Скрыть
Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–7 Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его – люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей. Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия

Многие полагают, что по связи речи [здесь] говорится против Ниневии, о которой выше [сказано]: И погубит Ассура и обратит Ниневию в пустыню. Но Писание никогда не называет Ниневию голубем, хотя некоторые и думают, что у пророка Иеремии слова: «От лица меча голубя» сказаны о Навухудоносоре (Иер.46:15?). Кроме того должно знать и то, что некоторые, наоборот, утверждают, будто под голубем в этом месте нужно понимать Ελλάδα, т. е. Грецию, так что значение будет таково: От лица меча Ионы, т. е. От лица меча Греции, ибо слово Иона обозначает как голубя, так и Грецию. Посему и до сего дня Греки называются Ионянами, а море – Ионийским, и у Евреев остается их древнее наименование. Затем и владыки Римские, удерживая древнее наименование, у варварских народов называются цезарями. Таким образом вся речь направлена против Иерусалима: Горе городу, бывшему некогда голубем, всегда согрешающему, преданному пленениям, но снова избавленному Господом [от них]. Горе городу задорному, – что более понятно выражается на Еврейском словом: mara (מראה), т. е. παραπιχραίνουσα, и что мы можем выразить словами: огорчающий Бога, т. е. пороком своим обращающий милостивого Господа к огорчению, так что желающий быть милосердым побуждается в наказание. Он [город] не слушал повеления Господа и в развращении своем не хотел принять наставления, и не положился на Господа Бога своего в некогда теснивших его бедах; не ходил во след Его, и сам не захотел приблизиться к Нему, когда Он говорил: Я Господь приближающийся и не издалека (Иер. 23:23). – Описываются также князья его и судьи, и пророки, и священники, чтобы мы понимали под князьями в городе в вышеприведенных словах часть народа по названию [принадлежащего ей] достоинства. И вот князья его, как львы, всегда были на добыче, чтобы проливать кровь подчиненных, судьи его – хищники, не оставляющие другим того, что можно было разграбить. Пророки его не имеют здравого смысла, или приводят в изумление, – что на Еврейском языке выражено словом phoezim, а у Авилы переведено: θαμβευταί, – они говорили как будто от лица Божия, а проповедали все вопреки Господу. Священники на месте святилища творили святотатство и, поступая против закона, по предписаниям закона приносили жертвы. А так как они поступали неправедно, то Господь праведный не сделает неправды, а воздаст нечестивейшему городу по заслугам его. Утром, утром, т. е. вполне открыто и без всякого послабления совершит над ним праведный суд и ничто не укроется от Него. Сделает это Господь с тем, чтобы развращенный город обратился к лучшему. Но нечестивый Израиль не почувствовал смятения, не понял нанесенных eмy язв в такой мере, чтобы принести покаяние. Я отмстил за тебя, – говорит Он затем о язычниках, – и разрушил государства их, чтобы ты, не позвавший Меня в бедах, познал Меня вследствие благодеяний. – Но, конечно, можно понять и так: О Иуда! Я разрушил все города твои и уничтожил все подчиненный тебе поселения, племена и разных твоих соседей; и было такое избиение людей, что не остается человека, который жил бы в городах твоих; и после этого Я послал пророков Своих поспешно [или: вставая рано] с призывом к покаянию и сказал: «Правда, Я сделал тебе, Иерусалим, это, но сделал с тем, чтобы ты боялся Меня и принял наставление, и чтобы не погибло обиталище твое, т. е. Храм, за все преступления твои. А жители Иерусалима, наоборот, когда Я их призывал к покаянию, как будто побуждаемые прилежанием и добрым намерением вставали с рассветом, чтобы исполнить все желания свои с такою поспешностью, с какою они должны были бы обратиться ко Мне, и на деле показывали то, что зарождалось в [их] душе». Это по Еврейскому тексту. – С другой стороны, под славным городом, – городом, искупленным кровию Христа, – согласно вышесказанному разумеется очевидно церковь, которая называется также голубицею за простоту множества [находящихся] в ней верующих. Она не слушала голоса Господа и не хотела принять наставления, не полагалась на Господа, потому что не хотела приближаться к Господу Богу своему, чтобы заслужить прощение грехов. Ибо тот, кто говорит, что слушает голос Господа Бога своего и полагается на Господа, напрасно думает, что может воинствовать [одновременно] для Бога и для мира, когда он делами разрушает веру и больше прилепляется к маммоне, чем к Господу Богу своему. Владыки ее, как львы рыкающие. Для нас не может быть сомнения относительно рыкания и стремительности львов, когда мы обратим внимание на то, что князья народа так грозно кричат на подчиненных людей и голосом жестоких правителей и столь неистовыми ругательствами усмиряют народ, что, кажется, будто лев скрежещет зубами среди кротких овечек, а не пастырь [находится] среди стада. Также и судьи его: как волки Аравийские, они убивают вечером и ничего не оставляют до утра; они не смотрят на восток солнца, а всегда проводят время во тьме, обращая в собственную прибыль маленькие владения Церкви и то, что собирается в сокровищницу Божию, так что бедным на утро ничего не остается для пропитания: таким образом они как бы ночью всё опустошают без свидетелей; растерзывая всё подобно волкам, они не оставляют бедным даже малой доли пищи. Также и пророки, – т. е. учители, думающие, что они наставляют народ и говорят [якобы] от Писания, πνευματοφόροι, т. е. носители духа, или: духовные (что должно быть читаемо в значении насмешки – είρωνιχῶς), – полны презрения: ибо в церкви нужно не [только] учить, а и делать, и действиями не уничтожать значения учения. Кроме того ты, когда учишь другого, а сам не делаешь так, должен быть назван не столько учителем, сколько презрителем [учения], почему и пишется в книге пророка Аввакума: О насмешники! Внимательно смотрите и наблюдайте и поразитесь чудесами и рассейтесь (Авв. 1:5). Наконец, и священники, совершающее Евхаристию и раздающие кровь Господа народам Его, нечестиво поступают против закона Христова, когда думают, что евхаристию (εὐχαριστίαν) совершают слова молящегося, а не жизнь, и что необходима только торжественная молитва, а не заслуги священников, хотя о них говорится: И священник, на котором будет скверна, пусть не приступает, чтобы приносить Богу жертвоприношения (Лeв. 21:3–4 по тексту LXX). И хотя князья, судьи, пророки и священники Иерусалимские делают так, однако Господь милосерд и праведен. Милосерд в том, что не отступает от Своей церкви; праведен в том, что воздает каждому по его заслугам. Ибо после того, как придет утром, после того как пройдет ночь этого мира, Он во свете даст суд Свой, и когда от каждого отдельно начнет требовать серебро, которое вверил им, не будет несправедлив и не прострет несправедливости Своей навсегда; но гордых князей, которым Бог противится, низложит с престолов их и с высоты, которую они имели в своей власти, и рассеются краеугольный укрепления их, т. е. развращенные и уклоняющиеся от правого пути желания, с которыми обыкновенно молились и фарисеи, презирая Краеугольный Камень. Я, впрочем, думаю, что и гордым полезно быть отвлеченными от надменности своей, а краеугольным укреплениям их и улицам перекрестным уничтожиться, чтобы после того они могли пойти правым путем. После этого следует: И пустынными сделаю дороги, потому что не будет того, кто будет проходить [по ним], как написано и в первом псалме: и путь нечестивых погибнет (Пс. 1:6). Также и у пророка Осии, у которого говорится о блудодействующем Иерусалиме: «Вот я загорожу дороги ее тернием и завалю пути ее, и она не найдет тропинки и будет устремляться за любовниками своими, и не достигнет до них, будет искать их, и не найдет, и скажет: Пойду и возвращусь к мужу своему прежнему, ибо тогда мне было лучше, чем теперь (Ос. 2:6–7). Обрати внимание на то, что если бы не были заперты пути, и не заграждены дороги, и если бы Господь не расстроил путей души блудной, никогда она не сказала бы: «Пойду и возвращусь к мужу своему прежнему». Итак разрушаются пути гордых и краеугольные твердыни их, чтобы они не ходили в гордости а развращении, и города их, дурно построенные в тщеславии и гордости, разоряются, чтобы они не могли поддерживать и охранять нечестивейших жителей. А чтобы кто-нибудь не подумал, что мы насильственно обращаемся с Писанием, пусть научится из дальнейшего: Сделал же Я это, – говорит, – с тем, чтобы сказать им: «Вот разрушены пути злобы; посему бойтесь Меня, научитесь [или: примите наставление], чтобы и наставление Мое не погибло, не принося в вас плодов обращения [ко Мне], и чтобы не оказалось недействительным всё то, чем Я хотел исправить вас, и да не будет возможно применить к вам то слово, которое написано у Иеремии: Без пользы поразил Я сынов ваших: вы не приняли наставления (Иер. 2:30). Или же так [понимай]: «Бойтесь Меня и примите наставление, чтобы не погибло всё в виду Иерусалима, и чтобы сам он не был обращен в совершенную пустыню вследствие тех бедствий, которыми Я угрожал ему». – Пусть не смущает никого (как я уже неоднократно говорил), что я истолковал это, как сказанное против церкви, потому что известно, что в Св. Писаниях Иерусалим всегда служит образом церкви. Кто согрешит из ее членов, тот или отводится в Вавилон, или, если захочет удалиться из нее самовольно, изранен бывает разбойниками в Иерихоне. В самом деле: кто славен в такой мере, как Церковь, основанная по всему миру? [Кто] так искуплен кровью Христа и есть голубица по благодати Духа Святаго, как не Церковь, собранная из народов? В ней есть весьма много говорящих, что они веруют во Христа, но не слушавших голоса Его, не принявших наставления [Его] и не желавших быть в согласии с Ним. Я знаю, что оскорблю весьма многих, истолковывая слова: Князья ее, как львы рыкающие в ней, в отношении епископов и пресвитеров, хотя пресвитеры [старейшины] злые, хотевшие произвести насилие над Сусанною, не подвергают осуждению тех, которые жили добродетельно; как и князья дурные, описываемые в речи пророческой, не служат к безчестию князьям добрым: Ибо вследствие бичевания глупого, неразумный делается умнее (Прит. 19:25) а если неразумный делается умнее, то насколько более мудрый? А судьи и князья его, принимающие дары, продающие справедливость, разве не по справедливости называются волками Аравийскими, или: вечерними, как перевел Симмах. Действительно, они не заслуживаюсь называться волками Вениамина, которые схватывают добычу утром, а к вечеру дают пищу [другим] (Быт. 49:27); но называются волками вечерними, (которые съедают ночью), ничего не оставляя на утро. А то, что следующие слова, – пророки ее πνευματοφόροι, т. е. носящие дух, мужи насмешливые мы истолковали об учителях и говорим, что они суть и пророки, и насмешники, пусть никого не приводит в смущение, ибо и апостол заповедует: Не опечаливайте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30). И Давид в пятидесятом Псалме говорит: Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс.50:13). Ибо если бы Дух Святый, будучи опечален, не оставлял прежнего жилища и не избегал обиталища Своего, то никогда Павел не заповедал бы того, что я сказал выше, и Давид после прелюбодеяния не боялся бы утратить то, что получил, о чем говорится и в послании к Евреям: Сколь более тяжкое наказание по мнению вашему заслуживает тот, кто попирает Сына Божия и нечистою почитаешь кровь завета, в которой был освящен, и наносит безчестие Духу благодати (Евр. 10:29)? Но уже и в третьей книге Царств написано, что [один] человек Божий, – несомненно, это – пророк, обращавшийся в Самарии к жертвеннику со словами: Жертвенник, жертвенник! Сие говорит Господь: Вот родится сын Давиду (3Цар. 13:2) и проч., – был умерщвлен львом за то, что презрел слова Господа и вкусил пищи у лжепророка (так именно при изложении этого места истолковал его Иосиф). А что не должно видеть в этом событии случайности, но именно суд Божий, [это видно из того, что] и лжепророк, обманувший его, предсказал, что так будет, и даже лев, послуживший наказанию, сохранил осла нетронутым. Итак, если учители, бывшие исполненными Духа Святаго, могут быть презрителями, то не удивительно, что у людей, нерадивых и не сохраняющие сердца своего со всяким тщанием, та же самая причина часто вызывает гордость и презрение, так что они знают о Боге, познают многую благость Его, назначенную для боящихся Его, но презирают богатство благости, собирая себе гнев на день гнева и откровения. Священники со своей стороны (совершающие крещение, при совершении Евхаристии, молящиеся о пришествии Господа, совершавшие елей помазания, возлагающие руки, наставляющие оглашенных, поставляющие левитов и других священников) вместо негодования против наших толкований и против изрекающих слово пророков пусть молят Господа, и работают [Ему] прилежно, чтобы не заслужить сопричтения к священникам, которые оскверняют святыню Господню. В самом деле, ведь и князей, и судей, и пророков, и священников спасает не сан их и не высокие имена, а служение, связанное с саном: Кто, – говорит, – желает епископства, доброго дела желает (1Тим. 3:1). Заметьте, что сказал: доброго дела желает. Дела, а не почести. Если же, презрев дело, он будет иметь в виду только почести [сана], то скоро рушится башня Силоамская, высокие части кедра поражаются молниею, сокрушается высоко поднятое чело, и лебедь, с вытянутою шеею устремляющийся в высоту, причисляется к нечистым птицам. – Следующие затем слова, переведенные нами по еврейскому тексту: Тем не менее они, вставая с рассветом, извратили все помышления свои, вместо которых у Семидесяти пишется: Приготовься, встань рано, рассеяна вся густая листва их, мы разъясним далее, так как эти слова во многом не согласны с Еврейским и, как кажется, более согласуются с дальнейшими словами по тексту Семидесяти.

Толкование на пророка Софонию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Господь же праведен посреде его и не имат сотворити неправды: утро утро даст суд свой в свет: и не укрыся, и не весть неправды во истязании, ниже в распри обиды

Правда с неправдою никак не примиримы и чистое с нечистым не будут одним и тем же; ибо «кое может быть общение свету ко тме»? (2Кор.6:14) Каждый может видеть, что такие предметы находятся в противоборстве и весьма далеки от согласия между собой. Посему если над всем владычествующий Бог любит правду и не знает неправды, то как могли иметь всегда силу или совершаться без всякого препятствия преступления Иудеев? Кажется одним из видов неправды было – не подвергать преступника наказанию и не привлекать к ответственности проводящего распущенную и нечестивую жизнь, не обращающего никакого внимания на закон и дошедшего до такой неправды, что ни во что ставит добро и вменяет себе в высокую честь то, от чего по справедливости следовало бы краснеть. Итак, поскольку «праведен Господь посреде его и не имат сотворити неправды», ибо Он не может терпеть привыкших творить неправду, то «утро утро» сотворит «суд свой», то есть утром, явно как бы и при дневном свете, уже не уменьшая последствий гнева, но выводя на средину, делая явным и как бы полагая предвозвещенное пред глазами всех. Он не допустит, чтобы «обида» проникла «в распрю» или вообще в воздаяние; ибо после наказания нечестивых совсем прекратится неправда, потому что уже не будет совершающих ее. Поэтому истинно здравомыслящим надлежит (ведать) … что Господь любит правду и не потерпит поступающих неправедно. Но если кто придет в раскаяние и будет проливать слезы о своих прегрешениях, тот обрящет Его милостивым и испросит у Него прощение, и избежит сетей и подобавшего ему наказания. Если же он останется бесчувственным, не изменив своего настроения к предпочтению добродетельной жизни, будет жить в своих грехах; то он наконец погибнет и подпадет гневу Господню, потому что не навсегда Он терпит согрешающих.

Толкование на пророка Софонию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

   Ст. 5  Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда.

   
Когда, говорит Пророк, на все это отваживаются в Иерусалиме, Скоро Господь наложит наказание на тех, которые отважились сделать столько худого; ибо словами: «каждое утро», Пророк выразил скорость; и словом: «являет»– то, что совершится сие явно, а не тайно. И соделает сие Господь, низлагая дерзость неправды, и не попуская ей превозмогать до конца.

Толкование на пророка Софонию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей. Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия

«Теперь изображаются совершенные правда и верность Иеговы в противоположность порочности избранного народа - те свойства Божии, которыми определяется отношение Иеговы к нарушителям Его теократических велений. Так как они поступали неправедно, то Господь праведный не сделает неправды, а воздаст нечестивейшему городу по заслугам его. Утром, т. е. вполне открыто и без всякого послабления совершит над ним праведный суд, и ничто не укроется от Него. Сделает это Господь затем, чтобы развращенный город обратился к лучшему. Но нечестивый Израиль не почувствовал смятения, не понял нанесенных ему язв в такой мере, чтобы принести покаяние». (блаж. Иероним, с. 294). «Скоро Господь наложит наказание на тех, которые отважились сделать столько худого… И соделает сие Господь, низлагая дерзость неправды, и не попуская ей превозмогать до конца» (блаж. Феодорит, с. 52). Со ст. 6 говорящим выступает Сам Иегова и прежде всего в доказательство того, что Он «каждое утро являет суд Свой неизменно» (ст. 5), указывает на постоянное проявление Божественного Правосудия над нечестивыми народами, поучительными примерами служат многочисленные исторические случаи гибели целых народов со всею их культурою (Хананеев и др. ); запустели в конец целые некогда густо населенные страны (ср. Иер II:15; IX:10-11). Однако все эти примеры суда Божия над грешниками для народа Божия прошли бесследно. «После таких угроз Человеколюбец снова увещевает и советует убояться сказанного и принять сей приличный для них урок - избегнуть угрожающей гибели, какую породило беззаконие, не медлить и не отлагать, но скорее принести покаяние», (блаж. Феодорит, с. 52). Текст LXX и слав. ст. 7 заключают в себе много невразумительного и в толковании его лучше держаться текста еврейского и согласного с ним латинского перевода Вульгаты и русск. синод.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible