Скрыть
Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Как же Он дал Себя за нас, если не носил на Себе плоти? Ее принеся, дал Себя за нас, да, восприняв в ней смерть, упразднит имеющего державу смерти… дьявола (Евр 2:14). Поэтому и благодарим всегда о имени Иисуса Христа и не отметем явленной Им в нас благодати, потому что явление Спасителя во плоти соделалось искупительною ценою от смерти и спасением всей твари.

Послание Адельфию

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Он дал Себя за нас, чтобы нас искупить чрез крещение от беззакония, которое мы совершали, и очистить Себе, то есть избрать Себе народ собственный, ревностный к добрым делам, как сказал Иоанн (Креститель) Духом Святым (Мф. 3:9; Лк. 3:8).

Послание к Титу

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Иудеи обрезанием давали о себе знать, что Божий они народ. Здесь же народ Божий особенный приемлет внутрь сердца своего знамение обрезания, потому что небесный меч обсекает излишество ума, то есть нечистую «крайнюю плоть» греха. У них - крещение, освящающее плоть; у нас же - крещение Духом Святым и огнем.

Духовные беседы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Чтобы приобрести Себе народ особенный. Итак, что же значит сказанное им здесь? Представив себе всю безнадежность человеческого естества и неизреченное попечение Христа, а равно и то, от чего Он освободил нас и что даровал нам, Павел, будучи объят пламенем любви к Нему, и говорит таким образом. Так и пророки часто называют общего всем Бога своим, говоря: Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я (Пс 62:1). Кроме того, этим он хотел показать, что каждый из нас столь же справедливою благодарностью обязан Христу, какою он был бы обязан, если бы Он пришел и для него одного. Ведь Он не отказался бы принять на Себя такое ходатайство и за одного, потому что и каждого человека в отдельности Он любит в такой же мере, как и весь мир.

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

И чтобы очистить Себе народ περίού ÖIOV [особенный] и к добрым делам ревность подать. За смыслом этого слова мне пришлось обратиться к Ветхому Завету, исходя из которого, я полагаю, апостол и выбрал его. (Втор 14:2)…Оно означает нечто исключительное, выдающееся, особое…

Комментарий на Послание к Титу

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-14 Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иucyca Христа: иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом

Затем Апостол указывает и причину, почему рабы должны быть именно такими по отношению к своим господам. Явилась, говорит он, благодать Божия, научающая нас. Если мы имеем своим учителем Бога, то каким образом мы можем не делать того, чего требует Его учение? - Наказующи нас, да отвергшеся. Явление Спасителя нашего Бога, или пришествие Его во плоти, не только освободило нас от прежних грехов, но внушило нам твердую надежду и на будущее время. - Отвергшеся, совершенно удалившись, нечестия, ложных догматов, и мирских похотей как душевных, так и телесных, – одним словом того, что не может перейти с нами на небо. - Целомудренно. Это слово указывает на воздержание не только от любви ко всему плотскому, но и от всякой страсти. - Праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. Этот век есть век подвигов, а будущий – воздаяния. - Ждуще блаженнаго упования. А вот и награда, так как нет большего блаженства, как это явление. - И явления славы. Второе пришествие будет во славе, как первое было в уничижении. Великаго Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа. Где же теперь изобретатели нечестивых догматов, утверждающие, что Иисус Христос – не Бог, или что Он меньше Отца? В этом месте Апостол ясно исповедует Иисуса Христа великим Богом, причем называет Его великим не для различия Его от какого-либо малого бога, – нисколько, но называет Его безусловно великим, – таким, больше которого ничего уже нельзя и представить. - Очистит себе люди избранны, т. е. совершенно отдельные, по преимуществу возлюбленные, не имеющие ничего общего с остальными. - Ревнители добрым делом. Видишь ли, что необходимо и наше участие? Ревнители, т.е. с великою готовностью идущие к добродетели. Освободить нас от прежних грехов было делом Его человеколюбия, а совершение добродетели в настоящее время есть дело и Его, и наше.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония

И это знак Его могущества, что Он дал Себя: и не так, чтобы от одного беззакония избавить, а, от другого нет; но от всякого беззакония. Почтим же свое избавление.

И очистить Себе народ особенный

Очистить купелью божественного крещения и исполнением Его божественных и очистительных заповедей. Особенный (περιούσιος), то есть Свой, - это выражение метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества и достояния господина своего, подобно тому, как называют человека избранного, выделенного, не имеющего ничего общего с прочими людьми.

Ревностный к добрым делам

То есть народ с жаром стремящийся к добродетели и показывающий ревность ко всем добрым делам и пламенное подражание. Избавление - дело Его одного, быть же ревнителем в делах - также и наше.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом

«Для сего-то Христос за всех нас приял смерть, чтобы, прекратив мучительство смерти, избавить нас от горького оного рабства и сделать Своим собственным народом, любителем и ревнителем похвальных дел» (блаженный Феодорит). Прежде указал, чего требует от нас и что производит в нас спасительная благодать. Теперь показывает основание тому, утверждая, что затем все воплощенное домостроительство, чтоб сделать нас чуждыми греха и богатыми всякими добродетелями. Ибо дал есть Себе — значит: благоволил приять на Себя и совершить воплошенное домостроительство, средоточие коего есть крестная смерть Богочеловека. Да избавит, λυτρωσηται, — да искупит, да даст за нас выкуп. Как? Удовлетворив смертию своею правде Божией за все грехи наши, так, чтоб ни одного них не оставалось на нас такого, за который требовалось бы отплачиваться нам самим. Но это не все: с искупленного раба снимаются узы рабства, и он получает свободу действовать сам по себе. Мы в узах рабства греху. Искупив нас, Спаситель разбивает сии узы, яко ктому не работати нам греху (Рим. 6:6), и мы получаем свободу действовать сами по себе так, как требует естество наше, по образу Божию созданное, а не по влечению греха — пришлого тирана. И сие есть полное искупление, или избавление. «Не так, чтоб от одного (беззакония) избавить, а от другого нет; но от всякого беззакония. Почтим же свое избавление (стыдясь омрачить его грехом каким,)» (блаженный Феофилакт).

И очистит Себе люди избранныОчистит, καθαριση, — как очищают долги уплатою за них. Или, применительно к состоянию рабов искупленных, кои получаются нечесаные, испачканные, в ранах и рубищах, — очистит — значит: всякую нечистоту греховную смоет, всякую рану страстей уврачует и в красные одежды добродетелей облечет.

Люди избранны, λαον περιουσιον. — Περιουσιος, — отменный, отличный, отособленный от других и ничего общего с ними не имеющий (см.: святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Или — собственный, в собственность свою обращенный в силу искупления и к делам по духу своему приставленный. «Метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества, περι την ουσιαν, — и достояния господина своего» (блаженный Феофилакт). Итак, дал есть Себе Спаситель, чтоб искупить нас, очистить от всякой нечистоты и ран и, сделав отменными, приставить к делам по духу Своему. Как? «Купелию Божественного крещения и деланием Божественных и очистительных заповедей Его» (блаженный Феофилакт). «Христос Иисус, великий Бог наш и Спаситель, искупив нас кровию Своею, сделал из нас Себе особенный христианский народ, — который тогда только может быть особенным, когда будет ревнителем добрых дел» (блаженный Иероним).

Ревнители добрым делом, — то есть «с жаром стремящимися к добродетели и показывающими ревность ко всем добрым делам и пламенное подражание (Самому Спасителю)» (блаженный Феофилакт). «Не просто требует дел, но быть ревнителями, то есть совершающими добрые дела с великою ревностию и с надлежащим усердием. Избавить обремененных множеством зол и исцелить неизлечимо больных — было делом Его человеколюбия; а дальнейшее есть дело и наше, и Его» (святой Златоуст).

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Иже дал есть Себе за ны

Он добровольно отдал Себя на смерть телесную, чтобы избавить нас от смерти душевной.

Да избавит ны от всякаго беззакония

Грех есть смерть души; его-то Апостол и называет беззаконием, и он удаляет душу от Бога так же, как телесная смерть отделяет тело от души.

И очистит

Купелию Божественнаго Крещения и очистительною силою заповедей Его.

Себе люди избранны

Т. е. людей будущаго времени. Или: «очистит» – чрез Себя, чрез Свои повеления. «Избранный» значит свой, домашний. Это метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества и богатства господина своего.

ревнители добрым делом

Разумеются люди, с ревностию стремящиеся к добрым делам, любящие добродетель.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Побуждением для всех христиан вести добрую жизнь должно служить сознание того, что Бог даровал людям Свою освящающую благодать, с которою им уже легко избегать грехов. Благодать Божия, явившаяся во Христе, подобна солнцу (έπεφάνη в Деян 27:20 прямо употребляется о явлении солнца или звезд) осветила пребывавший в непроглядной тьме мир и, как солнце, повсюду разливает жизнь, дает человеку силы для духовного развития, спасает всех людей, где бы они ни находились. Отсюда следует, что также Критяне могут и должны ею воспользоваться для освящения своей жизни. Она, подобно педагогу (научающая нас), отучает нас от нечестивой жизни и ее удовольствий и утверждает в благочестии, причем, однако, и мы должны помогать ей с своей стороны в этом деле (чтобы мы жили). В этой благочестивой жизни должна укреплять нас надежда на пришествие нашей великой Надежды, т. е. Иисуса Христа. Апостол называет эту надежду блаженною потому, что Христос, Которого ожидают христиане, имеет блаженство в высшей мере (ср. 1Тим. VI:15).

Под явлением (13 ст.) разумеется второе пришествие Христа (ср. 1Тим. VI:14 и 2Тим. IV:1, 8) - Великого Бога и Спасители нашего Иисуса Христа. В греческом тексте перед соответствующими этим выражениям словами μεγ. Θ. και σωτ. поставлен артикль τοῦ, а после них местоимение ἡμῶν. Из этого необходимо заключить, что выражение «Великий Бог и Спаситель Иисус Христос» обозначает одно и то же лицо, т. е. Христа. Это место, таким образом, служит свидетельством о том, что апостол Павел признавал Христа Богом.

Дал себя за нас, т. е. на смерть для нашего блага, для нашего спасения (ύπέρ).

Народ особенный Выражение это напоминает собою место из книги Исход XIX:5 и cл. Напоминанием о том, что Христос предал Самого Себя, чтобы освободить нас от грехов, Тит еще более будет обязывать христиан к тому, чтобы они вели святую жизнь: не должны же они допускать того, чтобы великая жертва Христова осталась для них бесплодною.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

14. Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

15. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.


Принесение Иисусом Христом Себя в жертву за грехи людей было также для того, чтобы люди подвизались в добре, как к тому же направлялись и все прочие дела великого домостроительства Господня о спасении нашем. Но в этом подвиге Спасителя нашего дается самый первый, урок всем искупленным Кровию Христовою – быть подобными Ему во всем, наипаче же в отвержении своих пожеланий и в служении Богу и ближним. Разъясняя сие нравственное значение явления благодати чрез страдания Христа, можно положить крепкое основание для веры и жизни по Христе. Вот почему Апостол и заповедует говорить о сем возможно чаще, при всех видах проповеди: поучительной, наставительной и обличительной, чтобы, слыша раскрытие этих глубочайших тайн, все проникались благоговением пред ними и уважением к поучающему о них. «Христос Иисус, великий Бог наш и Спаситель, искупив нас Кровию Своею, сделал из нас Себе особенный христианский народ, который тогда только может быть особенным, когда будет ревнителем добрых дел. Убеждая поучать сему, Апостол употребил три глагола: глаголи, моли, обличай (говори, увещевай и обличай). Глаголи (говори), кажется, надо относить к простому учению. Что касается моли (увещивай), то оно то же значит, что в словах: по Христе убо молим (1Кор.2:20), когда учащий и себя смиряет и уничижает, будто проситель, чтоб только приобресть того, кого убеждает. А третье обличай уместно уже после убеждения. Которые презрят умоление, те достойны обличения и заслуживают услышать: забысте утешение, еже вам, яко сыновом, глаголем (Евр.12:5). К Тимофею пиша, Апостол обличение поставил впереди умоления (2Тим.4:2). А здесь желает, чтобы учеников прежде умоляли, и тогда уже обличать, когда умоление останется бесплодным, и обличать со всяким повелением. Это относится к обличению только, а не к двум первым» (блаж. Иероним).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.


Блаженное упование есть надежда на блаженство в Царстве Небесном. Это упование благодатью Божьей вселяется в сердце истинно верующего в самом призвании, и возрождении в купели крещения. Рожденный от Духа есть чадо Божье, таким и чувствует себя в глубине своего сердца, и вместе сознает, что он и наследник Божьих обетований и блаженства в Боге (ср. Рим. 8:16-17). Таким образом, ожидание блаженства есть существенная черта во внутреннем настроении истинных христиан. Живя на земле, они с полной уверенностью ожидают получить его на небе. В этом и цель жизни христианина. Начало блаженства сейчас, после смерти тела, а полный расцвет его наступит после того, как придет во всей славе Своей Великий Бог, Иисус Христос, во второй раз на землю, для открытия вечного Своего Царства. «Для сего-то Христос за всех нас принял смерть, чтобы прекратив мучительство смерти, избавить нас (дать за нас выкуп правде Божией) от горького рабства греху, и сделать, очистив от всякого беззакония, своим собственным – отличным, обособленным от всех других, народом, любителем и ревнителем добрых дел » (Феодорит).

Вот этому и должен учить пастырь своих пасомых.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible