Скрыть
Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Этот учитель язычников, ради живущего и говорящего в нем Христа избранный наставником Церкви, знал о будущем возникновении болезни порочного красноречия и о грядущем неистовстве обольстительного и пагубного учения против здравых слов истины. Предвидел он и то, что порча нечестивых измышлений, содержащаяся в этом учении, расползаясь даже до самых оснований души, приведет к великому злу. Потому и сказал: и слово их, как рак, будет распространяться (2Тим 2:17), всегда подкрадываясь к здравым умам и заражая их превратным образом мыслей. По этой причине апостол и хотел, чтобы епископ обладал сознательной верой, умением наставлять в истинном учении и знанием доводов, позволяющих отстоять его от нечестивых, лживых и сумасбродных мнений.

О Троице

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Себя представляй образцем не одного какого-либо частного вида добра, но всех добрых дел, – в учении – чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в скромности и в слове здравом чрез да и нет. И безукоризнен будь пред теми, коих будешь учить, чтобы чужой и противник наш, хотя бы и желал сказать о нас что-либо дурное, однако посрамился бы пред слушателями своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного слова.

Послание к Титу

Ортисий Тавеннский, прп. (†380)

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Посему, человече, [всех], до последней вверенной тебе души, непрестанно увещевай и учи святому, а сам являй пример добрых дел. Остерегайся полюбить одного и возненавидеть другого; напротив, обращайся со всеми равно, а то вдруг Бог возненавидит того, кого ты предпочел, а ты возненавидишь того, кого Бог возлюбил.

Свидетельство

Августин Аврелий, блж. (†430)

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

[Павел говорит:] если речь идет о нас, нам достаточно нашей совести. Что касается вас, наше доброе имя среди вас должно не очерняться, а иметь влияние. Усвойте то, что я сказал, а также обратите внимание на различие. Совесть и доброе имя - две разные вещи. Совесть - для тебя, а доброе имя - для ближнего. Тот, кто, доверяя своей совести, пренебрегает добрым именем, жесток, особенно если рассматривать его с позиции, о которой говорит апостол, обращаясь к своему ученику: По отношению ко всем добрых дел в себе показывая образец.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Во всем показывай в себе образец добрых дел

Пусть старшие женщины поучают младших, а сам ты поучай юношей. Однако ж общим училищем и образцом добродетели пусть будет твоя светлая жизнь, как бы какое первоначальное изображение, поставленное на виду у всех, желающих научиться чему-нибудь доброму в ней.

в учительстве чистоту

Это выражение зависит от общего: показывай. Чтобы то, чему ты учишь, не было, говорит, порочно и ложно, но здраво и имело правильный смысл.

степенность

Чтобы учение не имело ничего юношеского и смущающего неразумных, но чтобы все было благочестно и достойно Бога.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Напоминание, чтоб учащий сам во всем был образцовым (Ст. 2,7-8)

Учи, говорит; но, конечно, не затем, чтоб только знали, а наипаче для того, чтоб и жили сообразно с учением. Как в сем отношении самое лучшее побуждение и указание есть пример учащего, то Апостол и прилагает:

Ст. 7-8 О всем же сам себе подавая образ добрых дел, во учении независтное, честность, нетление, слово здравое, незазорное: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас упорно

Две образцовости представлять в себе заповедует Апостол святому Титу: образцовость в жизни и образцовость в учительстве; так что все сказанное можно выразить коротко так: но, главное, будь сам образцом во всем, – и в жизни, и в учительстве.

Образцовость в жизни являема бывает богатством добрых дел: сам себя представляй образом добрых дел. «Пусть, говорит, старшие женщины научают младших, а сам ты поучай молодых людей целомудрию; для всех же пусть будет общим училищем и образцом добродетели твоя светлая жизнь, открытая всем, как бы какое первоначальное изображение, заключающее в себе все добродетели и легко представляющее примеры для всех, желающих научиться чему-либо доброму» (святой Златоуст). «Образцом предлагаемых тобою учений да будет жизнь; потому что слово, свидетельствуемое делами, делается достойным вероятия» (блаженный Феодорит). «Как должно делать то, чему учит слово, пусть показывает пример жизни» (Амвросиаст). «Для учащего никакой нет пользы – стяжать навык в научении и натереть язык в говорении, если он не будет учить более примером, чем словом. Если нецеломудренный станет убеждать слушателей к целомудрию, слово его будет слабо и бездейственно, как бы ни был он красноречив. Напротив, если он сам чист и целомудрен, то, хотя бы он был невежда в слове и косен глаголати, примером своим побудит их к преуспеянию в сей добродетели чрез подражание ему» (блаженный Иероним).

Образцовость в учительстве представлять учит Апостол и расположениями, с какими следует преподавать учение, и содержанием его.

Образцовые расположения в деле учения определяются словами: независтное, честность, нетление. – Независтное, αδιαφθοριαν – у иных: αφθοριαν, – у некоторых: αφθονιαν. Последнее дало повод перевесть по-славянски: независтное. Независтный, например, источник значит: для всех достаточный, ни для кого не закрытый, бери всякий и сколько хочешь. Независтность в учении будет: всем и всё преподать, не так, чтоб одно преподать, а другое удержать или одним преподать все, а другим часть, – а всем всё, подражая святому Павлу, который ефесянам говорил, что не обинуясь преподал им всю волю Божию. В этом значении независтность будет то же, что: целость, — как значится и в славянском под чертою, то есть для целого общества и целый корпус учения преподавай. Ибо διαφθειρειν одежду, например, значит: разодрать на части. Всячески слову: αδιαφθοριαν – надо давать особое значение, отличное от: αφθαρσιαν, – которое стоит чрез слово. Лучше всего положить, что Апостол внушает: в учении преподавай всем всё, являй себя полным источником учения, преизливающимся, жаждущим поделиться со всеми, чем полно сердце, от преизбытка коего и уста говорят, как и Спаситель сказал об учителях: всяк книжник научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая (Мф. 13:52). И не преимущественно ли надо видеть здесь указание на эту жажду учения, или неудержимое желание изливаться в слове от полноты ведения Божия, полным сердцем содержимого и любимого?

Честность, σεμνοτητα, – в учении являет учитель, когда преподает учение благоговейно, как бы пред Богом во Христе глаголя, и почтительно к слушающим, обращая к ним слово не как начальник к подчиненным, а как доброжелательный отец к детям (см.: Экумений), с кротостию и любовию. Это требует, чтобы в самом образе выражений речь поучающая соблюдала строгую важность сообразно с предметом, при всей простоте, требуемой необходимостию приспособляться к понятиям слушающих, – чтоб не было ни напыщенности, ни низости и пошлости, ни шуточных оборотов, ни утонченности, обычной в суетных мудрованиях, или, – как пишет блаженный Феофилакт, – «чтоб не было ничего юношеского, могущего рассеять неразумных и подвигнуть на смех, но чтоб все было благочестно, важно и достойно Бога».

Нетление – в учении прямо подает ту мысль, что в нем не должны быть допускаемы не только ложь, но и суемудрые предположения, растлевающие слово истины. Но как эта мысль содержится в следующих словах: слово здравое и незазорное, – то здесь под нетлением лучше разуметь нерастленное, не поврежденное страстями, расположение духа, с каким надлежит преподавать учение, чтоб не было при сем ни тщеславия, ни скверноприбыточества, ни других каких земных побуждений.

Образцовое содержание учения определяют слова: слово здравое, незазорное. – Слово здравое – есть, которое назидает, да здравствуют слушающие в вере и твердыми пребывают в здравом учении (ср.: 1:13; 9). Как тело здоровое есть то, которое, будучи неповрежденно ни в какой части, живет полною, свойственною ему жизнию, так и слово учительное здравое есть то, которое предлагает учение, неповрежденное ни в какой части и содержащее все, что предназначено ему содержать, по намерению Того, Кто ниспослал на землю сие слово истины. Такое слово и насаждает, и напаяет, и возращает веру здравую и учение здравое, догматическое (см.: Экумений). Слово незазорное, ακαταγνωστον, – то, которого ни в чем укорить нельзя, которое исправно во всех отношениях и имеет все, что иметь ему следует, по предложенным выше требованиям от него. «Слово здравое и незазорное есть слово православное, не содержащее ничего укорного» (блаженный Феофилакт).

Эту безукоризненность слова можно почесть чертою, совмещающею в себе все требуемые от него совершенства, об украшении коими слова должно простирать ревность до того, чтоб даже враг противный, – зорко следящий за ним и злобно подсматривающий, чтоб открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным в сем покушении, ничтоже имея глаголати о нас укорно. Святой Златоуст говорит: «противным Апостол называет диавола и всякого, кто ему служит. Когда и жизнь (учителя) светла, и учение соответствует ей, когда оно скромно, кротко, снисходительно и не подает противникам никакого повода к осуждению, то бывает великая и неизреченная польза. Посему весьма нужно служение слова, слова не какого-нибудь, но искусного и безукоризненного, которое не подавало бы никакого повода к нареканию желающим этого». Блаженный Иероним прилагает такое пояснение: «требуя слова незазорного, Апостол не того хочет, чтоб учитель так являл себя искусным в слове и так мудрым в жизни, чтоб ни от кого не терпел укора (были укоряемы и Апостолы, и Евангелисты от еретиков и язычников), но того, чтоб он ничего не говорил и не делал достойного порицания и укорения, хотя бы враги тщательно старались найти в нем что-либо такое, – хочет, чтоб враги, святостию жизни и учения будучи поражены, смелости не имели осуждать или сплетать что-либо правдоподобное к укорению. Пример сему показал сам Апостол, ибо говорит о своем образе действования: да отсеку вину хотящим вины (2Кор. 11:12)».

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность

О всем же сам себе подавая образ добрых дел

Во всех делах представляя собою пример и первообраз добродетели. Или: «о всем» значит: по отношению ко всякому человеку. Пусть, говорит он, жизнь твоя будет выставлена на вид, как бы некоторое изображение, заключающее в себе все прекрасное, так чтобы, взирая на него, желающие могли делать для себя снимки с него и напечатлевать в себе самих разные виды добродетели.

Во учении независтное

Т. е. показывая в учении безукоризненность, скромность. «Скромностию» называет общедоступность и невысокомерность: учитель должен вести беседу свою не так, как обыкновенно говорит начальник с подчиненными, а кротко, как отец с детьми.

Честность

Благопристойность. Как к этому слову, так и к последующим одинаково относится слово: «подавая».

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Тит должен сам подавать пример нравственно доброй жизни.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

7. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

8. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худаго.
 

Учение чрез пример есть самое плодотворное учение. Его и советует св. Апостол Павел держаться Титу, причем, кроме добрых дел общих, заповедует иметь и особые свойства учительские: полную готовность, степенность и доброе расположение, а в содержании учения – воспитательную назидательность и ни в чем неповрежденную цельность, так чтобы никто не мог укорить его ни с какой стороны.
По изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол как-бы так говорит Титу: «пусть старшие женщины научают младших, а сам ты поучай молодых людей целомудрию. Для всех пусть будет общим учителем и образцом добродетели твоя светлая жизнь, открытая всем, как-бы какое первоначальное изображение, заключающее в себе все добродетели и легко представляющее примеры для всех, желающих научиться чему-либо доброму». 
«Будь для всех учительным источником – незакрытым, вполне достойным (независтным), соблюдая строгую важность (честность) сообразно с предметом учения, достойно Бога, с добрым расположением духа, нерастленного (нетление), неповрежденного какою-либо страстью (наприм. тщеславием или корыстью)». «Безукоризненность слова можно почесть чертою, совмещающею в себе все требуемые от него совершенства, об украшении коими слова должно простирать заботу до того, чтоб даже враг противный, зорко следящий за сим и злобно присматривающий, чтоб открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным в сем покушении, ничтоже имея глаголати о нас укорное (не имея ничего сказать о нас худаго)» (преосв. Феофан).
«Слово пастыря должно быть здраво и безупречно, – говорит один новейший толковник. – Пастыри очень часто забывают совет Господа: остерегайтесь людей (Мф.10:17). Кроме врагов, есть люди с таким умом, которые имеют самое высокое понятие о священстве и соблазняются всем, что не соответствует в пастыре этому понятию. Таким образом, на пастыре Церкви более, чем на ком-либо другом, оправдывается Евангельское правило: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф.12:37).
 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.


Увещания пастыря тогда только имеют сильное влияние на пасомых, когда он подтверждает их своим примером. Поэтому и святой Павел заповедует Титу быть образцом в жизни и учительстве. «Образцом всем (2:7–8)предлагаемых тобою учений, говорит, да будет жизнь твоя, потому что слово, свидетельствуемое делами, делается достойным вероятия» (Феодорит). Образцовое учительство святой Павел характеризует следующими чертами. В учительстве наблюдай чистоту – ничего, никаких добавлений не делай к чистому учению веры, степенность – проповедуй не как начальник, а как доброжелательный отец детям, с кротостью и любовью. Это требует, чтобы в самом образе выражений речь поучающего соблюдала строгую важность сообразно с предметом, чтобы в ней не было ни напыщенности, ни низости и пошлости, ни шуточных оборотов, ни утонченности, соблюдай неповрежденность – не поврежденное страстями расположение духа тщеславием, корыстью и другими земными побуждениями.

Самое содержание образцового учительства святой Павел характеризует двумя словами слово – здравое, незазорное. Слово здравое – учительное, есть то, которое предлагает учение не поврежденное, и содержащее все, что предназначено ему содержать по намерению Того, Кто ниспослал на землю сие слово истины. Такое слово насаждает и напояет, и возвращает веру здравую, и учение здравое, догматическое (Экумений). Слово незазорное есть слово православное, не содержащее ничего укорного. Итак, пастырь Христов и своею добродетельною жизнью, и своим образцовым учительством так должен себя поставить, чтобы противник, зорко следящий за ним и злобно подсматривающий, дабы открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным, не имея ничего сказать о нас(христианах) худого.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible