Скрыть
ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Апостол не отвращает их от жизни, которая во плоти, потому что и сам писал им, когда был во плоти, но отсекая плотские вожделения, те, что омертвляют человека.

Против ересей

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Если же по плоти поживете, то есть, если пойдете по прежнему образу жизни, то опять умрете после оживотворения вашего. Если же духом, то есть духовным житием, дела плоти умертвите, то чрез эту жизнь, вами усвоенную, вы пребудете (живы).

Толкования на Послание к Римлянам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Кто духом умерщвляет дела плоти, тот жив будет. И неудивительно, ибо сыном Божиим становится тот, кто обретает Духа Божия (см. Рим. 8:14; 1Ин. 3:1), чтобы принять уже не дух рабства, но Духа усыновления в такой степени, что Дух Святой засвидетельствует духу нашему, что мы - сыны Божии (см. Рим. 8:16).

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-15 Темже убо, братие, должни есмы не плоти, еже по плоти жити. Аще бо по плоти живете, имате умрети, аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете: елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии: не приясте бо духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Немже вопием: Авва Отче

Показав, какова награда духовной жизни, которая вселяет в нас Христа, оживотворяет мертвенные тела, окрыляет к небу, делает стезю добродетели более удобной, (апостол) необходимо потом представляет увещание, говоря: итак, мы не должны жить по плоти. Впрочем, он не так сказал, а гораздо выразительнее и сильнее, говоря, что мы должники Духу, - словами: должни есмы не плоти он именно на это указал. И всюду он это раскрывает, доказывая, что все, совершенное для нас Богом, было не по долгу, а по одной только благодати, все же, происходящее после этого от нас, есть не дар, а долг. На это он намекает, когда говорит: ценою куплени есте, не будите раби человеком (1Кор. VII, 23), и то же самое показывает, когда пишет: несте свои (1Кор. VI, 19). И о том же самом упоминает еще в другом месте, говоря: яко, аще един за всех умре, то убо вcu умроша, и: за всех умре, да живущии не ктому себе живут (2Кор. V, 14, 15). То же подтверждает и здесь словами: должни есмы. Потом, так как сказал, должни есмы не плоти, то, чтобы ты опять не отнес этого к существу плоти, он не остановился на этом, но присовокупил: еже по плоти жити. Многое обязаны мы делать и для плоти: питать ее, греть, покоить, лечить в болезни, одевать и оказывать ей множество других услуг. Итак, чтобы ты не подумал, что (апостол) запрещает такое служение плоти, он, сказав должни есмы не плоти, поясняет это, говоря: еже по плоти жити. Запрещаю, говорит он, иметь такое попечение о плоти, которое доводит до греха, а с другой стороны, желаю, чтобы были заботы и о ней, что он и разъяснил впоследствии. А именно, сказав: плоти угодия не творите, не остановился на этом, но присовокупил: в похоти. Тому же и здесь учит, говоря: пусть и плоть будет предметом попечения, потому что мы должники ее в этом, но, конечно, не станем жить по плоти, то есть не станем делать ее госпожою нашей жизни. Необходимо, чтобы она шла позади, а не впереди, чтобы она не управляла нашей жизнью, а принимала законы Духа. Итак, определив это и подтвердив, что мы должники Духа, потом показывая, должниками каких благодеяний мы состоим, (апостол) говорит не о прошедшем, но о будущем, в чем и должно особенно дивиться его благоразумию. Хотя и прежних благодеяний было достаточно, но однако же он не представляет их теперь и не говорит о неизреченных тех милостях, а указывает на будущие. Многих обыкновенно трогает не столько оказанное уже прежде благодеяние, сколько ожидаемое и будущее. Намереваясь же говорить о будущих благодеяниях, апостол сперва устрашает скорбными и худыми последствиями плотской жизни и говорит так: аще бо по плоти живете, имате умрети, разумея здесь смерть бессмертную, то есть наказание и мучение в геенне. Лучше же сказать, - если тщательно рассмотреть это, - живущий по плоти мертв даже и в здешней жизни, как было уже вам объяснено нами в предыдущей беседе. Аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете. Замечаешь ли ты, что он говорит не о природе тела, но о плотских делах? Он не сказал: «если Духом умерщвляете телесное естество, будете живы», но - деяния и притом не все, а порочные, это ясно и из последующего, где он говорит: если сделаете это, будете живы. Да и как это было бы возможно, если бы он говорил о всех делах вообще? Ведь и видеть, и слышать, и говорить, и ходить есть плотское дело и если станем умерщвлять такие дела, то настолько отрешимся от жизни, что подвергнемся обвинению и в самоубийстве. Итак, какие же дела (апостол) повелевает умерщвлять? Те, которые приводят к пороку, клонятся ко злу, которых невозможно умертвить иначе, как Духом. Убивши же другие дела, можно убить и себя самого, что не позволительно, а эти дела умерщвляются только Духом. Если Дух является, все волнения утихают, все страсти усмиряются и ничто не восстает против нас. Заметил ли ты, как (апостол) увещевает нас будущими благами (о чем я сказал выше) и доказывает, что мы должники не в силу только сделанного уже для нас? Благодеяние Духа, говорит он, состоит не только в том, что Он отпустил нам прежние грехи, но и в том, что соделывает нас и в будущем непобедимыми для греха и удостаивает бессмертной жизни. После того, указывая на новую награду, присовокупил: елицы бо Духом Божиим водятся, cии суть сынове Божии (ст. 14).

Этот венец гораздо важнее прежнего. Потому не просто сказал: все живущие Духом Божиим, но - елицы Духом Божиим водятся, чем выражает свое желание, чтобы Дух Божий был господином нашей жизни, как кормчий управляет кораблем, или возница парой коней. Не на одно тело, но и на душу (апостол) налагает такую узду. Он не желает, чтобы душа господствовала, но власть ее подчинил силе Духа. Чтобы (римляне), уповая на дар крещения, не пренебрегли последующей своей жизнью, (апостол) говорит, что, хотя ты и принял крещение, однако, если после этого не будешь водиться Духом, то утратишь дарованное тебе достоинство и право усыновления. Потому не сказал - те, которые приняли Духа, но - елицы Духом Божиим водятся, т.е. те, которые так живут в продолжение целой жизни, cиu суть сынове Божии. А как это достоинство дано было и иудеям, потому что сказано: Аз рех, бози есте и сынове Вышняго вcи (Псал. LXXXI, 6), и еще: сыны родих и возвысих (Ис. I, 2), и опять: сын мой первенец Израиль (Исх. IV, 22), а также сам Павел говорит: ихже всыновление (Рим. IV, 4), то он и раскрывает, какое существует различие между той и другой честью. Хотя названия одни и те же, говорит он, но дела не одни и те же. И ясное доказательство этого представляет в сравнении и благоуспевших, и сообщенных даров, и будущих наград. И, во-первых, показывает, какие дары сообщены были иудеям. Какие же именно? Дух рабства. Потому присовокупил: не приясте бо духа работы паки в боязнь (ст. 15). Потом, не сказавши о противоположном рабству, то есть, духе свободы, указал на то, что гораздо важнее, - именно на дух усыновления, чрез который сообщается и дух свободы, говоря: но приясте духа сыноположения. Понятно, что значит дух усыновления, но что такое дух рабства, это не понятно, а потому необходимо это объяснить, тем более, что сказанное (апостолом) не только не ясно, но даже совершенно невразумительно. Ведь народ иудейский не получил Духа, - о чем же говорит здесь (Павел)? Так он назвал письмена, потому что они были духовны, а равно и закон духовен, и вода из камня, и манна: вcи бо,- говорит, - тожде брашно духовное ядоша, и вcи тожде пиво духовное пиша (1Кор. X, 3). И камень называет также духовным, говоря: пияху же от духовнаго последующаго камене (ст. 4). Так как все эти действия были сверхъестественны, то (апостол) назвал их духовными, хотя участвовавшие тогда в них и не приняли Духа. Почему же ветхозаветные письмена были письменами рабства? Рассмотри всю жизнь иудеев и тогда ясно узнаешь это. У них и наказания воздавались вскоре, и награда следовала тотчас, будучи соразмерной и подобной какому-то ежедневному содержанию, выдаваемому слугам; повсюду пред взором их предносился сильный страх, строго соблюдались телесные омовения, до воздержания в поступках включительно. У нас же не так, но очищается помысел и совесть. (Христос) не говорит только - не убивай, но и - не гневайся, или не только - не прелюбодействуй, но и - не смотри нечистым оком, чтобы мы не из страха настоящего наказания, а из любви к Нему приобретали навык в добродетели и успевали во всем прочем. (Бог) не обещает земли, текущей медом и молоком, но делает нас сонаследниками Единородного, всеми мерами отклоняя нас от настоящих благ и обещая преимущественно даровать такие, какие свойственно получить сделавшимся сынами Божиими; у нас ничего нет чувственного, ничего телесного, но все духовно; иудеи, хотя и назывались сынами, но как рабы, а мы, как сделавшиеся свободными, получили усыновление и ожидаем себе неба; с иудеями (Бог) беседовал чрез других, а с нами Сам лично. Иудеи все делали, побуждаемые страхом наказания, а духовные все делают по желанию и любви и доказывают это тем, что преуспевают сверх предписанного в заповедях. Иудеи, как наемники и неблагодарные, никогда не переставали роптать, а христиане угождают Отцу; те, будучи облагодетельствованы, богохульствовали, а мы и в опасностях благодарим. Хотя грешникам и теперь должно подвергнутся наказанию, но и в этом большое различие, иудеев священники побивали камнями, сжигали и подвергали отсечению членов тела; равно и мы подлежим взысканию, но для нас достаточно отлучения от Отчей трапезы и удаления от созерцания ее на определенное число дней. Для иудеев усыновление было только честью наименования, а у нас за этим следует и дело - очищение посредством крещения, дарование Духа и ниспослание прочих благ. К этому можно прибавить много и других доказательств нашего благородства и их незначительности. Апостол, все это обозначив словами - Дух, страх и усыновление, представляет и другое доказательство того, что мы имеем духа усыновления. Какое же именно? О Немже вoпиeм, Авва Отче.

Насколько это важно - о том хорошо знают просвещенные, так как им в таинственной молитве повелевается прежде всего произносить это изречение. Итак, что же? Разве иудеи не называли Бога Отцем? Не слышишь ли, что говорит Моисей: Бога рождшаго тя оставил ecи (Втор. XXXII, 18)? Не слышишь ли, как Малахия укоряет и говорит: не Бог ли един созда нас, не Отец ли един всем вам (II, 10)? Но хотя бы были приведены и другие многие изречения (Писания), однако мы нигде не найдем того, чтобы иудеи называли Бога именем Отца и молились Ему. У нас же и священникам, и мирянам, и начальникам, и подчиненным - всем повелено так молиться. И это есть первое слово, которое мы произносим после чудесного того рождения и после нового и необычайного порядка вскормления. Притом, если иудеи когда-нибудь называли Бога Отцем, то по собственному разумению, а живущие по благодати называют так, побуждаемые силою Духа. Как есть дух мудрости, посредством которого немудрые сделались мудрыми, что и обнаружилось в учении, как есть дух силы, посредством которого немощные воскрешали мертвых и изгоняли бесов, есть также дух дара исцелений, дух пророчества и дух языков, так есть и дух усыновления. И как о духе пророчества мы знаем, что имеющий его предсказывает будущее, изрекая не от своего ума, но движимый благодатью, так должно сказать и о духе усыновления, что принявши его именует Бога Отцем, побуждаемый Духом. Апостол, желая показать истинное наше происхождение, употребил и еврейское выражение, он не сказал только - Отче, но - Авва Отче, как преимущественно законные дети называют отца.

Беседы на Послание к Римлянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Чтобы умерщвлять дела плотские духом - от нас требуется, но чтобы мы жили - нам дается. Разве мы тогда можем сказать, что умерщвление дел плоти не есть дар Божий, и можем ли не исповедовать это даром Божиим, когда слышим, что так от нас требуется, а за исполнение наградою даруется нам жизнь?

О предопределении святых


Когда мы духом нашим умерщвляем дела плоти, нами движет Дух Божий. Он дает нам воздержанность, которою мы разрушаем, укрощаем и одолеваем похоти.

О воздержании


Я сказал это, чтобы удержать словами апостола вашу свободную волю от зла и обратить ее к добру. Вы не должны прославляться в человеке, то есть в самих себе, а не в Боге, когда живете не по плоти, а умерщвляя духом дела плоти.

О благодати и свободном решении

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Аще бо по плоти живете, имате умрети,
По плоти, то есть следуя страстям плоти; смерть же разумеет Апостол вечную.

аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете.
В том и преимущество благодати пред законом, что закон научал должному, она же имеет и содействующую благодать Духа. И здесь божественный Апостол, предвидя хулу Маркиона, Валентина и Манеса, с великою точностию изложил учение. Ибо не сказал: «умерщвляйте тело», но: деяние тела, то есть плотское мудрование, порывы страстей, потому что имеете содействующую благодать Духа, а плод победы – жизнь.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Смертью называет здесь не одну бессмертную казнь в геенне; но именует смертью и жизнь, проводимую на земле в злых делах. Напротив, если духовной жизнью умертвим худые дела плоти, то будем жить и тогда - жизнью нескончаемой, и теперь - жизнью добродетельной. Ибо кто мертв для мира, тот живет. Заметь же, что не сказал: тело умерщвляете (ибо это человекоубийство), но: дела плотские, очевидно, порочные. Ибо следует умерщвлять не просто зрение или слух (ибо видеть или слышать есть естественное плотское дело), но употребление их во зло.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете

Жить по плоти есть жить в самоугодии и по страстям. Если, говорит, станете так жить, то умрете. По течению речи здесь разумеется смерть вечная. Но той смерти предшествует смерть временная в душе. Поелику Апостол писал к ожившим в духе благодатию Божиею, что надо наперед потерять, чтоб сделаться повинными смерти; то, устрашая последнею, Апостол, конечно, имел в мысли и первую. Как семя тления, так и семя вечной смерти кроется в страстях и самоугодии. Они вносят и в душу и в тело разъедающий яд. Святой Златоуст говорит: «намереваясь говорить о будущих благодеяниях, Апостол сперва устрашает скорбными и худыми последствиями плотской (страстной) жизни и говорит так: аще бо по плоти живете, имате умрети, — разумея здесь бессмертную смерть, то есть казнь и мучение в геенне. Если же тщательно рассмотреть это, — живущий по плоти мертв даже и в здешней жизни». — Блаженный Феофилакт то и другое совмещает в кратком выражении: «смертию называет здесь не одну бессмертную казнь, но именует смертию и жизнь, проводимую на земле в злых делах».

Аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете.

Дух — жизнь в Боге с ревнованием о благоугождении Ему верностию Его заповедям и с отчуждением от земного. Дух вдунут в наше естество и всегда требует такой жизни. Но падением он подавлен, и сила у него отнята. Приходящая по вере в Господа благодать, сочетаваясь с духом сим, восстановляет его в правах и дает ему силу заправлять всею сознательною и свободною жизнию человека, направляя ее по своей природе к Богу. Кто сподобился сего, тот духом сим, облагодатствованным, умерщвляет деяния плотская, — не внешние только, но и внутренние, — действия и движения вообще страстного и сластолюбивого самоугодия. Так есть; но как это не превращается в закон естества, а держится произволением, то Апостол и говорит: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, — почитая это делом произволения, за склонениями которого следует благодать, всегда готовая спомоществовать и снабжать дух наш умерщвляющею страсти силою.

Умерщвляете, — говорит, давая разуметь, что сие дело не совершается однажды навсегда. Однажды навсегда оно полагается только в решимости — никогда, ни в большом, ни в малом, не поблажать страстям самоугодия, но не уничтожает возможности проявляться движениям сих последних. Апостол и говорит: всякий раз, как появятся сии движения похотные, страстные, плотские, — умерщвляйте их, прогоняя и пресекая. Ибо пресечение их и есть умерщвление их: появились, — и нет их, когда прогнаны и пресечены. Опять появились, — опять гони, и не будет их. Так во всю жизнь свою умерщвляйте, говорит, деяния плотская. «Умерщвляются, когда престают: ибо их уже и нет, коль скоро престают» (Амвросиаст). Впереди, со слов преподобного Исихия, уже указываемо было, как сие совершается. Как только покажется страстное движение или помысл, оттолкни его неприязнию и затем обратись молитвенно к Господу Иисусу Христу, — и то страстное, которое беспокоит, тотчас отойдет. Сие и есть духом умерщвление плотских деяний. «Такие деяния (плотские) умерщвляются только Духом. Как скоро явится Дух, все волнения утихнут, все страсти усмирятся, — и ничто не будет восставать против нас — Благодеяние Духа состоит не только в том, что Он отпускает нам прежние грехи, но и в том, что делает нас и впредь непобедимыми от греха и удостоивает бессмертной жизни» (святой Златоуст).

Если так, говорит, будет у вас идти дело, то: живи будете, — разумея жизнь вечную; потому что такая жизнь в духе, деяния плотская всегда умерщвляющая, есть семя вечно-блаженной жизни. Сия жизнь там раскрывается только в силе и светлости своей, зарождается же она еще здесь, когда благодать Духа Божия восставляет дух наш и дает человеку силу жить не по плоти, а по духу. Зародившись, она и зреет, и в мере зрелости своей туда переходит. Тут она не видна, закрыта, то нестроениями внешней жизни, то борьбами внутренними; но все зреет под прикрытием сей невидимости. А там и воссияет в светлости своей. Сие и есть — живи будете, если здесь живете духом и духом деяния плотская умерщвляете.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Ничего нет вернее того, что, если мы будем жить согласно Адаму, мы умрем. Совершая грех, Адам продал себя греху, помышляя о плоти, ибо всякий грех происходит от плоти… Тело желает руководствоваться законом духа. Потому и показывает Павел, что, если мы ведомы Духом Святым, дела и желания плоти, разжигаемые силами этого мира, сдерживаются, чтобы не было им возможности проявиться и чтобы ими не сокрылась жизнь.

Комментарии на Послание к Римлянам

Констанций (†?)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Теперь Павел ясно показывает, что упоминал не об обычной и естественной смерти, когда говорил: Ибо, если живете по плоти, то умрете. Смерть у него означает вечные кары. Но не потому он хвалит дух и клеймит плоть, что плоть человеческая дурна, а дух добр… Говоря так, он хочет подчеркнуть, что преобладающая часть страстей коренится в желаниях человеческого тела, которое у нас такое же, как у неразумных животных. Ибо как другие животные рождены от земли, так и наше тело. Дух же в душе нашей бестелесен, разумен и бессмертен.

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете

Если живете по плоти, то умрете. Апостол указывает этими словами на нелепое представление, какое питали в себе многие, будто бы жизнь по плоти, во грехе - есть настоящая жизнь! Это не жизнь, а верный путь к смерти… Напротив, жизнь может быть достоянием только тех, кто стремится подавить в себе дела плоти. Под этими делами Апостол разумеет те явления - и внешние и внутренние, - виновником которых является плоть, без контроля со стороны духа. А плоть, как известно, находится еще под влиянием остатков наследственного греха. - Духом, т. е. облагодатствованною душою, которая и должна руководить всею жизнью человека и умерщвлять, т. е. не давать чрезмерно развиваться потребностям плоти. - Живы будете. Христиане и теперь живы, но жизнь их будет все более и более развиваться и укрепляться и станет, наконец, вечною и блаженною жизнью не только в духе, как теперь (ст. 10), но и в теле (ст. 11) [В русском тексте (и славянском) принято чтение: дела плотские, но это чтение встречается только в западных кодексах и у западных церковных писателей. Восточное же чтение - дела тела (t. swmatoV). Апостол, если принять последнее чтение, имеет здесь в виду то греховное тело, о котором он говорил в 6:6; возбуждения, исходящие от этого тела, производят дурное влияние на волю и деятельность человека. Телесная же жизнь вообще (напр., циркуляция крови в теле, дыхание, обмен веществ), конечно, не зависит от человека и человек не может ее подавлять. Но во всяком случае человек не должен, по Апостолу, безразлично относиться к функциям тела - еде и питью, сну и бодрствованию и т. д., а держать их под известною дисциплиною, чтобы они не привели его к жизни по плоти (ср. 1Кор. 9:27; 6:12-20; Рим. 13:14): это и будет умерщвлением тела.

См. также Толкование на Рим. 8:12

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 12-13 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти: ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Ст. 12-13 Темже убо, братие, должни есмы не плоти, еже по плоти жити. Аще бо по плоти живете, имате умрети, аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете.

     Воспроизводя кратко все сказанное о жизни плотской и жизни духовной, Апостол говорит, что нет ничего такого, что бы могло побуждать нас жить греховною жизнию, тогда как напротив все побуждает жить духовною жизнию, потому что чрез нее мы освобождаемся от смерти и можем получить вечную жизнь.

     Посему понятно, что необратившиеся ко Христу должны обратиться к Нему, так как при своей греховной жизни они угодить Богу не могут, а Xpucтиане должны жить так, как прилично людям Божиим, живущим по духу и порвавшим всякия связи с греховно-плотскою жизнию и многообразными проявлениями ее и устремляющимся к жизни небесной, вечной.

     «Все совершенное для нас Богом, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – совершено не по долгу, а по единой благодати; напротив все, что мы после сего делаем для Бога, есть не дар, а долг. Сие дает разуметь, когда говорит: ценою куплены есте (1Кор.7:23), несте свои, Христос за всех умре, да живущие не ктому себе живут. То же подтверждает и здесь словами: должни есмы не плоти... Пусть и плоть будет предметом попечения; но не должны делать ее госпожею своей жизни... Надобно, чтобы она шла позади, а не впереди; чтобы она не распоряжалась нашею жизнию, а принимала закон духа».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 12-13 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

Обещая христианам вечную жизнь, Апостол ставит условием ее здесь на земле – жизнь по закону духа, а не по закону плоти – нашего плотского, сластолюбивого и страстного «я». Ибо, если, говорит, будем жить по законам плоти, то умрем, подвергнемся суду и осуждению не только в будущей жизни, но и здесь, разъедающему яду смерти. Семя смерти кроется в страстях и самоугодиях, они вносят в душу и тело разъедающий яд расстройства и разрушения. Смерть вечная есть мучение. Жить по духу, значит жить в Боге, стремясь благоугождать Ему верностью Его заповедям. Кто руководится духом своим, укрепляемым силою благодати Христа, тот умерщвляет дела плотские (страстные помыслы и пожелания) тем, что относится к ним невнимательно, с презрением, и молит Иисуса Христа о помощи и избавлении от них. Такая жизнь в духе, или под руководством духа, есть семя жизни вечной, начинающейся здесь и имеющей увенчаться наследием Царства Небесного.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible