Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 7-8 Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия. Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля

Что Софония говорит ученикам от лица Христова? «Готовися, утреннюй, истле все листвие их», т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: «готовися, утреннюй», поутру ожидай Воскресения: и потом тут же по порядку, как написано, говорит: «сего ради потерпи Мене; глаголет Господь, в день воскресения Моею во свидетельство» (в Мартирионе). Видишь ли, что Пророк предвидел и место Воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине сие место Голгофы и Воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно на основании слов Пророка: «в день воскресения Моею во свидетельство» (в Мартирионе).

Поучения огласительные 14

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–9 Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно

Эти слова Иудеи истолковывают в отношении к пришествию Иисуса Христа, которое, по ожиданиям их, имеет быть, и говорят, что после собрания всех народов и после излияния на них гнева Господня в огне ревности Его должна быть пожрана вся земля. И подобно тому, как было пред столпотворением, когда все народы говорили одним языком, так и после обращения всех к почитанию истинного Бога, все будут говорить по-еврейски и весь мир будет служить Господу. А мы, следующие не букве, которая убивает, но животворящему духу, и не Иудейским баснословиям, слышим от Господа: «Приготовься, встань с рассветом: рассеяны все ветви их» и приготовившись говорим: Готово сердце мое, Боже! Готово сердце мое (Пс. 56:8); слышим и заповеданное в Притчах: Приготовляй при исходе дела твои (Прит. 24:27); [слышим] и то, что таинственно говорится в книге Левит (Лев. 16:10–29) – [именно]; что в седьмой месяц, в десятый день месяца приводит Аарон за народ козла отпущения, и живого, после возложения на голову его рук и перенесения на него всех грехов народа Израильского, передает его в руки нарочито поставленного человека и отсылает его в пустыню, – относим это к себе и, приготовившись по повелению истинного первосвященника, выбрасываем зло из среды церкви. Когда мы сделаем это, то ночь проходит, приближается день, и мы, как ходящие во дни благообразно, говорим: Боже, Боже мой! Пред Тобой я бодрствую от утра (Пс. 62:2). И непосредственно затем прибавляем: Утром рано Ты услышишь молитву мою, утром я предстану пред Тобою и увижу (Пс. 5:4–5). Действительно, если мы не будем приготовлены, то не взойдет на нас солнце правды; а по восходе солнца все ветви от виноградника Содомлян будут рассеяны и погибнут, так что не только погибнут большие виноградные кисти, но даже рассеется и то, что, по видимому, в нас было незначительно, при ярком свете светильника Христова.

И вот обещая за всё это награду нам, Бог говорит: Ожидай Меня в день восстания Моего во свидетельство. Действительно, Бог восстанет в нас после пороков и грехов; а соответственно тому, что говорит Он в другом месте: Будьте Мне свидетелями и Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок Кomopогo Я избрал (Ис. 43:10), для нас свидетель есть Отец с Сыном и Святым Духом, так что устами двух или трех свидетелей станет всякое слово (Втор. 17:6), а, по моему мнению, таким образом мнение утверждается и при трех свидетелях истина устанавливается даже больше, чем чрез письмена. В самом деле, два было свидетеля против Сусанны (Дан. 13) и против самого Господа, однако не стояло слово [истины] во устах их. Так же против Набота (Навуфея) свидетельствовал почти весь город; но взаимное согласие свидетелей нечестивых привело не к утверждению истины, а к преступному заговору (3Цар. 21:10–15) [против него]. – Ибо суд Мой, – говорятся далее, – на собрание народов, чтобы, собрать царей на место наказания их, чтобы излить на них весь гнев Мой, гнев ярости Моей. Меньший скоро заслуживает прощение и весьма близок к милосердию; а могущественные претерпят сильные истязания (Прем. 6:6). Поэтому народы и множество народов будет собрано на суд, а цари, т. е. вожди в учениях развращенных, будут приведены к наказанию, чтобы излился на них весь гнев ярости Господа. И это будет не вследствие какой либо жестокости, как то думают кровожадные Иудеи, а вследствие милосердия и с целью уврачевания; ибо далее следуют слова: В огне ревности Моей погибнет вся земля. В самом деле после собрания народов на суд и царей – для наказания, чтобы излился на них гнев и не отчасти только, а во всей полноте своей, – в соединении с яростию, – [после всего этого] по всей земле будет уничтожено все земное, – все относящееся к делам земли, т. е. плоти; пламя ревности Моей в конец пожрет все ее терния и колючие кустарники. И тогда Я обращу против народов язык к возрождению ее, чтобы каждый, отложив заблуждение, возвратился к первоначальному способу исповедания Господа; и тогда о имени Иисуса преклонится всякое колено: небесных, земных и находящихся в преисподней, и всякий язык будет исповедовать Иисуса Господом в славу Бога Отца (Флп. 2:10–11). И отбросив кирпичи и грязь, бывшие у нас вместо камней и глины и служившие для укрепления гордости нашего заблуждения против Господа, мы примем утраченный нами прежде язык и будем [работать] под игом Христа, Который говорит: Иго Мое приятно, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Необходимо, однако, отметить, что в том месте, где мы перевели: Возвращу народам язык избранный, Семьдесят вместо: избранный перевели: в возрождение ее, так что подразумевается: земли. Ошибка произошла от того, что Еврейское слово barura (ברורה), переведенное у Акилы и Феодотиона: избранный, а у Симмаха: чистый, Семьдесят прочитали badura (ברורח), принимая букву рес за далет вследствие весьма большего сходства их составных частей, отличаемых только маленьким крючочком вверху. Также и там, где мы перевели: В день восстания Моего в будущем, все другие перевели: во свидетельство. Еврей, который помогал мне в изучении Писаний, утверждал, что слово laed (לעד) в этом месте должно быть понимаемо скорее в смысле εἰς ἔτι, т. е. на будущее, чем во свидетельство, ибо слово ed, которое пишется чрез буквы аин и далет, значит и ἔτι и μαρτύριον; т. е. и будущее и свидетельство. – Это место мы можем изъяснять и в отношении к первому пришествию Христа, когда уничтожив всякое заблуждение, поправ демонов и разрушив дела земные, Апостолы стали говорить на всех языках (Деян. 2:4–12) и когда по устранении древнего смешения [языков] были даны единым уста для исповедания. А под царями, которые низлагаются и уничтожаются божественным гневом, должно разуметь главных представителей извращенных учений.

Толкование на пророка Софонию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство

Поскольку пренебрегшие божественными заповедями преданы были врагам и впали в руки погубившего и самый оставшийся грозд, то напоследок повелел подвергнувшимся рабству ждать и мужественно терпеть, пока Он не восстанет на помощь им, которую Он как бы засвидетельствовал чрез святых пророков и ясно предвозвестил, что она некогда наступит. Итак, «день воскресения во свидетельство» указывает на время помощи, о которой наперед засвидетельствовал, что оно непременно наступит. Таков исторический смысл изречения. Но мы утверждаем, что духовный смысл изъясняемых слов направляется к открытию тайны Христовой и желает указать на время избавления вселенского и всеобщего, то есть, чрез Христа. Правда, некогда, по прошествии семидесяти лет (плена), Бог всяческих восстал на помощь потерпевшим такие (бедствия); но в последние времена века Единородный соделался человеком не для того только, чтобы избавить Израиля, но для того, чтобы, освободив от рабства дьяволу все народы, сделать их свободными, избавить их от тления и нечистоты греха и, преимущественно, от поклонения твари вместо Творца. Когда же сделался человеком – «претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр.12:2), дабы кровью Своей приобрести Богу и Отцу и тех, которые еще живы, и тех, которых раньше поглотила смерть, по написанному: «на сие бо Христос и умре и воскресе,… да и мертвыми и живыми обладает» (Рим.14:9). Поэтому справедливо было сказано древним: «сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство». Свидетельством же как бы упразднения смерти служит восстании Христа из мертвых, с Которым вместе и мы сами воскресли, оправдавшись верою и вместе со смертью удалившись от виновника смерти – греха.

Зане суд мой в сонмища языков еже приятии царей, еже излияти на ня гнев мой весь, гнев ярости моея: зане огнем рвения моего поядена будет вся земля

Угрожает Халдейским народам опустошением, которое произведено было Киром и теми, которые были сподвижниками по оружию и в союзе с ним сразились, учиняя набеги на города Вавилонские и делая ужасные нападения на всех. Итак, «будет», говорит, «суд мой» на собрание народов, так что возьму и царей, очевидно поименованных, для наказания чрез них, и сонмища народов, весьма много униженные их войсками и могуществом и подвергшиеся жестокости всякого рода. «Излию на ня», говорит, «весь гнев ярости моея»; ибо не подлежит сомнению, что великие и чрезвычайные преступления (Бог) наказывает немалым гневом, но на всякого грешника непременно налагает и наказания, вполне соответствующие его преступлениям. А что Он намеревался как бы истребить огнем все благосостояние Халдеев, это объяснял, говоря: «зане огнем рвения моего поядена будет вся земля». А какова эта ревность или против кого она устремлена, объясняет пророк Захария, говоря: «сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающыя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая» (Зах.1:14–15). Такое предложим мы изъяснение прочитанных слов в историческом смысле. Но они могут быть понимаемы и иначе, если в духовном смысле отнесены будут к таинству Христа. В прочитанном уже прежде он говорил: «сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство: зане суд мой в сонмища языков еже приятии царей, еже излияти на ня весь гнев ярости моея»; ибо Христос воскрес, опустошив ад, «яко не бяше мощно держиму быти ему», как Жизни по природе (Ин. 11:25, Ин. 14:6; 1Ин.5:11 и др.) от смерти, по написанному (Деян.2:24). Тех, которые уверовали в Него, Он не оставил во владычестве дьявола, но творит святой и достойный Бога суд, принимся (в свою власть) сонмища языков, то есть толпы демонов, и самих некогда властвовавших и царствовавших над заблуждающимися, как бы хватая и заключая, и низвергая в самую преисподнюю бездну, то есть в ад, – и изливая на них весь гнев и как бы сжигая их огнем, движимый неизреченной и божественной силой и ревностью великой. Он «прогневался мало», за преступления Адама; «они же налегоша в злая», отвлекая от Бога всю вселенную и ум подвластных своих подвергая удушению грязью греха (Зах. 1, 15). Так, Слово Бога ревновало о духовном Сионе, то есть о церкви, ибо Он искупил ее и, как пишет блаженный Павел, «представи ю себе… не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но святу и непорочну» (Еф.5:27).

Толкование на пророка Софонию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 8 Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.

    
Не думай, что нерадею о делах человеческих; но жди, и увидишь, что востану, разсужу правдиво, сокрушу неправедные царства, и Моею ревностию, как бы неким огнем, очищу вселенную. 

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля

Поэтому в день гнева Иеговы и Иерусалим погибнет подобно Ниневии и другим городам и целым царствам мира

Стих восьмой представляет необычный в пророческих речах переход от угроз к утешительным обещаниям (ср. Ис X:24; XXVII:9; Иер XVI:14; Иез XXXIX:25). Содержанием этого предварительного утешения народу Божию служит последний акт мирового суда по пророческой эсхатологии (ср. Иоил III (евр. IV) гл., Иез XXXVIII-XXXIX; ср. Мих IV:12): окончательное собрание всех языческих народов пред Иерусалимом и окончательное же их поражение в решительной борьбе. Если ранее, II:4 cл., пророк говорил о грядущей каре на отдельные иноземные народы, и именно - на территориях их обитания, то теперь он в мысли своей стягивает все народы мира к Иерусалиму, возвещая от лица Иеговы, что «огнем ревности Его будет пожрана вся земля». Конечно, выражение «вся земля», евр. кол-гаарец, здесь должно допустить ограничительное толкование: уничтожены будут лишь противные Богу в Его религии элементы в язычестве и иудействе, - «по всей земле будет уничтожено все земное, - все, относящееся к делам земли, т. е. плоти; пламя ревности Моей в конец пожрет все ее тернии и колючие кустарники» (блаж. Иероним, с. 303). Взор пророка отнюдь не ограничивается мрачною картиной суда Иеговы над грешным миром; напротив, он проникает гораздо далее и в отдаленной перспективе усматривает зарю лучшего будущего не только для Израиля, но и для всего человечества: после суда исчезнет с земли зло, сначала нравственное, а затем и физическое, и настанет истинное Царство Божие. Первым благом и неизмеримо важным следствием суда Божия будет полное обращение язычников к вере Иеговы (ст. 9-10).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 7-8 Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия. Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.

Совершая же суд над всеми народами, Бог тем более совершит суд на своим избранным народом, оставшимся упорным в своём нечестии, несмотря на все увещания и предостережения со стороны Бога, какие Он делал ему чрез закон и пророков: «Я говорил, – возвещает Бог дочери Сиона, населению города Иерусалима, – бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем», она освободится от того рода или образа наказания, какое Бог определил ей за её нечестие, «а они», жители Иерусалима, несмотря на ежедневные увещания Божии, несмотря на постоянные предостережения Его, ревностно «старались портить все свои действия», так что Иегова после всего этого находит единственное средство к спасению человека – это очистительный суд, губящий нечестивых и спасающий людей, верных Ему, людей смиренных. Поэтому пророк от лица Божия снова обращается к смиренным земли и ободряет их от имени Божия с терпением ожидать Бога, идущего судить мир. «Так ждите Меня, говорит Господь», твёрдо надейтесь на Бога все, ожидающие от Него спасения себе, с твёрдою верою «до того дня, когда Я восстану для опустошения», когда чрез суд очистительный дам народам чистые уста для призывания Моего имени и таким образом чрез суд получу в добычу Себе из среды всех народов души желающие и ищущие спасения (ср. Ис.53:12;52:13;49:7). Таким образом, ожидающие Иегову и надеющиеся в Нём получить спасение будут спасены, но что же касается упорных и ожесточённых грешников, то они чрез суд будут уничтожены: ибо Моя правда, которую Я ежедневно являл чрез закон и пророков, требует того, чтобы «собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего», чтобы просеять людей, грешников уничтожить, а раскаивающихся обратить к Себе и сделать их истинными чтителями Иеговы. Этот суд Божией правды будет суд страшный и всеобщий, «ибо огнём ревности Моей, – говорит Иегова, – пожрана будет вся земля».

Пророк Софония

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible