Скрыть
Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–11 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа. Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов

Как [другие пророки], – исключая Даниила, который чаще [других] имел видения о четырех царствах, и различные черты их изложил то под теми, то под другими образами (Дан. 8), – [именно:] Исайя, Иеремия, Иезекииль делают так, что после видения Иуды обращают свое пророческое слово против других народов, которые находятся вокруг Иуды, и возвещают им то, что будет с ними соответственно особенным качествам (ἱδιώματα) каждого из них, и более или менее продолжительно останавливаются над описанием их; так и пророк Софония теперь следует тому же порядку, хотя и кратко. Действительно, после Филистимлян, против которых грозное слово было выше раньше других, Газа, говорит, будет разрушена, Аскалон будет обращен в пустыню, Азот будет покинут в полдень, а Аккарон срыт до основания. А теперь раскрывается пророчество против Моава и сынов Аммона, или, – как прибавлено у LXX, – против Дамаска, который у Исаии (Ис. 17) называется Арам, [это] потому, что они, помогая Навуходоносору, опустошили Иуду, попрали святилище его и разрушили храм и, наложив иго на народ Израильский, злословили Господа. Ибо Навуходоносор и Халдеи, после разрушения городов Иудейских, подвергли угнетению и остальные племена, и произошло так, что те, которые нападали на народ Божий, сами также понесли тяжести тех же бедствий, и того Иуду, которого сами рассчитывали иметь в числе своих подданных, имели собратом в рабстве. Итак, еще в царство Иосии, прежде чем придет плен, и прежде чем Иерусалим и храм будут разрушены, пророчество обращается против нападающих [на народ Божий], чтобы имеющие когда-то наступить бедствия народа Божия были облегчены бедствием [или: бедствиями] остальных народов. Слышал Я, говорит, поношения Моава, который ныне называется Ареополис и ругательства сынов Аммона, который также есть город Аравии, называется Филадельфиею и есть второй город после Бостры, – [поношения и ругательства], которыми они безчестили народ Мой и, оттеснив Иудеев, распространили границы свои в земле их. Посему, так как они злословили Меня и обесчестили народ Мой, Я, Господь воинств, могущий исполнить угрозу Свою, и Бог Израиля, в лице народа Своего Сам терпящий обиду, сделаю так, что Моав будет, как Содом, и сыны Аммона, как Гоморра. Будем читать подобные видения у Исайи и Иеремии, и там откроем тоже, что теперь читаем здесь. [Они будут как] высохший терновник, как соляные груды и пустыня на веки, вместо чего LXX перевели, – не знаю, с какою целью, – Дамаск, окончательно разрушенный и покинутый; если я не ошибаюсь, они были введены в заблуждение двояким значением слова, ибо слово сухость по-еврейски mamasac (םםשק) по изменении первой буквы мем в далет имеет остальные буквы те же самые, как и слово damasec, обозначающее Дамаск. Но спрашивается, каким образом эти города, т. е. Моав и сыны Аммона, приведены в состояние Содома и Гоморры, и как они не будут снова восстановлены никогда, [оставаясь] грудами высохшего терновника и соляных глыб? Что они действительно были опустошены, как Содом и Гоморра, показать это нисколько не трудно Но следующие затем олова: Оставлены будут на веки мы или будем толковать в смысле окончательного прекращения их власти (так как после подчинения Халдеям они утратили свое царство, а потом находились под владычеством то Антиохов, то Птоломеев и в конце концов подчинились игу Римской империи), или же должны принимать как изречение преувеличенное (ὐπερβολικῶς), потому что слово lolam (לצולם) обозначает и вечность, и век, почему может быть понимаемо и в значении века, и в значении некоторого времени, и в значении поколения. – И имеющие остаться из народа Израильского опустошат их и завладеют злоречивыми [людьми], некогда помогавшими Халдеям. Это будет им за высокомерие их, ибо они говорили злое и величаво хвастались пред народом Господа воинств, Который, – Господь воинств, – будет страшен для них, но ярость Его не погубит высокомерных, не прольет крови богохульных, а только сокрушит и обратит в ничто всех идолов их, чтобы те, которые находились в заблуждении и не чувствовали благодеяний Божиих, вынужденные тяжестью бедствий, знали, что идолы нисколько не помогают, и поклонялись Богу, каждый от места своего все острова народов языческих. – До сего места по Еврейскому тексту.

Обратимся теперь к LXX толковникам и побудим Иудеев, следующих только истории, объяснить нам: когда Моав и сыны Аммона сделались, как Содом и Гоморра, как груды соляных глыб, и обратились в пустыню на век? Они должны показать нам серные дожди, и землю с виноградниками, обратившуюся в дымящийся пепел и сверх того море, [вышедшее] некогда из соляных источников, покрывшее все и называемое ныне Мертвым морем. [Затем] когда Иудеи разграбили эти [города], и когда уцелевшие из Израильских племен завладели ими? Или каково негодование Господа должно быть, чтобы за поношения и безчестия разрушить и уничтожить их? Не только Моава и Аммона, но и всю вселенную, чтобы каждый от места своего поклонялись ему все острова народов языческих? Хулителям Он оказывает скорее благодеяние, чтобы от заблуждения они обратились к спасению. Посему, если они скажут, что после возвращения из Вавилона эти племена были подчинены народу Израильскому, то мы сперва потребуем [от них] основательных доказательств из Писаний того, что это было так; а потом, так как они могут доказать весьма мало, мы сделаем им в в раннем случае уступку; мы скажем: «Пусть случилось так, как вы говорите. Но что за правда у Бога воздавать [за грех] отдаленных потомков, когда хулителями были деды и ругателями прадеды?» Потому что мысль, прежде выраженная в Законе, о том, что «Я взыскал за грехи отцов на детях до третьего и четвертого поколения» (Исх.20:5) устранена Иезекиилем: Живу Я, говорит Господь, уже не будет говориться эта притча… но та душа, которая согрешила, та и умрет (Иез. 18:3–4). Вместе с тем заметь, что сказанное называется притчею и имеет не то значение, которое дают письмена совне. Поэтому, если несправедливо воздавать детям за преступления предков их, сколь несправедливее ожидать, что это будет в конце мира, когда имеет придти не Христос, как думают Иудеи, а антихрист. Действительно, как только они стеснены границами истории, чтобы утверждать, что сказанное уже исполнилось, тотчас перебегают к будущим временам Христовым, и все то, чего не могут изъяснить, обещают себе спустя много веков и говорят, что в то время должны быть наказаны и Моав, и сыны Аммона, и Египет, и Филистимляне, и Идумея, ныне нападающие на иудеев. Итак спросим их, почему Бог наказывает преимущественно эти народы, а не весь мир, по которому Иудеи рассеяны уже давно повсюду. И самом деле, если Моав, нападающий на иудеев, заслуживает наказания, как и сыны Аммона и остальные племена, живущие вокруг [их], то почему не подвергается наказанию Галлия? почему Британии он не включает в угрозы? Почему Испании остаются чуждыми наказаниям? По какой причине ничего не говорится об Италии? Почему умалчивается об Африке? Говоря вообще, почему только одни находящиеся вокруг Иудеев народы допустили столько безчестного, что преимущественно только они одни поименовываются, хотя весь мир держит иудеев, как пленников? Таково объяснение против иудеев и против общего толкования [ими] всех пророчеств, в которых только встречается какое либо предсказание касательно языческих народов. Теперь из самого порядка речи св. Писания докажем, что Дамаск, как мы раньше сказали, не назван ни в Еврейском тексте, ни у другого какого-либо из толкователей. В самом деле, к словам: Я слышал поношение Моава и ругательства сынов Аммона прибавлено в заключение: Ибо Моав, как Содом будет, и сыны Аммона, как Гоморра. Таким же образом и словам: И Дамаск будет покинут, как стог на гумне он должен был предпослать нечто; и подобно тому как о двух народах, грехи которых он перечислил прежде, он сказал: Моав, как Содом будет, и сыны Аммона, как Гоморра, так следовало бы ему описать или поношения, или ругательства Дамаска, чтобы посылаемое [ему] наказание являлось заслуженным. Да и в последних словах: Как стог на гумне, – что по-гречески выражается словами: ὠςθημωνία ἁλός; – LXX перевели, как мы думаем, словом: ἁλός, т. е. соли; но люди неопытные, предположив в слове θημωνία груду будто бы хлеба или плодов, вместо ἁλός; [соли] в соответствие с понятием о плодах прибавили две буквы ω и ν и употребили ἃλωνος, т. е. гумна. Это пусть будет сказано о разногласии и ошибке в переводе и о затруднении со стороны исторического значения [отрывка]. – Но человек ученый, сравнивающей духовное с духовным, ищущий не того, что внизу, а того, что в вышине, восстающий из мертвых со Христом, и по отложении ветхого человека облекающийся в нового, будет относить поношение [или: поношения] Моава и хулы [или: безчестия] сынов Аммона к проповедникам учений, противных церкви, которые и сами как будто из рода Авраама, которые избежали огня Содома и Гоморры и обитают в малом Сигоре. Но так как они происходят во тьме и не могут созерцать света истины (ибо уклонились от Бога Отца, – что усматривается из имен Лот и Моав) и перестали быть сынами Божиими (что выражено в имени Народ мой) и зачатые в мрачной пещере, произошли от кровосмешения; то до настоящего времени, нападая на скромных сынов Иуды, они желают увеличить свои владения в ущерб границам его, против чего говорится в Притчах: Не переноси границ всегдашних, которые назначили отцы твои (Прит. 22:28). Посмотри на еретиков, хвастающихся основательностью, красноречием и всеми хитросплетениями в учении, как они презирают простоту [языка] церкви, высокомерно смотрят на него, как на недостойный их таинств, которые они измыслили себе как бы идолов, и считают его за ничто; и ты у же не будешь спрашивать: что это за поношения Моава и безчестия сынов Аммона, которыми они ругались над народом Божиим? Итак Господь поклялся Сам Собою, говоря: Живу Я, говорит Господь, – несомненно, что для отличия [Себя] от мертвых богов, называемых идолами, Бог Израиля, т. е. [Бог] народа видящего, называет Себя Богом живым, – [поклялся], что эти хулители народы, т. е. Моав и сыны Аммона, – о которых мы сказали выше: как Содом и Гоммора будут, – хотя и думают о себе, как об ушедших из Содома и Гоморры, потому что они не язычники, но так как они хулят народ Божий, действуют против Израиля, то будут приравнены к Содому и Гоморре и будут разрушены так, как некогда были разрушены эти города, так, что не будут иметь и малейших признаков [прежнего] процветания [или: силы] и жизни. Неудивительно, если мы будем разуметь это о еретиках, – [именно то], что они будут наказаны так же, как Содом и Гоморра, когда даже к принадлежащим к церкви мужам, не сохранившим повелений Божиих и отступившим от заповедей Его, говорится чрез Исаию: Слушайте слово Господне, князья Содомские, и внимайте закону Господню, люди Гоморры (Ис. 1:10); а пресвитерам [старцам], желающим в образе Сусанны растлить чистоту церкви, пусть скажет Даниил: Это суд Божий: племя Ханаана, а не Иуды (Дан. 13:56). Но чтобы вы знали, что сколько раз ни называются Содом, Гоморра и Египет, говорится не об этих странах, которых мы видим очами, но о других духовных, которым угрожает слово пророческое, читайте в Откровении Иоанна: Место же на котором Господь пригвожден ко кресту, духовным образом называется Содом и Египет (Откр. 11:8). Следовательно, если [даже] Иерусалим духовным образом называется Содомом и Египтом, то, наоборот, почему Египет, Содом и Гоморра, если они делали дела Иерусалима и земли Иудиной, не сделаются землею жребия Господня? Наконец, и Давид не был из числа священников, и не позволено ему было есть хлебы предложения, но так как он возвышался в каждом из своих деяний, а преследование Саула служило к преуспеянию его в добродетелях, то во время бегства своего, во время неизвестности своей, он внезапно делается предстоятелем и получает хлебы предложения, но не нарушает [этим] заповеди Божией (1Цар. 21:1–6). Все это мы сказали потому, что Моав будет, как Содом, и сыны Аммона, как Гоморра. Также и Дамаск, имя которого значит: пьющий кровь или кровь мешка, будет оставлен милосердием Божиим, как груда соли. Действительно, так как князь его есть царь Арефа, и жители Дамаска хотели убить Павла, так что он был чрез стену спущен в корзине (Деян. 9:25; 2Кор. 11:32), то Дамаску не говорится: Вы есте соль мира, и не называется он тою солью, которая всегда приносится на жертвах, но тою, которая лишилась силы, и о которой пишется в Евангелии: Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни на что не пригодна: ни на землю, ни в место отброса всяких нечистот; а выбрасывают ее вон, чтобы она была попираема людьми (Мф. 5:13). Итак, и Моав и Аммон, и Дамаск, которые восстали против богопознания, похулили народ Божий, нанесли ему весьма многие бесчестия и захотели расширить пределы свои на земле Церкви, и овладеть народом Божиим, будут покинуты и разрушены [или: низложены], и оставшиеся от народа Божия, т. е. мужи церковные, наученные Писаниями Господними, разграбят их, и уцелевшие от племени Господня овладеют ими, и это будет [им] за поношение, так как [или: которым] они ругались и величаво хвастались пред Господом Всемогущим. Обрати внимание на кротость, посмотри на милосердие Господа: Он претерпевает бесчестия, подвергается хулениям, Его пределы расхищаются; а что делает Он? Он отсылает к народу Своему тех, о которых мы выше сказали, чтобы [народ] разделил между собою хулителей и обратил их в свою собственность. Ибо для глупого гораздо лучше, чтобы он был в рабстве у мудрого, чтобы его безумие было исправлено мудростью Господа, чем быть предоставленным собственной глупости. Итак, придет и явится над ними Господь Всемогущий, Которого теперь они совершенно не знают и рассеет их учения, т. е. богов их и идолов различных народов, чтобы по ниспровержении кумиров, которых народы создали себе силою своего воображения, сами они обратились к Господу, и чтобы каждый от места своего поклонялся Господу, Которого прежде не знал.

Толкование на пророка Софонию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сие им за досаждение их, зане поносиша и возвеличишася на люди Господа Вседержителя. Явится Господь на них и потребит вся боги языков земных

Такова их участь, говорит, таков их жребий! Ибо они, жалкие, дерзали произносить наглые слова и изрыгать хульные речи против Самой неизреченной Славы и, действуя под влиянием странной и необузданной своей дерзости, едва не восставали против Того, Кто превыше всего. Поскольку же они усвояли собственным богам славу всемогущества, то «явлен будет Господь на них», то есть: обнаружит им собственное Свое могущество тем, что истребит всех их богов; ибо разрушены и пали от рук Израиля их капища, и рукотворные идолы побежденных народов действительно оказались делом руки человеческой повсюду и во всяком народе. Итак, где же могущество богов? Или как могли бы спасти других те, которые сами себе не в состоянии помочь? Напротив, это – совершенно глухое и бесчувственное вещество: «идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс.113:12). И чтобы не употреблять более таких выражений, скажем словами пророка: «что пользует изваяное, яко изваяша е? создаша слияние, мечтание ложное?» (Авв.2:18), – или как говорит божественный Давид: «подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня» (Пс.113:16).

И поклонятся ему кийждо от места своего, вси острови язычестии

«Явлен был на них», говорим, «Господь», как истребивший всех их богов – древле чрез Израильтян, мужественно предавших огню в городах иноплеменников идолов в капищах и жертвенники в них; но в истиннейшем смысле, как всякий может видеть, это исполнилось во время вочеловечения Единородного, когда Бог Слово соделался подобным нам и явился. Посему и божественные ученики о Сущем от начала, Которого они слушали, говорили, что они этого Самого осязали руками и видели своими очами (1Ин.1:1). Как Бог, будучи недоступен зрению нашему, Он стал видимым нам (как человек), о чем негде поет и Давид: «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Пс.49:3). Когда же сделался видимым и «на земле явися, – по написанному, – и с человеки поживе» (Вар.3:38), тогда погибли мерзкие и нечистые полчища идолов. Совершенно разрушено владычество дьявола: каждый из пришедших чрез веру во Христа к познанию истины, чрез Него и с Ним приносит поклонение Богу и Отцу с места своего; Бог знаем стал не в одной только Иудее, но и страны, и города язычников, хотя бы они и отделены были от Иудеи находящимся между ними морем, тем не менее приходят ко Христу, возносят ему молитвы, совершают славословия и чтут Его непрестанными благословениями. Так и древле было «велико имя Его» (Пс.75:2); ныне же наконец Он сделался повсюду знаем всем: земля и море полны славой Его. И это именно было исполнением пророчества: «живу аз, глаголет Господь» , и далее (Ис.49:18), или: исполнится славы Господней вся земля (Ис.6:3). Итак, «поклонятся ему», говорит, «кийждо от места своего». И закон, предызображая красоту церкви, построил у Израильтян древнюю ту скинию, по образцу которой и в Иерусалиме воздвигнут был тот знаменитый храм. Божественный Моисей, или чрез него Сам Бог, повелел древним, чтобы желающие совершить религиозное поклонение из всех местностей Иудеи приходили в Иерусалим и здесь приносили жертвы и поклонялись Богу, и смерть служила наказанием для приносивших жертвы вне храма. Когда же миновало время сени, прекратилось служение в образах (2Кор.5:17), то мы познали Божество уже не в образе, и Всевышний уже не в рукотворенных храмах живет (Деян.7:48, 17:24), но наполняет небо и землю, и преисподнюю (Иер.23:24). Посему, веруя, что Он повсюду и везде находится, каждый, где бы он ни был, там и творит поклонение, как имеющий вблизи себя Бога, говорящего: «Бог приближаяйся аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча» (Иер.23:23). Надобно знать, что Священное Писание островами иногда называет церкви, находящиеся в мире сем как бы в море и окруженные опасностями в нем, как бы горькими водами, поражаемые гонениями, как бы сильнейшими волнами, но утвержденные непоколебимо и стоящие на высоте, и не подавляемые скорбями. Ибо чрез Христа церкви непоколебимы и «врата адовы не одолеют их» (Мф.16:18). Посему если бы кто захотел разуметь под островами церкви из язычников, то не отступил бы от истины.

Толкование на пророка Софонию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 8-10 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа.

    
Моавитяне и Аммонитяне имели своих царей, а Дамаск царствовал над всею Сириею; но все они низложены Вавилонянами; одним только Иудеям Бог всяческих даровал возвращение чрез персидского Кира. Они снова пришли в цветущее состояние, возвратили себе прежнюю власть, и содержали в страхе все оные народы; Иудеи владели землею сих народов, и они не в силах были противиться Иудеям. Посему-то Божие слово предвозвещает, что Моавитяне и Аммонитяне будут преданы конечному разорению, и Дамаск уподобится оставленному на гумне стогу. Сие-то потерпели они в нашествие Халдеев. И о «Дамаске» говорит Пророк, что «возьмет их в добычу», потому что с сего времени на все последующее время утратит у себя царскую власть, не будет более обладать покорными ему народами; но сделается данником прежде царствовавших Вавилонян, Персов, Македонян, и ныне царствующих Римлян. Однако же и здесь пророчество прияло точное исполнение чрез священных Апостолов и их преемников – святых. Ибо их и Божественный Апостол нарек «остатком». Представив пророчества, ясно возглашающее: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9:27). Апостол толкует оное, говоря: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:5.). Тоже вещает Владыка и устами блаженного Софонии: «и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие».

Толкование на пророка Софонию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа

В ст. 10 указана основная причина изображения в ст. 9 гибели моавитян в аммонитян, именно их необыкновенное высокомерие, гордость (евр. гаон, греч. ubriV, лат. superbia), в силу которой они издевались над народом Господа Саваофа. И другие пророки не раз обличали высокомерное и презрительное отношение моавитян к евреям (Ис XVI:6; Иер XLVIII:29-30; XLIX:4; Иез XXV:3, 8), причем это отношение простиралось у них и на религию Иеговы: «они, жалкие, дерзали произносить наглые слова и изрыгать хульные речи против Самой неизреченной Славы и, действуя под влиянием странной и необузданной своей дерзости, едва не восставали против Того, Кто превыше всего» (Св. Кирилл Александр., с. 362). Эта мысль, что насмешки и поношения моавитян и аммонитян касались самых религиозных верований избранного народа, прямо выражена в принятом греческом тексте LXX-ти: epi ton Kurion, ton pantokratora (т. е. с пропуском слова ton laon, соответствующего еврейскому аи, - народа. Но в других греческих списках, напр.: 22, 36, 51, 62, 86, 114, 147, 228, 238, 240 у Гольмеса читается, согласно с масоретским еврейским; так и в слав.: «на люди Господа Вседержителя»).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible