Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего

Итак, по вышеприведенным свидетельствам, дело помилования нисколько не зависит, ни от желающаго, ни от подвизающагося, но от милующаго Бога. Ведь, прежде чем появилась воля и начались личные подвиги, уже открыто было избрание Промысла Божия. Если же вы станете роптать, говоря: зачем же это так делается, - то ропщите и на то, зачем избран Исаак; а также: почему, из рожденных вместе братьев, Иаков был возлюблен, а Исаву оказана ненависть?

Толкования на Послание к Римлянам

Григорий Богослов, свт. (†389)

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано

Видите ли высоту этой добродетели? Она оказывается едва удобовместимой. Да и не выше ли плоти – рожденному от плоти не рождать в плоть? Не ангельское ли свойство – душе, связанной с плотью, жить не по плоти и быть выше самой природы? Плоть связала ее с миром, а разум возвел к Богу; плоть обременила, а разум окрылил; плоть заключила в узы, а любовь разрешила их. Всей душой стремись, дева, к Богу! Один и тот же закон даю мужам и женам. Не представляй себе благом всего того, что кажется благом для многих, – ни рода, ни богатства, ни престола, ни господства, ни красоты, поставляемой в доброцветности и стройности членов – этого игралища времени и болезней! Если ты всю силу любви истощила перед Богом, если не два у тебя предмета любви, то есть и скоропреходящее и постоянное, и видимое и невидимое; то уязвлена ли ты столько избранной стрелой, и познала ли красоту Жениха, чтоб могла сказать словами брачного описания и брачной песни: Ты «сладость, и Весь желание» (Песн.5:16)? Видите в свинцовых трубах заключенные потоки, как они, при сильном стеснении и устремлении к одному месту, до того часто отступают от естественного свойства воды, что, давимые непрестанно сзади, устремляются вверх: так и ты, если сосредоточишь любовь и всецело соединишься со Христом, то будешь стремиться горе, а не падать долу и не разливаться. Ты вся пребудешь Христова, пока наконец увидишь и Самого Христа, жениха твоего. Храни себя неприступной и в слове, и в деле, и в жизни, и в помыслах, и в движениях сердечных; ибо лукавый отовсюду пытает и все высматривает, где низложить, где уязвить тебя, если найдет что незащищенным и открытым для удара. Чем более видит в тебе чистоты, тем больше усиливается осквернить; потому что пятна виднее на чистой одежде. Да не привлекают взор – взора, смех – смеха, короткость обхождения – ночных сходбищ, а ночь – погибели! Ибо понемногу отъемлемое и похищаемое, хотя в настоящем производит ущерб неощутимый, однако же впоследствии совершенно уничтожает вещь.

Не «все», говорит, «вмещают слово сие, но кому дано». Когда слышишь: «кому дано», не впадай от этого в ересь, не вводи различных естеств: земных, духовных и средних, ибо некоторые держатся превратных мнений и думают, что одни по самой природе назначены к совершенной погибели, а другие – к спасению, иные же в таком состоянии поставлены, что собственный произвол ведет их к худому или к доброму. И я согласен, что один, в сравнении с другим, имеет больше или меньше способности; но одной способности не достаточно для совершенства, и разум должен возбудить способность, чтобы природа пришла в деятельность, подобно тому, как камень пирит, если ударяют в него железом, сам делается железом. Когда слышишь: «кому дано», то добавляй, дано призываемым и имеющим к тому расположение, ибо когда слышим также «не от желающего, не от подвизающего, но от милующего Бога» (Рим.9:16), советую тебе подразумевать то же. Поскольку есть люди так высоко думающие о своих заслугах, что все приписывают себе самим, а не Тому, Кто их сотворил и умудрил, – не Подателю благ, то Слово Божие учит таковых, что нужна Божия помощь и для того, чтобы пожелать добра, тем более само избрание должного есть нечто Божественное, дар Божия человеколюбия. Ибо надобно, чтобы дело спасения зависело как от нас, так и от Бога. Поэтому сказано: «не от желающего», то есть не от одного хотящего, «не от подвизающего» только, но и «от милующего Бога». Потом, поскольку и само хотение от Бога, то справедливо апостол все приписал Богу. Идешь ли, трудишься ли – всегда имеешь нужду в Дающем венец. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие» его; «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» его (Пс.126:1). Знаю, говорит он, что не от легких в беге зависит бег, не от сильных – война, не от ратоборцев – победа, и пристань не во власти искусных пловцов, но от Бога и победу устроить и ладью привести к пристани.

Слова. Слово 37

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-20 еще бо не рождшымся, ни сотворившым что благо или зло, да по избранию предложение Божие пребудет не от дел, но от Призывающаго, речеся ей, яко болий поработает меншему, якоже есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех. Что убо речем; Еда неправда у Бога; Да не будет. Моисеови бо глаголет: помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю. Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога. Глаголет бо Писание фараонови: яко на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою и да возвестится имя Мое по всей земли. Темже убо, егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает. Речеши убо ми: чесо ради еще укоряет, воли бо Его кто противитися может; Темже убо, о, человече, ты кто еси, против отвещаяй Богови; еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако

Еще бо не рождшимся, ни сотворшим что благо или зло, да по избранию предложение Божие пребудет, не от дел, но от призывающаго речеся ей, яко болий поработает меньшему, якоже есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех (ст. 11-13). Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еще не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до рождения их Бог сказал, яко болий поработает меньшему. Почему же Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания дела, чтобы видеть, кто добр, кто нет, но и прежде этого знает, кто порочен и кто нет. То же самое случилось и с израильтянами, притом гораздо чудеснее. Что говорить, продолжает, об Исаве и Иакове, из которых один был порочен, а другой добр? И у израильтян грех был общий: они все поклонились тельцу, однако же одни были помилованы, а другие нет. Помилую, - говорит, - егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю (ст. 15). Это же можно видеть и на тех, которые наказываются. Что можно сказать о фараоне, почему он был наказан и подвергся столь великому наказанию? Потому что был жесток и непокорен. Но разве он один только был таков, а другого никого не было? Почему же он был наказан так строго? Почему и по отношению к иудеям Бог не сказал обо всем народе, а также не всех удостоил одинаковой чести? Сказано: аще будут яко песок морский, останок их спасется (Исх. X, 22). И почему же только остаток? Видишь ли, сколько недоумений вызывает рассматриваемый предмет. И вполне естественно: всякий раз, как противника можно привести в затруднение, не тотчас предлагай разрешение. Ведь если он сам оказывается виновным в своем неведении, то зачем тебе подвергаться излишней опасности? Зачем ты делаешь его более дерзким, принимая все на себя?

Скажи мне, иудей, на каком основании ты, находясь в столь больших затруднениях и не имея возможности разрешить ни одного из них, утруждаешь нас вопросами по поводу призвания язычников? А я, конечно, могу указать верную причину, по которой язычники оправданы, вы же (иудеи) лишились обетований. Итак, какая это причина? Та, что они оправданы верою, а вы хотите оправдаться делами закона и, вследствие такого своего упорства, потеряли все. Не разумеюще бо Божия правды, и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася (Рим. X, 3). Кратко сказать, блаженный (апостол) в этих словах дает общее решение вопроса, но для большей ясности мы исследуем подробно каждое слово, имея в виду, что желанием блаженного Павла было - научить посредством всего сказанного, что один только Бог знает достойных, а из людей никто, и хотя им и кажется, будто они хорошо знают, но постоянно ошибаются в своем заключении. Знающий же тайны уже ясно знает и то, кто достоин венцов, а кто - наказания и мучения. Потому Он многих, которые, по мнению людей, были добры, изобличив, наказал и многих, которые считались порочными, увенчал и засвидетельствовал, что они не таковы. Он произносит приговор не по отзыву рабов, но по собственному строгому и беспристрастному суду и не ожидает окончания дела, чтобы одного признать дурным, а другого нет. Впрочем, чтобы не сказать опять чего-либо неясного, обратимся к апостольским словам. Не точию же, но и Ревекка от единаго ложа имущи. Хотя я мог бы, рассуждает (апостол), указать и на детей Хеттуры, но не говорю об этом, а чтобы в совершенстве одержать победу, привожу в пример рожденных от одного отца и от одной матери. Оба родились от Ревекки и Исаака, законного сына безукоризненного и всем предпочтенного отца, которому сказано: во Исааце наречется ти семя, и который соделался отцом всех нас. А если он наш отец, то и происшедшие от него должны быть отцами, но этого не было. Ты видишь, что не с одним Авраамом, но и с сыном его случилось это, - что везде блистают вера и добродетель, и они означают подлинное родство. Отсюда мы узнаем, что дети Авраама называются его детьми не только по рождению, но и потому, что достойны добродетели родившего. А если бы назывались только по одному рождению, то Исаву надлежало бы пользоваться равными с Иаковом правами, потому что и Исав произошел от омертвевшей утробы, и его мать была бесплодна. Но требовалось не одно только рождение, а и нрав, который не являются чем-либо случайным, но служит к назиданию в нашей жизни. И (апостол) не говорит, что так как один был добр, а другой порочен, то первый вследствие этого и был предпочтен, - чтобы тотчас не возразили ему: как же? кто более добр? те ли, кто из язычников, или те, кто из обрезанных? Хотя (апостол) мог бы в этом сослаться на действительный опыт, но он не делает этого, так как это казалось ему очень жестоким, а он все возложил на божественный разум, с которым никто не может осмелиться бороться, за исключением разве совершенно безумного. Еще бо не рождшимся, - говорит, - ни сотворившим что благо или зло, речеся ей, яко болий поработает меньшему, и доказывает, что никакой нет пользы в благородстве по плоти, но потребна душевная добродетель, которую Бог знает еще прежде дел. Еще бо не рождшимся, ни сотворившим что благо или зло, да по избранию предложение Божие пребудет, речеся ей, яко болий поработает меньшему. Избирать от самого рождения есть дело предведения: чтобы обнаружилось, говорит, избрание Божие, совершившееся по изволению и предведению; Бог с первого дня узнал и предрек и доброго, и не доброго. Итак, не говори мне, продолжает (апостол), что ты прочитал закон и пророков и столько времени служил. Знающий и испытующий душу знает также, кто достоин спасения. Потому уступи непостижимому в избрании; Он один правильно знает, кого увенчать. Сколько было таких, которые, судя по внешнему свидетельству дел, казались лучше Матфея? Но тот, кто знает тайны и умеет испытывать способности ума, заметил жемчужину, лежащую в грязи, и, миновав других и дивясь благообразию Матфея, избрал его и, приложив к благородству его воли собственную благодать, явил его достойным. Кто способен судить о временных этих искусствах или о всех прочих делах, тот избирает не то, что одобряют люди несведущие, а то, что сам в совершенстве знает, и одобряемое невеждами нередко отвергает, а отвергаемое ими одобряет. Так поступают в выборе коней занимающиеся их обучением, а также и оценщик дорогих камней и сведущие в остальных искусствах. Тем более человеколюбец Бог, бесконечная Премудрость, один все ясно знающий, не будет держаться людских мнений, но о всем произнесет приговор по собственной премудрости, совершенно точной и непреткновенной. Так Он избрал и мытаря, и разбойника, и блудницу, а первосвященников, старейшин и правителей предал бесчестию и отверг.

Всякий знает, что тоже самое случилось и с мучениками. Многие из людей, совершенно отверженных, были увенчаны во время гонений, и, напротив, иные, считавшиеся в народе великими, преткнулись и пали. Итак, не требуй отчета у Творца и не спрашивай, почему один был увенчан, а другой наказан. Он умеет совершать все по справедливости, почему и сказал: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех. Что это было справедливо, ты узнал из последствий, но Бог ясно это знал и прежде конца. Он требует не только обнаружения дел, но и благородной воли, и благоразумной мысли. Такой человек, хотя бы когда-нибудь и согрешил под влиянием какого-нибудь обстоятельства, скоро исправится, хотя бы ему случилось и закоснеть в пороке, он не будет презрен, но всеведущий Бог скоро вспомнит о нем. А равно человек развращенный, хотя бы и сделал что-нибудь по-видимому доброе, погибнет, потому что делает это с худым расположением. Так Давид, совершив убийство и прелюбодеяние, скоро загладил свои преступления, потому что увлечен был обстоятельствами и сделал это не вследствие привязанности к пороку, а фарисей, не совершивший ничего подобного и даже хвалившийся добрыми делами, все погубил злою волею. Что убо речем? Еда неправда у Бога? Да не будет (ст. 14). Итак, Бог справедлив и к нам, и к иудеям. Потом (апостол) прибавляет другую мысль, которая темнее предыдущей. Какую же? Моисеови бо глаголет: помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю (ст. 15). Опять он усиливает возражение, прерывая его на половине, разрешая и снова вводя другое затруднение. Но чтобы слова эти сделать более ясными, необходимо истолковать их. Бог еще до рождения Иакова и Исава, рассуждает (апостол), сказал, яко болий поработает меньшему. Итак, что же? Неужели Бог несправедлив. Нисколько. Слушай дальше. Иаков и Исав различались - один добродетелью, другой пороками, но иудеи все совершили один и тот же грех, именно - слили тельца. И однако одни были наказаны, а другие нет. Потому Бог сказал: помилую, его же аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю. Не твое, Моисей, дело знать, кто достоин человеколюбия, но предоставь это Мне. А если не Моисеево дело знать это, тем более - не наше. Потому (апостол), чтобы убедить возражающего и достоинством лица, не просто привел эти слова, но упомянул, кому они были сказаны. Моисеови бо глаголет, - говорит он. Высказав же решение затруднения, он прерывает его на половине, вводя новое противоположное и говорит так: темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога. Глаголет бо Писание Фараонови: яко на истое cиe воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвестится имя Мое по всей земли (ст. 16, 17). Как выше сказал, что одни были спасены, а другие наказаны, так и здесь говорит, что фараон был сохранен для наказания. Потом опять вводит противоположение. Темже убо егоже хощет, милует, а егоже хощет, ожесточает. Речеши убо ми: чесо ради еще укоряет? Воли бо Его кто противитися может (ст. 18, 19)? Видишь ли, как (апостол) всеми мерами постарался сделать вопрос затруднительным? И не тотчас дает решение, делая и это с пользою, но сперва заграждает уста возражающему, говоря так: темже убо, о человече, ты кто ecи против отвещаяй Богови (ст. 20)? (Апостол) делает это с целью устранить праздное его любопытство и излишнюю суетливость, налагая на него узду и внушая понимать различие между Богом и человеком, а также то, как непостижим Божественный Промысл и превышает наше разумение и как все должно покоряться Богу; и это он делает для того, чтобы, убедив в этом слушателя, укротив и смирив его мысль, с большим удобством можно было дать свое решение и слова свои сделать для слушателя вполне понятными. И не говорит, что невозможно этого решить, но что? Считает преступным и спрашивать об этом, так как что сказано Богом, тому должно повиноваться, а не расследовать, хотя бы мы и не знали причины. Потому (апостол) и говорит: ты кто ecи против отвещаяй Богови? Замечаешь ли, как он уничижил и низложил надменность? Ты кто ecи? Разве ты участник власти? Уж не назначен ли ты судьею для Бога? Но ведь в сравнении с Богом тебя нельзя и назвать чем-нибудь, нельзя и сказать, что ты то или другое, но ничто. А спросить: ты кто ecи? - гораздо уничижительнее, нежели сказать: ты ничто. И вообще своим вопросом (апостол) выражает большое негодование. Он не сказал: кто ты, говорящий Богу? - но: против отвещаяй, то есть ты, который споришь, противишься. Говорить: «следовало так», «не следовало так» - это значит препираться. Видишь, как апостол устрашил, поразил, заставил больше трепетать, чем спрашивать и любопытствовать? Это свойственно опытнейшему учителю - не следовать во всем желанию учеников, но вести их по своей воле, сперва исторгнуть терние, а потом бросать семена и не вдруг давать ответ на каждый вопрос.

Беседы на Послание к Римлянам


Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Для чего же, скажешь, мне и стремиться, для чего хотеть, если не все зависит от меня? Для того, чтобы хотением и стремлением привлечь по­мощь и благословение Божие, чтобы Он оказал содействие, простер Свою руку и довел до конца. А если ты оставишь это и перестанешь хотеть и стремиться, то и Бог не прострет Своей руки, но отступит и Он. Откуда это известно? Послу­шай, что говорит Он Иерусалиму: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38). Видишь ли, как и Бог отступил за то, что они не хотели? Потому нам нужно и хотеть и стремиться, чтобы приобресть благоволение Божие. Это и пророк говорит, т.е., что успешное окончание дел зависит не от нас, а от помощи Божией, но избрание зависит от нас и от нашей воли. Итак, скажешь, если окончание дела зависит от по­мощи Божией, то я, не окончив дела, не должен подлежать никакому обвинению; когда я сделаю все с своей стороны, и покажу желание, и изберу, и приступлю к делу, но Тот, от Кого зависит окончание, не поможет мне и не прострет Своей руки, то я свободен от всякого осуждения. Нет, не так; быть не может, чтобы Бог оставил нас, когда мы хотим, изби­раем и решаемся. Если Он внушает и советует не желаю­щим, чтобы они пожелали и захотели, то тем больше Он не оставляет решающихся. Взгляните на древние роды, говорит Пре­мудрый, и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? или кто взывал к Нему– и Он презрел его? (Сирах. 2:10). Также и Па­вел говорит: надежда не постыжает (Рим. 5:5), т.е. упо­вание на Бога. Невозможно, чтобы не достиг конца тот, кто надеется на Бога всею душою и исполняет все с своей сто­роны. И еще: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести 1Кор. 10:13). Потому и предлагает один мудрый муж такие увещания: сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок (Сир. 2:1-3). И в другом месте предлагается уве­щание: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22). Все это – правила, законы и неизменные определения; в душе нашей должно быть твердо внедрено, что невозможно, чтобы кто-нибудь прилагающий старание, пекущийся о своем спа­сении и исполняющий все с своей стороны, был когда-нибудь оставлен Богом.

Беседа на слова пророка Иеремии: «Господи, не в воле человека путь его.»

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего

Отсюда мы постигаем, что воля и поспешание принадлежат нам, но осуществление нашего воления и поспешания зависит от милосердия Божиего. Таким образом, и воля наша, и поспешание при их осуществлении повинуются свободному решению, но их исполнение зависит от силы Божией.

Разговор против пелагиан

Августин Аврелий, блж. (†430)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего

Когда Павел говорит: помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего, он не ставит под сомнение свободу воли, но говорит, что нашего желания недостаточно, если Бог не придет нам на помощь и не сделает нас милосердными, дабы мы могли творить добрые дела через дар Духа Святого Мы даже и желать не можем, пока не призваны, а когда мы желаем после призвания, то опять недостаточно ни воли нашей, ни подвизаний, если только Бог не даст сил подвизающимся и не приведет, куда зовет. Потому и очевидно, что от Бога милующего, а не от желающего и не от подвизающегося зависит делание нами добра, хотя в них и присутствует наша воля, которая сама по себе ничего не может.

Некоторые темы из Послания к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Рим.9:15-20

Моисеови бо глаголет: помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю. (Исх.33:19)
Сказал же сие Бог при слиянии тельца. Но Апостол по необходимости упомянул и о Моисее, чтобы и сказавшим и слушавшим доказать достоверность сказанного. Потом выводит умозаключение.

Темже убо ни хошящаго, ни текущаго, но милующаго Бога.
И не дает решения, но усиливает вопрос присовокуплением новых предложений.

Глаголет бо Писание Фараонови, яко на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвестится имя Мое по всей земли.
Потом опять продолжает выводить умозаключения.

Темже убо егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает.
Вот, говорит Апостол, ясные места Писания, ибо, не из другого источника взяв их, привожу вам; Сам Бог, как слышу, изрек: Помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю. Им также изречено сказанное о фараоне. Он, оставив Измаила и рожденных от Хеттуры, избрал Исаака; Он и Иакова предпочел Исаву, хотя в одной утробе в одно время дано им устройство. Поэтому чему же дивишься, если и ныне совершил Бог то же самое? И тех из вас, которые уверовали, избрал, а тех, которые не прияли сего луча света, отверг? Но Апостол не говорит пока этого, а увеличивает затруднительность вопросов и говорит:

Речеши убо ми: чесо ради еще укаряет? Воли бо Его кто противитися может?
Ибо если егоже хощет, милует, и егоже хощет, ожесточает, то от Его воли зависит человеческое расположение. Если же это действительно так, то не по праву налагает наказания на согрешающих, потому что невозможно противиться тому, что Ему угодно. Так Апостол, увеличив затруднение множеством вопросов и предпоставив все возражения, присовокупил:

Темже убо, о человече, ты кто еси против отвещаяй Богови?
Поскольку сказал ты, говорит Апостол: Воли Его кто противитися может, то скажи мне, кто ты? Не человек ли? Посему как же противоотвещаешь и входишь в исследование Божественных домостроительств? Если бы не был ты свободен и не по своему изволению избирал, что тебе делать, но по необходимости следовал рабски Божией воле, то молчал бы, подобно неодушевленным тварям, любя совершающееся по Божию домостроительству. Но поскольку почтен ты разумом, то и говоришь, и делаешь, что тебе угодно, и не любишь совершающегося, но доискиваешься причин Божиим домостроительствам.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего

Исаак хотел благословить Исава; но Иаков поспешил на поле, чтобы, наловив дичи, получить от отца благословение, а Бог по праведному суду сделал, что Иаков, как совершенно достойный, получил благословение. Здесь апостол, казалось бы, уничтожает свободную волю; но на самом деле нет. О доме говорим, что он весь есть дело мастера; хотя мастеру нужны и вещество, и помощники в постройке, однако, поскольку она зависит от него, говорим, что он построил весь дом. Так и о Боге говорим, что все - Его дело, хотя Бог имеет нужду и в нашем произведении. Он совершает. Он и венцы дает, Он и осуждает; поэтому и говорим, что все дело Бога.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога

То есть избрание к наследию обетования есть дело ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога. Чтобы понять, откуда привзошли термины: хотящаго и текущаго, — надо обратиться к предыдущему. Речь идет об избрании Иакова и отвержении Исава еще прежде рождения их. Это решение Божие основывалось на предведении, что один достоин того, а другой недостоин. Тот и другой оправдали это жизнию своею и своим нравом. Между тем по ходу дел следовало Исаву получить обетование наследия, и Исаак уже решил так сделать и уже послал его уловити лов и приготовить себе снедь, чтобы, вкусив ее, благословить его. Случись так, — и не оправдалось бы слово Господа, что больший поработает меньшему, ибо тогда в благословении Исава стояло бы: буди господин брату твоему (Быт. 27, 29). Но слово Божие никогда не может солгатися. Бог вразумил Ревекку устроить так, чтобы благословение первенца получил Иаков и приведенные слова, приготовленные для Исава, присвоились ему. Так, что Бог, по предведению Своему, судил, того никто изменить не может, даже хотя бы кто намеренно усиливался идти против, а не так, как в этом примере, где против шло обычное течение человеческих дел. Вот был и хотящий Исаак, и текущий Исав, а дело устроилось не по хотению хотящего, ни по труду текущего, а по милости милующего Бога. Помянув это обстоятельство, Апостол и сказал: ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога. Кого Бог судил достойным милости, у того никто не вырвет ее; милость же присуждается не без разбора, а достойным. Приводим это обстоятельство при толковании сих слов, чтоб указать, откуда привзошли термины: хотящаго и текущаго, — потому что это осязательно очевидно в том обстоятельстве; но можно после сего и так разуметь связь речи. Впереди сказано, что, кого следует миловать, того милует Бог; следует же миловать, по правде Божией, того, кто достоин. Из этого мог бы иной заключить: следовательно, все здесь зависит от добрых решений воли, от хотящаго, и от соответственных трудов по исполнению тех решений, от текущаго. Апостол предупреждает: нет, не от этого. Хотеть — хоти и течь — теки: без этого нельзя; но все же окончательное решение дела принадлежит милости Божией или благодати, и хотение укрепляющей, и силы к исполнению его подающей. Кто при всем желании и трудах участь свою Божией предает милости, тот и оказывается у Бога достойным милости. И милость сия венчает его.

Может еще показаться, что, по мысли Апостола, все зависит от милости и благости милующего Бога, а собственное участие человека, будь не будь, все одно. Но так может только показаться. Апостол не сказал: ни от хотения, ни от течения, но: ни хотящаго, ни текущаго, — чтобы показать, что хотение и течение не исключаются, а только внушается, что хотящий и текущий не должен на этом одном основывать свое упование, и тем паче — посему предъявлять какие-либо права. Блаженный Феофилакт пишет: «здесь Апостол по-видимому уничтожает свободную волю; но на самом деле — нет. О доме говорим, что он есть дело мастера. Хотя мастеру нужны и вещество, и помощники в постройке; однако ж, поелику она зависит от него, говорим, что он построил весь дом. Так и о Боге говорим, что всё Его дело, хотя Бог имеет нужду в нашем произволении. Он совершает, Он и венцы дает, Он и осуждает; поэтому и говорим, что всё есть дело Бога». То же читаем и у Экумения: «должно хотеть и тещи и все свои употреблять в дело силы; но при этом помнить, что без воли Божией ни хотящий, ни текущий не достигнет цели, если не придет помощь Божия. Бог милует и хочет того, кто сам хощет спастись».

Как ни разуметь приведенные слова, они должны были поразительно действовать на иудеев, неверующих устрашать, а верующих исполнять радости. Последнее очевидно само собою; и Апостол не их имел в виду, а первых. Он здесь доказывает, что если есть теперь неверующие, то это не то значит, что отпаде обетование, а то, что они оказались недостойными его, подобно Исаву. Возражатели могли говорить: иудеи желают и текут, и закон читают, и службы все исполняют, и жертвы приносят. За что же исключаются они из наследия обетования? Апостол говорит как бы: и Исаву по видимости принадлежало наследие; но как душа у него была другого строя, то он и не получил его. Так и эти иудеи по видимости должны бы быть наследниками обетования; но как душа у них не такая, которая требуется от наследников его, то есть неверующая, то оно и не дается им. Приняв в чувство такое наведение, неверующие должны были сильный чувствовать толчок к тому, чтоб построже вникнуть в текущее и уразуметь, чего хощет от них готовый миловать их Бог; но еще более сильный толчок должно было дать им наведение из упоминаемого вслед за сим обстоятельства.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего

Согрешивший Саул просил прощения и не был прощен; Давид, напротив, согрешил и признал грех - и был прощен (см. 3Цар. 15:24-31; 4Цар. 12:13). Однако нельзя сказать, что Бог судил несправедливо, давая одному прощение, а другого отвергая. Ибо Смотрящий на сердце знает просящего, и заслуживает ли он разумом своим прощения. И хотя опасно рассуждать о суде Божием, для сомневающихся, чей разум может устремиться к спасению, следует сказать, что не нужно думать, будто суд Божий неправеден, когда говорится: одного Бог призывает, другого отвергает. Считая, что идущие на осуждение могут быть прощены, давайте докажем это делами, а не словами. Там, где есть примеры таких дел, никто не станет спрашивать или искать какое-нибудь извинение. Давайте вспомним истории двух людей: Давида и Саула, и каким стал каждый из них после суда Божия. Ведь если бы выяснилось, что после того, как Бог не простил его, Саул творил добро, мы бы сочли, не дай Бог, что суд Божий неправеден. Или если бы Давид, получив прощение, презрел Бога; но он остался с Тем, от Кого получил помилование.

Комментарии на Послание к Римлянам

Констанций из Аквилеи (†450)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего

От этого места и до слов девятнадцатого стиха: Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» - апостол Павел как бы становится на место того, кто возражает, что хорошие и дурные поступки не от нас зависят, а определяются волей Бога, Который кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает. Эти слова возражения взяты из книги Исаии (см. Ис. 29:16, 45:9).

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего

Сам Бог сказал Моисею - законодателю, что милостью Своею Он награждает того, кого хочет (Исх. 33:19 - по LXX). Здесь дается общая норма отношений Бога к людям: так Господь поступал всегда и будет поступать. Прямого отношения к одному Моисею здесь не усматривается. Миловать и жалеть - понятия синонимические. Господь Бог этими словами хочет дать понять, что люди могут получить какое-нибудь благо от Бога именно как милость, как дар. - Не от желающего и не от подвизающегося. Здесь говорится о всех людях без изъятия - и о язычниках, и об иудеях. Получить дар милости Божией они не могут своими силами, как бы сильно они ни желали этого, и как бы ни старались. Выражение подвизаться (trecw) употреблялось первоначально о состязавшихся на цирковом ристалище, которые напрягали все силы свои к тому, чтобы добежать скорее до цели (ср. 1Кор. 9:24).

См. также Толкование на Рим. 9:14

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 10-16 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего (Быт.25:23), как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею (Исх.33:19). Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
 

     Вторая причина отвержения Евреев, по указанию Апостола, заключается в Божественном предопределении, которое совершилось по причине предведения Богом достоинства одних и недостоинства других. Как ныне, так и всегда мысль о Божественном предопределении представлялась и представляется умам, не имеющим твердого понятия о Божественном предведении, по-видимому, несогласною ни с понятием о правосудном Боге, ни с представлением о свободном устроении каждым дела своего спасения. Как бы имея это в виду, Апостол не сразу высказывает великую истину учения о предопределении; но сначала приводит общеизвестные Евреям факты, где эта истина проявилась с полною ясностию. При этом Апостол обо всем говорит почти буквально словами Ветхого Завета. И потом, как бы проникшись духом строгости и резкости ветхозаветной речи, и самое учение о предопределении выражает в строгой и резкой форме: кого хочет (Бог), милует, а кого хочет, ожесточает». Но из приведенных примеров мы видим, что Бог любит не тех, кто недостоин этого, а тех которые были праведны, а равно: Бог не выразил особенной Своей любви не к тем, которые были кротки и послушны, а к тем, которые были непослушны и даже жестоки, как например к фараону, жестокость которого и обращена была ему в наказание, во исполнение слова Писания: «имиже кто согрешает, сими и мучится». Главная сила мысли Апостола в том, что как призвание к спасению, так и отвержение зависит от призывающего и милующего, или отвергающего и наказующего Бога и говорящего: помилуй, егоже аще помилуй и проч. По слову преосвященного Феофана, «святой Павел ввел сие изречение для того, чтобы в недоумевающих, почему не все Иудеи вошли в обладание благами обетованного Избавителя, расположить сие недоумение не по каким-либо внешним моментам, бросающимся в глаза, но из идеи о Боге всеправедном, всеблагом»... Но вместе с сим, как в примерах, так и во всем ходе речи внушается и другая важная мысль, что Бог милует достойных и отвергает или наказывает недостойных, хотя эта вторая мысль и не столь сильно выставляется, как первая. Но святые отцы и другие толковники обращают внимание свое одинаково как на ту, так и на другую, чтобы не подумал кто о первой преувеличенно, а вторую не умалил бы. Святой Иоанн Златоуст, например, говорит: «главным намерением блаженного Павла было посредством всего им сказанного научить, что один Бог знает достойных... Знающему тайны сердца совершенно известно, кто достоин венцов и кто наказания и мучения... Он не дожидается окончания дела, чтобы признать достойным одного, а другого нет. Привожу пример рожденных от одного отца и матери. Оба родились от Ревекки и Исаака, законного сына Авраамова, который одобрен Самим Богом и сделался отцом (имеющих наследовать обетования). А ежели он отец, то и происшедшие от него должны быть отцы же; но последнего не было (ибо Исав выделен из сего чина). Отсюда усматриваем, что дети Авраамовы называются его собственными детьми не только по рождению, но и потому, что они достойны доблестей родителя. А если бы назывались по одному рождению, Исаву и Иакову надлежало бы пользоваться равными правами... Напротив, требовалось не одно такое рождение, а нравы. Апостол, однакож, не говорит, что как один был добр, а другой порочен, то первый и предпочтен. Но единственною причиною представляет Божие предведение, против которого разве один совершенно безумный дерзнет спорить...Не требуй же отчета у Творца; не спрашивай: почему один увенчан, а другой наказан? Он умеет во всем наблюдать справедливость. Посему сказал: Иакова возлюбил, Исава же возненавидел (отверг). Что сие справедливо, ты знаешь по последствию, но Бог знал то и прежде исполнения».
     Раскрывая смысл дальнейших слов, Экумений пишет: «если нет неправды у Бога, и однакож, когда все поклонились тельцу, Бог говорит; помилую егоже аще милую; то конечно потому, что сокровенно очами Своими входил Он в сердца людей и видел, кто достоин милости и кто недостоин» (Ис.32).
     И в отношении к нынешним Иудеям Бог не неправедно действует, но и ныне, которые достойны, спасаются, потому что веруют, и которые недостойны, погибают, потому что не веруют. «Если Моисей не знал, какие достойны и какие недостойны (наказания за участие в поклонении тельцу), нам ли знать причины бывающего?»... Поэтому, хотя Исав хотел получить обетование и тек к сему, но удостоился другой, однако, «должно хотеть и тещи и все свои силы употреблять в дело; но при этом помнить, что без воли Божией ни хотящий, ни текущий не достигает цели, если не придет помощь Божия. Бог милует и хочет того, кто сам хощет спастись».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Следовательно, помилование всецело зависит от Бога милующего. Так как человек недостоин по праву за свои дела или подвиги получать помилование от Бога, то Бог милует его по Своему усмотрению.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible