Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 6:6
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Геннадий Константинопольский, свт. (†471)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
То знайте, что ветхий человек наш сораспят с ним, дабы нам не вступать снова в прежнюю жизнь.
Василий Великий, свт. (†379)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
Человек, крещенный во Христе, принимает крещение в Его смерть (ср. Рим. 6:4) и не только погребается вместе с Христом, будто семя, но, прежде всего, распинается вместе с Ним. Отсюда мы должны научиться, что подобно тому как распятый отделяется от живых, так и тот, кто был распят с Христом в подобие Его смерти, отделяется от всех тех, кто живет по образу ветхого человека.
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
Но скажет кто-нибудь: почему душу называешь телом тьмы, когда она не произведение тьмы? — Обрати при сем внимание, и выразумей правильно. Как повседневную одежду, которую ты носишь, приготовил другой, а ты в нее одеваешься; равно и дом строил и сооружал иной, а ты в нем живешь: таким же образом и Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог по образу Своему, — облекся лукавый, как и Апостол говорит: «совлек начало и власти», победил их на кресте (Кол. 2, 15). Ибо для того было и пришествие Господа, чтобы изгнать их и возвратить Себе собственный Свой дом и храм — человека. Посему-то душа называется телом лукавой тьмы, пока в ней пребывает греховная тьма; потому что там живет и содержится она в продолжение лукавого века тьмы, как и Апостол, упоминая о теле греховном и о теле смерти, говорит: «да упразднится тело греховное»; и еще: «кто мя избавит от тела смерти сея» (Рим. 7, 24)? Подобно сему, и наоборот, душа уверовавшая в Бога, избавившаяся от греха, умершая для жизни темной и приявшая в себя свет Духа Святого, как жизнь, и в нем ожившая, там уже проводит жизнь свою; потому что там удерживается светом Божества. Ибо душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, и лукавство темных страстей вошло в нее вследствие преступления.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
Пока еще не была заплачена эта цена прощения всех через пролитие крови Господа, кровь требовалась от каждого человека, который по закону либо по обычаю следовал священным установлениям [ветхозаветной] религии. Когда же цена была заплачена за всех людей страданием Христа Господа, то уже не стало нужды в крови обрезания каждого мужчины, ибо кровью Христа исполнилось обрезание всех людей, и все мы распяты на Его кресте вместе с Ним, и погребены с Ним во гробе Его, и уподоблены Его смерти, чтобы уже не быть рабами греха: тот, кто умер, оправдан от греха.
Послания
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения
Павел не сказал, что мы были соединены «смертью», но: подобием смерти Его. Ибо и то и другое - смерть, однако разных вещей: та - смерть тела, а эта - греха, потому и подобие смерти.
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
Так говорит Павел и нам, однажды умершим и омертвевшим для греха во время крещения: подобает вам не иметь ничего общего с плотскими страстями и земными делами. Ибо сказано, что ветхий наш человек сораспят и похоронен с Ним посредством крещения… Для неверных наша жизнь теперь скрыта и невидна, но придет час, когда она станет явной. Сейчас - не наше время. Посему, раз умерев, не желайте заботиться о земном. Ибо величие нашей добродетели в особенности проявляется тогда, когда, поборов помысел плоти, мы станем как бы мертвыми для жизни, и так же будем относиться ко всему житейскому.
Августин Аврелий, блж. (†430)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
Когда Павел говорит: Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, это соотносится со сказанным через Моисея: Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве (Втор. 21:23). Символ распятия ветхого человека - крест Господень, а рождения нового - воскресение. Совершенно очевидно, что, согласно Павлу, мы находимся в положении ветхого человека, который проклят. Никто не усомнится, что из-за него Господь назван грехом, ибо Он понес наши грехи (ср. Ин. 1:29; 1Пет. 2:24), и Он сделался грехом за нас (ср. 2Кор. 5:21), и грехом Он осудил грех (ср. Рим. 8:3).
Некоторые темы из Послания к Римлянам
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
Необходимо исследовать, что это за ветхий наш человек, и что за тело греховное, которое упраздняется, и каким образом оно сораспинается Христу. Некто, возможно, подумает, будто «греховным телом» названа плоть от земли, приданная человеческой душе словно бы в наказание, потому что та согрешила, когда еще не имела тела. Так рассудилось некоторым и думать, и говорить. Мы же отвергнем подобное мнение, которое присуще язычникам, как неистинное. Итак, Павел называет «греховным телом» и нашим «ветхим человеком» тело от земли, потому что последнему необходимо истлеть как бы от ветхости, которая есть в Адаме… Кроме того, оно больное и сластолюбивое, поскольку плоти это присуще по природе из-за врожденных позывов. Как же тогда оно сораспинается Христу? Единородный стал человеком и облекся в плоть от земли - пораженную, как я сказал, смертью из-за Адамовой ветхости и как бы носящую в себе склонность к греху из-за врожденных позывов.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Апостол ветхим человеком назвал не естество, но лукавое расположение духа. О нем сказал, что умерщвлено в крещении, чтобы тело соделалось недеятельным для греха. Ибо сие выразил словами: Да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху. Потом яснее показывает это и в другом подобии.
Геннадий Константинопольский, свт. (†471)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
«Ветхим человеком» апостол называет человека тленного и страстного.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 5-7 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть: соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха
Не сказал: приобщились подобию смерти Его, но говорит: соединены, указывая словом соединение на плод смерти Христовой в нас. Тело Христово, погребенное в земле, принесло плод спасения. Поскольку же мы погребены в воде, а Христос в земле, и притом мы погребены для греха, а Он телом, то не сказал «смертью», но: подобием смерти. Поэтому мы будем общниками и воскресения, наследуем жизнь вечную, как показавшие воскресение, состоящее в добрых делах. Ветхий наш человек, то есть порочность, распят с Ним, то есть, подобно телу Христову, погребен в крещении; чтобы упразднено было тело греховное, то есть слагающаяся из разных видов порочность, или склонное ко греху тело наше, почему и присовокупляет: дабы нам не быть уже рабами греху. Желаю, говорит, чтобы тело было мертво, не в том смысле, чтобы истребилось, но в том, чтобы не грешило. Ибо умерший освободился от греха. Это говорит о целом человеке. Как умерший освободился от греха, то есть избавился, свободен, так и ты, крестившийся и умерший для греха, оставайся мертвым.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху
Сие ведяще — показывает, что Апостол намерен предложить истину такую, которая будет служить удостоверением в истине того, что пред сим сказано (см.: святой Златоуст). Если ты убежден в последующем, не можешь сомневаться и в предыдущем. Почему можно положить, что слова: сие ведяще, яко — значат то же, что: потому что, ибо.
Ветхий наш человек — «не естество, а лукавое расположение духа» (блаженный Феодорит), или «порочность» (блаженный Феофилакт). «Ветхий, то есть устаревший во грехах. Ветхий человек то же самое, что устаревшая во грехах жизнь наша. Человеком же он называет ее в показание, что сим означается многовековой и неразделимый с человеком навык греховный. Прежде пришествия Господня и устроения нашего в Нем спасения, люди так были поглощаемы грехом, что, по тогдашним порядкам, без любосластной жизни и непотребных дел и человек не человек. Эту-то жизнь, ради того, что соплетались с нею, срастворялись и срасленною с собою имели, называет он человеком, яко такую, которую мы любили как себя, или даже более, чем себя» (Фотий и Экумений).
С Ним распятся — «сближает крещение и крест» (святой Златоуст) и дает разуметь, что ветхий человек «подобно телу Христову погребен в крещении» (блаженный Феофилакт), — в том смысле, что «лукавое наше расположение умерщвлено в крещении» (блаженный Феодорит). Лукавое расположение, отметнутое пред крещением самоохотно, свободным произволением и решением воли, и замененное добрым расположением, благодатию крещения совсем обессиливается и уступает свое господство новому доброму расположению. Это есть прямой смысл распятия в крещении ветхого человека.
Да упразднится тело греховное. «Под телом греховным разумеет Апостол не сие наше тело, но все наши пороки. Как именем ветхого человека означает вообще все, что есть в человеке злого; так телом ветхого человека именует опять злое, слагающееся из разных видов порока» (святой Златоуст). Подобно сему в обычной ныне речи говорится: корпус (тело) воинский — совокупность воинов; корпус (тело) дипломатический — совокупность дипломатов. Упразднение означает делание недеятельным (см.: блаженный Феодорит). Да упразднится тело греховное — будет то же, что: да соделаются недеятельными в нас все виды порока или греха или да престанут действовать, да замрут. Не сказал: распятся ветхий человек, и упразднися тело греховное, — но: да упразднится, — показывая, что в этом последнем должно принимать участие и свободное рачение наше, — чем указывается на труд и подвиг над пресечением действенности пороков, грехов, страстей.
Но как же это: ветхий человек уже распят, то есть лукавое расположение уже умерщвлено, а между тем предлежит еще упразднять тело греховное, или разные виды порока? На это скажем: грех, как и добродетель, является в трех видах: грех, как дело, и обнимает всю совокупность грешных дел; грех, как склонность, и обнимает все виды грешных наклонностей, страстей, пороков; грех, как грехолюбие вообще, означает коренную падкость человека на грех вообще. Грех в последнем значении есть собственно ветхий человек. Он умирает и распинается в крещении; потому что в нем мы воспринимаем смертельную ненависть ко греху и любовь к правде и добру; а это и есть смерть грехолюбия, то есть распятие ветхого человека. Но тогда как воспринято такое доброе расположение, настроение, решение, частные виды грешности и лукавства — страсти остаются еще, и их надо побеждать и доводить до бездействия или упразднять, особыми против них направленными трудами и подвигами. Труды и подвиги, не позволяя им действовать, истощают их, измождают, замаривают; они и делаются недейственными. Поднимать эти подвиги против страстей нет нравственной возможности, пока в сердце качествует грехолюбие, или ветхий человек. Почему Апостол и сказал, — что для того, чтоб упразднилось тело греховное, или истреблены были пороки и страсти, распят прежде ветхий человек, — восприняты возненавидение греха и возлюбление добра. Это изменение на добро, благодатию Божиею укрепленное в крещении, является мощным к побеждению страстей и упразднению их.
Прибавим к сему, что поелику страсти преимущественное седалище имеют в теле нашем, то упразднение их будет то же, что изгнание их из тела. Тело, пока пребывает седалищем страстей, есть страстное тело или тело греховное; а когда перестанет быть таким седалищем, становится нестрастным и негреховным. Да упразднится тело греховное — можно потому так перифразировать: да изгонятся из тела все страсти, и оно станет чистым и непорочным, совсем другим против прежнего, вместо греховного — безгреховным, вместо страстного — бесстрастным. Можно и к этому еще прибавить: да соделается оно достойным пресветлого воскресения к вечной славе и блаженству.
Яко ктому не работати нам греху. Этим означается и способ, каким упраздняется тело греховное, или истребляются страсти, — и следствие сего упразднения. Хочешь, чтоб упразднилось тело греховное, или страсти, — не работай греху, то есть всякий раз, как представится случай ко греху или помыслы на него зародятся, не подчиняйся сему, — прогоняй помысл, удаляйся от поводов. Не поддашься греху, не сделаешь его, — не дашь пищи страсти. Она останется голодною на этот раз. Не поддавайся греху в другой, третий и во всякий раз; страсть совсем останется без пищи и замрет с голоду, — упразднится. Так делай с другою, третью и всеми страстями; и все они замрут и упразднятся.
Итак, не позволяй себе поблажать никакому греху или не делай никакого грешного дела, и тело греховное — страсти — испразднится. Так неработание греху есть способ упразднения тела греховного, или страстей; но оно же есть и следствие сего последнего. Только там оно было делом самопринуждения, а здесь установившимся состоянием. Когда упразднено тело греховное, страсти погашены и задушены; тогда и позыва на грех никакого нет, никакой задержки в добре уже не бывает человеку, свободно шествует он в добрых начинаниях своих, ничто противное тому не вяжет его и не тянет к себе в работу. Это состояние есть состояние бесстрастности, — пресветлое и многожеланное. И кажется, святой Апостол, говоря: яко ктому не работати нам греху, — желал показать последнюю мету, до коей доводит подаемый нам в Господе Иисусе Христе образ спасения. Такова цель! Восприими же смело и веру, и все обязательства веры. Есть из чего поревновать о сем и потрудиться.
Амвросиаст (†IVв.)
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху
Павел разъясняет и повторяет, что те, кто принял крещение, уже не должны грешить и особенно возвращаться к идолопоклонству, ибо это тяжелейшее преступление и причина всех ошибок, - чтобы им не потерять принятую от Бога через Христа благодать. «Ветхим человеком» он называет прежние наши дела. Подобно тому как новым человек зовется за веру и чистую жизнь, так и ветхим - за неверие и злые дела. Павел говорит, что такие дела распяты, то есть мертвы, чтобы плоть греха, то есть наши злые дела, была разрушена. Все грехи сразу он называет «плотью», которая разрушается добропорядочной жизнью и верою кафолической.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Противники учат, что и при самом оправдании грехи в человеке остаются и не отнимаются от оправдываемого, но только покрываются Христовой праведностью, чтобы они не явились пред Лицем Отца Небесного, и отпускается только наказание, полагающееся за грехи, а грехи остаются, но не вменяются. Мы же говорим напротив.
Установление православное
При оправдании от человека совершенно отнимаются грехи
Грех в человеке Священное Писание называет смертью по подобию смерти телесной, которой умерщвляется тело: этот сын мой был мертв и ожил (Лк.15:24), – то есть был мертв грехом и удалением от Отца, ожил возвращением, покаянием и благодатью. Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф.8,22). Что же это такое: мертвые погребают мертвецов? Когда грешники кладут во гроб мертвого, он мертв телом, а они – душой. Вдовица сластолюбивая заживо умерла (1Тим.5:6), – то есть жива телом, а мертва душой. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь (1Ин.3:14), – то есть от греха в благодать. Итак, видишь, что грех – это смерть души, по словам Священного Писания. Но кто не знает того, что когда к мертвому телу возвращается жизнь, тогда смерть в нем не остается? Одно и то же тело одновременно и живо, и мертво быть не может. Мы имеем пример Лазаря, который, когда ожил, освободился от смерти. Подобным образом, когда мертвой душе возвращается духовная жизнь, тогда смерть в ней не остается, ибо одна и та же душа не может быть одновременно и духовно жива, и духовно мертва, поскольку грех – это смерть души, как выше показано из Писания. Следовательно, когда душа возвращается к жизни, тогда смерти, то есть греху в ней оставаться невозможно. И это совершается во святом Крещении, по слову апостола: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых… так и нам ходить в обновленной жизни (Рим.6,3-4). И ниже: ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное (Рим.6:6). И ниже: почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим.6:11). И ниже: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу… во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.6,22-23). Из этих слов Священного Писания ясно, что в Крещении мы умираем для греха, а живем – для Бога. Упраздняется смерть, водворяется жизнь. И это причина, по которой Крещение называется рождением: Он спас нас… банею возрождения (Тит.3,5). Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). Ибо как при естественном рождении одно родится, а другое исчезает и перестает существовать – человек родится, а чревоносимый плод перестает существовать, так и в Крещении ветхий человек исчезает и перестает существовать, а новый человек рождается. Но что такое ветхий человек? Сын сатаны, раб греха, наследник геенны. А что такое новый человек? Сын Божий, служитель правды, наследник вечной жизни. Рождение этого есть истление и упразднение того, этот родится, а тот умирает. И как в Красном море Израиль прошел в землю обетованную, а все египтяне утонули, так и в Крещении крещаемый проходит в землю благодати Божией, а все грехи истребляются и исчезают. Об этом говорит и пророк Михей: Он (Бг҃ъ)… изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих.7,19). Что же на это скажут противники? Изволят ли они лучше быть сынами геенны и рабами греха, или с нами православно исповедовать, что грехи истребляются Крещением и исчезают?Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-7 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха
Зная то. Апостол здесь ссылается на то, что они сами понимают смысл обрядов при таинстве крещения. Что они знают об этом - Апостол говорит сейчас же. Что значит наша смерть со Христом? Что должно при этом умереть? Не мы сами, равно и не грех в нас, а наш ветхий человек, состоящий из соединения ума (nouV) и плоти (sarx). т. е. самая личность человека, в которой, однако, как видно из посл. к Гал (5:24), руководящим началом является плоть. Этот ветхий человек умирает посредством распятия. Выражение это представляет собою конкретный и усиленный способ обозначения умерщвления или прекращения жизни (1Кор. 2:8; Гал 3:1; Евр 6:6) или противобожественного направления не возрожденного человека (ср. Гал 5:24). С какою целью ветхий человек умирает? Смерть есть разрешение связи между указанными выше факторами, которые вместе образуют живой организм, - именно такое разрешение, при котором один из факторов перестает существовать. Какой же из означенных двух факторов должен уничтожиться или, правильнее, лишиться силы, парализоваться (katargeisqai - по русск. пер. - упраздниться)? Не ум, а плоть или тело греха (swma t. amartiaV), под каковым выражением у апостола разумеется тело, как орудие греха, наши страсти и пороки (ср. ст. 12 ср. Рим 7:24 и Кол 1:22; 2:11). Для чего плоть должна уничтожиться или парализоваться? Для того, чтобы нам не служить больше греху, который во плоти имеет свою державу. И это отречение от служения греху вполне естественно для того, кто умер для греха, умер нравственно, конечно, а не физически, потому и в предшествующих, и в последующих стихах Апостол везде говорит о нравственной смерти, которая и может быть вполне действительным основанием для послужения греху. - О том, какое же мы будем иметь тело или плоть вместо умершей греховной, - Апостол говорит в других местах (напр., Еф 4:24 и сл. ; Кол 3:11 и паралл.).
См. также Толкование на Рим. 6:1
священник Николай Рудинский (†1937)
Вот что, говорит, нам нужно знать для устранения недоразумений. Распят со Христом наш ветхий человек. Устаревшая во грехах и греховных привычках, выродившихся из самоугодия, падкая на всякий грех жизнь наша, в крещении во имя Христа, совсем обессиливается, и уступает свое господство в нас новому, доброму расположению. Так распинается ветхий человек в крещении для того, чтобы упразднились, сделались как бы не действительными в нас, особенно в нашем теле, все виды греха, чтобы они перестали в нас действовать, замерли бы, что и предстоит сделать уже самому крещеному. Но как же это – ветхий человек уже распят, а между тем предстоит еще упразднять тело греховное, или различные виды порока? Грех является в трех видах. Во-первых, как дело, и обнимает всю совокупность греховных дел. Во-вторых, как склонность, и обнимает все виды греховных наклонностей, страстей и пороков, и в-третьих, как грехоподобие вообще, означает коренную наклонность человека вообще ко греху. Грех, в последнем значении, есть, собственно, ветхий человек. Он распинается и умирает в крещении, потому что пред крещением отрекаются от сатаны и всех дел его – дуют, плюют на него, и тем выражают смертельную ненависть ко греху, и любовь к правде и добру, это и есть распятие ветхого человека. Но при этом два первые вида греха – наклонности и страсти, остаются в человеке. Их надо будет побеждать уже при помощи даруемых в крещении благодатных сил, трудами и подвигами, которыми можно их ослабить, сделать недействительными (упразднить). Эта борьба с ними возможна только тогда, когда распята в нас любовь ко греху (ветхий человек), и есть решимость и любовь к добру и правде. Апостол указывает и способ упразднения тела греховного. Хочешь, чтобы упразднилось тело греховное – не работай греху, то есть всякий раз, как представится случай ко греху или зародятся помыслы на него, не подчиняйся этому, прогоняй помысел, удаляйся от поводов, не поддавайся греху. Не дашь пищи страсти, она останется голодной. Мори, таким образом, ее голодом, и она наконец умрет, упразднится. Итак, не позволяй себе поблажать никакому греху, и тело греховное (страсти) упразднится, так что в таком состоянии человек сделается бесстрастным – не будет работать греху.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Мы веруем во Христа, слушаем слово Его и имеем жизнь вечную и не будем судимы (Ин.3:16,18,5:24,6:47; 1Ин.5:10-12 и др.)
Ответ:
«Жизнь вечная» есть блаженное состояние человека, освобожденного от греха и следствий его (осуждения, богоотчуждения, бедствий) и пребывающего в общении с Богом – Источником жизни (Ин.5:26,14:6; 1Ин.5:20). Этот переход от смерти (духовной) к жизни (духовной) начинается со времени крещения, в котором человек умирает для греха, воскресает для обновленной (святой) жизни (Рим.6) и делается причастником вечной жизни, имеющей открыться в веке грядущем во всей полноте. Уверовавший и омытый от грехов в крещении исключается из числа подлежавших вечной погибели и вносится в число спасаемых.
Сектанты думают, что навсегда; но это не так: только до тех пор, пока вновь не согрешит. Грех снова делает согрешившего сыном погибели, и еще более повинным, чем прежде (Лк.12:47; Евр.10:26-29). Не «слушающий» и «верующий» имеет жизнь вечную, но «исполняющий Его волю» (Мф.7:21; Лк.6:48-49; Ин.8:51; Иак.1:22-23 и др.). «Человек не тотчас, как услышит Божие слово», – учит преподобный Макарий Египетский, – «делается уже достойным благой части... Если бы слышанием только, без труда достигал кто благой части, то и лицедеи, и блудники вошли бы в царство и в жизнь. Но никто не даст им жизни без труда и подвига, потому что узок и тесен путь (Мф.7:14). Сим то негладким путем и надобно шествовать и терпеть, и скорбеть, и таким образом войти в жизнь”(1)
«Неужели скажешь», – пишет святой Иоанн Златоуст, – «достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: «не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21). Хотя бы кто право веровал и в Отца, и в Сына, и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению... Необходима еще добрая жизнь и благо поведение».(2)
«На суд (κρίσιν – осуждение)(3) не приходит» (Ин.5:24), «верующий в Него не судится» (Ин.3:18, ου κρίνεται, слав. «не будет осужден»), т.е. верующий не подвергнется осуждению, обвинению (за неверие), так как уверовал, а суду (решению своей участи) подлежит. На суд (всеобщий) явятся все: «творившие добро и делавшие зло» (Ин.5:28-29; 1Пет.4:17-18; Евр.9:27; Мф.25:32-46; Рим.4:10-12; 2Кор.5:10).
«Что значит – верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится», – замечает блаженный Феофилакт. – «Ибо таких и Павел не называет искренно верующими (Тит.1:16). Не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что уверовал. «А неверующий уже осужден» (Ин.3:18). Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение. Ибо быть вне света – одно только это – величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела».(4)
-------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Духовные беседы. Беседа 27. 1904 г., стр. 218.
2 - Творения. Том. 8. Беседа 31 на Еванг. от Иоанна. 1902 г., стр. 196.
3 - κρίσις – разбор, суд (судебное производство), решение, приговор, осуждение (результ. судеб. производ.). Κρίνω – отделяю, разбираю, сужу, предаю суду, обвиняю, осуждаю.
4 - Благовестник или толкование на Святое Евангелие. Часть 4, 1908г., стр. 64–65.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Крещение Христово не водное, а Духом Святым (Мф.3:11; Мк.1:8; Ин.1:33; Деян.1:5).
Ответ:
Водное крещение Иоанна было только одним внешним символическим действием, означающим намерение крещающегося после покаяния и исповедания грехов начать богоугодную жизнь, но оно не очищало от грехов, не возрождало, как крещение, установленное Иисусом Христом.
Выражением «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:5) Иоанн указывает не на замену Господом водного крещения одним невидимым крещением Святым Духом, а на внутреннюю благодатную сторону христианского крещения, в котором Святой Дух очищает душу крещающегося от греховной нечистоты, чем оно и превосходит его (Иоанново) крещение.
Если бы водное крещение не было установлено Иисусом Христом, то апостолы не совершали бы его (Деян.10:47-48) и не учили о невидимых действиях его (Деян.2:38,22:16; Рим.6:2-7; 1Кор.6:11 и др.). Под словами «и огнем» разумеется действие Святого Духа в крещении водном, очищающее крещающегося (Евр.12:29). В книге Деяний (Деян.1:5) содержится обетование о ниспослании Святого Духа на апостолов.