Скрыть
Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 29-30 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру

Или Иудеев Бог только? Неужели одна половина людей любезна Богу, а другая ненавистна? Нет, - ибо в истинной любви не может существовать разделения на любезных и ненавистных.

Итак, если обрезание не возмогло быть полезным для себя самого и жило благодатью, дарованною туне, то остается также и необрезание. Поелику Бог ведал, что искупительной благодати нет в законах строгих и суровых, то Он не восхотел, чтобы, пока не снизошел Он к ним благодатью, человек лишен был благодати и Бог, ради закона назывался бы суровым. Строгость Божия изрекала закон, но везде Он действовал по благодати. Посему законы презренные от Себя отверг и оттолкнул, дабы всем была сладостна Его истинная благодать.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 28-31 Мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона. Или Иудеев Бог токмо, а не и языков; Ей, и языков: понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры и необрезание верою. Закон ли убо разоряем верою; Да не будет: но закон утверждаем

Мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона. Когда (апостол) доказал, что оправдывающиеся верою стоят выше иудеев, тогда, наконец, он с большою свободою рассуждает и о вере и опять устраняет то, что по-видимому могло смущать. Иудеев смущали две следующие мысли: первая - возможно ли спастись без дел тем, которые не спаслись делами, а вторая - справедливо ли необрезанным пользоваться равными правами с теми, которые столько времени воспитывались в законе; последняя мысль беспокоила их гораздо больше первой. Вследствие этого (апостол), раскрыв первую, переходит к этой последней, которая настолько смущала иудеев, что они и после принятия веры обвиняли по этому поводу Петра, из-за Корнилия и его дела. Что же говорит (Павел)? Мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона. Он не сказал - иудею, или - находящемуся под законом, но, выразившись общее и открывши дверь спасения всей вселенной, употребил родовое имя и говорит - человеку. Потом, исходя из этого слова, (апостол) разрешает не указанное здесь возражение. Так как естественно было, что иудеи, услышав о том, что вера оправдывает всякого человека, будут недовольны и соблазнятся, то (Павел) и прибавил: или Иудеев Бог токмо (ст. 29)? Здесь он как бы говорит следующее: почему тебе кажется нелепым, что всякий человек спасается? Неужели Бог есть частный Бог? Этим он показывает, что желающие унижать язычников больше оскорбляют славу Божию, если не допускают, что Он есть Бог всех. Если же Он есть Бог всех, то о всех и промышляет; а если о всех промышляет, то всех равно спасает чрез веру. Потому (апостол) говорит: или Иудеев Бог токмо, а не языков? Ей, и языков (ст. 29). Бог есть не частный Бог, как это допускается в эллинских мифах, но для всех общий и единый. Потому и присовокупляет: понеже един Бог (ст. 30), то есть, Он один Владыка и тех, и этих (иудеев и язычников).

Если укажешь мне на Ветхий Завет, то и там промысл Божий простирался на всех, хотя и не одинаково. Тебе дан закон писанный, а им закон естественный, но они нисколько не имели меньше, а если желали, то могли и превзойти тебя. Намекая на это самое, (апостол) присовокупил: иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою (ст. 30), напомнив иудеям сказанное выше о необрезании и обрезании, где он доказал, что между ними нет никакого различия. А если тогда (в Ветхом Завете) не было никакого различия, то тем более ныне; раскрывая теперь это яснее, (апостол) показал, что то и другое одинаково нуждается в вере. Закон ли убо разоряем верою? говорит. Да не будет: но закон утверждаем (ст. 31). Ты заметил разнообразную и неизреченную мудрость (апостола)? Самым словом - утверждаем он показал, что закон уже не стоит, но разорен. Обрати внимание и на превосходство силы Павла, а также на то, с каким богатством доказательств он раскрывает то, что желает. Так, здесь он доказывает, что вера не только не вредит закону, но и помогает ему, равно как и закон пролагает путь вере. Как закон, предваряя веру, о ней свидетельствовал, - о чем (апостол) и говорит: свидетельствуема от закона и пророк, - так и вера восстановила изнемогающий закон. Как же восстановила? - спросишь. Но какое было дело закона, и для чего он заставлял все совершать? Для того, чтобы сделать человека праведным. Но он оказался бессилен в этом: вcи бо, говорит, согрешиша, а вера, явившись, успела в этом, так как, всякий, кто уверовал, вместе с тем и оправдался. Итак, вера утвердила волю закона и привела к концу то, для чего он все делал. Значит, она не упразднила, а усовершила закон. Таким образом (апостол) доказал здесь три положения: возможно оправдаться без закона, закон оказался в этом бессилен и вера не противоборствует закону. Так как иудеев всего более смущало то, что вера представлялась противоборствующею закону, то (апостол) более того, чем сколько желал иудей, доказывает, что она не только не противоборствует, но еще способствует и содействует закону, а это особенно и желали услышать (иудеи).

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.28-29 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

Законом здесь называет закон Моисеев. Впрочем, не сказал: Мыслим верою оправдатися иудею, но: человеку, употребив общее название естества. Посему в виде умозаключения присовокупил:

 Или Иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей, и языков.

Потом, как непререкаемое, подтверждает сие положительно.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 28-30 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру

Доказав, что оправдание в Крови Христовой, а не в делах закона, заканчивает речь и говорит: из всего сказанного заключаем, что всякий человек оправдывается верой. Не смущайся этим, иудей, будто нелепостью. Бог есть не частный Бог, чтобы спасти только тебя, а не всякого человека. Здесь же пристыжает иудеев и весьма устрашает их, как богоборцев, если не допустят, что язычники спасаются чрез веру; ибо они не верят, что Он есть Бог всех и равно промышляет обо всех. Один, говорит, есть Бог, то есть Бог иудеев и язычников, Который и обрезанного оправдывает, не законом, но верой, и необрезанного принимает при посредстве веры. Упомянув же об обрезании и необрезании, припоминает и сказанное выше, где доказал, что ни обрезание не приносит пользы, когда нет дел, ни необрезание не вредит само по себе. Итак, при том и другом нужна вера.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Или Иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей, и языков

Апостол будто издали видит, как иудеи, привыкшие присвоять себе особые преимущества пред Богом, прочитав предыдущее слово, смутились от возродившихся в сердцах их помышлений: как это можно, как это допустить? Почему спешит укротить сие волнение, говоря как бы: «не смущайся этим, иудей, будто какою нелепостию» (блаженный Феофилакт). Или Иудеев Бог токмо? «Ужели Бог есть частный какой Бог? Из сего видно, что желающие унизить язычников унижают тем славу Божию, не дозволяя Богу быть Богом всех. Если же Он есть Бог всех, то о всех промышляет. А если о всех промышляет, то всех равно спасает чрез веру» (святой Златоуст). Обращается Апостол к общему верованию, у всех в сердце напечатленному, и тем иудею заграждает уста, а язычника воодушевляет. И доселе Бог не несвидетельствована Себе оставлял и язычникам, хотя, точно, очевиднее руководил одних иудеев. Так следовало быть до времени; когда же время то прошло, теперь общее всем руководство ко спасению предлагает. Смысл слов: или Иудеев только Бог — будет посему такой: чтобы Бог и навсегда только об одних иудеях особое являл попечение, этому быть нельзя. Бог — всех есть Бог. До времени это нужно было; а теперь Бог благоволит ко всем являть то, что доселе являл одним иудеям.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников

Праведник, поскольку он праведен, не отличается от другого праведника, будь то иудей, исполняющий закон, или эллин, - поскольку Бог есть Господь не только иудеев, но и всех людей, хотя как Отец Он ближе к тем, кто Его знает. Жизнь добродетельная в согласии с [человеческими] обычаями означает жизнь, и жизнь благословенная в согласии с [Божиим] законом означает жизнь. Поэтому, поскольку жившие добродетельно до закона вошли в число верных и считаются праведниками, то, очевидно, и рожденные вне закона могли вести жизнь праведную, опираясь на свойства своей души. Даже находясь в аду и в темнице, они могли, услышав голос Господа, сразу обратиться и уверовать.

Строматы

Амвросиаст (†IVв.)

Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников

Нет сомнения в том, что Бог для всех один. Ведь даже иудеи не могут притязать на то, что их Бог не является Богом язычников, - так как они считают, что все происходят от одного Адама и что никакой пришелец, желающий прийти к закону, не может быть отвергнут. Некоторые из язычников вышли с ними в пустыню из Египта, и израильтянам повелено было принимать их, если только они делали обрезание, вкушать с ними опресноки и пасху (см. Исх. 12:48). Да и Корнилий - язычник, не принявший иудаизм, получил дар Божий и был оправдан, что и подтверждается свидетельством Писания (см. Деян. 10:31).

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 29-31 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем

Апостол уже раньше сказал, что новый способ оправдания не только не противоречит Ветхому Завету, а даже предуказан в Ветхом Завете. Теперь он это доказывает таким соображением. Истинный Бог не может быть Богом только иудеев. И язычники находятся под Его властью и попечением, почему Иеремия называл Бога Царем народов (10:7), а псалмопевцы - Богом всей земли (Пс XCV-XCVLI). И это так на самом деле, потому что все ожидали, что Единый Бог оправдает всех как иудеев (обрезанных), так и язычников (необрезанных) - тех и других, благодаря их вере (по вере, через веру). Но, может быть, выставляя новое средство оправдания, Апостол этим уничтожает вовсе закон Моисеев и все ветхозаветное домостроительство? (ст. 31) Нет, этого нельзя думать, и этого на самом деле нет. Напротив, Евангелие исполняет глубоко заложенную в законе и вообще в Ветхом Завете идею - идею о спасении всего человечества. «Какая была цель закона? - говорит в объяснение 31-го ст. Иоанн Златоуст. - К чему клонились все его действия? К тому, чтобы сделать человека праведным. Закон же не мог достигнуть сего, ибо, сказано, все согрешали. Когда же явилась вера, она успела в том. Итак, вера восстановила желание закона и привела в исполнение то, для чего он трудился». Апостол, проповедующий об этом исполнении заветных желаний закона, является, таким образом, его защитником, его сторонником (закон утверждаем).

См. также Толкование на Рим. 3:27

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 29-30 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

Бог – не одних только иудеев Бог, а всех людей – и язычников, которые, не имея дел законных, должны были бы совершенно погибнуть. Вот какой теперь закон спасения учредил Господь для всех – веруй и спасен будешь, обрезан ли ты или не обрезан – одна вера (без закона) в состоянии явить тебя праведным перед Богом.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible