Скрыть
В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14–20 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь

Пусть не кажется удивительным!, как мы уже неоднократно говорили, что иначе оканчиваются отрывки текста Еврейского, а иначе Греческие, т. е. LXX, и Латинские. В самом деле, там, где различен перевод по смыслу, по необходимости различны ила начало, или конец. Ожидающие только еще пришествия Христа Иудеи имеют надежду получить себе то, чего мы, принявшие Христа, уже во всем достигли вместе с Ним. Итак, если кто-либо из христиан, особенно из новых мудрецов, – имена которых я умалчиваю, чтобы не подумали, что я имею в виду кого-нибудь оскорбить, – подумает, что пророчество еще не исполнилось, пусть таковой знает, что он ложно носит имя Христово, что душа у него иудейская, и что он не имеет только плотского обрезания. Действительно, если это еще не совершилось, а только имеет быть, то мы напрасно уверовали в пришествие Спасителя, а если не веруем, то напрасно признаем исполнившимся в нас таинство, сокрытое от времен вечных, а ныне сделавшееся явным чрез пророческие писания и пришествие Господа нашего Иисуса Христа (Кол. 1:26). Наконец, обратим внимание на последовательность чтения и увидим, что сказанное относится не к Иудеям, а к церкви Христовой. Ибо после того, что было впереди (Суд Мой в собрание народов…. до слов: Чтобы все призвали имя Господа и служили Ему под одним игом: и: Из-за рек Эфиопии прииму…. и после остатков Израиля, верующих во Христа, о которых говорится: И остающиеся от Израиля убоятся имени Господня, и не будет того, кто устрашал бы их), Дух Святый, предсказывая о всеобщем конце мира, говорит: Радуйся, дочь Сиона! проповедуй, дочь Иерусалима! Радуйся и веселись от всего сердца Своего, дочь Иерусалима. Ибо всякая душа, принадлежащая к Церкви и поставленная на страже, радуется и веселится, что отняты от нее все неправды [ее] и искуплены Тем, Который искупил всех Своею драгоценною кровию. Ибо Христос сделался нам о Боге мудростью, праведностью, святостью и искуплением (1Кор. 1:30). И искупил нас царь Израиля, который обитает среди нас, говоря: Я и Отец Мой придем и пребывание у него устроим (Ин. 14:23) и: буду обитать и ходить в них (Лев. 26:12), и мы уже больше не увидим зла, думая об одних только добродетелях и совершая их. В тот день, – [т. е.] когда мы увидим мир и будем поставлены на высоте, – пусть не ослабевают руки твои, говорит Господь, сказавший и чрез Исаию: Укрепите руки расслабленные, и да будут дела твои крепки (Ис. 35:3). Ибо крепок Господь, Которому никто не может противиться. Спаситель твой Сам возвратить тебе утраченное тобою веселие; когда ты отбросишь ветхого человека, Он заставит тебя ходить в человеке новом и сделает это по любви Своей: не но твоей заслуге, а по милосердию Своему. Он возвеселится и возрадуется о тебе, как бы принимая тучнейшую жертву твою в день торжественного праздника, и Сам скажет тебе: сокрушенных твоих соберу, ибо: Сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (Пс.50:19) и: Трости надломленной не сокрушит (Ис. 42:3). – Таково [объяснение], если мы захотим принимать это место в отношении ко второму пришествию Спасителя. Затем, так как пророк Захария призывает к подобной же радости Сион и Иерусалим, и [ев.] Матвей говорит, что это пророчество исполнилось в первое пришествие Христово (Мф. 21:5), то необходимость побуждает нас, да и самый порядок истинных событий ведет к тому, чтобы слова пророка Софонии относить не к тому, что имеет быть, а к тому, что уже совершилось. В самом деле, у пророка Захарии пишется: Премного радуйся, дочь Сиона, проповедуй, дочь Иерусалима: вот Царь твой приходит к тебе праведный и спасающий: Он кроток и сидит на подъяремном и молодом осленке (Зах. 9:9) Это по тексту Семидесяти. – А по тексту Еврейскому повелевается Церкви воспевать хвалы, а торжествовать Израилю, видящему мысленно Бога, радоваться и веселиться от всего сердца своего на месте мира, о котором сказано: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14:27). Ибо при окончательном уничтожении мира Он не приложил суда своего и действовал уже не суда и поправляя, но спасая, и отвратил врагов его, [т. е.] толпы демонов. Господь, Царь Израиля будет посреди его: он не будет более бояться зла. В тот день Иерусалиму свободному, – не тому, который был в рабстве с сынами своими, а тому, который есть мать святых (Гал. 4:25–26), – будет сказано: «Не бойся, Сион (ибо он есть и Иерусалим), и да не ослабевают дела твои, и не делай того, о чем ты будешь сожалеть [или: сожалела]; Господь Бог твой, Который спасет тебя, силен и крепок; Он сам будет обитать посреди тебя, будет радоваться о тебе радостно и веселием и умолчит о грехах твоих в милости [или: в мире], которою возлюбил тебя, и возрадуется о тебе в хвалении, или потому, что ты достоин хвалы, или потому, что будешь петь хвалы свои». Пустые жалобы или, – как перевел Акила, – унесенных, которые отступили от тебя, Я соберу, ибо они были от тебя, т. е.: те, которые пороками или грехами своими удалились от недр твоих и стали под власть демонов, по возвращении всех к прежнему состоянию, придут к тебе, и ты уже больше не потерпишь поношения над потерянными чадами своими. Слово nugas (נוגי), как известно нам, в латинский язык взято из Еврейского и потому оставлено нами так, как оно было в Еврейском, с тем чтобы мы могли знать, что Еврейский язык есть первоначальный для всех языков, что, впрочем, не будет предметом настоящего рассуждения. Я удивляюсь Акиле и Семидесяти, что слово, переданное нами словом: были в выражении: Соберу, ибо они были от тебя, вместо: были пожелали перевести словом горе (οἵ)!, которое Акила всегда употребляет не в значении жалобы, а в смысле воззвания или восклицания. В самом деле, ведь haia (היו), начало которого обозначает я есмь, в прошедшем времени множественного числа значит: были.

Я знаю, что это будет неприятно для читателя, который, – если обратить внимание на то, что я пишу не о спорных вопросах, и не [составляю] изящные упражнения в ораторской речи и не обнаруживаю удовольствия в местах согласных у всех, а пишу толкования, и при том толкования на Пророков, – лучше пусть побранит меня за то, что я будто бы хочу по примеру риторов играть [словами], чем станет обличать, – как и должно, – если я остановлюсь в затруднении пред столь темными местами.

Толкование на пророка Софонию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-18 Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай, Сионе, да не ослабеют руце твои: Господь Бог твой в тебе, сильный спасет тя: наведет на тя веселие и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. И соберу сотреныя твоя

Ясно предвозвещается иметь дерзновенное упование, и не лжив Обещавший. Мы слышали, что то же самое говорит и сам Христос и как бы обновляет древнее изречение, а лучше как бы ставит на вид предвозвещенное; ибо Он сказал: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» (Ин.16:33). И действительно, когда Он явился среди нас, тогда и мы стали иметь руки уже не опущенные и колена не расслабленные, но получили расположение к деятельности и к трудам для совершения добрых дел, – к трудам, которых плодом благославным они названы (Прем.3:15). Тогда мы получили и дерзновение, потому что Христос, будучи всемогущим как Бог, избавляет и спасает верующих в Него. Он вселился в сердца наши Духом и произвел в нас эту, очевидно, духовную и достойную приятия радость. Да и чем другим может сопровождаться получение Духа Святого, как не усладой и радостью, и духовным веселием? Итак, когда возбудил в нас веселие чрез Духа, тогда и обновил нас в любви своей, то есть во время пришествия с плотью, когда, умерши один за всех, истинно сказал: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). Если же Он положил душу свою и оказался ради нас среди мертвых, будучи по естеству жизнью, то и воскрес, преобразуя естество человека в обновление жизни и восстановляя его в первоначальное состояние: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5:17), ибо благоугодно было Богу и Отцу – о Нем «возглавити всяческая» (Еф.1:10), – по написанному. А возглавляемое восстановляется и возводится к тому, чем было в начале. Когда же Христос обновил нас, то Он и возвеселился о нас, как бы в наслаждении и как бы в день праздника. Как же Богу было не увеселяться совершившимся среди нас, когда мы освободились от греха и сделались победителями смерти и тления, и стали причастниками Духа и освящения? Тогда Он «собрал и сотреныя», ибо, как пишет премудрый Павел: «Христос… прииде в мир грешники спасти» (1Тим.1:15). И сам Он негде говорит: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13). Итак, Христос собрал тех, которых сатана чрез грех сокрушил и соделал слабыми и не умевшими поступать правильно, и ходить стезями правды. Но если тот сокрушил, то Христос восстановил; ибо Он исцелял больных и сам немощи наши носит, по написанному (Ис.53:4; Мф.8:17).

Горе, кто приимет нань поношение?

Если мы захотим держаться наилучшего образа мыслей, то должны будем утверждать, что крест Спасителя, воздвигнутый для жизни и нетления мира, поистине служит похвалой для Церкви. Это исповедует сам премудрый Павел, написавший такие слова: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру» (Гал.6:14). Впрочем он опять сказал, что крест служил для Иудеев соблазном, а для язычников безумием (1Кор.1:23); ибо они, жалкие, много посмеются, совсем не уразумев силы таинства. Но они не останутся без наказания и не будут смеяться, ни над Христом, ни над церквами, а соделаются некогда пищей огня неукротимого и пламени неугасимого и вечного. Ведь некоторые у Эллинов доходили до такого безумия и тупости ума, что изощряли свой дерзкий язык против божественной и евангельской проповеди и оставили свои опровержения написанными в книгах, дабы грехи не только привлекали их к суду, но и следовали за ними и по смерти их, потому что грех их и после них остался как бы живым. Посему оплакивает, и со всей справедливостью, тех, которые предприняли поношение против святых церквей, каковым людям вполне подобает возвестить горе.

Толкование на пророка Софонию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 16-18 В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.

    
Знаю, что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному; потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас; ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13); и еще: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Потом Пророк угрожает и тем, которые поносили тогда Иерусалим, и которые в последствии на тоже самое осмелились против проповедников истины; потому что пророчество имеет двоякий смысл: «твои они, на них тяготеет поношение».

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-20 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся », и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь

Последствием нравственного исправления избранного народа будет изменение отношения Бога к нему и улучшение внешней судьбы его: Иегова отменит приговор о гибели его, снова станет благодатно обитать среди Своего народа, исполняя его благ Своей милости и покровительства от всех народов; теперь прежние страдания народа Божия сменятся для него миром, благополучием и славою по всей земле

Уже во второй половине ст. 13 пророк указал, что внутренней праведности новой общины Израиля будет соответствовать и безмятежная жизнь ее с внешней стороны. В заключительных стихах гл. III и всей книги пророк всецело сосредоточивается на мысли о полном и ничем невозмутимом благосостоянии святого града и народа Божия, и эта мысль наполняет его душу высоким восторгом, вытекающим из живого сознания и непосредственного переживания действий любви Божией. Восторг и ликование народа, выражаемые устами пророка, выступают уже в начальных словах рассматриваемого отдела: «Ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!» (ст. 14). Слова эти, близко напоминающие места из книга пророка Исаии, LXII:11, и прор. Захарии, IX:9, как известно, воспроизводятся по смыслу в евангельском повествовании о торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф XXI:5; Ин ХII:15). Вся вообще возвышенная и восторженная речь пророка о новом благоволении Иеговы к Своему народу, ст. 14-19, во всей своей силе и точности относится лишь ко временам евангельским, христианским. «Знаю, - говорит блаж. Феодорит, - что иные понимали это о возвращении из Вавилона и обновлении Иерусалима, и не противоречу ими сказанному, потому что пророчество приличествует и совершившемуся тогда. Но точное событие можно находить по вочеловечении нашего Спасителя; ибо тогда сокрушенных сердцем уврачевал Господь банею пакибытия, тогда обновил естество человеческое, столько возлюбив нас, что и душу Свою отдал за нас»… Подобно отделу Зах IX:9-15, рассматриваемый отдел Соф III:14-19 читается в качестве паримии на вечерне праздника Входа Господня в Иерусалим.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible