Скрыть
День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15–16 День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен

Согласно с вышесказанным принимай это в отношении или к плену Вавилонскому, или к плену окончательному Римскому, в предведении которого и Господь оплакивал Иерусалим в словах: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе (Мф. 23:37) и проч. И действительно, назначено наказание [за кровь, начиная] от крови Авеля праведного, до крови Захарии, которого они убили между храмом и алтарем (Быт. 4:10 и 2Пар. 24:20–21), и, наконец, крича о Сыне Божием: Кровь Его на нас и на детях наших (Mф. 27:25), они испытали день горький, ибо они вызвали Господа на горечь [страданий]: в день установленный от Господа, – в этот день в уничижении будут не какие-нибудь слабые, а самые сильные мужи, и до конца разразится над ними гнев. И хотя и прежде они часто переносили гнев Господа, но гнев тот не был гневом до конца и полного уничтожения. Какая необходимость теперь описывать, сколь великие бедствия перенесли они во время того и другого плена, и каким образом отвергшие свет Господа ходили во тьме и мраке, и нехотевшие слушать трубных звуков торжественных дней, услышали ужасные крики воюющих? А относительно укрепленных городов и высоких угловых башен Иудеи, которые разрушены до основания, лучше судить,– по моему мнению, – глазами своими, чем по слуху: нам, в настоящее время находящимся в этой области, можно наглядно проверить истину того, что написано. От великих некогда городов мы видим теперь едва заметные следы развалин. В Сило [Силом], где были скиния и ковчег Завета, показывают только основания алтаря. Гавая, известный город Саула, разрушен до основания (Суд. 20:20). От Рамы и Вефорона, и других знаменитых городов, построенных Соломоном, показывают только остатки в маленьких поселениях. Будем читать Иосифа и пророчество Софонии, и найдем [или: находим] [у последнего] историю первого. И это должно сказать не только о плене, но даже и теперь вероломные наемники после избиения рабов Божиих, а потом даже Сына Божия, когда обратились к горестным рыданиям, не получают доступа в Иерусалим; и чтобы иметь позволение себе оплакивать развалины своего города, вносят плату; так что те, которые некогда купили кровь Христа, теперь покупают слезы свои, да не будет им даже и плач их безвозмездным. В день годовщины взятия и разрушения Иерусалима римлянами ты можешь видеть, как приходит [туда] народ, крайне опечаленный, как стекаются престарелые женщины и старики многолетние, одетые в рубища, явно свидетельствующие о гневе Божием, как в телах своих, так и в одежде. Собирается толпа несчастных, и в то время как орудие казни Господа сияет и распространяет лучи Его воскресения, а с горы Масличной сверкает подобно молнии знамение креста, несчастный народ оплакивает развалины храма своего, и тем не менее не возбуждает он сострадания: еще слезы текут по щекам, еще руки покрыты багровыми пятнами, и волосы растрепаны, а солдат уже требует плату за то, чтобы позволить им поплакать еще. И кто, видя это, сомневается о дне терзания и утеснений, о дне опустошения и бедствия, о дне тьмы и мрака, о дне тумана и вихря, о дне трубных звуков и военного крика? Действительно, в день скорби своей они употребляют трубы, и, – согласно пророчеству, – звуки торжества обратились в рыдания. Они рыдают над прахом святилища, и над алтарем разрушенным, и над городами, некогда укрепленными, и над высокими крылами храма, с которых когда-то низвергли Иакова, брата Господня. Это нужно сказать относительно пленения Иудеев.

Впрочем, если, – как выше, – мы будем относить день Господень к концу мира, или в смерти каждого человека, то значение будет очевидно то, что голос дня Господня горек, исполнен неизбежных бедствий и гнева, и что крепкий будет терзаться тогда; потому что даже и святые, хотя спасутся, но как бы чрез огонь. День тот есть день терзания и тесноты, опустошения и бедствия, в который восклицают: «Горе нам, ибо мы сделались несчастными». День мрака: Ибо делающий злое ненавидит свет и не идет к свету (Ин. 3:20); а кто будет ненавидеть свет, в след того по необходимости идет тьма. День тот будет днем тумана и вихря, ибо придет на него буря Господня и раздастся трубный звук, на который указывает Апостол в словах: «В последней трубе» (1Кор. 15:52); действительно, это будет день трубных звуков и военных криков против городов укрепленных, которые построили они себе вместе с Каином во грехах многих, и против высоких угловых башен, то есть, развращенных деяний, уклоняющихся (или: отступающих) от прямого пути Господня. Посему и обличаются Спасителем лицемеры (υποκρὶται) фарисеи, которые совершают поклонения [или: молятся] на углах площадей (Мф. 6:5). Ибо путь прямой и ведущий в рай узок, и тесен путь, ведущий к жизни. Путь же, ведущий к смерти, крив, имеет углы, извилист, широк и пространен (Мф. 7:13). И вместе с тем в строгих словах Господа усматривай милосердие, именно в том, что этот день есть день горечи и гнева, терзания, трубного звука и военных криков для того, чтобы были разрушены города, дурно укрепленные и углы погибельные.

Толкование на пророка Софонию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Силен день гнева день той, день скорби и нужды, день безгодия и изчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы

См. Толкование на Соф. 1:14

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 15-17 День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен. И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет.

    «Углами высокими» [
см. в русск. переводе - "высоких башен"]  называет Пророк башни; «трубами» же и «криком» наименовал нашествие врагов; «тьмою, мраком, облаком» и «мглою» – приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло и день ясен; но все покажется исполненным мрака. И поясняя сие, Пророк присовокупил: «и Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые». Потом показал и причину: «потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет», то есть, не удостоятся и того, что́ установлено законом; не будет им и погребения.

Толкование на пророка Софонию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-17 Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен. И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет

Изображение ужасов дня Господня, следствием которых явится гибель земли с обитателями ее

Внутренняя причинная связь нового и последнего отдела главы с предыдущим показывается постановкою в некоторых еврейских кодексах Кенникотта (напр. код. 150) причинного союза ки, союз причинный имеется и в греч. тексте LXX-ти - uti или dioti, а также в немецком перев. (denn). В противоположность коснению Иудеев в неверии и беззакониях, а также в совершенном равнодушии и полной беспечности в отношении пророческих увещаний и угроз, с неимоверною быстротою наступит день откровения грозного суда Божия: каров ном Иегова гаггадол, каров умагер меод (14а).

«Пророк назвал день великим, потому что подвергнуться в оный не какому-либо легкому вразумлению, но решительному наказанию» (блаж. Феодорит, с. 45). Называет этот день скорым, магер, «как имеющий наступить без какого-либо замедления и имеющий обнаружиться в непродолжительном времени» (св. Кир. Ал., с. 348).

В изображении ужасов этого дня пророк прежде всего называет (14b) воинский крик героев - врагов, вторгшихся в Иудею в качестве исполнителей предопределенного Богом, ст. 7, суда над нею. Картина эта и самая форма речи напоминают подобные же картины пророческих изображений, напр., у пророка Наума III:2 сл., у прор. Исаии ХIII:3 сл. Дальнейшая характеристика для Иеговы, ст. 15-16, слагается из всевозможных бедствий, которые целым потоком устремятся на подпавший суду Божию народ, в пределы которого уже вступило вражеское войско. Здесь сплетаются в одну ужасную картину такие тяжкие бедствия, как стесненное положение и всевозможные лишения осажденных, опустошение и разорение страны, грозные атмосферные явления, ужасы штурма и кровопролития. Хотя для отдельных выражений этой характеристики могут быть указаны немалочисленные параллели из других пророческих и вообще священных писаний, но речь пророка Софонии оттого ничего не теряет в необыкновенной силе изобразительности и художественности. Общее название рокового дня - «день гнева», иом эора (ст. 15), т. е. гнева Божия (ср. Ис ХIII:9; Иез ХX:36; Пс LXXVII:49 и др. ), как последней причины и единственного источника всех других многоразличных бедствий этого дня. Dies irae dies illa (Vulg) - вот классическое определение дня Господня. Частнейшее раскрытие этого общего определения дается у пророка в форме целого ряда парных слов синонимического значения, что сообщает всей речи необыкновенную выразительность и поэтическую прелесть. Первая пара слов: царя, qiliyiV, tribulatio, скорбь, и - мецука, LXX: anwgkh, Vulg. : angustia, слав. : нужда, русск. : теснота (ср. Рим II:9) означает главным образом то внутреннее состояние скорби и подавленности, наказываемого Богом грешника, которое является отголоском в его душе различных внешних бедствий (см. Иов XV:24). Вторая пара - однокоренные слова шоа и мешоа awria и afanismoV, слав.: день безгодия и исчезновения, Vulg. : calamitas, miseria, русск.: опустошение и разорение. Сочетание двух этих понятий пророк наиболее полно выражает мысль о совершенном запустении (ср. Иов XXX:3; XXXVIII:27), ожидающем Иудею. Вторую половину ст. 15 образуют четыре синонимических слова, выражающих идею мрака, помрачения, причем все эти слова встречаются у прор. Иоиля в его изображении «дня Господня» (Иоил II:2). Евр. : хошех (мрак), афела (сгущенный мрак), анан (облако), арафел (туча); греч. : gnofoV, skotoV, nefelh, omiclh и лат.: lenebrae caligo, nebola, turbo - все выражают разные оттенки понятия тьмы, мрака, бури, что все, по библейскому представлению, является обнаружением не только вообще чрезвычайного явления Иеговы в мире (как на Синае, Втор V:19, 23; IV:11), но и преимущественно карательных действий правды и суда Божия (Пс XCVI:2-4: Ам V:18; Иоил II:2 и др. ). И если свет является синонимом жизни и радости (Пс XXXV:10), то тьма всегда служила синонимом скорбей всякого рода и самой смерти. «Тьмою, мраком, облаком и мглою - говорит блаж. Феодорит, - пророк называет приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло в день ясен; но все покажется исполненным мрака» (с. 46). - Ст. 16 указывает объективную причину нестерпимых страданий, ожидающих Иудеев - в ужасах штурма иудейских городов с их укреплениями; «день Господень» будет «днем трубы» и бранного крика (шофар утеруа, ср. Нав VI:19; Суд VII:17-22; Ам I:14; II:2) против укрепленных городов и высоких башен (собственно: углов, пиннот). «Можно ли сомневаться, - замечает к этому месту св. Кирилл Алекс., - в том, что нападение неприятелей будет невыносимо и для городов весьма многолюдных и для опытных в военном искусстве? И другим городам, хотя бы они были опоясаны оградами крепостных стен, он возвестил, присовокупив, что день Господень будет днем трубы и вопля на грады твердые и на углы высокие. Крепкими называет города, изобилующие храбрыми людьми и имеющие очень много людей, способных к войне. Углами, же высокими называет города, укрепленные стенами; ибо всегда на стенах крепостей выдаются вверх углы и поднимаются в башни, которые выше других зданий» (с. 349). Ст. 17. Все эти сильные укрепления не спасут Иудеев от врагов, тем более, что под тяжестью бедствий они потеряют способность действовать благоразумно (см. Наум II:5); во исполнение грозного пророчества Моисея (Втор XXVIII:29-30), их постигнет духовно телесная слепота, и они сами будут упорно стремиться к своей погибели (ср. Иер гл. XXVII-XXVIII; XXXII-XXXIV; XXXVI-XXXIX; XLII-XLIII). Последний штурм городов Иудейских будет сопровождаться страшным кровопролитием, так что по улицам городов вместо пыли будет разлито море крови, и вместо навоза будут валяться трупы (ср. Иер XXV:32-33), «то есть, не удостоятся и того, что установлено законом: не будет им и погребения», (блаж. Феодорит), чего евреи более всего боялись (Пс LXXVIII:2; Иер XXII:18-19 и др. ).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible