Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть

Какой же тогда был плод дел ваших, кроме того, чего ныне стыдитесь? ибо они в награду принесли вам стыд, а как конец их - опять получается смерть вторая (Апок. 2:11; 20:14; 21:8).

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-23 Кий убо тогда иместе плод; О нихже ныне стыдитеся, кончина бо онех, смерть. Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню, кончину же жизнь вечную. Оброцы бо греха смерть: дарование же Божие живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем

Kий убо тогда имеете плод, о нихже ныне стыдитеся (ст. 21)? Рабство было таково, что и одно воспоминание о нем приносит теперь стыд. А если воспоминание заставляет стыдиться, то тем более самое дело. Таким образом, вы теперь получили двоякую пользу: освободились от стыда и узнали, в каком состоянии вы были; равно как тогда терпели двоякий вред: делали достойное стыда и не сознавали стыда; это еще хуже первого, и однако, вы оставались в рабстве. Достаточно доказав таким образом вред прежних деяний на основании стыда, (апостол) переходит к самому последствию. Какое же это последствие? Кончина бо онех смерть (ст. 21). Так как стыд кажется еще не слишком тягостным бременем, (апостол) переходит к наиболее ужасному, то есть, смерти, хотя достаточно было и сказанного выше. Размысли же, какова чрезмерность зла, когда, освободившись от наказания, не могли избавиться от стыда. Какой награды тебе ожидать за такое дело, от которого покрываешься стыдом и краснеешь при одном воспоминании, хотя ты уже избавился от наказания и пользуешься обилием благодати? Но не таково рабство Богу. Ныне же, продолжает (апостол), свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню, кончину же жизнь вечную (ст. 22). Плодом прежних дел, даже по освобождении, был стыд, а плодом нынешних - освящение, а где освящение, там много и упования. Концом тех дел была смерть, а концом нынешних - жизнь вечная.

Заметил ли ты, что (апостол) на одно указывает, как на данное, а на другое, как на ожидаемое? Но по данному бывает уверенность в ожидаемом, по освящению - в жизни. И чтобы не мог ты сказать, что все есть только ожидаемое, (апостол) доказывает, что ты и здесь уже получил плод: во-первых, освободился от порока и от тех худых дел, о которых одно воспоминание приводит в стыд; во-вторых, поработился правде; в-третьих, получил освящение; в-четвертых, достиг жизни, и жизни не временной, но вечной. Но при всем том, говорит (апостол), послужите Богу хотя бы в той же мере, в какой служили греху. Не смотря на то, что Владыка имеет несравнимое превосходство, и разность как в самом служении, так и в наградах, за которые вы служите, велика, я пока ничего больше не требую. Потом, так как он упомянул об оружии и о царе, то продолжает иносказание и говорит: оброцы бо греха - смерть, дарование же Божие - живот вечный, о Христе Иисусе Господе нашем (ст. 23). Сказав, что смерть есть возмездие за грех, (апостол) не сохранил подобного порядка и в отношении к делам добрым и не сказал: награда за ваши заслуги, но - дарование Божие, показывая, что мы освободились не сами собою и получили не долг, не награду, не воздаяние за труды, но все это произошло по благодати. И отсюда видно преимущество благодати, потому что она не только освободила нас и не только привела к лучшему, но и совершила все это без наших усилий и трудов; она не только освободила, но даровала гораздо больше, - даровала чрез Сына. Все это указал (апостол), так как и о благодати беседовал и должен был отвергнуть закон. А чтобы то и другое не расположило к большей беспечности, он вставил учение о строгости жизни, постоянно побуждая слушателя к заботе о добродетели. Также и тем, что смерть назвал оброком греха, он опять хочет устрашить и утвердить относительно будущего. Чем приводит (слушателям) на память прежнее, тем же побуждает их к благодарности и укрепляет против всего, что бы ни встретилось.

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.

Кий убо тогда иместе плод?
Скажите, какие выгоды греха? Лучше же сказать, излишнее дело и спрашивать о сем, ибо и молча признаетесь вы в его вреде, потому что покрываетесь стыдом. Сие и присовокупил Апостол:

О нихже ныне стыдитеся,
Если кто и крайне бесстыден, и тот по прекращении удовольствия чувствует стыд. Сверх сего, Апостол показывает еще больший и худший плод греха.

кончина бо онех смерть.
Разумеет же смерть не эту временную, но вечную.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-21 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть

Когда вы, говорит, жили в пороках, отчуждены были от правды, тогда вы не подчинялись ей, вовсе не хотели служить ей и сами освобождали себя от нее. Поэтому и теперь, служа правде, не подчиняйтесь греху. И какой плод имели вы от нечистоты? Никакого, кроме бесчестия, и что говорю - бесчестия? Имели плодом Смерть: потому что конец их - смерть, и телесная весьма часто, и душевная всегда. Но от смерти вы избавлены благодатью Христовою, а стыд еще остается не без пользы; ибо теперь вы стыдитесь грехов тех.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды

Чтоб воодушевить к исполнению предложенного внушения, Апостол выставляет плоды того и другого рода жизни, — жизни в рабстве греху и жизни в правде. Вы, говорит, когда работали греху, грехом одним и жили, правда не входила в ваши намерения и планы; вы ей дали отпускную и никаких относительно ее не сознавали обязательств; «исполняли веления одного греха, не принимали законов правды» (блаженный Феодорит). «Когда вы жили, предавшись пороку, нечестию и всякому злу, тогда находились в таком повиновении греху, что вовсе не делали ничего доброго. Таково значение слов: свободны бесте от правды, — то есть вы не подчиняли себя правде, но совершенно ее чуждались. Вы не разделяли своих услуг так, чтобы иногда работать правде, а иногда греху; но каждый из вас всего себя предавал пороку» (святой Златоуст).

Как испытатель естества, желая знать действие какой-либо стихии на наше тело, освобождает ее от всякого смешения с другими стихиями, чтоб оказываемое ею действие могло быть приписано исключительно ей одной — и чрез то безошибочно определены ее польза и вред: так и святой Павел, выведши своих слушателей из-под всякого стороннего влияния и поставив под одно исключительно действие греха, спрашивает: оглянитесь назад и посмотрите, какой имели вы плод, когда работали греху? Сами видите, какой. Такой, что стыдно и воспоминать о нем: сами теперь стыдитесь того, что делали и чем были вы тогда. О нихже ныне стыдитеся. Грех — срам для человека. Как для царской дщери, если б она предалась постыдным делам, было бы срамно это так, что и описать того нельзя; так для души, созданной по образу Божию и естеством обязанной подобиться Создавшему ее, неописанно срамно предаваться греху и безобразить в нем. Но грешащий, пока грешит, не сознает вполне срамоты греха, нередко даже величается им; когда же выйдет из греха и оглянется назад, не может не покрываться стыдом лицо его. Почему Апостол не говорит: стыдились тогда, — но: теперь стыдитесь. «Таково было рабство греху, что одно воспоминание об оном заставляет вас ныне стыдиться. А ежели воспоминание пристыждает, тем паче самое дело постыдно. Следовательно, ныне получили вы двоякую пользу: освободились от стыда и узнали, в каком были состоянии, равно как тогда терпели двоякий вред: делали постыдные дела и не знали, что оные постыдны, — что еще хуже первого. Впрочем, несмотря на вред, вы оставались в рабстве» (святой Златоуст).

Кончина бо онех смерть. Не довольно того, что грех стыдом покрывает лицо человека, лучшей и совершеннейшей твари Божией, низводя его в состояние, делающее его худшим самой последней твари; не довольно этого, — он подвергает его смерти: конец жизни во грехе смерть, — смерть духовная (см.: Экумений), за которою неминуемо следует и смерть вечная по смерти телесной (см.: блаженный Феодорит). Можно думать, что Апостол разумеет здесь не одну телесную смерть, но всестороннюю, и телесную, и духовную, и вечную. Как только входит грех и начинает тиранствовать в человеке, начинает действовать в нем и смерть. Грех разлагает и разрушает естество наше: разлагает тело, производя в нем борьбу жизненных стихий, возмущая естественный ход телесных отправлений и расстроивая их гармонию чрез чрезмерное возбуждение одного какого-либо и чрез подавление другого, — следствием чего бывают болезни и всегда преждевременная смерть; разлагает и душу, вооружая одну ее способность против другой, разъединяя их и тем лишая душу свойственной ей жизненности, которая условливается согласным действием всех сил. Если не исправится душа, то она и в вечность переходит с этою разлагающею и разрушающею силою греха, вследствие чего вечным наследием ее будет непрестанное томление и умирание со всеми ужасами смерти, раздирающими сердце. Все это привел на память Апостол, сказав, что кончина греховной жизни — смерть.

Какое в этом сильное побуждение — не поддаваться более рабству греха для тех, которые сами на себе испытали пагубное состояние, в какое ввергает грех, и только что освободились от него! Но Апостол не ограничивается этим, а прилагает изображение блаженного состояния, в какое поставляет верующего христианина порабощение правде.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть

Смертью является происходящее в теле общение души с грехом, а жизнью - разрыв с грехом.

Строматы

Амвросиаст (†IVв.)

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть

Свобода, переполненная позором и грязью, получает позорную награду: конец их - смерть. Конец, говорит апостол, это исход жизни и дел, за которым следует либо смерть, либо жизнь. Однако в этом месте смерть - двойная: от смерти [греховной] они переходят к смерти [телесной] (ср. Откр. 21:8).

Комментарии на Послание к Римлянам

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 21-22 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.

Апостол здесь, сравнивая между собою действия греха и добродетели, доказывает ясным образом вред происходящий от грехов и пользу от добродетелей. Какой, говорит, вы получили тогда плод, когда то есть, работали греху и творили такие дела, о которых одно воспоминание ныне заставляет вас стыдиться? Истинно же так, что грешник, как скоро предстанет творить грех и исчезнет в нем ощущаемое от того удовольствие, тотчас стыдится и срамляется, хотя бы был самый бесстыднейший. Апостол присоединяет к сему и другое зло, порождение греха, то есть смерть, состоящую в вечном мучении: «конец их», говорит, «смерть». Но ныне поскольку вы освободились от греха и соделались рабами Божиими, плод ваш есть святость, а конец ваших добрых дел - наследие вечной жизни и блаженства. Вот каким образом он стыду, происходящему от греха, противополагает святость добродетели, а смерти, производимой беззакониями, бесконечную жизнь, происходящую от добрых дел. Грешники, говорит он, в настоящей жизни терпят стыд, а в будущей вечное мучение. Напротив, добродетельные на земле получают освящение, а на небесах блаженную жизнь. Но что Апостол сказав прежде, «стали рабами праведности» (Рим.6:18), потом говорит: «стали рабами Богу», тем он научает нас, что быть добродетельным и повиноваться Богу есть одно и то же.

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том I

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть

Какой плод, какую выгоду или какую пользу имели вы от того, что были рабами греха, служили греху, все члены или все свои силы употребляли на служение греху? Никакого плода, или никакой пользы вы не имели: но этого мало, а следствия греха, или дела греха были таковы, что ныне вы их сами стыдитесь; теперь сами видите, как низко, как постыдно, как пагубно это рабство. Видите, как постыдно и пагубно человеку вместо Бога служить греху, вместо заповедей Божиих исполнять требования своих порочных желаний и страстей. Видите, как пагубно, повинуясь владычеству греха, совершать греховные дела, противные Божеской воле.

Их конец смерть. Смерть не телесная, но душевная: лишение благодати и всех даров духовных, лишение мира, душевного спокойствия, радости, лишение любви к Богу и надежды на получение будущей блаженной жизни в обителях небесных, страх вечных наказаний, вечная смерть в удалении от лицезрения Божеской славы, во свете которой блаженствуют святые Ангелы и все праведные души.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть

Свой призыв к служению праведности Апостол теперь обосновывает указанием на то, что прежнее служение римлян греху влекло их к посрамлению и смерти. - Свободны от праведности - это первое следствие служения греху. Апостол, очевидно, выражается здесь иронически: «вы, действительно, были людьми, свободными от всяких понятий чести и добродетели! Они казались вам стеснительными…» - Какой плод… Это второе следствие служения греху, соединенного с отсутствием праведности. Тут именно Апостол указывает на непосредственный, естественный результат прежней деятельности римлян, так сказать, на продукт их собственной моральной жизни. - Конец. Здесь Апостол употребляет выражение, которое указывает собственно на то, что делает Бог в отношении к человеку. Конец человеческой деятельности или увенчание ее зависит от Бога. За прежние дела римлян Бог наказал бы их смертью, т. е. вечным отлучением от Себя.

См. также Толкование на Рим. 6:12

священник Николай Рудинский (†1937)

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их ––смерть.

Когда, говорит, вы работали греху, как рабы, грехом одним и жили, правды же совершенно чуждались (были свободны от праведности). Какой же плод тогда имели? Такие дела делали, что стыдно теперь и вспоминать о них, потому что грех есть срам для души, созданной по образу и по подобию Божию. Мало одного стыда, конец жизни в грехах – смерть. Каким образом? Грех разлагает и разрушает нашу природу, разлагает тело, производя в нем борьбу жизненных сил, возмущая естественный ход телесной жизни и расстраивая гармонию сил, чрезмерным возбуждением одного какого-либо настроения и придавлением другого. Следствием этого бывают болезни и всегда – преждевременная смерть. Грех разлагает и душу, вооружая одну ее способность против другой, разъединяя их, и тем лишая душу свойственной ей жизни, которая обусловливается согласным действием всех сил. Если душа не исправится, то она перейдет и в вечность, с разлагающею силою греха, вследствие чего вечным наследием ее будут непрестанное томление и умирание, со всеми ужасами смерти.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Мы, от Бога рожденные, не грешим (1Ин.3:9).

Ответ:   «Рожденный от Бога», по учению апостола, есть «верующий, что Иисус есть Христос» (1Ин.5:1), «любящий Бога и ближнего» (1Ин.4:7), «делающий правду» (1Ин.2:29). «Рожденный от Бога», имея «семя Его», хранит себя от греха, и лукавый не прикасается к нему (1Ин.5:18; Иак.4:7; Еф.4:27), почему и «не делает греха», и «не может грешить» (1Ин.3:9; 1Ин.3:6). «Семя Его», происходящее от Бога и сообщенное верующему Иисусом Христом через Святого Духа (в таинствах крещения и миропомазания), есть благодатное начало духовной жизни, которое служит источником постепенного и постоянного развития его до степени нравственного совершенства при участии и содействии самого человека («очищает себя» – 1Ин.3:3; «хранит себя» – 1Ин.5:18). Христиане, в которых пребывает божественное семя вечной жизни, действительно обладают условиями для невозможности грешить; хотя, несомненно, грех еще склоняет их к греховным поступкам, но он уже не господствует (Рим.6:11-22). Все направление жизни верующего – против греха, так как он сделался «рабом праведности», – «рабом Богу» (Рим.6:18-22). Он хочет только «праведности» и «святости», хотя еще не всецело умертвил в себе противодействующую ему и возбуждающую ко греху похоть. Но исповедание грехов, приобщение Крови Христовой (1Ин.1:9), самоочищение и освящение силою Духа Святого составляют верный путь к указанной апостолом конечной цели – нравственной невозможности грешить.*

«Семенем», – объясняет блаженный Феофилакт, – «называет Духа, Которого мы получаем через крещение и Который, пребывая в нас делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого».**

Но достигли ли сектанты такой степени нравственного обновления, что могут о себе сказать: «мы не грешим»? Их вражда к пастырям православной Церкви, их горделивое превозношение мнимыми достоинствами, кощунство и хуления показывают, что они «пребывают в смерти» (1Ин.3:14-15), «во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин.2:11).

----------------------------------------------------------------------------------------------
* - Ibid., стр. 503–504.
** - Толкования на Собор. Посл. 1906 г., стр. 131.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Мы веруем во Христа, слушаем слово Его и имеем жизнь вечную и не будем судимы (Ин.3:16,18,5:24,6:471Ин.5:10-12 и др.)

 

Ответ:
«Жизнь вечная» есть блаженное состояние человека, освобожденного от греха и следствий его (осуждения, богоотчуждения, бедствий) и пребывающего в общении с Богом – Источником жизни (Ин.5:26,14:61Ин.5:20). Этот переход от смерти (духовной) к жизни (духовной) начинается со времени крещения, в котором человек умирает для греха, воскресает для обновленной (святой) жизни (Рим.6) и делается причастником вечной жизни, имеющей открыться в веке грядущем во всей полноте. Уверовавший и омытый от грехов в крещении исключается из числа подлежавших вечной погибели и вносится в число спасаемых.
Сектанты думают, что навсегда; но это не так: только до тех пор, пока вновь не согрешит. Грех снова делает согрешившего сыном погибели, и еще более повинным, чем прежде (Лк.12:47; Евр.10:26-29). Не «слушающий» и «верующий» имеет жизнь вечную, но «исполняющий Его волю» (Мф.7:21; Лк.6:48-49; Ин.8:51; Иак.1:22-23 и др.). «Человек не тотчас, как услышит Божие слово», – учит преподобный Макарий Египетский, – «делается уже достойным благой части... Если бы слышанием только, без труда достигал кто благой части, то и лицедеи, и блудники вошли бы в царство и в жизнь. Но никто не даст им жизни без труда и подвига, потому что узок и тесен путь (Мф.7:14). Сим то негладким путем и надобно шествовать и терпеть, и скорбеть, и таким образом войти в жизнь”(1
«Неужели скажешь», – пишет святой Иоанн Златоуст, – «достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: «не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21). Хотя бы кто право веровал и в Отца, и в Сына, и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению... Необходима еще добрая жизнь и благо поведение».(2)
«На суд (κρίσιν – осуждение)(3) не приходит» (Ин.5:24), «верующий в Него не судится» (Ин.3:18, ου κρίνεται, слав. «не будет осужден»), т.е. верующий не подвергнется осуждению, обвинению (за неверие), так как уверовал, а суду (решению своей участи) подлежит. На суд (всеобщий) явятся все: «творившие добро и делавшие зло» (Ин.5:28-291Пет.4:17-18; Евр.9:27; Мф.25:32-46; Рим.4:10-122Кор.5:10).
«Что значит – верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится», – замечает блаженный Феофилакт. – «Ибо таких и Павел не называет искренно верующими (Тит.1:16). Не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что уверовал. «А неверующий уже осужден» (Ин.3:18). Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение. Ибо быть вне света – одно только это – величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела».(4)
-------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Духовные беседы. Беседа 27. 1904 г., стр. 218.
2 - Творения. Том. 8. Беседа 31 на Еванг. от Иоанна. 1902 г., стр. 196.
3 -  κρίσις – разбор, суд (судебное производство), решение, приговор, осуждение (результ. судеб. производ.). Κρίνω – отделяю, разбираю, сужу,                  предаю суду, обвиняю, осуждаю.
4 - Благовестник или толкование на Святое Евангелие. Часть 4, 1908г., стр. 64–65.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible