Скрыть
Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ты же говори то, что сообразно с здравым учением

Ты же говори, что подобает не учению закона, который имел силу, и потом прошло время его, - но что подобает святости учения, то есть:

Послание к Титу

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру

Старицы также - то есть, подобно старцам, во всем достойные, трезвые, скромные, степенные, здравые в вере, и любви, и терпении, соответствующее их полу имели бы подражание святым, или, лучше, как написано по-гречески: εν καταστήματι Ιεροπρεπείς, чтобы также сами их походка и движение, и лицо, и слово, и молчание, и что угодно - являли достоинство святого облачения.

Комментарий на Послание к Титу

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-5 Ты же глаголи, яже подобает здравому учению: старцем трезвенным быти, честным, целомудренным, здравствующым верою, любовию, терпением: старицам такожде во украшении святолепным, не клеветивым, не вину многу порабощенным, доброучителным, да уцеломудрят юныя, мужелюбицам быти, чадолюбицам, целомудренным, чистым, домы добре правящым, благим, покоряющымся своим мужем, да не слово Божие хулится

Хотя и есть такие люди (о которых сказано в конце предыдущей главы), но ты не бойся, а делай свое дело и учи, хотя бы никто не слушался тебя. - Старцем трезвенным быти (разумеется по ходу мысли: должно). Старости свойственны медлительность и леность; это и имеет в виду здесь Апостол. - Целомудренным (σώφρονας) – т.е. рассудительным, здравомыслящим, потому что σωφροσύνῃ означает собственно здравое состояние ума. Нельзя думать, чтобы Апостол требовал здесь от старцев воздержания от похоти плотской, когда оно естественно у них предполагается само собой. – Здравствующым... терпением. Не напрасно прибавлено терпением: раздражительность и недовольство легко проявляются в старости. Старицам (πρεσβύτιδας) такожде. Апостол разумеет здесь диаконисс. - Во украшении, т.е. в одежде, святолепным. В самой одежде должна быть видна их скромность и соответствие священному служению. - Не клеветивым, не вину многу порабощенным. От вина и клевета, да и вообще крепость вина весьма вредна для слабой старости. - Доброучителным. Но почему же в другом месте Апостол запрещает женщинам учить? На это нужно сказать то, что здесь Апостол говорит об увещательном слове дома, а там о публичном председательстве и речи в собрании. А что здесь Апостол действительно позволяет женам учительство только дома, это видно и из последующих слов: да уцеломудрят юныя; не одних же только дочерей он имеет в виду здесь, а вообще юных подчиняет старейшим – Мужелюбицам быти. Это основание всех семейных благ, из которого проистекает и все остальное. - Чадолюбицам. Любящая корень будет любить и ветви от него. - Домы добре правящым, или – экономным; а такие не допустят ни роскоши, ни излишних расходов. - Да не слово Божие хулится. Если какой-нибудь неверующий муж будет иметь жену верующую, но непокорную и недобрую, то он будет хулить самую веру, которую исповедуют такие женщины. Видишь ли, что все это Апостол пишет, заботясь преимущественно об евангельской проповеди?

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ты же говори то, что сообразно с здравым учением

Хотя бы они были неверующими и бесчестными людьми, ты все же делай свое дело: не молчи, хотя бы они и не принимали учения.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Указание, чему и как следует учить верных, сообразуясь с их возрастом и состоянием (ст. 2,1)

Неправо учащие, сказал выше Апостол (см.: 1, 11, учат, яже не подобает; а ты, говорит он, обращаясь к Титу, учи, яже подобает (2, 1). И тотчас указывает, что именно кому подобает говорить. Не все обнимает, а берет во внимание только: старцев и стариц (см: 2. 2—3), б) юниц и юношей (см.: 2, 4 — 6), г) рабов (см.: 2, 9 — 10) и: е) гражданские добродетели (см.: 3, 1—2). Между же сими наставлениями вставляет: в) напоминание, чтоб учащий сам во всем подавал пример (см.: 2, 7 — 8) и учимым внушал, что: д) затем и все домостроительство в Христе Иисусе, чтоб верующие, отвергшись нечестия и мирских похотей, жили целомудренно, свято и благочестно, бывая ревнителями добрых дел в блаженном уповании (см.: 2, 11 — 15), ж) затем и благодать Святаго Духа, чтоб претворять нас из недобрых в добрых (см.: 3, 3 — 7) и: з) заключает: вот чему учи, а буиих стязаний чуждайся и еретиков отгоняй прочь (см.: 3, 8—11). — Три раза повторяет Апостол: учи быть добрыми (см.: 2, 1, 15; 3, 8); три раза внушает: чтоб ни об учении нашем, ни о нас никто не имел основания сказать что-либо укорное (см.: 2, 5, 10, 15). Этим он определяет предмет и цель Послания. Можно потому предположить, что критяне, приняв веру, не заботились жить по вере, а жили по прежним обычаям, — иудеи — иудейским, язычники — языческим, проводя между тем время в распущении басней суеверия и в пустых и бесполезных состязаниях. К исправлению этих неисправностей главным образом направляет Апостол труды святого Тита, и после него епископов, поставление которых по городам считает самым верным средством к достижению сей цели. Такова сущность всего Послания.

Ты же глаголи, яже подобает здравому учению

«Да не смущают тебя, говорит Апостол, учащие противному; ты, по обычаю, преподавай Божественные наставления» (блаженный Феодорит). «Ты ради этого не умолкай; хотя бы они и не принимали (наставлений), ты исполняй свое дело; хотя бы они и не убеждались, ты увещевай и советуй» (святой Златоуст).

Но, кажется, Апостол этим желает показать, куда должно направлять труд учения. Суесловцы распространяют басни; ты же, им заградив уста, а своих строго обличив, затем не вдавайся в споры, а все внимание обрати на то, чтоб преподавать здравое учение: глаголи, яже подобает здравому учению, — что сообразно с здравым учением, чего требует здравое учение или, — в чем сущность здравого учения. Здравое учение есть не только то, которое преподает истинное познание о Боге (см.: Амвросиаст) и нашем к Нему отношении, и паче о воссоединении с Ним падших, но и то, которое не довольствуется пребывать одним голым учением, а вместе с тем требует и жизни, сообразной с учением, и более налегает на исправление нравов, устраняясь от всяких бесполезных споров и состязаний. Ты, говорит толкуй более о том, чтоб жили хорошо: да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу (3, 8). В чем же — эта добрая жизнь и добронравие верующих?

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

Ты же глаголи, яже подобает здравому учению

Говори то, что достойно праваго учения, хотя-бы никто не хотел последовать твоему учению: учитель должен творить свое дело.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-6 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными

Проповедуя здравое учение христианское, Тит должен обращаться с особого рода наставлениями к разным возрастам, лицам разного пола и состояния.

Старцы - это обозначение старческого возраста (presbuthV), а не сана иерархического или священнического (presbuteroV).

Одевались прилично (ст. 3) - точнее: чтобы они держали себя, как прилично святым, т. е. христианам.

Да не порицается слово Божие (ст. 5). - Ср. 1Тим. VI:1.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:

2. чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;

3. чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру,

​​​​
Уроки учительства старых Апостол преподает Титу, очевидно, сообразуясь с нравами времени и советуя постепенно возводить всех к христианскому совершенству, находящиеся в котором должны выражать это не только в истинной вере в житии добром, но и в одеянии степенном, а тем более в добром воздействии учительском на младших. Такое учительство Апостол называет «здравым», а держащихся его «целомудренными».
"Под целомудренными, – говорит св. Иоанн Златоуст, – он разумел здесь рассудительных, ибо целомудрием называется здравое состояние ума». О старости же он сказал: «и старость имеет недостатки; ей свойственны: небрежность, леность, забывчивость, тупость и неподвижность. Почему Апостол и заповедует старцам: трезвенным быти (были бдительны). Ибо человека в этом возрасте многое располагает быть не трезвенным, наипаче же притупление всех чувств, медлительность а не легкоподвижность. С летами человек охлаждается, и от того происходит сильное расположение к вину. Посему Апостол предостерегает их от этого, желая, чтобы они избегали происходящего от сей болезни посрамления. Мужам предоставлено свыше учить как мужей, так и жен, а женам он предоставляет предлагать увещания дома». «Видно, – говорит преосв. Феофан, – что Апостол хочет, чтобы старцы представляли всесторонне образцовую жизнь (доброучительны), чтобы и правилом и словом учили добру. Старость многоопытная, по естественному порядку, есть руководительница молодости. Но как в житейском быту только занимавшиеся сими делами и разумно в них действовавшие могут руководить и младших, так тем паче в порядке религиозно-нравственном. Почему Апостол и поставил сие дело старости после того, как украсил ее многими добрыми качествами». 
 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:

Суесловы распространяют басни. Ты же, говорит, заградив им уста, а своих строго обличив, не вдавайся с ними в споры, а все внимание обрати на то, чтобы преподать здравое учение – как истинно веровать, и как вести жизнь, сообразную с верой, чтобы уверовавшие в Господа были старательными в добрых делах. Далее и указывает, в чем должна состоять эта добрая жизнь.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible