Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к римлянам 9:33
как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 29-33 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится
Но и опять сказал: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то, как Содома (мы сделались бы), и Гоморре были бы уподоблены (Ис. 1:9). Что же скажем? - Что язычники, не искавшие праведности Моисеевой, восприняли праведность веры. Сыны же Израиля, искавшие закон, так как не усвоили себе веру, не могли приобрести ее (праведность от веры) из самых дел закона, но преткнулись о камень преткновения, как сказал о них Исаия, который был из них (Ис. 28:16; 8:14).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 30-33 Что убо речем, яко языцы, не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры: Израиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже. Чесо ради; Зане не от веры, но от дел закона: преткнушася бо о камень претыкания, якоже есть писано: се, полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна: и всяк веруяй в Онь не постыдится
Что убо,- говорит, - речем? Яко языцы не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры. Израиль же гоня закон правды, в закон правды не постиже. Здесь, наконец, самое ясное решение. Так как (апостол) на основании дел доказал, что не вcu сущия от Израиля, cиu Израилъ и подтвердил это предками Иакова и Исава и свидетельством пророков, то он потом предлагает самое главное решение на основании Осии и Исаии, предварительно усилив недоумение. Было два вопроса: о том, что язычники получили спасение, и о том, что они получили его, не домогаясь, то есть не позаботившись о нем. И опять касательно иудеев было также два недоумения: иудеи не достигли спасения, и не достигли несмотря на то, что домогались. Потому (апостол) употребил самые сильные выражения. Он не сказал, что имели праведность, но - постигоша, потому что наиболее необычайным и странным было то, что искавший не получил, а не искавший получил. И по-видимому словом - гоня (апостол) угождает иудеям, но впоследствии он наносит решительный удар. А так как он мог дать сильное решение, то не побоялся и возражение сделать более неприятным. Поэтому он не беседует о вере и праведности, из нее возникающей, но доказывает, что иудеи побеждены прежде веры и осуждены по собственным законам. Ты, иудей, говорит (Павел), не нашел даже законной праведности, потому что нарушил закон и стал повинен клятве; а язычники, вошедшие не при помощи закона, а иным путем, нашли праведность больше законной праведности, именно праведность от веры. Тоже говорил (апостол) и выше: аще бо Авраам от дел оправдася, имать похвалу, но не у Бога (Рим. IV, 2), - доказывая, что праведность от веры выше праведности от закона. Итак, выше я говорил, что было два недоумения, а теперь стало три вопроса: что язычники нашли праведность, что нашли ее, не искавши, и что нашли праведность больше праведности от закона. Вопросы, противоположные первым, возникают и касательно иудеев: что Израиль не нашел праведности, что он не нашел ее, несмотря на то, что искал, и что не нашел даже меньшей праведности. Итак, поставив слушателя в затруднение, (апостол) предлагает потом краткое решение и излагает причину всего сказанного. Какая же это причина? Та, что человек оправдывается не от веры, но от дел закона. Вот самое ясное решение всего места, которое не так легко было бы принято, если бы (апостол) предложил его в начале; а так как он поместил его после многих недоумений, доводов и объяснений, и употребил многочисленные предварительные оговорки, то и сделал его вполне понятным и доступным. Причиною погибели иудеев, говорит он, было то, что не от веры, но как бы от дел закона хотели оправдаться. Не сказал - от дел, но - как бы от дел закона, показывая, что они не имели и этой праведности. Преткнушася бо о камень претыкания, якоже есть писано: се полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна: и всяк веруяй в онь не постыдится. Замечаешь ли опять, как от веры получается дерзновение и всеобщий дар. Сказано ведь не только об иудеях, но о всем человеческом роде. Всякий, говорит (апостол), и иудей, и эллин, и скиф, и фракиянин, и кто бы то ни был, если уверовал, будет пользоваться большой свободой. У пророка же удивительна его речь не только о том, что уверуют, но и о том, что не уверуют, так как преткнуться значит не уверовать. Как выше, рассуждая о погибших и спасаемых, (апостол) сказал: аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется (Рим. 9:27), и еще: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхом (Рим. 9:29), и также: призва не точию от иудей, но и от язык (Рим. 9:22), - так и здесь говорит, что одни уверуют, а другие преткнутся, а преткновение происходит от невнимания и оттого, что засматриваются на что-нибудь другое. И иудеи, обращая все внимание на закон, преткнулись о камень. Камень же претыкания (апостол) назвал и камнем соблазна по отношению к настроению и концу неверующих.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится
Кто поврежден умом и не хочет смотреть на дорогу впереди, обыкновенно спотыкается. Это произошло с иудеями: увлекшись излишествами закона, они не увидели предреченного пророками камня.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 32-33 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона.
Ты спрашиваешь: почему израильтяне не приобрели праведности, хотя и много домогались ее? Знай, что они искали оправдания не в вере, но будто бы в делах закона.
Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится
Претыкается тот, кто засматривается на что-нибудь стороннее и не обращает внимания на то, что у него под ногами. Так и Иудеи, засматриваясь на закон, преткнулись о Христа, то есть не уверовали. А камнем преткновения и камнем соблазна назван Христос по отношению к концу и расположению не уверовавших. Ибо Сам по Себе Он положен в основание и опору; потому что говорится: верующий в Него, не постыдится (Ис. 28:16), язычник ли то, или иудей, так что все совершает и оправдывает вера, а не дела.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Якоже есть писано: се полагаю в Сионе камень претыкания и камень соблазна: и веруяй в Онь не постыдится (ср.: Ис. 28, 16; 8, 14).
Преткнулись, потому что не уверовали, а не уверовавши, не постигли в закон правоты и остались вне Божиих, коим принадлежит обетование. Не дивись сему. Так предсказано издревле. Пророчество сие у Апостола сложено из двух мест святого пророка Исаии, в коих обоих говорится о камне. Но в одном (см.: Ис. 28, 16) он именуется камнем краеугольным, честным, верующий в который не постыдится; а в другом (см.: Ис. 8, 14), что он есть камень: для одних прибежища, а для других претыкания. Оба те пророческие места всеми иудеями были относимы к Грядущему, Обетованному. Почему их употребляли, рассуждая о Грядущем, как кому лучше приходилось, то поодиночке, то совместно. Святой Апостол совместил оба места, качество камня, какое ему дано в главе 28 (краеуголен, честен), опустив, а на место его положив качество, какое дано ему в главе 8 (камень претыкания). — Камнем назван Обетованный, потому что Им и на Нем имело основаться Царство Божие, Царство правды и святости, Царство сынов Божиих. Камнем же претыкания и соблазна Он назван не потому, чтоб намеренно был положен для претыкания и соблазна: Он Сам в Себе есть камень прибежища и крепости; но потому, что многие имели не понять, что Он есть, соблазниться Им, не поверить и чрез то преткнуться о Него. Как было предсказано, так и исполнилось на Христе Спасителе. Евангелисты не раз замечают, что многие соблазнялись о Нем. Он говорит о Себе, что пришел с неба и есть Сын Божий; а по видимости был очень прост и главы не имел где преклонить (см.: Мф. 8, 20). Только взор, речь Его и дела Его показывали, что Он не земен. Но это не все могли уразумевать и ощущать. Большинство не поняло сего и отвратилось от Него. Как во время пребывания Его среди людей было, так было и после, во время проповеди Евангелия. Вменен со беззаконными и распят; говорили: как можно поверить, что Он есть нечто великое и Божеское, — и соблазнялись. Но как, в пребывание Его на земле, многие под смиренною видимостию ясно узревали в Нем Божеское: так и во время проповеди, несмотря на то, что проповедники без прикрытия предлагали вере точию Иисуса Христа и Сего распята, многие уразумевали истину и покорялись вере. Что предсказал святой Симеон Богоприимец о Господе Спасителе, то и исполнялось на Нем всегда, и доселе исполняется, что Он есть на падение и возстание многим (ср.: Лк. 2, 34). Предмет веры прикровен. Уразумевают те, коим дано, как о притчах Своих прикровенных сказал Господь, — или, лучше, кого Отец привлекает к Сыну (см.: Ин. 6, 44).
Таковые не постыждались, как и Пророк предрек: веруяй в Онь не постыдится, «то есть воистину сподобится величайших благ, какие восчаял верою получить от Него» (блаженный Феодорит). Сколько крепости надо иметь, чтоб веровать, когда кругом неверие, издевающееся над верою, а предмет веры прикровен! — И однако ж, веровали, являя в вере мужественнейший подвиг. Веровали и не постыждались, потому что с первого движения веры начинали уже воспринимать в себя невидимо, в духе, то, что восчаяли и чего ничто и никто в мире подать не мог, — ни собственные усилия, ни пособия всех мощных людей. А когда проходили всю стадию уверования и восходили к совершенству веры, тогда, что получали и что начинали носить в духе, того никакое слово описать не могло. Почему стыдение и малейшего движения не могло в них возыметь, и тени его не могло появиться, хотя в уши отвсюду доносились устыждающие слова. Скорее непонятным казалось им, как можно стыдить, когда они обладают таким сокровищем, какому цены нет.
Приведши такое пророчество, Апостол и недоумение окончательно рассеявал, как так есть не принятые в наследие многие иудеи, — и причину того решительную выставлял, так что после нечего было ни возражающим привозразить, ни опровергающему возражения — приобъяснить. Дело ясно. Но, кончив это, Апостол берет теперь иудея за самую нежную струну его сердца — ревность по закону, которая у них окрашивалась ревностию по Богу, и из нее хочет устроить путь к вере. Он сам шел этою стезею, сам ревновал, не слабее всех иудеев, и, однако же, делом испытал, что одна ревность не непременно уже и ведет прямою дорогою. Нет, ее надобно просветить, чтоб не устремиться по возбуждению ее не туда, куда следует.
Амвросиаст (†IVв.)
как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится
В Писании много фрагментов, в которых Христос изображен скалой или камнем. Пророк Даниил называет Его камнем, оторвавшимся от горы без содействия рук, разрушающим все царства и заполняющим всю землю, - что, очевидно, сказано о Христе (см. Дан. 2:31-45). И в законе Христос назван скалой, с которой сбегают воды, что свидетельствует сам апостол (см. 1Кор. 10:4). И апостол Петр среди прочего говорит иудеям: Камень, который отвергли строители (1Пет. 2:7; см. Пс. 117:22). Иудеи не захотели сравнить слова Его с делами, дабы вдруг не узнать, что Он сошел с Неба: было тело, делавшее дела телесные, как бы и не Бог. Скала эта была угрозой иудеям, а под скалой, без сомнения, понимается плоть Спасителя. Она оторвалась без содействия рук, потому что и сделана была Духом Святым от Девы без содействия мужа.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 32-33 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится
Мысль Апостола здесь такая: почему иудеи не достигли закона нового закона жизни? Потому, что старались достигнуть этой цели не верою, а делами (слово: закона, по лучшим чтениям, здесь - вставка). Они и (частица ибо здесь также лишняя, как показывает большинство лучших кодексов) наткнулись при этом, как на препятствие, на тот камень, о котором их еще Исаия предупреждал, как о камне чрезвычайной важности, который, по решению Божественной воли, должен был стать предметом их веры (Ис. 8:14 и 28:16). Таким образом, Христос или Им принесенная правда являлась истинным откровением воли Божией: Бог хотел, чтобы иудеи обратились ко Христу, а иудеи этого не захотели сделать (Ср. 1Кор. 1:23; Гал. 5:11).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Рим. 9:30
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст. 30-33 Что убо речем, яко языцы, не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры: израиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже. Чесо ради? Зане не от веры, но от дел закона: преткнушася бо о камень претыкания, якоже есть писано: се, полагаю в сионе камень претыкания и камень соблазна: и всяк веруяй в онь не постыдится.
Хотя из сказанного понятно отвержение Евреев, но не вполне ясно, каким образом язычники оказались столь же близкими ко спасению, как и Евреи и даже больше? Разъясняя это, Апостол Павел высказывает, что язычники получали оправдание не чрез дела, а чрез веру, а Евреи стремились оправдаться чрез дела закона, а не чрез веру. Кроме того, у них в большинстве не имели и правильной веры в Спасителя, почему, когда Он явился, многие не могли принять Его в силу своих ложных представлений, так что Он сделался для них предметом преткновения, нежданным камнем, о который они, спотыкаясь, падали, и простым камнем, между тем как Он оказался камнем, поставленным во главу угла дела вашего спасения, камнем, источившим для всех воду жизни. Мы проповедуем Христа распята, – Иудеям – соблазн, Эллинам же – безумие, самим же званным – Христа Божию силы и премудрость, говорит Апостол Павел в другом послании. По словам блаженного Феофилакта, «претыкается тот, кто засматривается на что-нибудь стороннее и не обращает внимания на то, что у него под ногами. Так и Иудеи, засмотревшись на закон, преткнулись о Христа, т. е. не уверовали». Показывая, на что Иудеи засмотрелись, преосвященный Феофан пишет, «почему Иудеи (разумея под ними массу народа) не постигли в законе правды? Потому, отвечает Апостол, что у них только то и было, что дела закона, а прочее все (дух и расположение), требуемое при сем, было неправо, не сообразно с законом правды. Это недостающее Апостол совместил в слове: зане не от веры. Без веры же не возможно угодити Богу.... (Евр.11:6). Это та естественная правда, о коей напоминалось выше. И она-то есть дух, который должен проникать все дела и порождать все добрые расположения (добродетели), осуществляемые делами. Не доставало сего у народа, о коем идет речь, – он и не достиг в законе правды. Но ведь сего не доставало и у язычников: как же говорится, что они постигли? Постигли потому, что когда благовестие Евангелия раскрыло им, в чем существо дела, они тотчас восполнили сие недостающее.... И Иудеи слышали о сем недостающем, но были обманчиво уверены, что оно у них есть, потому что есть дела закона. Они опирались на дела закона и, думая, что им больше ничего не потребуется, почили на сих делах. Дух же у них был совсем другой, дух самости, миролюбия.... На языке у них был Бог, по в сердце Его не было... Конечно, не все Иудеи были таковы. Было между ними множество и таких, у которых жива была указанная Апостолом вера, составляющая сущность естественного закона правды. Они тоже творили все дела закона наряду с другими, но на них не опирались, и делали их не себя ради, а ради Бога, ради славы Его и угождения Ему. От того, когда услышали благовестие Евангелия, тотчас приняли его, как и язычники, с тою только разностию, что они, яко Иудеи, сретили в сем чаемое, а язычники приняли нечаемое... Проповедь Апостольская была пробою, кто есть истинного духа, а кто неистинного, и обличилось, что масса народа только видимостию дел была Израиль и семя Авраамово. Почему не приняли Пришедшего по обетованию отцам: преткнулись о Него... Что было предсказано, то и исполнилось и доселе исполняется» (Лк.2:34).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Ст. 31-33 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Закон правды, начертанный в природе человеческой, состоит в том, чтобы помня Бога и содержа страх Божий, жить по воле Его, известной людям через совесть, в надежде будущей благодатной жизни. Этот закон правды сознавался и язычниками, но смутно. Израиль же имел верное богопознание, имел писаный закон, точно и подробно определявший все нужное для благоугождения Богу, и будущую жизнь разумел яснее язычников. Поэтому он мог идти путем верным вослед закона правды (искать праведности), чтобы достигнуть его, исполнить. Святое семя, люди благочестивые, почившие на лоне Авраама, достигли до закона праведности.
Кого же разумеет Апостол под Израилем, не достигшим до закона праведности? Современных ему евреев в Иерусалиме и в рассеянии, не уверовавших в Евангельскую проповедь о Христе Господе, Спасителе. Этот Израиль тоже искал праведности законной, но не достиг ее, потому что искал ее не в духе веры, а только в делах закона. В делах следует различать внешнюю – видимую и внутреннюю – духовную стороны, то есть самое дело и расположение, с каким оно делается, дух, проникающий его. Для примера можно взять учение о милостыне, раскрытое у святого евангелиста Матфея в Нагорной беседе. Одни делают доброе дело из тщеславия, а другие из побуждений любви и милосердия. Так точно и по отношению ко всем делам закона, можно их видимо исполнить, но расположения и духа законных не иметь. Это и будет праведность от дел закона, но без правды, сообразной с законом правды, без доброго расположения и духа.
Все это и разумеет Апостол, когда говорит, что дела евреев были не от веры. Поэтому, опираясь на свою видимую законную праведность, без веры, они не захотели признать и принять правды от веры – Евангельской проповеди. В то же время, руководясь духом себялюбия и мира, они ожидали, что Мессия, придя, похвалит и наградит их, за их дела закона. Но пришедший Мессия, Господь Иисус, не только не похвалил и не наградил их, за внешнюю их праведность, а порицал и грозил наказанием (см., напр., Мф. 23:13-39). Поэтому они и не узнали в Нем ожидаемого Мессию, преткнулись о Него, как о камень преткновения и соблазна. Претыкается о камень тот, кто слеп, и не видит на пути своем камня, или кто идет засматриваясь по сторонам. Так и иудеи были ослеплены своей законной праведностью, засмотревшись на нее, не заметили на пути своей жизни камня преткновения, пришедшего Мессию, и споткнулись о Него, потому что не уверовали в Него (Феодорит), а не уверовавши, не постигли закона правды, и остались вне Божьих обетований.
Все это предсказано было издревле (см. Ис. 28:16; 8:14). Обетованный там назван камнем, положенным на Сионе, потому что Им, и на Нем имело основаться Царство Божье, Царство правды и святости, Царство сынов Божьих. Камнем же преткновения и соблазна Он назван не потому, что намеренно был положен для преткновения и соблазна, но потому, что многие имели не понять, что Он есть, соблазниться о Нем, не поверить в Него и через это преткнуться. Как было предсказано, так и исполнилось на Христе Иисусе. Евангелисты не раз замечают, что многие соблазнялись о Нем. Он – Сын Божий, не имеет где главы преклонить, терпит поругания и даже смерть от злодеев. Только речи и дела Его свидетельствовали, что Он не от земли. Так было и во время апостольской проповеди. Предмет веры прикровен, и уразумевают его только те, кого привлекает Отец к Сыну (см. Ин. 6:44). Такие не постыдятся, получают величайшие блага (Феодорит). Сколько крепости надо иметь, чтобы веровать, когда кругом неверие, издевающееся над верою, а предмет веры – прикровен!