Скрыть
Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Поступающие так оказываются ненавистными Богу, «и не только те, кто делает это, но и одобряющие подобное».

1-е послание к Коринфянам

Василий Великий, свт. (†379)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Нас обманула дурная привычка. Причиной великих зол для нас стал извращенный людской обычай, который то как бы отвергает грехи, то неразборчиво принимает их. Против одних грехов он притворяется исполненным гнева: например, против убийства, прелюбодеяния и тому подобного. Другие же он даже не считает заслуживающими простого упрека: например, гнев, пьянство, корыстолюбие и все им подобное.

О суде Божием

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 28-32 И якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящым

Чтобы не показалось, что апостол, ведя длинную речь о мужеложстве, намекает на римлян, он перешел, наконец, к грехам другого рода и во всей речи своей касается других лиц. И как всегда, беседуя с верующими о грехах и желая доказать, что их должно избегать, апостол приводит в пример язычников, говоря: не в страсти похотней, якоже и языцы неведущии Бога, и далее: не скорбите, якоже и прочии не имущии упования (1Сол. IV, 5, 13), так и здесь он указывает на грехи язычников и лишает последних всякаго оправдания, - говоря, что дерзновения их зависят не от неведения, но от склонности. Потому не сказал: так как не уразумели, но говорит: якоже не искусиша имени Бога в разуме, показывая, что грехи их происходили преимущественно от развращеннаго разсудка и любви к словопрениям, а не случайнаго восприятия, - были грехами не плоти, как утверждают некоторые еретики, но ума и порочнаго желания, и что источник всех зол заключается именно здесь. Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в безпорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным. Исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы (ст. 29). Заметь, как речь постепенно усиливается; апостол называет их исполненными, и притом всякия неправды. Назвавши вообще порок, он потом переходит к видам его и к подверженным этим грехам, которых он с выразительностью и называет исполненными зависти, убийства, потому что убийство происходит от зависти, как это и показано на примерах Авеля и Иосифа. Потом, сказав рвения, лести, злонравия, шепотники, клеветники, богомерзски, досадители (ст. 29, 30) и поставив в числе преступлений и те, которыя для многих кажутся безразличными, апостол опять усиливает обвинение, восходя к твердыне зол и присовокупляя: горды. Согрешить и много думать о себе - хуже самаго греха; потому апостол и коринфян обвиняет в том же самом, говоря: и вы разгордестеся (1Кор. V, 2). Если тот, кто гордится добрым делом, обыкновенно этим все губит, то какого наказания достоин тот, кто делает это по поводу грехов? Такой человек, наконец, неспособен будет и раскаяться. Далее апостол говорит: обретатели злых, показывая, что они не довольствовались сделанным уже злом, но изобретали и другое, что опять было свойственно людям, поступавшим намеренно и по собственному расположению, а не по увлечению и подражанию. Сказавши о пороке в частности и доказав, что язычники опять возстали и против самой природы (родителем, говорит апостол, непокорны), он восходит, наконец, к корню столь великой порчи, называя их нелюбовными, непримиримыми (ст. 31). И Христос указывает эту же причину порочности, когда говорит: за умножение беззакония, изсякнет любы (Мф. XXIV, 12). Об этом говорит здесь и Павел: непримирительны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивны, - показывая, что они погубили самый дар природы. Мы имеем некоторое естественное расположение друга к другу, которое свойственно даже животным, как и сказано: всяко животно любит подобное себе, и всяк человек искренно своего (Иис. Сирах. ХIII, 19). Но язычники сделались свирепее зверей. Таким образом Павел изобразил нам здесь болезнь, распространившуюся во вселенной от порочных учений, и ясно доказал, что та и другая немощь происходит от собственного нерадения больных. Наконец апостол, как сделал и относительно учения, показывает, что язычники и здесь (в жизни) лишены извинения, потому и говорит: нецыи же и оправдание Божие разумевше, яка таковая творящии достойни смерти суть, не точию сами творят, но и соизволят творящим (ст. 32). Предположив два возражения, он предварительно разрешил здесь их оба. Может быть, ты скажешь, говорит он, что ты не знал, как должно тебе поступать. Хорошо; если и не знал, то виновен ты, оставивший Бога, дающаго тебе знание. Но теперь мы, на основании многаго, доказали, что ты знал и грешил добровольно. Но ты, скажешь, увлекался страстию? Зачем же содействуешь другим и хвалишь? Не точию сами творят, говорит апостол, но и соизволяют творящим.

Беседы на Послание к Римлянам


Не только прилежание и соревнование в добродетели, но и похвала и удивление подвизающимся в ней приносят нам немалую награду, – как не только самый грех, но и одобрение живущих в нем, подвергает нас немалому наказанию, и, как это ни удивительно, (наказанию) гораздо тягчайшему, чем то, какое навлекают на себя сами живущие в грехе. И что это правда, показывает Павел в следующих словах, в которых он, исчислив все виды греха и обвинив всех, попирающих законы Божий, сказал в дополнение и о тех самых, которые «оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойны смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим. Сего ради безответен еси – о, человече». Видишь, что апостол сказал так для того, чтобы показать, что одобрение делающих худое преступнее самого делания зла. Следовательно, одобрение согрешающих заслуживает гораздо большого наказания, чем самое совершение греха. И совершенно справедливо, – потому что такое одобрение обнаруживает душу развращенную и страждущую неисцельною болезнью. Кто, сделав грех, осуждает его, тот со временем когда-нибудь может исправиться; но кто хвалит грех, тот сам лишает себя врачества покаяния. Стало быть, апостол справедливо признал одобрение греха более преступным, чем самое делание греха. Следовательно, как не только делающие зло, но и одобряющие их, подвергаются одинаковому с ними, или даже более тяжкому наказанию, – так и хвалящие и уважающие добродетельных бывают участниками в венцах, кои тем уготованы.

Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа 2

Августин Аврелий, блж. (†430)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Когда Павел говорит: Однако не только их делают, но и делающих одобряют, то подразумевает, что они это делали без принуждения. Когда они соглашаются со злыми поступками, то одобряют даже и то, чего не делали сами.

Некоторые темы из Послания к Римлянам

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Снова заставила ты нас разыскивать апостольские сокровища, ибо сказал: что значат слова: не точию сами сия творят, но и соизволяют творящим? И присовокупил: неужели соизволять хуже, нежели творить? По какой причине Павел в таком порядке поставил слова? И, несколько собравшись с умом, чтобы уловить убегающую апостольскую мысль, отвечаем: слушай.

Иные, не уразумев сказанного, но, подобно тебе, недоумевая и думая, что апостольские слова искажены, толковали их так: достойны смерти не только творящие это, но и соизволяющие творящим (ибо так, говорили, читалось в древнем списке). Потому творить будет важнее, нежели соизволять. А я, не утверждая, что апостольские книги повреждены в этом месте и не нападая на неуразумевших (может быть, уступая мне преимущество в этом, они имеют превосходство в другом и уразумели то, чего мне и на мысль не приходило), но сказав то, что думаю, предоставлю решение будущим читателям.

Посему говорю: поскольку гораздо хуже и большего заслуживает наказания хвалить погрешающих, нежели погрешать, то справедливо сказано: не точию сия творят, но и соизволяют творящим. Кто, погрешив, осуждает грех, тот возможет со временем исправиться, имея в осуждении греха весьма великую помощь к тому, чтобы раскаяться; а кто хвалит порок, тот лишает себя помощи покаяния. Итак, поскольку соизволение греху есть плод развращенного сердца и души, неисцелимо больной, то похваляющий грех справедливо называется гораздо более беззаконным, нежели погрешающий. Ибо один весьма скоро удалится от греха, а другой вовсе не удалится, какой бы ни вынесли читатели приговор.

Письма. Книга II

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Показали мы, что сама природа учит избирать доброе и избегать противоположного тому. Однако же они, говорит Апостол, не почитают достаточным делать последнее, но еще соплетают похвалы делающим подобное сему. А это крайний предел беззакония. Ибо должно не только ненавидеть беззаконие других, но гнушаться и собственным своим.

Толкование на послание к Римлянам

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Те, которые сами не обличают прелюбодеев и не сообщают о них особо священникам, вызывают у нас подозрение, что они по той причине не обличают, что сами грешат таким же образом.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Доказав, что язычники исполнились всякого порока от того, что не захотели познать Бога, теперь доказывает, что они не заслуживают извинения. Они не могут сказать: мы не знали добра; ибо знали, что Бог правосуден. Значит, они делают зло добровольно, и, что еще хуже, одобряют делающих оное, то есть покровительствуют злу: каковая болезнь неисцелима.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Нецыи же и оправдание Божие разумеете, яко таковая творящии достойны смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим

Нецыи же, οϊτινες, — как и: иже — 25-го стиха, тоже: οϊτινες, — значит: которые, или они; относится не к части, а ко всем, о коих была речь впереди. Оправдание, δικαίωμα, — право Божие или Божия правда и правосудие, праведный суд и осуждение с наказанием.

Достойны смерти — под смертию разумеется или естественная смерть, в смысле: делающие таковое недостойны и жить, или переносно — самое строгое наказание, или смерть вторая по последнем суде и осуждении — ад. Апостол утверждает: язычники знали, что делающим такие дела не избежать праведного воздаяния. Это отнимает у них всякое извинение; не могут они прикрываться тем изворотом, что не знали. Вера в суд и воздаяние по смерти обща всем народам земли.

Зная же все это, они не только сами беззаконновали, но и других к тому поощряли.

Соизволяют, συνευδοκοϋσιν, — означает не то только, что снисходительно смотрят на грех других, но смотрят благоволительно, покровительственно, одобрительно, с желанием, чтобы они грешили и грешили. А в этом нельзя не видеть большей степени развращения, чем в том, когда кто сам только грешит, не содействуя ничем другим в греховных делах их. Впадающий в грех может еще говорить в облегчение вины своей: страсть увлекла; но, сознавая свою вину, другому, по крайней мере, внушать: ты же поостерегись. Если же он, впадши в тину, и другого туда же заводит, то дважды виновен, и за себя и за другого.

Святой Златоуст говорит: «предположив себе два возражения, Апостол оба решил здесь предварительно. Можешь ли сказать, говорит, будто ты не знал, как поступать тебе должно? Если бы и не знал, то главным образом сам виновен; потому что оставил Бога, дающего познание. Но теперь представлено тебе много доводов, что ты знал и грешил добровольно. — Скажешь, что ты увлечен был страстью? Для чего же увлекаешь других и хвалишь? Не точию сами творят, говорит Апостол, но соизволяют творящим. Так, чтоб осудить язычника, он прежде всего ставит на вид самый тяжкий грех; потому что одобрять грех гораздо хуже, чем самому грешить». Последнюю мысль блаженный Феодорит так выражает: «сама природа учит избирать доброе и избегать противоположного тому; а они мало того что не почитают достаточным делать последнее, но еще соплетают похвалы делающим подобное сему. А это крайний предел развращения».

Некоторым казалось, что соизволять другим слабее, чем делать; потому они полагали, что следовало бы сказать: не только соизволяют другим, но и сами делают. Иные и чтение текста такое же подыскали. Святой Исидор (Пелусиот), обличив их, что не следует так извращать текст обычного чтения, потому что это дало бы неправую мысль, прибавляет затем: «хвалить грешащих большего достойно наказания, чем грешить только самому. Потому справедливо сказано: не точию сами творят, но соизволяют творящим. Кто, греша, сознает, что нехорошо грешить, и осуждает свое дело, тот со временем может восстать от падения, имея сильное побуждение и пособие к раскаянию в сем сознании и осуждении греха. Хвалящий же худую жизнь сам себя лишает пособия к покаянию (возбудителя к раскаянию). Итак, поелику такое суждение (хваление греха) есть знак крайнего развращения сердца и ума, то справедливо того, кто хвалит грех грешащего, почитать более беззаконнующим» (у Экумения).

Иные толковники полагают, что святой Апостол, с 1-го стиха 2-й главы, обращает речь к иудеям. Но древние наши толковники этого не делают. Святой Златоуст говорит, что слова сии относятся к народным правителям; так как Рим у себя в руках имел тогда власть над всем светом. Но, сказав это, потом переходит к той мысли, что Апостол говорит здесь вообще о всех судящих: всяк, кто бы ты ни был. Вслед за ним так понимали и все другие наши толковники. Блаженный Августин подразумевает иудеев только потому, что и они должны заключаться под словом: всяк. Амвросиаст видит здесь ответ Апостола на предполагаемое возражение: нет, я не соизволяю, но осуждаю других, хотя сам грешу. Итак, чтобы кто из беззаконнующих не стал извинять себя или облегчать свою вину тем, что хоть сам и грешит, но другим грешащим не соизволяет, а осуждает их, Апостол говорит как бы такому: и тебе не легче; судя другого, себя осуждаешь. — Итак, и это понимание древних, и самый состав речи заставляет признать, что здесь святой Апостол продолжает разъяснять виновность знающих и осуждающих, но не творящих, в намерении возбудить чувство страха суда, чтоб тем охотнее приняли они потом его благую весть о том, как избавиться от сего суда. К иудеям же речь обращается собственно с 17-го стиха; а здесь идет общее рассуждение или общее внушение страха суда. Это похоже на ту часть наших речей, которую называют приложением.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

Несмотря на то что они знали праведность Божию, они не понимали, что делающие это заслуживают смерти… А есть и такие, кто не только делают зло, но и сочувствуют делающим… Их беспутство двойное. Не таково зло тех, кто делают зло, но других останавливают; эти же, зная о нечестии, ему не препятствуют. Они совершенно испорчены: сами делают, сочувствуют делающим и Бога не боятся. Они хотят, чтобы зло возрастало: не препятствуют ему, а убеждают, что нет ничего дурного в том, чтобы так поступать.

Комментарии на Послание к Римлянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют

«Праведным судом Божиим» Павел называет Его праведное воздаяние, которым Он воздает каждому по заслугам. Посему апостол говорит так: хотя своим естественным разумением люди сознают, что согрешающие будут наказаны Богом, тем не менее они не отступают от своих скверных дел и, что самое плохое, в дополнение к этому одобряют творящих их. Ибо так Бог повелевает - прямо и сурово, полагая творящих такое достойными смерти.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-32 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Второе проявление гнева Божия. За то, что язычники не восхотели познание о Боге сделать руководящим началам в своей жизни, Бог отдал их во власть полного потемнения нравственного сознания. - Превратному уму. Ум превратный (adokimoV) - не в состоянии узнать, в чем зло и в чем добро. - Непотребства (ta mh kaqhkonta) = то, что считалось ранее безнравственным и у самих язычников и что они потом, с утратою правильно функционирующего ума, стали считать хорошим и потому безбоязненно совершать. - Так что они исполнены… Здесь Апостол дает более обстоятельное описание «непотребств» язычников. Перечень пороков у Ап. Павла дается еще в следующих местах; Рим 13:13; 1Кор. 5:10-11; 6:9-10; 2Кор. 12:20-21; Гал 5:19-21; Еф 4:31; 5:3-4; Кол 3:5. 8; 1Тим 1:9-10; 2Тим. 3:2-5. Как там, так и здесь Апостол не держится строго логического распорядка: встречаются рядом понятия более широкие и более тесные, связываются родственные пороки и подобоименные (напр., fqonoV и fonoV). От перечня грехов, встречающегося в Ветхом Завете (напр., Исх XX-XXIII гл. ; Лев XIX гл. ; Втор ХXVII гл.) перечень Ап. Павла отличается тем, что в Ветхом Завете выступают, прежде всего, на вид отдельные действия и особо грубые грехи, а у Павла находятся на первом плане греховные настроения, как источник отдельных грехов. - Они знают праведный суд Божий (ст. 32-й), т. е. чего требует Бог, как Законодатель и Судия. Это - естественный закон нравственного сознания (2:15), который устанавливает такое положение, что делающие такие дела достойны смерти, т. е. вечной смерти. Нужно заметить, что и язычники имели понятие о вечных адских мучениях, ожидающих упорных грешников по смерти. - Делающих одобряют. В этих словах заключается указание на полное потемнение нравственного чувства в язычниках, бывшее результатом гневного попущения Божия. Общественное мнение в языческом мире стало одобрять порочных людей, как поступающих правильно. Известно, что и Калигула, и Нерон встречали себе поощрение в римском обществе. Конечно, это не исключало возможности иного отношения к порокам и порочным людям (см. 2, 14, 26 и сл.), но такое отношение было уже действительно исключением из общего правила в языческом обществе. Можно сказать даже, что язычники, умевшие понять и оценить, как должно, все зло порочности, шли в этом случае против общего течения…

См. также Толкование на Рим. 1:18

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
 

     Как ни омрачились сердца язычников, однако они не потеряли способности различения добра от зла. Совесть их неумолкаемо свидетельствовала об их виновности, и потому они всегда сознавали, что нравственные непотребства их достойны смертного наказания. И так как они, не смотря на сознание греховности противонравственной жизни, продолжали вести ее и даже поощряли к ней других, то естественно их должен был покарать праведный суд Божий, на котором они не могли ничем оправдаться. Изобразивши ясно полную виновность пред Богом язычников, Апостол далее показывает, что не менее виновны пред Богом и Иудеи. Вообще в 1-й главе можно видеть предварительную попытку Апостола к обращению Римлян ко Христу, чрез изображение их печального религиозного состояния, на неудовлетворительность которого жаловались и сами Римляне. «Взойди в Капитолий, – говорил мудрец Римский Сенека, – и там тебя поразит безумие, совершаемое как священная обязанность. Боготворят идолов, им молятся и закаляют жертвы». Вся Римская история есть свидетельница верности характеристики Римлян, представленной Апостолом Павлом.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О войне.
 

Мф.5:38-39. Защита веры и отечества не есть «око за око, или зуб за зуб», а любовь до самопожертвования за друзей своих: Ин.15:13; эта защита не осуждена словом Божиим: Лк.3:14; Числ.25:16-18. Сказано: врагов ваших, т. е. личных, а не врагов правды Божией (еретиков: Пс.138:21-22, см. Толков. Псалт. Зигабена), и правды общественной злодеев: Рим.13:4;1:32; Лк.23:41.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Апостол именно утверждает, что язычники знали не только порочность греха, но и то, какому возмездию они будут подлежать за свое поведение. Знали о смерти и вечных мучениях, и все-таки не только сами не исправились, но и других вовлекали в те же пороки своим одобрением, а это уже крайний предел развращения. Есть надежда что тот, кто грешит, и в то же время сознает, что грешит, со временем исправится в своем поведении, ибо имеет еще побуждение к раскаянию в сознании и осуждении греха, а кто дошел до того, что хвалится даже своим позором, тот лишил себя и последнего побуждения к исправлению.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible