Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 4:3
Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Святые отцы
- Ириней Лионский, сщмч. (†202)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Григорий Палама, свт. (†1359)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ириней Лионский, сщмч. (†202)
Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность
Авраам поверил Богу, во-первых, в том, что Он есть Творец неба и земли, единственный Бог, а во-вторых, в том, что Он сделает семя его многочисленным, как звезды небесные (Быт. 22:17, ср. Евр. 11:12).
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-5 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность
Что же скажем - Авраам отец наш обрел по плоти, то есть: поелику сыны упорные произошли от поколения его? Ибо, если Авраам от дел оправдался, то имеет чем хвалиться от дел, которые его оправдали, - но не (в отношении) к Богу, Который пожалел его. Посему Писание не говорит, что Авраам сделал и это вменено ему было в правду, но только: поверил он Тому, Кто нечестивых оправдывает, и это вменено ему в правду (Быт. 15:6). Если, таким образом, желаете оправдаться, то какую имеете нужду в обрезании? Ведь, вера оправдала Авраама до обрезания, ибо делающему награда не вменяется по благодати, но по долгу, между тем награда вменена Аврааму по благодати. Но если, говорит, вы хвалитесь делами вашими, то мы прибегаем к Аврааму, который, как и мы, немощен был и оправдан чрез веру. Если бы народ (Израильский) и язычники были верны своим законам, то по заслуге - и награда. Но если все согрешили и потому неспособны к восстановлению, то уже оправдываются чрез благодать, то есть: когда, как Авраам, веруют в Того, Кто грешников оправдывает, - и это для раскрытия того, что помилования благодатью желают те, кои, став несчастными, уповают на закон.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность
Ибо что говорит Писание? Не испрашиваю объяснения у Христа — если буду зависеть от объяснения, то отвергну веру. Поверил Авраам Богу — будем и мы верить, чтобы, являясь Его наследниками по роду, нам стать еще и наследниками по вере!
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 3-13 Что бо Писание глаголет; верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду. Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу: а не делающему, верующему же во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду. Якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона: блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси: блажен муж, емуже не вменит Господь греха. Блаженство убо сие на обрезание ли, или на необрезание; Глаголем бо, яко вменися Аврааму вера в правду. Како убо вменися ему, во обрезании ли сущу, или в необрезании, не во обрезании, но в необрезании. И знамение прият обрезания, печать правды веры, яже в необрезании: яко быти ему отцу всех верующих в необрезании, во еже вменитися и тем в правду: и отцу обрезания, не сущым точию от обрезания, но и ходящым в стопах веры, яже (бе) в необрезании отца нашего Авраама. Не законом бо обетование Аврааму, или семени его, еже быти ему наследнику мирови, но правдою веры
Что бо писание глаголет? Верова Авраам Богови, и вменися ему в правду. Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу (IV, 3, 4). Итак, последнее важнее? - спрашивает он. Ни мало, потому что вменяется и верующему; но не вменилось бы, если бы он и сам ничего не привнес.
Таким образом, и верующий имеет должником Бога, и притом в делах не случайных, но великих и высоких. Доказав же высоту его ума и духовного разумения, (апостол) сказал не просто - верующему, но: верующему во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду (ст. 5). Пойми же, насколько важно увериться и убедиться в том, что Бог и жившего в нечестии может вдруг не только освободить от наказания, но сделать праведным и удостоить бессмертных почестей. Но не думай, что верующий ниже делающего потому, что последнему вменяется не по благодати. Верующего преимущественно то и делает славным, что он воспользовался такою благодатью и обнаружил такую веру. Заметь, что верующему назначено и большее воздаяние, так как делающему дается мзда, а ему праведность; праведность же гораздо важнее мзды, потому что сама есть воздаяние, заключающее в себе многие награды. Итак, доказав сказанное примером Авраама, (апостол) обращается к Давиду, который подтверждает ту же мысль. Что же говорит Давид и кого называет блаженным? Того ли, кто хвалится делами, или того, кто удостоился благодати и получил прощение грехов и дар? А когда я говорю о блаженстве, то разумею вершину всех благ. Как праведность выше мзды, так блаженство выше праведности. Итак, (апостол), доказав превосходство праведности не только примером Авраама, получившего ее, но и рассудочными доводами (сказав: имать бо похвалу, но не у Бога), - опять раскрывает ее важность иным способом, ссылаясь на Давида, свидетельствующего в ее пользу. И Давид, как утверждает (апостол), называет оправдавшегося чрез веру блаженным, говоря: блажени, ихже отпустишася беззакония (ст. 7). По-видимому, (апостол) приводит неподходящее свидетельство, так как Давид не сказал: блаженны те, коих вера вменена в праведность, но (апостол) делает это намеренно, а не по незнанию, чтобы показать большее превосходство веры. Если блажен тот, кто получил прощение по благодати, то тем более блажен оправданный и обнаруживший веру. А где блаженство, там изъят всякий стыд и пребывает великая слава, потому что блаженство и есть полнота наград и славы. Потому (апостол), говоря о преимуществе делающего: делающему же мзда не вменяется по благодати, не подтверждает этого Писанием, а превосходство верующего доказывает свидетельством из Писания, словами Давида: блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси. Почему ты, спрашивает (апостол), смущаешься тем, что получаешь отпущение грехов не по долгу, а по благодати? Но вот - этот именно (получивший отпущение по благодати) и ублажается, так как (пророк) не назвал бы его блаженным, если бы не знал, что он наслаждается многою славою. И (апостол) не говорит, что такое отпущение относится к обрезанию, а что? Блаженство cиe, - что гораздо важнее прощения грехов, - на обрезание ли, или на необрезание (ст. 9)? Итак, спрашивается: это великое благо (блаженство) с чем находится в связи, с обрезанием или с необрезанием? Заметь особенность речи: (апостол) доказывает, что блаженство не только не чуждо необрезания, но и совмещается с ним более обрезания. А так как и сам Давид, называющий блаженным получившего прощение грехов, был обрезан и говорит обрезанным, то заметь, какое искусство обнаружил Павел, чтобы сказанное Давидом приложить к необрезанным. Усвоив блаженство праведности и доказав, что оба они составляют одно, (апостол) рассматривает, как оправдался Авраам. Если блаженство свойственно праведнику, а с другой стороны и Авраам оправдался, то посмотрим, когда он оправдался, будучи еще необрезанным, или уже обрезанным. Будучи необрезанным, говорит (апостол.): како убо вменися ему? в обрезании ли сущу, или в необрезании? Не во обрезании, но в нeoбpезaнии. Глаголем бо, яко вменися Аврааму вера в правду (ст. 9, 10). Выше, ссылаясь на Писание, (апостол) сказал: что бо писание глаголет? Верова Авраам Богови и вменися ему в правду, а здесь он предлагает другое мнение и утверждает, что праведность была в необрезании. Потом он решает новое, возникающее отсюда, возражение: если (Авраам), рассуждает он, оправдался будучи необрезанным, то для чего введено обрезание? Знамение прият, отвечает (апостол), и печать правды веры, яже в необрезании (ст. 11). Заметил ли ты, каким образом он доказал, что (скорее) иудеи находились в положении незванных гостей (twn parasitwn), чем те, которые, пребывая в необрезании, потом приобщены были к иудеям? Ведь если (Авраам) оправдался и увенчан, будучи необрезанным, потом принял обрезание, а впоследствии вошли и иудеи, то, значит, Авраам прежде всего есть отец необрезанных, имеющих с ним родство по вере, а потом уже отец обрезанных, - он есть сугубый праотец. Замечаешь ли, что вера воссияла? Пока не было веры, патриарх не оправдался. Замечаешь ли, что необрезание нисколько не препятствует? (Авраам) был не обрезан, и это не помешало ему оправдаться. Следовательно, обрезание явилось позднее веры.
И почему ты удивляешься, что обрезание явилось позднее веры, как скоро оно позднее и необрезания? И не только позднее веры, но и гораздо несовершеннее ее, и притом настолько, насколько знак вещи бледнее самой вещи, насколько, например, изображение воина ниже самого воина. А почему, спросишь, (Авраам) нуждался в подобном знамении или печати? Не он сам нуждался. Для чего же принял? Для того, чтобы сделаться общим отцом верующих как в необрезании, так и в обрезании, а не просто только обрезанных, потому (апостол) присовокупляет: не сущим точию от обрезания (ст. 12). Если (Авраам) - отец необрезанных не потому, что сам был необрезан, хотя оправдался в необрезании, но потому, что необрезанные подражали ему в вере, то тем более он не будет по одному обрезанию прародителем обрезанных, если не присоединится и вера. Он принял обрезание, говорит (апостол), для того, чтобы мы, те и другие, имели его праотцем и чтобы необрезанные не изгнали обрезанных. Ты замечаешь, как необрезанные первые имели (Авраама) своим праотцем? Если же обрезание есть нечто почтенное потому, что возвещает праведность, то немалое преимущество имеет и необрезание, которое достигло ее прежде обрезания. Итак, ты тогда будешь в состоянии иметь (Авраама) праотцем, когда будешь ходить в стопах веры (ст. 12) и когда не станешь упорствовать и спорить, отстаивая закон. Какой же веры? скажи мне. Яже в нeoбpезaнии. (Апостол) опять принижает иудейскую надменность, вспоминая о времени праведности. И хорошо сказал: в стопах, чтобы ты, подобно Аврааму, веровал в воскресение мертвых тел, так как и относительно этого он обнаружил веру свою. Таким образом, если ты отвергаешь необрезание, то знай ясно, что тебе нет никакой пользы и в обрезании. Если ты не последуешь по стопам веры, то, хотя бы и тысячу раз был обрезан, не сделаешься чадом Авраама, так как он для того и принял обрезание, чтобы не отвергнуть тебя, пребывающего в необрезании. И ты не требуй этого от него: дело это послужило пособием тебе, а не ему. Но скажешь, что обрезание служит знамением праведности. И это для тебя, теперь же этого уже нет, так как тогда ты нуждался в телесных знамениях, а теперь в них нет уже нужды. Еще спросишь: по вере (Авраама) разве нельзя было узнать о душевной его доблести? Конечно, можно было, но ты нуждался и в этом дополнении. Так как ты не возревновал о душевной добродетели и не мог ее увидеть, то тебе и дано чувственное обрезание, чтобы ты, упражняясь в этом телесном знамении, мало-помалу руководился и в направлении к душевному любомудрию, и со всем усердием принявши обрезание, как знак самого высокого достоинства, научился подражать прародителю и почитать его. И это Бог установил не в одном только обрезании, но и во всем прочем, например, в жертвах, субботах и праздниках. А что (Авраам) для тебя принял обрезание, узнай из следующих слов (апостола). Сказавши, что (Авраам) принял знамение и печать, он указывает и причину, говоря: яко быти ему отцу обрезания, - для тех, которые принимают и внутреннее обрезание, потому что, если имеешь только одно наружное обрезание, то никакой пользы от него тебе не будет. Обрезание тогда бывает знамением, когда вещь, знамением которой оно служит, то есть вера, бывает видна в тебе; равным образом, если ты не имеешь веры, то и знамение не может уже быть знамением. Чего, в самом деле, оно будет знамением, чего печатью, как скоро нет запечатленного? Это было бы подобно тому, как если бы ты стал показывать нам денежный мешок с печатью, когда внутри его ничего не положено. Так же смешно и обрезание, когда внутри нет веры. Если же обрезание есть знамение праведности, а ты не имеешь праведности, то, значит, не имеешь и знамения. Для того ты и получил знамение, чтобы отыскать вещь, знак которой ты имеешь, потому что, если бы ты мог найти ее без знамени, то ты в нем и не нуждался бы. Обрезание возвещает не одну только праведность, но именно праведность в необрезании. Значит, обрезание возвещает не что иное, как именно то, что нет нужды в обрезании.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ибо блаженный Авраам, не законом руководясь в жизни, сподобился сего Божественного о нем свидетельства, но, уверовав в Призвавшего, пожал богатство правды.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-3 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»
Достаточно доказав, что для всех нужна вера, подтверждает это еще примером Авраама, пользовавшегося у иудеев большим уважением, и говорит, что и он, отлично совершивший много великого, оправдался не делами, но верой. Называет его отцом по плоти, дабы показать, что иудеи не имеют духовного родства с ним, или, лучше, дабы обязать их этим во всем подражать ему. Если он оправдался делами, то имеет похвалу, но не пред Богом, то есть может хвалиться тем, что хорошо сделал нечто собственными трудами, но это не значит хвалиться пред Богом, и не направляется к Богу. Напротив, кто оправдывается верою, тот имеет похвалу пред Богом, может хвалиться о Боге, как спасенный Его благодатью и возлюбленный Им. Может хвалиться верующий и иначе, именно как прославивший Бога тем, что поверил, что Он может сделать то, что кажется нам невозможным. Итак, он имеет похвалу и дерзновение пред Богом, как имеющий истинное понятие о Нем, и верующий Ему как всемогущему.
Григорий Палама, свт. (†1359)
Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность
В чем же выразилась вера Авраамова, так что он был оправдан? – Он принял от Бога обещание, что в семени его, – которым был Исаак, – благословятся все племена Израиля; затем он получает от Бога повеление: Исаака, тогда еще бывшего в детском возрасте, принести в жертву, а между тем, чрез него единого должно было сбыться исполнение обещания; и, вот, нисколько не возражая, отец был готов своими руками заклать мальчика, в то же самое время веруя, что имеющее чрез него сбыться обещание является незыблемым и истинным. Видите ли, какова оправдывающая вера?!
Вы видите, что последовало из сего: готовность представить Исаака на заклание была не только мощным свидетельством и выявлением веры Авраама, но также и стала причиной того, что от его семени должен был родиться Христос, чрез Которого благословились все племена земные, и обещание нашло свое исполнение. Ибо Бог как бы стал Должником тому, кто ради Бога дал своего единородного и собственного сына, так чтобы ради него и по причине обещания ему – в Свою очередь дать Своего Единородного и Собственного Сына.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Что бо Писание глаголет? Верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду
Не потому он признан от Бога праведным, что то и другое сделал, а потому, что веровал Богу. Вера сия, проникая дела его, делала их угодными Богу; да она сама и рождала дела. Ибо смотри. — Повелевает ему Бог оставить дом отца, род свой и страну свою и идти в землю, которую покажет ему. Он верует и идет, не зная куда. Вера движет его и путь его углаждает. Пришел в землю обетованную. Бог говорит ему: эту землю дам тебе и семени твоему, которое будет многочисленно. Он верует и ждет. Проходят годы, детей нет, а он все верует. Вот уже старость бездетная, а он все верует, что от него будет потомство. И сия вера увенчалась наконец событием. Дал Бог сына — опору надежды на потомство. Но только что он вырос, как Бог повелевает его принесть Себе в жертву. Верует Авраам, что так должно, и идет принесть в жертву единородного своего, не теряя, однако ж, уверенности, что, несмотря на то, все же будет у него многочисленное потомство. Так у Авраама всё вера и вера. Вера рождала и оживляла дела, сообщая и им, и ему, действующему, особую цену пред лицем Бога.
Святой Златоуст говорит: «нимало не странно оправдываться верою тому, кто не имеет дел; но украшенному заслугами стать праведным не по заслугам, а по вере — сие было удивительно и особенно обнаруживало силу веры. Апостол вводит здесь в состязание веру и дела, предметом же их спора поставляет Авраама. Аще, говорит, Авраам от дел оправдаем, имать похвалу, но не у Бога. Две есть похвалы: одна за дела, другая за веру. Апостол утверждает, что за веру можно иметь большую похвалу. И спасение чрез веру гораздо в большей мере имеет все то, чем могло хвалиться и обнадеживать себя спасение посредством дел. Хвалящийся делами будет выставлять собственные труды; а кто вменяет себе в честь, что верует в Бога, тот выставляет гораздо лучший предлог к похвале; потому что славит и величает Господа. По вере в Бога признав истинным то, чего не открыла природа видимых вещей, он доказал тем искреннюю любовь к Богу и торжественно провозвестил силу Его; а сие означает самое благородное сердце, любомудрый образ мыслей и высокий ум. Не красть, не убивать есть дело самое обыкновенное; но поверить, что Бог силен совершить невозможное, на сие требуется великий дух, крепко приверженный к Богу, — это служит знаком истинной любви. Хотя исполняющий заповеди чествует тем Бога; но гораздо более чествует тот, кто умудряется верою. Первый покорен Богу, а последний приобрел о Боге надлежащее понятие, прославил и почтил Его более, нежели сколько можно почтить делами. Первая похвала принадлежит самому подвижнику (труждающемуся в делах); а последняя прославляет Бога и всецело Ему принадлежит. Верующий хвалится высоким своим представлением о Боге, и это составляет его славу. Посему сказано, что он имеет похвалу пред Богом; впрочем, не по сей одной, но и по другой причине. Верный хвалится не тем одним, что искренно возлюбил одного Бога, но и тем еще, что удостоился от Него великой чести и любви. Как он возлюбил Бога, имея о Нем высокое понятие, что показывает любовь; так и Бог возлюбил его и, когда человек был тысячекратно виновен пред Богом, не только освободил его от наказания, но даже соделал праведным. Посему верующий имеет причину хвалиться, как удостоившийся великой любви».
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность
Павел показал, что Авраам не потому обрел славу у Бога, что он был обрезан или что воздерживался от беззаконий, но потому, что поверил Богу, и тем и оправдан был, и награда в виде славы ожидала его.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность
Что же дало ему новую жизнь, что поставило его в новые отношения к Богу? Вера. Авраам поверил Богу, что у него, дряхлого бездетного старца, будет многочисленное потомство, и Бог вменил ему эту веру в праведность. - Как понимать это вменение? Стал ли Авраам в силу этого действительно праведным, в полном смысле оправданным и освященным? Конечно, нет. Когда жертва Христова еще не была принесена, до тех пор не могло еще быть полного прощения грехов и действительного оправдания (Евр 9:15). В Ветхом Завете, возможно, было лишь потенциальное оправдание, и вера Авраамова могла заключать в себе только зерно будущего оправдания. Но все-таки вера эта ставилась в счет (вменялась) Аврааму и другим имевшим ее людям Ветхого Завета - человек верующий чувствовал, что Бог его одобряет за эту веру, и это давало ему известную степень нравственного успокоения.
См. также Толкование на Рим. 4:1
священник Николай Рудинский (†1937)
Писание свидетельствует, что Авраам получил похвалу от Бога, назван праведником, но не за видимые свои дела, а за веру, которая и рождала дела, и делала их угодными Богу (см. Быт. 15:6). Он всецело жил верою. Повелел ему Господь оставить дом отца своего, и идти в неизвестную землю, он и пошел. Бог обещал эту землю ему и его потомству, он поверил и ждал обещанного потомства, которого у него еще не было. Прошли годы, наступила бездетная старость, у него еще нет потомства, а он все верил и ждал потомка. Вот вера, наконец, увенчалась событием. Бог дал ему сына. Но только лишь подрос его сын, как Бог повелел принести его Себе в жертву. Верует Авраам, что так должно быть, идет на указанное место принести в жертву Богу единородного, не переставая верить, что все же у него будет многочисленное потомство. Такова была вера Авраама!
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28; Рим.4:3-8; Гал.2:16), и Церковь не нужна.
Ответ:
а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа (Гал.3:24-25; Гал.5:3-4; Евр.10:1-4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина (Рим.2:13, 13:8-10; 1Кор.7:19; 2Кор.5:10; Еф.2:10,6:8; Тит.2:11-14). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» (1Кор.13:1-3). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» (Иак.2:14-26). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» (Гал.5:6), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (1Фес.5:8; 1Тим.1:14,2:15; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах (Рим.3:28; Гал.2:16).(1)
При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (Мф.25:33-46).(2)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Между учением апостола Павла и апостола Иакова (Рим.3:28;4:25;Иак.2:14,21-24; Евр.11:31;Иак.2:25) нет противоречий. Апостол Павел, имея в виду заблуждения иудействующих о возможности оправдания делами закона (Моисеева), в опровержение их, говорит об оправдании человека верой во Христа без дел закона; он отвечает на вопрос: чем может оправдаться иудей и язычник?
Апостол Иаков, зная, что некоторые из читателей Послания, признав необходимость веры во Христа для оправдания, веру разумел рассудочную, непроявляющуюся в делах любви, внушает им, что такая вера мертва, что, только обнаруживаясь в делах, вера становится живой и совершенной; он отвечает на вопрос: какова должна быть вера христианина?
2 - Сергий архиеп. Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 236–239.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Для нравственного обновления человека (Еф.4:22-24; Кол.3:5-10), для успешной борьбы с грехом и врагами спасения (диаволом, плотию и соблазнами мира) недостаточно ни собственных сил его, ни веры во Христа, а необходимы силы Святого Духа (Ин.15:5; Мф.19:26), подаваемые через Святые Таинства, необходимо пастырское руководство и научение (Еф.4:11-14; 2Тим.4:2) истинному вероучению, которое и хранится только в единой Христовой Церкви (Еф.4:5; 1Тим.3:15). Если же о Церкви в приведенных сектантами местах и не сказано апостолом, то потому, что это не требовалось ходом мыслей, зато в других местах тот же апостол достаточно ясно изображает необходимость для христианина жизни в живом союзе с Церковью (1Кор.5:5,13,12:13-31; Еф.4:11-16,5:23). Не сказал апостол (Рим.3:28; Гал.2:16) и о покаянии, крещении, благодати Божией и др.; даже не указал предмета веры (Рим.3:28), но отсюда не следует, что нужно отвергать все, о чем умолчал, а только следует одно то, что для уразумения истины должно обращаться к другим местам Священного Писания, так как слово апостола «не было то да, то нет» (2Кор.1:18). Путем снесения и сравнения одних текстов с другими уясняется истинный смысл их.(3)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 - Епископ Феофан говорит: «Существо дела спасения состоит из нескольких пунктов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Писании пункты эти не написаны в одном каком-нибудь месте, а в разных: в одном сказано одно, в другом – другое. Чтобы познать истинно весь образ спасения, надобно все эти пункты собрать воедино и собрать все, ни одного не пропуская. Вот в этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не понимая, как это следует, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй, и ты спасен! – а иной: стяжи благодать, и больше тебе ничего не нужно, – иной же: люби, и придешь к блаженному концу. Все такие положения в Писании строго предписываются, но ни одно из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить, и тогда получится полное представление настоящего образа спасения». Письма к одному лицу. 1881 г. 5 стр. 11–12.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) В Посл. к Римлянам (Рим.4:3,8) апостол упоминает об Аврааме и Давиде с целью выяснить новозаветное устроение спасения человека. «Когда апостолы начали принимать в Церковь Христову язычников», – замечает епископ Феофан, – «иудеи укоряли их: у вас только все вера, да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать. Апостол, предотвращая это, внушает, что у нас все вера, да вера, в том мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в Церковь, правоту этого предуказал пророк Давид, ублажавший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников (кающихся), но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру в Оправдывающего».4
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 - Толкование Послания к Римлянам 1890 г., стр. 263.