Скрыть
Всѧ̑ ᲂу҆́бѡ чи̑ста чи̑стымъ: ѡ҆сквернє́нымъ же и҆ невѣ̑рнымъ ничто́же чи́сто, но ѡ҆скверни́сѧ и҆́хъ и҆ ᲂу҆́мъ и҆ со́вѣсть.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Все творения Божии добры и чисты, потому что Слово Божие не сотворило ничего неблагопотребного или нечистого… Но поскольку стрелы у дьявола различны и многовидны, и людей простодушных приводит он в смущение, препятствует братьям пребывать в обычных упражнениях, всевая в них нечистые и скверные помыслы, то, по благодати нашего Спасителя, немногими словами отразим обольщение лукавого… Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что греха или нечистого в каком-нибудь естественном извержении? Захочет ли кто ставить в вину выходящие из ноздрей мокроты или изо рта слюну? А можешь указать еще и на важнейшее этого - на извержения чрева, которое живому существу необходимо для поддержания жизни. При том, если веруем, что человек, согласно с божественными Писаниями, есть дело рук Божиих, то от силы чистой могло ли произойти какое-либо оскверненное дело? …А когда не по нашей воле бывает какое-либо естественное извержение, тогда по естественной необходимости, как сказали мы уже, и это терпим вместе с прочими нуждами.

Послание Амуну

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Все чисто, все то есть яства чисты для чистых. А для Иудеев, коих намерения нечисты, и они не веруют слову Господа нашего, Сказавшего: не то, что входит в человека оскверняет его (Мф. 15:11; Мк. 7:15), - нет для них ничего чистого, кроме написанного в законе их. Но осквернены они и умом и совестию, - совестью своею - в отношении к браку, а своим умом - в отношении к яствам.

Послание к Титу

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Не по природе своей чисты или нечисты яства, но по произволению принимающего их. …Когда душа нечиста, она все считает нечистым. Следовательно, свойство чистоты - не воздержание от всего, но смелое принятие всего. …Что же нечисто? Грех, злоба, корыстолюбие, лукавство.

Толкование на послание к Титу

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Здесь апостол не собирается спорить о том, что приносится в жертву демонам; но говорит против иудеев, следующих запрету упраздненного закона, признающих что-то чистым, а что-то нечистым.

Комментарий на Послание к Титу

Нил Синайский, прп. (†430)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Сказано: «вся чиста чистым» (Тит. 1:15). Неверным же, преданным страстям, грехолюбивым, оскверненным все кажется нечистым и лукавым и все влечет их на грех – пища ли, питие ли, одежда ли место ли, время ли, лицо ли. И поступок, и беседа, и взгляд, и осязание, и обоняние, и слух, и вкус, – короче сказать, всякая вещь, всякий вид, всякое движение понуждает таковых ко греху, вызывает на беззаконие. И напротив того, – верных, чистых, благоговейных, здравомыслящих все побуждает к благодаренью Бога и к неумолчному песнословию, руководствует ко всякой правде и научает совершенному благочестью.

Письма на разные темы. Монаху Елпидию

Августин Аврелий, блж. (†430)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Стало быть, если злой приносит жертву Богу, а принимает ее от него добрый, она для каждого будет такой, каким является он сам, поскольку и об этом сказано в Писаниях: для чистых все чисто.

Против сочинений Петилиана


Никто не вынуждается к перенесению трудностей, которые он перенести не может; ни на кого не возлагается то, что он отвергает; и не осуждают его прочие по той причине, что он признает себя бессильным подражать им. Ведь они помнят, до какой степени высокую оценку получает во всем Писании любовь; они помнят, что для чистых все чисто, и не то, что входит в уста ваши, оскверняет вас, но то, что выходит (Мф 15:11). А потому всякий прилагает свое старание не к тому, чтобы отказаться от пищи, якобы нечистой, а к тому, чтобы обуздать вожделение и сохранить братскую любовь.

О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев


Иудеи усвоили, что некоторых животных есть можно, а от вкушения некоторых надлежит воздерживаться. Апостол же Павел ясно показывает, что они получили закон как символ положения дел в будущем. …Когда же вы воздерживаетесь от принятия некоторого вида пищи, даже законной и дозволенной, ради очищения тела, помните, что для чистых все чисто: не считайте нечистым ничего, кроме того, что осквернено неверием. Для нечистых же и неверных, говорит апостол, нет ничего чистого. Но поистине, когда верные порабощают тела свои, все, что отнимается у телесного удовольствия, идет на пользу духовному спасению.

Проповеди на Книгу Бытия


Но питать отвращение следует также и к тем, кто отрицает, что у Господа нашего Иисуса Христа на земле была Матерь Мария, хотя это домостроительство [Божие] удостоило чести оба пола: и мужской, и женский - и показало, что Божие попечение распространяется не только на Того, Кого Он принял, но также и на Ту, через Кого Он принял, поскольку мужчину вынашивает и рожает женщина. …Да не ослабит нашу веру подобное размышление о женском чреве, вплоть до того, что может показаться, что и таковое происхождение Господа нашего следует отвергать, так как низкие считают его низким, - потому что немудрое Божие премудрее человеков (1Кор 1:25), и поистине для чистых все чисто, как говорит апостол.

О Символе Веры

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Но как в Ветхом Завете заботились о внешних делах, так в Новом речь идет не столько о внешнем, сколько думают о внутреннем и в напряженном внимании смотрят за тем, чтобы наказание следовало по справедливому приговору.

Собрание писем

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 15-16 Вся убо чиста чистым: оскверненным же и неверным ничтоже чисто, но осквернися их и ум и совесть. Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся его, мерзцы суще и непокориви, и на всяко дело благое неискусны

Но зачем данный иудеям закон имел постановления относительно нечистой пищи? Бог дал такой закон не потому, что самая пища была нечиста, а для того, чтобы обуздать чрезмерную невоздержанность иудеев и безразличное употребление пищи. Чистота или нечистота пищи собственно зависит от расположения принимающих ее. – Все по природе своей чисто для тех, которые не наблюдают в этом случае никаких мелочей, в противном же случае все становится нечистым, не будучи на самом деле таковым. Один только грех – не чист. - Оскверненным же и неверным ничтоже чисто. Все делается нечистым потому, что осквернено помышление, подобно тому, как для больного все неприятно вследствие самой болезни. - Но осквернися их и ум и совесть. Пища не представляет собою никакой нечистоты, но у них не чисты ум и совесть, – по своему личному предположению они считают некоторые яства нечистыми. - Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся его... Это действительно нечистота: вера без дел мертва.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Итак, не по природе своей чисты или нечисты яства, но по произволению вкушающих. Последние, будучи чисты и благочестивы, знают, что все чисто, как творение Божие, что один только грех нечист. Ибо, если и закон считал нечто нечистым, так это было не бесцельно, но для обуздания невоздержанности, зная, что евреи без принуждения не повиновались бы ему, как чревоугодники. Конечно, если вкушающие будут чисты и благочестивы, то для таковых все будет чисто. Каким образом? Ибо, если так рассуждать, то рыбы, пожирающие людей, и птицы, считающиеся чистыми, но питающиеся червями, должны бы казаться нечистыми. Поэтому нечистая мысль, направленная в дурную сторону, сама собой грязнит то, что по природе не таково. Подобным образом страдающий желудком думает, что яства неприятны, хотя бы они были приятны; и страдающему головокружением твердо стоящая земля кажется движущейся. Такое подозрение зависит от его болезни. Это относится как к манихеям, так и к маркионитам и ко вновь народившимся от них еретикам, у большинства называемых галатами.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Вся убо чиста чистым: оскверненным же и неверным ничтоже чисто, но осквернися их и ум и совесть

Стихи 15 и 16-й указывают на некоторые пункты или стороны лжеучения, ходившего среди критян, как бы для примера. Можно их с предыдущим так соединить: сколь нелепо это учение, о том и говорить нечего. Возьмите вы то, что говорится в нем о различии яств, будто есть какое-либо ибо из них, которое по природе своей может делать принимающего оное нечистым. Простого смысла достаточно, чтоб знать, что пища не может делать ни чистым, ни нечистым. Чистота или нечистота зависит от сердца. Кто чист сердцем, тот, какую, кажущуюся нечистою, пищу ни употреблял бы, все чист и все ему чисто, и пища не делает его нечистым. Напротив, кто нечист сердцем, того никакая, почитаемая чистою, пища не делает чистым, все он нечист. Того никакое питание не делает нечистым, а этого никакое питание не делает чистым; или того питание всегда чисто, а этого питание всегда нечисто. Апостол здесь то же самое внушает, чему научил Спаситель, что не входящее в уста сквернит человека, а то, что исходит из сердца (см.: Мф.15:11—19).

Для полного уразумения сих положений надо иметь во внимании не роды яств, а самое питание или вкушение. У одного питание чисто, потому что с чистым сердцем принимается; а у другого нечисто, потому что с нечистым сердцем принимается. Чистое сердце — то, которое, отрешившись от всякого самоугодия, все направляет к славе Божией, даже аще яст и пиет; оттого все у него чисто. А то сердце, которое преисполнено самоугодия, нечисто, и сим самоугодием всякое свое действие и движение делает нечистым, потому что у него все делается по самоугодию, даже и то, что по виду кажется самоотверженным и направленным к Богу. О таких и говорит Апостол: осквернися их и ум и совесть. Ум оскверняется ложными понятиями, которые принимает без рассуждения, по одному влечению сердца, или увлекаясь обычаями, или по тщеславию и суемудрию. Совесть оскверняется, когда человек, наперекор ей, действует по тем ложным понятиям, или когда вообще действует, не внимая совести, или — с совестию сомнительною. Такого рода состояние неизбежно у тех, коих сердце преисполнено самоугодием и вполне возобладано известными предметами, питающими и удовлетворяющими его. Тут не только не слушают ума и совести, но и их самих понуждают судить и определять в угоду себе, или снисходительно, или криво; всячески усиленно восставляют в себе помышление, будто действуют право, по крайней мере сносно, хотя извнутри слышат некое напоминание, не одобряющее их.

Святой Златоуст говорит, что в Ветхом Завете были запрещены некоторые яства, но «не потому, чтоб они были нечисты, а чтоб лучше обуздать плотоугодие. — Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме греха, потому что он касается души и ее оскверняет; а все прочее считается нечистым по предрассудку человеческому. — Почему Апостол все приписал самим людям. Нет ничего, говорит, нечистого, но нечисты сами они, — их ум и совесть, нечище вторых нет ничего. Вот в чем состоит нечистота: они сами не чисты. — Должно быть разборчивым в отношении к тому, что оскверняет душу, — это подлинно есть нечистота, это — скверна; а все прочее нет. Те, у которых испорчен вкус, думают, что принимаемое ими нечисто; но это происходит от их болезни. Посему нужно основательно знать, что по природе своей чисто и что нечисто. Что же нечисто? Грех, злоба, коварство, корыстолюбие, лукавство. Измыйтеся, говорит Пророк, и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших (ср.: Ис. 1:16). — Те (ветхозаветные) очищения были образами (истинного) очищения. — Ныне же требуется от нас не это (внешнее), но все отнесено к душе. Телесное ближе к нам; посему Бог прежде и отвращал от него; но теперь не так; ибо не следовало всегда оставаться при образах и держаться теней, но — принять истину и ее держаться. Нечистота есть грех: его будем убегать, от него будем воздерживаться. Аще, говорит Премудрый, приступиши к нему, угрызнет тя (ср.: Сир. 21:2)».

Об этой стороне учения помянул Апостол потому, что она особенно выдавалась и нелепость ее так очевидна, что не требовала долгого опровержения. Видите, говорит как бы он им, каков у них этот пункт! Но каков этот, таковы и все другие. — Теперь посмотрите, каковы их учители.

Толкование на послание к Титу

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Есть, действительно, люди, для которых все нечисто и все скверно. Отчего же это? Конечно, не оттого, что вещи на самом деле нечисты, но оттого, что их душа скверна, оттого, что у них осквернены ум, сердце и совесть.

Дневник. Том II. 1857–1858

Амвросиаст (†IVв.)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Так как все, что создал Бог, хорошо, то не следует сомневаться, что оно и чисто. А те, кто не понимают, нечисты.

На Послание к Титу

Севериан Габальский, еп. (†431)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Бог все сотворил чистым. Если же есть нечто нечистое, то тогда возводится обвинение на Сотворившего.

Фрагменты

Евфимий Зигабен (†1118)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Вся убо чиста чистым

Все чисто, к чему бы люди ни прикасались; все есть создание Божие: ибо нет ничего из сотвореннаго Богом нечистаго по природе своей. И виде Бог, говорит Писание, вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1:31). Есть в мире одна только нечистота, это – грех, который диавол поселил среди людей, чтобы он приражался к душе их. Но как же Бог издревле законоположил Евреям одних животных считать чистыми, а других нечистыми? Есть разныя основания, по которым Бог постановил это, но между другими и то, чтобы обуздать плотоугодие их: ибо Евреи, научившись от Египтян, были чревоугодливы и ненасытны. Итак, все чисто для чистых, равно как и все приятно для тех, кто крепок телом и здрав помышлением. Все считается чистым, или нечистым в применении в настроению души и ея произволению. Значит, и всякая пища нечиста или чиста не сама до себе, а по человеческому предубеждению.

Оскверненным и неверным ничтоже чисто

Подобно тому, как и для людей больных и с испорченным вкусом ничто не приятно, по причине крайняго разстройства здоровья.

Но осквернися их и ум и совесть

Ум осквернен грехом, равным образом осквернена и совесть, по соучастию и общению с ним. Апостол прямо не сказал, что никакая пища для них не чиста, а сказал, что никакая часть их существа не чиста. Сказал же он так потому, что они сами служат источником нечистоты. На ряду с другими частями (их существа) главным образом, по слову его, у них осквернены ум и совесть: ибо кто внутренно уверен, что в нем нет неумеренности в наслаждении, тот смело прикасается к пище, зная одно, что всякое создание Божие по природе своей чисто, как уже и сказано об этом выше. А кто чувствует в себе эту неумеренность, тот весьма разборчив и капризен: ибо грех обладает боязливостию. И как имеющий зараженныя гнилостию уста считает испорченною принимаемую им пищу, так бывает и с ними (оскверненными грехом): предубеждение у них произошло от греховной страсти, а не от различия пищи.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Здесь высказывается та же мысль, какую высказывал Господь Иисус Христос (Мф. XV:11-20) и сам апостол Павел (Рим XIV:20). Для людей чистых сердцем и совестью все кажется чистым, и ничего таких людей не оскверняет (тело и его отправления). Для людей же нечистых и в мысли и в жизни все представляется, всякий предмет кажется таким, который непременно должен возбуждать в них нечистые мысли и пожелания.

Под словом ум имеется ввиду «все внутреннее содержание человека: настроение, убеждения, понятия, мысли, намерения и действия; а под словом совесть - нравственное сознание образа мыслей и действий пред лицом закона» (Троицкий с. 194).

Толковая Библия

Изречения отцов

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть

Авва Пимен сказал: «Если человек достиг того, о чем сказал апостол: для чистого все чисто, то он видит себя ниже всех тварей». Брат сказал: «Как я могу себя считать ниже убийцы?» Старец же сказал: «Если человек достиг того, о чем сказано в этом речении, то, видя человека, совершающего убийство, он скажет: «Он совершил только один этот грех, я же убиваю каждый день».

Высказывания отцов

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

14. не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу.
 

Одно из заблуждений, распространявшихся в Крите, как и в других местах около того времени, заключалось в различении снедей на чистые и нечистые. Это очевидно говорили иудействующие. И вот Апостол преподает основной взгляд на различение снедей (суд христианского сознания) и обличает лжеучителей, как не имеющих ни христианского ума, ни христианской совести, и даже называет их отрекшимися от Бога, ибо они делают противное Богу, а добрых дел и не могут делать, пока останутся в своих заблуждениях, в упорстве противления установленному Богом.

Определяя характер Критских лжеучителей, св. Иоанн Златоуст говорит: «если те, которые соблюдают правила касательно яств, не здравы, но больны, ибо о таковых говорит Апостол: изнемогающего в вере приемлите не в сомнение помышлений (Рим.14:1), то что сказать о тех (из Критян), которые постятся и соблюдают субботу вместе с Иудеями, или ходят в места, считающиеся священными у язычников, наприм., называемое Кроновым место в Киликии? Таким образом, не должно слушаться ни язычников, ни Иудеев. Для чего подчиняешься таким? Или не надеешься на веру?» Блаж. Феодорит пишет: «Апостол Иудейскими баснями назвал не закон, по предлагаемое Иудеями толкование закона. Они усиливаются выставить, что чтут Бога всячески, но поступают вопреки тому, что Ему угодно. Ибо Бог ограничил закон определенным временем, а они в оное время не исполняли, а когда кончилось время, крепко стоят за закон».
О различении яств св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог не сотворил ничего нечистого, и нет ничего нечистого, кроме греха. Нечисты, говорит Апостол, сами они, их ум и совесть. Должно быть разборчивым в отношении к тому, что оскверняет душу. И что же нечисто? Грех, злоба, коварство, корыстолюбие, лукавство. Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис.1:16). Сего будем убегать, от сего будем воздерживаться. В Ветхом Завете были запрещены некоторые яства не потому, что они были нечисты, а чтобы обуздать плотоугодие. Телесное ближе к нам, посему Бог прежде и отвращал от него, но теперь должно принять истину и ее держаться».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
 

Как же сохраниться здравыми в вере?

Здравой вера сохранится, если пастыри нещадно обличат суесловов и их басни, и верные не будут обращать на них внимания.

Что за басни рассказывали иудействующие и какие человеческие заповеди установляли суесловы? Апостол не указывает определенно потому, конечно, что критяне и без того их знали. Для нас же ясно то только, что под баснями иудейскими следует разуметь не Моисеевы постановления, но неверное толкование их иудейскими раввинами, в так называемом Талмуде, или что-либо подобное тому, а под заповедями человеческими – языческие мудрования и обычаи, в которых нет истины.

«Таким образом, говорит Златоуст, не должно слушаться ни язычников, ни иудеев, ибо это значит не быть здравым. Если ты содержишь веру, то для чего вводишь еще нечто другое, как будто вера недостаточна для оправдания. Для чего подчиняем и порабощаем себя закону? Или ты не надеешься на веру? Это свойственно больному и неверующему, такой человек сомневается, а душе верующей не свойственно сомнение». Чтобы показать нелепость этих иудейских басен, святой Павел указывает на их учение о яствах, будто они делают употребляющего их чистым или нечистым. Чистота или нечистота человека зависит не от того, чем он питается, а от сердца. Кто чист сердцем, тот, какую бы пищу ни употреблял, чист, и все ему чисто, и пища не делает его нечистым. Напротив, кто нечист сердцем, того никакая пища не сделает чистым – все он нечист.

Апостол здесь тоже самое внушает, чему учил Спаситель, что не входящее во уста сквернит человека, а то, что исходит из сердца (см.Мф. 15:11-19). Чистое же сердце то, которое, отрешившись от всякого самоугодия, все направляет к славе Божьей, даже дело своего питания, оттого у него все чисто, а нечистое сердце – самоугодливое, делающее все для самоугодия, тем и само нечисто, и что делает, делает нечистым. О таких и говорит Апостол: осквернены и ум их и совесть. Самоугодливое сердце, действуя на ум и совесть, заставляет и их оправдывать свою самоугодливость, составлять ложные понятия о благе человека, или молчать, и тем и их осквернять. Указав на нелепость учения, Апостол показывает каковы учители.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible