Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии

Ибо Сам Дух свидетельствует духу нашему, именно - намерению нашему, что мы делами нашими (есмы) чада и рабы со Христом.

Толкования на Послание к Римлянам

Григорий Нисский, свт. (†394)

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии

Согласно речению [апостола] Павла, Дух Божий должен сосвидетельствовать духу нашему, но нельзя проверять свойственное нам нашим же судом.

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия

Итак, сказавши о различии в жизни, в дарованной благодати и свободе, (апостол) представляет и новое доказательство превосходства, получаемого от этого усыновления. Какое же именно? Самый Дух, - говорит он, - спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия (ст. 16). Я утверждаю это, говорит он, не только на основании слова, но и на основании причины, порождающей слово, так как произношу это по внушению Духа. Это (апостол) еще яснее выразил в другом месте, сказавши: посла Бог Духа Сына своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче (Гал. IV, 6). Что же значит - Дух спослушествует духови? Утешитель, говорит (апостол), свидетельствует о сообщенном нам даровании. Это - не только голос дарования, но и голос Утешителя, подавшего дар; Он Сам посредством дарования научил нас произносить это слово. А когда свидетельствует Дух, какое может быть недоумение? Если бы это обещал человек, или ангел, или архангел, или другая какая-нибудь подобная сила, то для некоторых сомнение, пожалуй, было бы возможно, но когда высочайшее Существо и даровало это, и свидетельствует нам об этом тем словом, которое повелено произносить в молитве, тогда кто может сомневаться в достоинстве? Когда царь кого-нибудь жалует и пред всеми объявляет о его чести, то осмелится ли кто-нибудь из подданных ему противоречить?

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии

Духом же нашим – данную нам благодать; ибо то и другое называется подобными именами. Говорит же, что, покорствуя духовному учению, приносим молитву. А делая это, не подлежим обвинению, потому что совершаем по Божественному закону.

Толкование на послание к Римлянам

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Да не осмелится, наконец, человек помыслить в душе своей, что сам собою пришел он в меру смиренномудрия; и ради одного помысла умиления, возникшего в нем в некоторое время, или при малых слезах, истекших у него, или за одно какое-либо доброе дело, которое имеет он по естеству или которым овладел с усилием, и все то, что составляет полноту всех таин, что служит хранилищем всех добродетелей, - все это, говорю, вместе с сим дарованием приобрел малыми делами. Напротив того, если человек победил всех сопротивных духов, и из дел всякой добродетели не осталось ни одного, которого бы не совершил явно и не приобрел; если победил и покорил все твердыни сопротивников и после этого ощутил в себе духом, что приял сие дарование, когда, по слову Апостола, Дух спослушествует духови его, - то сие есть совершенство смиренномудрия. Блажен, кто приобрел его, потому что ежечасно лобызает и объемлет он Иисусово лоно.

Слова подвижнические. Слово 53

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии

Сам Утешитель свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо мы выговариваем слово «Авва» не без свидетеля и не сами от себя, но это есть дар Утешителя; и Он научил нас говорить так в молитвах Духом, то есть дарованием.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия

Спослушествует, συμμαρτυρεΐ, — сосвидетельствует. Свидетельствует наш дух, что мы чада Божии, и сосвидетельствует ему Дух Святой. Два свидетеля, при коих станет всякий глагол (см.: 2Кор. 13, 1), следовательно, и глагол о чадстве нашем Богу. Дух наш и по естеству может свидетельствовать о сем, как услышали некоторые из мудрецов и на основании того утверждали, что мы — род Божий (см.: Деян. 17, 28). Но это свидетельство в падшем глухо и почти неслышно за шумом, внутри нас деющимся. Но когда восстановляется дух наш благодатию Божиею, тогда свидетельство его делается ясным и ясно слышится. Хотя оно — дар благодати, как дар благодати и самое восстановление духа нашего в правах и силе его; но поелику благодать приискренне сочетавается с духом нашим и становится едино с ним, то все благодатное чрез наш дух действуется, — им приемлемо будучи от Духа Божия, им же возвещается во внутреннем мире нашем. Почему пред сим и сказал Апостол: о Немже вопием: Авва Отче! Дух благодати дает нашему духу силу и дерзновение так вопиять, но вопием мы. Сему-то гласу, из глубины духа нашего исходящему, сосвидетельствует самый Дух. Как? Вероятно, особым некиим свидетельством, не из глубины духа нашего исходящим, но хотя в духе, однако ж совне слышимым и в нем отражающимся, от Духа же Божия идущим. Если мы за свидетельство духа нашего примем детское чувство к Богу, состоящее в простоте несомненного доверия Богу и предания себя Ему, яко не могущему оставить нас ни в чем; то за свидетельство Духа можно принять удостоверение, что такое отношение к Богу истинно, необманчиво и Самому Богу угодно (см.: Экумений).

Но можно сие место понимать не как новое удостоверение в чадстве Богу, а как вывод из предыдущего, так: прияли мы Духа сыноположения; таким образом самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы чада Божии. Духу нашему — будет: нашему чувству, нашему сознанию, — вследствие чего и вопием: Авва Отче! Святой Златоуст говорит: «мне дает силы, говорит Апостол, не только слово (Авва Отче! ), но и причина, порождающая слово. Ибо произношу оное по внушению Духа; что еще яснее выразил Апостол в другом месте, сказав: посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче! (ср.: Гал. 4, 6). — Что значит: Дух спослушествует духови! — Утешитель, говорит Апостол, свидетельствует о сообщенном нам даровании. Ибо слово сие есть не только голос дарования, но и голос Утешителя, подавшего дар. Сам Он посредством дарования научил нас выговаривать слово сие. А когда свидетельствует Дух, остается ли место недоумению? Если бы обещал то человек или Ангел, Архангел или другая какая сила, иные были бы вправе усомниться; но когда высочайшее Существо и дарует сие, и свидетельствует о сем тем словом, как велено произносить в молитве, тогда может ли кто сомневаться в достоинстве? Если царь кого-нибудь жалует и при всех объявляет чин его, никто из подданных не осмелится тому противоречить».

Но оба эти понимания не противоречат друг другу. Что в первом говорится раздельно, то во втором утверждается в совокупности. Важнее для нас остановиться вниманием на том, сколь таинственно сие свидетельство. Блаженны христиане, к которым пиша Апостол утверждал, что они имеют такое свидетельство. Оно было для них осязательно ясно. В наше время оно порождает только изумление. Догматически мы не можем не полагать, что так должно быть, но опытным в том удостоверением кто из нас похвалится? Одолел нас дух мира. И движения Духа Божия мало внятны нам. Но это не колеблет той истины, что верные Духу Божию, действительно, носят в себе сие свидетельство Духа, или постоянно слышат его. Кто же верен Духу? Кто водится Духом. — Опять таинственно. Вот понятнее: кто, духом живя в Боге, ревнует всячески благоугождать Богу исполнением воли Его, выраженной в заповедях, — кто таков, тот непременно доходит до чувства чадства Богу и слышит в себе свидетельство о том Духа. Это — верх роста, — конец пути. Но удостоверяют, что и в самом начале дается ощутить сие. — О такой практической стороне сего свидетельства пишет Амвросиаст: «когда мы действуем добре и когда Дух Святой ради сего пребывает в нас; тогда гласу тому и духу нашему, взывающему в молитве: Авва Отче, — сей Дух Божий, пока пребывает в нас, дает свидетельство, что мы не неразумно говорим: Авва Отче. Ибо достойную гласа сего жизнь изъявляем, так как то и есть верное свидетельство о чадах (что они чада), когда чрез Духа видится в них отчий знак (отчий нрав и дух жизни)».

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии

Свидетельство сыновей в том, что через Духа в них виден был знак Отца.

Комментарии на Послание к Римлянам

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Преткновение

Верующие (вѣ́рнїи) в Священном Писании называются сынами Божиими, а жизнь вечная называется наследием или достоянием, которое дается сынам без всяких сыновних трудов. Ты устрояешь мне достояние мое (Пс.15,5). И там же: достояние мое самое лучшее для меня (Пс.15,6). Знает Господь пути непорочных, и наследие их в век пребудет (Пс.36,18). Дал наследие боящимся имени Твоего (Пс.60,6). После того как Он даст возлюбленным Своим сон. Вот наследие от Господа (Пс.126,2-3). И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными (Деян.20:32). К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1Пет.1,4). И еще: вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1Пет.3,9). Уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего (Еф.1,13-14). Там же: какое богатство славного наследия Его для святых (Еф.1,18). Еще: никакой блудник (и прочие)… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф.5,5). Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие (Кол.3:24). Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1,14). Еще: призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр.9,15). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5,5), то есть землю живых. А что верующие являются сыновьями Божиими, ясно: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим.8:16). Так как, поскольку жизнь вечная есть наследие или достояние, а мы – сыновья Божии, из этого явно следует, что жизнь вечная дается сынам как наследие и достояние без всяких сыновних трудов.

Исправление претыкающимся

Отвечаем первое возражением. Жизнь вечная в Священном Писании называется наградой (мздо́ю): Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда (мзда́) на небесах (Мф.5,12). Позови работников и отдай им плату (мзду) (Мф.20,8). Приидите, благословенные Отца Моего, (и далее)… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть и так далее (Мф.25,34-35). Бог воздаст каждому по делам его (Рим.2:6). Каждый получит свою награду (мзду) по своему труду (1Кор.3,8), – и так далее. Здесь Священное Писание явственно требует дел и трудов.

Отвечаем второе. Жизнь вечная называется наградой, и та же жизнь вечная называется наследием или достоянием. Что же, неужели эти слова друг другу противоречат? Никак. Ибо оба свойства всецело соблюдаются при получении жизни вечной. И, чтобы совершенно уразуметь это, предлагаем некоторые необходимые сведения, о которых мы говорили и в предисловии этого догмата.

Сведение первое

Мы не являемся сыновьями Божиими по природе, ибо таков один Сын Божий, Христос Бог наш. Мы же являемся сынами Божиими по благодати, или по сопричтению, или по причастию, или по усыновлению, или по принятию на правах родных сыновей. Все это означает одно и то же.

Сведение второе

Некоторые из нас получают усыновление в младенчестве во Святом Крещении, а другие – в совершенном возрасте при оправдании, когда они из грешников благодатью Божией становятся праведными. Это бывает в таинстве Святого Покаяния или в таинстве Святого Крещения, если случится креститься взрослому.

Сведение третье

Младенцы, если умирают сразу по Крещении, получают жизнь вечную только одним наследованием или достоянием.

Сведение четвертое

Взрослые, в полном уме, и пребывающие в усыновлении Божием даже до смерти, получают жизнь вечную двумя способами: и как воздаяние (мздꙋ), и как наследие. И апостол соединяет их оба: И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие (Кол.3,23-24). Обрати внимание, что апостол соединяет вместе воздаяние (то есть награду) и наследие. И еще: Мы дети Божии… и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8,16-17). Обрати особое внимание, что апостол для наследия требует и страдания, ибо иначе мы не будем сонаследниками Христу и с Ним не прославимся, если не захотим с Ним страдать.

Скажешь. Если сынам должно достаться наследство или достояние, так как они сыны, то зачем еще трудиться, ради наследия того, что дается без труда?

Отвечаем. Без трудов дается младенцам, сразу умирающим после Крещения, как мы уже говорили. А возросших Своих сынов, имеющих полный ум, Господь Бог захотел почтить и тем, чтобы своими трудами и заслугами они стяжали себе жизнь вечную, и не только как наследие, но и как мздовоздаяние, потому что ценнее иметь нечто от трудов, чем от одного дарования. Поэтому Господь Бог, чтобы воздать Своим сынам большую славу, благоизволил явить это тем, чтобы они трудами и заслугами уготовали себе жизнь вечную.

Основание всего этого есть Сам Христос, Которому должна воздаваться слава и превозноситься имя Его за само то, что Он Сын Божий. Но так как уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имении (Флп.2,7-9). Но если Христу, Который является Сыном Божиим по природе, дана была слава Его плоти и превознесение Его имени двойным способом, то есть как мздовоздаяние и как достояние, тем более нам, являющимся сыновьями только по благодати и дарованию, предстоит получать жизнь вечную обоими этими способами: и как мздовоздаяние и как наследие.

Скажешь. Тогда младенцы блаженнее взрослых, ибо они имеют даром то, что те получают многими трудами.

Отвечаем. Не так, но взрослые блаженнее по двум причинам. Первая. Так как они своими трудами получают наследие, которое имеет лучшую честь. Вторая. Насколько больше и многочисленнее их труды и заслуги, настолько большее они получают наследие. Отсюда большая разница между взрослыми и младенцами, ибо младенцам необходимо довольствоваться только той частью наследия, которую они приняли от Божиих щедрот. Взрослые же простираются на большую часть и, насколько изобилуют более многочисленными делами, настолько большее получают воздаяние, по слову апостола: каждый получит свою награду по своему труду (1Кор.3,8).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Свойство добрых дел должно быть таково, чтобы человек, творящий добро, был благоприятным Богу, праведным и сыном Божиим по благодати, а не нераскаянным грешником.

Свидетельства Священного Писания об этом свойстве таковы: И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел (Быт.4,4-5).

Неприятна похвала (пѣ́снь) (Богу – Примеч.) в устах грешника, ибо не от Господа послана она (Сир.15,9).

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис.1,15).

Из этих мест Писания ясно, что добрые дела грешников не приятны Богу, то есть (дела – Примеч.) нераскаянных грешников, пребывающих в жестокосердии.

А что добрые дела праведников и сынов Божиих, происходящие от благодати, приятны Богу и получают мздовоздаяние жизнью вечной, ясно из следующих слов Писания.

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин.15,4-5). Видишь ли, что желающему приносить много плода, то есть добрые дела, подобает быть живым членом Тела Христова, как жива ветвь, пребывающая на лозе. Но грешники не живы духовной жизнью, ибо не имеют благодати Божией, которая есть душа души, поэтому Христос сказал: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф.8,22).

К тому же Священное Писание многократно учит, что Царство Небесное есть слава, наследие и достояние сынов. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8,34-36). Приняли Духа усыновления… Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим.8,15-17), – и там же ниже: сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:21).

Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал.4:7), – и там же: Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной (Гал.4:30).

Есть много и других цитат из Писания о том, что жизнь вечная – это наследие или достояние, приличное сыновьям, а не рабам.

Но поскольку всякий грешник есть раб греха, по слову Христову, то всякий раб, поскольку он раб, не может быть наследником сыновнего достояния. Поэтому ясно, что грешник, пребывающий в грехах, не может своими делами, хотя и добрыми, стяжать жизнь вечную. Ибо наследие и достояние сынов не может быть вознаграждением рабов, хотя бы они работали и тысячу лет, но собственная сыновняя часть принадлежит сынам, а не рабам. Поэтому ясно, что добрые дела, которыми стяжается жизнь вечная, требуют от своих делателей усыновления Богом. Следовательно, всякий, желающий стяжать себе жизнь вечную, должен измениться из грешника в сына Божия по благодати. Но это совершается в верующих – покаянием, а в неверующих – Крещением.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии

Субъективное, наше личное, внутреннее, убеждение в нашем Богосыновнем состоянии подтверждается и внешним, чужим свидетельством (субъективным). Это - свидетельство духа Святого. - Сей Самый - правильнее: Сам (αὐτò), т. е. Дух Сам теперь выступает свидетелем, тогда как раньше свидетельствовала о том же наша молитва, хотя совершаемая в духе Божьем. - Свидетельствует - точнее: свидетельствует вместе (συμμαρτυρει̃). Значит, здесь указывает уже на второе свидетельство духа нашего, о котором сказано в предшествующем стихе. Таким образом, являются два свидетеля: наш дух (νου̃ς), просвещаемый Духом Божьим, и Сам дух Божий. - Дети - точнее: чады (τέκνα), выражение - большей нежности, чем дети.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Рим. 8:12

священник Николай Рудинский (†1937)

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.

Дух наш из глубины своего существа говорит нам, что мы чада Божьи (ср. Деян. 17:28). Но свидетельство его в падшем человеке глухо и почти не слышно, за суетным шумом клокочущих внутри нас страстей. Однако лишь только силою благодати укрощается это страстное море, тотчас воспрянет наш дух, и мы ясно услышим его радостный крик – Авва Отче! Таким образом, сам Дух Святой дает нам свидетельство, что мы дети Божьи, а если дети, то и наследники.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible