это к ложным богам».

Премениша истину Божию во лжу, — то есть истину о Боге, что Он есть Дух, вечно живой, невидимый, нетленный, заменили ложью, начав думать, что рукотворенный идол или другая какая тварь есть Бог (см.: Экумений). Или слова сии можно переложить так: истинного Бога заменили ложными. Так блаженный Феодорит: «истиною Божиею называет Апостол имя: Бог, — а ложью — рукотворенного идола. Они должны были поклоняться истинному Богу, а воздавали божеское чествование твари». — Или потому так сказал, что «Бог истинно есть Бог, а идолы, коим поклонялись, ложно именовались богами» (Севириан у Экумения).

И почтоша и послужиша твари паче Творца. Вот в чем состояло пременение истины Божией во лжу, или, как выше сказано, содержание истины в неправде! Вместо Творца, явно о Себе свидетельствовавшего, тварь почтили и ей послужили. Почтоша — поставлено вместо: воздавали честь; и послужиша — вместо: «оказывали служение делами; ибо: λατρεία — означает честь, оказываемую на деле» (блаженный Феофилакт). Нечестие было не внешнее только, но и внутреннее. И упование, вместо Бога, на тварь возлагали, и страх к ней, вместо страха Божия, прияли. Тварь стала как настоящий Бог.

Паче Творца — не вместо только Творца, но и паче, как бы так: прежде, когда следовали истине, Творцу Богу истинному так не служили, как теперь служат твари. Этим сопоставлением Апостол усиливает обличение. «И заметь, как выразил он свою мысль. Сказал не просто: послужиша твари, — но присовокупив: паче Творца, — дабы сколько можно увеличить вину язычников и таким присовокуплением лишить их всякого извинения» (святой Златоуст).

Иже есть благословен во веки, аминь. Не удержался Апостол, чтобы к воспоминанию о Боге не приложить славословия Ему — знак всегда присущего в душе страха Божия и сердечного благоговеинства пред Ним. Или потому сие сделал, чтоб дух свой, будто оскверненный воспоминанием о нечестии языческом, очистить и освятить снова славословием Бога истинного. Так в житейском быту спешат провеять комнату свежим воздухом, когда привтечет туда как-нибудь зловоние. И та может быть здесь мысль: они так нечествовали, но Бог все же пребывает благословен вовеки. Святой Златоуст говорит: «но сие (пременение истины Божией во лжу) не повредило славе Божией, говорит Павел, потому что Бог благословен вовеки. Сим Апостол дает разуметь, что Бог не мстил за Себя язычникам, когда оставил их, так как Сам Он ничего не потерпел. Если язычники и оскорбляли Его; слава Его не умалилась, напротив, всегда пребывает Он благословенным». Это и в наше время можно напомнить нечествующим: Бог всегда пребывает Богом благословенным вовеки, какие лжи ни сплетали бы вы в отношении к Нему. Вред весь падает на вас самих. Кто о скалу ударяет лбом, чтоб раздробить ее, не скале вредит, а свою голову разбивает. Так и нечествующие в своих мудрованиях против Бога не Божию умаляют славу, а себя самих губят.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь

Они заменили истину Божию ложью, то есть имя истинного Бога давали тому, что не является Богом. Удалив то, чем в действительности являются камни, древесина и остальные металлы, они наделяют их тем, чего у них нет, и это означает заменить истину ложью. Они уже не зовутся камнем или деревом, но «богом». Это означает - служить более твари, нежели Творцу: ведь они не отрицают Бога, но тем не менее служат твари. В этом не извинение им, а большее обвинение, так как, вопреки своему знанию, они не чтят Бога.

Который благословен во веки, аминь. То есть: «истинно». Апостол утверждает истинность Бога… так как Он всегда остается Богом. Богам же языческим до времени дана нечестивая честь, и потому истины здесь нет - истина пребывает в Боге. То же благословение дается Божиему Сыну: И от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь (Рим. 9:5). Это говорится о Христе, так как о Сыне говорится то же, что и об Отце.

Комментарии на Послание к Римлянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Занеже разумеете Бога, не яко Бога прославиша [Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога,] –  измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад [славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,] – послужиша твари паче Творца [служили твари вместо Творца].


Здесь апостол изображает заблуждение язычников, но штундисты прилагают его слова к чадам Церкви Православной, чтущим священные изображения Господа, Богоматери и святых угодников Божиих. Они говорят, что православные иконы и представляют собою именно подобие образа тленного человека, а почитание их есть изменение славы нетленного Бога, применение истины Божией во лжу. Но изображение священного Лика Христова не есть подобие тленного человека, – о Христе сказано, что плоть Его не увидела нетления (Деян.2:31). Если же Христос не может быть назван тленным, то и святые не могут; они суть члены Тела Его (Еф.5:30). Что касается изображения Бога Отца в виде старца, или ветхого днями, то оно основано на том, что в таком именно образе явился некогда Бог Отец пророку Даниилу (Дан.7:9). Изображения Сына Божия в виде агнца и Духа Святого в виде голубя основаны на том, что Сын Божий видим был в образе агнца Иоанном Богословом, Дух Святой в образе голубя – Иоанном Крестителем (Откр.5:6; Лук.3:22). Эти Божественные Лица ужели изменяли тогда Свою славу в подобие образа тленного человека, птиц и четвероногих? Ужели и Они применяли тогда истину Свою во лжу? Сказать это было бы нечестиво. Славное существо их пребыло невидимым, по слову Самого Господа: не узрит человек лице мое – лице мое не явится (Исх.33:20-23). И мы, изображая Божество в образе видимых творений, не думаем, что изображаем самое лице или славное существо Божие, как думали идолопоклонники, а только подражаем тем явлениям Его, в которых Бог благоволил отчасти, как бы зерцалом в гадании (1Кор.13:12), открываться людям и входить с ними в общение. Идолопоклонники действовали самовольно; темже и предаде их Бог – в нечистоту, мы же действуем по подражанию Самому Богу явившемуся во плоти (1Тим.3:16); а посему и не подлежим осуждению.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-27 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

Первым проявлением гнева Божия, к изображению которого теперь приступает Апостол, было то, что Бог попустил людям дойти до крайней степени порочности: так как они изменили слову Бога, то и Бог попустил их до изменения или замены естественных отношений между мужчинами и женщинами не естественными или противоестественными! - Предал их. Древние толкователи согласно передают это выражение так: «допустил или попустил им». Блаж. Феодорит, напр., пишет: «Бог, увидев их не пожелавшими, чтобы тварь возводила их к Творцу…, лишил их Своего промышления, попустил им носиться подобно неоснащенной ладье, не восхотев управлять впадшими в крайнее нечестие, которое породило и беззаконную жизнь». Но, кроме попущения, которое собственно предполагает только пассивное отношение Бога к грешникам, в глаголе предал есть и указание на активное проявление гнева Божия. Бог этим преданием человека на волю его страстей наказывает человека (ср. Деян 7:42; 2Сол 2:11 и сл.). Но можно ли соединить такой образ действий с понятием о Боге, как Существе Всесвятейшем? Можно. Бог здесь является мудрым воспитателем, который, чтобы воспитанник его вполне убедился во вреде известного своеволия, дает ему возможность дойти до крайнего проявления в этом своеволии, вслед за чем непременно уже должна начаться реакция: воспитанник, сознавши весь вред своеволия, обращается за указаниями к своему воспитателю. Пример этого обращения представляет собою приточный блудный сын (Лк XV:16-18). - В похотях сердец их. Похоти или желания, направленные ко всему мирскому, греховному, уносят человека, как волны оторвавшуюся от пристани ладью. - Нечистоте, т. е. грехам, оскверняющим человека (6:19) и преимущественно плотским (2Кор. 12:21; Гал 5:19). Это и есть та бездна, куда волны уносят ладью (по греч. поставлено: eiV akaqarsian = в нечистоту). - Так что они сквернили сами свои тела. Особенность грехов невоздержания состоит в том, что человек через них отдает на позор свое собственное тело, как это бывало в различных языческих культах (с греч. точнее: «так что у них лишались чести их тела»). - Они заменили истину Божью ложью… 25-й стих представляет собою вставочное замечание. Апостол здесь хочет дать более определенную мотивировку того решения Божия, какое приведено в 24-м стихе. Люди променяли истину Божию, т. е. правильное представление о Боге (qeou - родит, субъекта) на ложь или на ложных богов, на идолов (ср. Пс XLIV:2; Иер 3:10). - И поклонялись - (по греч. eserasqhsan) = чтили (указание преимущественно на внутреннее богопочтение). - Служили (по греч. elatreusan) = совершали жертвы и другие отправления, требовавшиеся языческим культом. - Твари вместо Творца. Язычество, по своему существу, есть обоготворение твари (ср. ст. 23), соединенное с забвением Творца Бога. - Который благословен… Апостол воссылает славу Богу, Который, несмотря на стремление язычников унизить Его, всегда будет благословляем, как Творец и Промыслитель мира. - Потому и предал… Здесь Апостол возвращается к мысли, высказанной им в 24-м ст. Бог прогневался на язычников и предал их на волю противоестественных пороков. Раньше они были в похотях (epiqumiai) - теперь в страстях (paqh), которые делают из человека совершенно утратившего свою волю раба. Страсти эти постыдные (atimiaV), т. е. позорные, состоящие в искажении порядка природы, унижающие человека. Существование указанных в 26 и 27 ст. противоестественных пороков в язычестве подтверждается свидетельствами современных Ап. Павлу греческих и римских писателей. - Получая в самих себе... За свое отступление от истинного Богопочитания (заблуждение ср. ст. 21-23, 25) язычники видимо для всех (в самих себе) получили от Бога должное возмездие или наказание, состоявшее именно в предании язычников Богом таким противоестественным порокам. Ясно, что, по Апостолу, нравственное чувство в человеке живо только до тех пор, пока в нем живет идея Всесвятейшего Существа Бога. Кто почитает Бога, тот облагораживает сам себя, а кто отвергает Его, тот падает все ниже и ниже в нравственном отношении. «Независимой» морали Апостол, очевидно, не признает.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Рим. 1:18

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 24-25 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела: они заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

     Естественным последствием неправильного понятия о Боге и нечестивого служения ложным богам и безжизненным идолам была противонравственная языческая жизнь, сообразная с злыми человеческими похотями, почему люди не могли оправдываться, так как по существенному своему назначению они должны были всегда благодарить Бога и прославлять Его, а они чтили тварь вместо Творца и жили порочно и развращенно. Посему они безответны пред Богом, Праведным Судиею всех. Непонятно, как люди могли дойти до такого безумия, и притом после того, как они имели прежде истинные понятия о Боге? И в особенности непонятно, как они приложили понятие о Боге, Творце и Промыслителе, к презреннейшим гадам? В объяснение сего святитель Иоанн Златоуст говорит: "диавол всеми мерами старался низвести людей до подобия гадов и самым несмысленным тварям подчинить тех, которых Бог хотел возвести превыше небес». И действительно, без участия этого мудрого на зло деятеля нельзя объяснить происхождение идолопоклонства. По греховности своей люди потеряли здравые понятия о Боге, но обязанность чтить Его оставалась в сознании людей. И вот оно направлено было на твари и истуканы, коих после огрубения своего и приняли люди за богов. А ныне люди пошли дальше, говоря, что нет Бога. Язычники имели истину, но содержали ее неверно, а ныне отвергают эту истину совершенно, а потому современные лжеучители безответнее пред Богом, нежели те, кои говорили камню: «ты бог мой»; и предаются они растлению более, нежели язычники. Еще древний мудрец говорил: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.13:1). Только отрешающийся от употребления ума или лишенный его может утверждать эту безумную мысль, как только обезумевшие могли чтить вместо Нетленного, Невидимого и Вечносущего – разные ничтожные твари! Но все это Бога не умаляет. Он всегда остается препрославленным, а нечествующие погибают в своих мудрствованиях и бесславят себя. Но как древние нечестивцы находили наказание и вместе вразумление в самом заблуждении своем, так несомненно до времени только предаются заблуждению и современные лжеучители.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Такое нравственное унижение и извращение естественных потребностей было следствием того, что язычники истину о Боге, как Духе живом, вечном и нетленном, заменили ложью, начав почитать за Бога, и служить вместо Него идолам, и притом служить усерднее (в слав. паче), чем прежде служили истинному Богу – Творцу. Впрочем, несмотря на такое их нечестие, Бог благословен вовеки, нечестие язычников не повредило славе Творца. Сим Апостол дает разуметь, что Бог не мстил за себя язычникам, когда оставил их, так как Сам Он ничего не потерпел. Слава Его не умалилась (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible