Скрыть
слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Этот учитель язычников, ради живущего и говорящего в нем Христа избранный наставником Церкви, знал о будущем возникновении болезни порочного красноречия и о грядущем неистовстве обольстительного и пагубного учения против здравых слов истины. Предвидел он и то, что порча нечестивых измышлений, содержащаяся в этом учении, расползаясь даже до самых оснований души, приведет к великому злу. Потому и сказал: и слово их, как рак, будет распространяться (2Тим 2:17), всегда подкрадываясь к здравым умам и заражая их превратным образом мыслей. По этой причине апостол и хотел, чтобы епископ обладал сознательной верой, умением наставлять в истинном учении и знанием доводов, позволяющих отстоять его от нечестивых, лживых и сумасбродных мнений.

О Троице

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Себя представляй образцем не одного какого-либо частного вида добра, но всех добрых дел, – в учении – чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в скромности и в слове здравом чрез да и нет. И безукоризнен будь пред теми, коих будешь учить, чтобы чужой и противник наш, хотя бы и желал сказать о нас что-либо дурное, однако посрамился бы пред слушателями своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного слова.

Послание к Титу

Ортисий Тавеннский, прп. (†380)

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Посему, человече, [всех], до последней вверенной тебе души, непрестанно увещевай и учи святому, а сам являй пример добрых дел. Остерегайся полюбить одного и возненавидеть другого; напротив, обращайся со всеми равно, а то вдруг Бог возненавидит того, кого ты предпочел, а ты возненавидишь того, кого Бог возлюбил.

Свидетельство

Августин Аврелий, блж. (†430)

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

[Павел говорит:] если речь идет о нас, нам достаточно нашей совести. Что касается вас, наше доброе имя среди вас должно не очерняться, а иметь влияние. Усвойте то, что я сказал, а также обратите внимание на различие. Совесть и доброе имя - две разные вещи. Совесть - для тебя, а доброе имя - для ближнего. Тот, кто, доверяя своей совести, пренебрегает добрым именем, жесток, особенно если рассматривать его с позиции, о которой говорит апостол, обращаясь к своему ученику: По отношению ко всем добрых дел в себе показывая образец.

Проповеди

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 6-8 Юноши такожде моли целомудрствовати. О всем сам себе подавая образ добрых дел, во учении независтное, честность, нетление, слово здравое, незазорное: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно

Замечай, какой прекрасный порядок Апостол заповедал: наставление женщин он предоставил женщинам и старицам, а мужчин – самому Титу. - Целомудрствовати. Нет большего врага для юности, как плотская любовь. - Сам себе подавая образ. Жизнь твоя, говорит апостол Павел Титу, и пример твой пусть будет общим для всех учением. – Во учении (разумеется – показывая) независтное (не ἀφθονίαν, а ἀθιαφθορίαν – неиспорченность) – чистоту и честность, т.е. почтительность, отсутствие всякой гордости, обращая слово свое не как какой-нибудь начальник к подчиненным, но с кротостью и любовью, как к детям. - Слово здравое, слово догматов. Если учение будет иметь все эти качества, то посрамится наш противник – диавол или вообще еретик, так как не найдется никакой вины против нас.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Слово, здравое, неукоризненное

То есть православное, не содержащее ничего укоризненного.

Чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Противным называет или диавола, или всякого, кто ему служит.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Напоминание, чтоб учащий сам во всем был образцовым (Ст. 2,7-8)

Учи, говорит; но, конечно, не затем, чтоб только знали, а наипаче для того, чтоб и жили сообразно с учением. Как в сем отношении самое лучшее побуждение и указание есть пример учащего, то Апостол и прилагает:

Ст. 7-8 О всем же сам себе подавая образ добрых дел, во учении независтное, честность, нетление, слово здравое, незазорное: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас упорно

Две образцовости представлять в себе заповедует Апостол святому Титу: образцовость в жизни и образцовость в учительстве; так что все сказанное можно выразить коротко так: но, главное, будь сам образцом во всем, – и в жизни, и в учительстве.

Образцовость в жизни являема бывает богатством добрых дел: сам себя представляй образом добрых дел. «Пусть, говорит, старшие женщины научают младших, а сам ты поучай молодых людей целомудрию; для всех же пусть будет общим училищем и образцом добродетели твоя светлая жизнь, открытая всем, как бы какое первоначальное изображение, заключающее в себе все добродетели и легко представляющее примеры для всех, желающих научиться чему-либо доброму» (святой Златоуст). «Образцом предлагаемых тобою учений да будет жизнь; потому что слово, свидетельствуемое делами, делается достойным вероятия» (блаженный Феодорит). «Как должно делать то, чему учит слово, пусть показывает пример жизни» (Амвросиаст). «Для учащего никакой нет пользы – стяжать навык в научении и натереть язык в говорении, если он не будет учить более примером, чем словом. Если нецеломудренный станет убеждать слушателей к целомудрию, слово его будет слабо и бездейственно, как бы ни был он красноречив. Напротив, если он сам чист и целомудрен, то, хотя бы он был невежда в слове и косен глаголати, примером своим побудит их к преуспеянию в сей добродетели чрез подражание ему» (блаженный Иероним).

Образцовость в учительстве представлять учит Апостол и расположениями, с какими следует преподавать учение, и содержанием его.

Образцовые расположения в деле учения определяются словами: независтное, честность, нетление. – Независтное, αδιαφθοριαν – у иных: αφθοριαν, – у некоторых: αφθονιαν. Последнее дало повод перевесть по-славянски: независтное. Независтный, например, источник значит: для всех достаточный, ни для кого не закрытый, бери всякий и сколько хочешь. Независтность в учении будет: всем и всё преподать, не так, чтоб одно преподать, а другое удержать или одним преподать все, а другим часть, – а всем всё, подражая святому Павлу, который ефесянам говорил, что не обинуясь преподал им всю волю Божию. В этом значении независтность будет то же, что: целость, — как значится и в славянском под чертою, то есть для целого общества и целый корпус учения преподавай. Ибо διαφθειρειν одежду, например, значит: разодрать на части. Всячески слову: αδιαφθοριαν – надо давать особое значение, отличное от: αφθαρσιαν, – которое стоит чрез слово. Лучше всего положить, что Апостол внушает: в учении преподавай всем всё, являй себя полным источником учения, преизливающимся, жаждущим поделиться со всеми, чем полно сердце, от преизбытка коего и уста говорят, как и Спаситель сказал об учителях: всяк книжник научився Царствию Небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая (Мф. 13:52). И не преимущественно ли надо видеть здесь указание на эту жажду учения, или неудержимое желание изливаться в слове от полноты ведения Божия, полным сердцем содержимого и любимого?

Честность, σεμνοτητα, – в учении являет учитель, когда преподает учение благоговейно, как бы пред Богом во Христе глаголя, и почтительно к слушающим, обращая к ним слово не как начальник к подчиненным, а как доброжелательный отец к детям (см.: Экумений), с кротостию и любовию. Это требует, чтобы в самом образе выражений речь поучающая соблюдала строгую важность сообразно с предметом, при всей простоте, требуемой необходимостию приспособляться к понятиям слушающих, – чтоб не было ни напыщенности, ни низости и пошлости, ни шуточных оборотов, ни утонченности, обычной в суетных мудрованиях, или, – как пишет блаженный Феофилакт, – «чтоб не было ничего юношеского, могущего рассеять неразумных и подвигнуть на смех, но чтоб все было благочестно, важно и достойно Бога».

Нетление – в учении прямо подает ту мысль, что в нем не должны быть допускаемы не только ложь, но и суемудрые предположения, растлевающие слово истины. Но как эта мысль содержится в следующих словах: слово здравое и незазорное, – то здесь под нетлением лучше разуметь нерастленное, не поврежденное страстями, расположение духа, с каким надлежит преподавать учение, чтоб не было при сем ни тщеславия, ни скверноприбыточества, ни других каких земных побуждений.

Образцовое содержание учения определяют слова: слово здравое, незазорное. – Слово здравое – есть, которое назидает, да здравствуют слушающие в вере и твердыми пребывают в здравом учении (ср.: 1:13; 9). Как тело здоровое есть то, которое, будучи неповрежденно ни в какой части, живет полною, свойственною ему жизнию, так и слово учительное здравое есть то, которое предлагает учение, неповрежденное ни в какой части и содержащее все, что предназначено ему содержать, по намерению Того, Кто ниспослал на землю сие слово истины. Такое слово и насаждает, и напаяет, и возращает веру здравую и учение здравое, догматическое (см.: Экумений). Слово незазорное, ακαταγνωστον, – то, которого ни в чем укорить нельзя, которое исправно во всех отношениях и имеет все, что иметь ему следует, по предложенным выше требованиям от него. «Слово здравое и незазорное есть слово православное, не содержащее ничего укорного» (блаженный Феофилакт).

Эту безукоризненность слова можно почесть чертою, совмещающею в себе все требуемые от него совершенства, об украшении коими слова должно простирать ревность до того, чтоб даже враг противный, – зорко следящий за ним и злобно подсматривающий, чтоб открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным в сем покушении, ничтоже имея глаголати о нас укорно. Святой Златоуст говорит: «противным Апостол называет диавола и всякого, кто ему служит. Когда и жизнь (учителя) светла, и учение соответствует ей, когда оно скромно, кротко, снисходительно и не подает противникам никакого повода к осуждению, то бывает великая и неизреченная польза. Посему весьма нужно служение слова, слова не какого-нибудь, но искусного и безукоризненного, которое не подавало бы никакого повода к нареканию желающим этого». Блаженный Иероним прилагает такое пояснение: «требуя слова незазорного, Апостол не того хочет, чтоб учитель так являл себя искусным в слове и так мудрым в жизни, чтоб ни от кого не терпел укора (были укоряемы и Апостолы, и Евангелисты от еретиков и язычников), но того, чтоб он ничего не говорил и не делал достойного порицания и укорения, хотя бы враги тщательно старались найти в нем что-либо такое, – хочет, чтоб враги, святостию жизни и учения будучи поражены, смелости не имели осуждать или сплетать что-либо правдоподобное к укорению. Пример сему показал сам Апостол, ибо говорит о своем образе действования: да отсеку вину хотящим вины (2Кор. 11:12)».

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Слово здравое

Слово правое, истинное.

Незазорное

Слово безукоризненное, безупречное.

Да противный посрамится

Противный тот, кто принадлежит к противной стороне. Таков прежде всего сатана, а затем и всякий служащий ему человек. Противный посрамится, видя, как слово повсюду распространяет свой свет, и жизнь христиан во всем сообразуется с словом, и таким образом не находя возможности в чем либо их упрекнуть.

Ничтоже имея глаголати о нас укорно

Будучи лишен возможности сказать об нас что-нибудь дурное и не имея силы ни унизить нас, ни похулить.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Тит должен сам подавать пример нравственно доброй жизни.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

7. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

8. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худаго.
 

Учение чрез пример есть самое плодотворное учение. Его и советует св. Апостол Павел держаться Титу, причем, кроме добрых дел общих, заповедует иметь и особые свойства учительские: полную готовность, степенность и доброе расположение, а в содержании учения – воспитательную назидательность и ни в чем неповрежденную цельность, так чтобы никто не мог укорить его ни с какой стороны.
По изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол как-бы так говорит Титу: «пусть старшие женщины научают младших, а сам ты поучай молодых людей целомудрию. Для всех пусть будет общим учителем и образцом добродетели твоя светлая жизнь, открытая всем, как-бы какое первоначальное изображение, заключающее в себе все добродетели и легко представляющее примеры для всех, желающих научиться чему-либо доброму». 
«Будь для всех учительным источником – незакрытым, вполне достойным (независтным), соблюдая строгую важность (честность) сообразно с предметом учения, достойно Бога, с добрым расположением духа, нерастленного (нетление), неповрежденного какою-либо страстью (наприм. тщеславием или корыстью)». «Безукоризненность слова можно почесть чертою, совмещающею в себе все требуемые от него совершенства, об украшении коими слова должно простирать заботу до того, чтоб даже враг противный, зорко следящий за сим и злобно присматривающий, чтоб открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным в сем покушении, ничтоже имея глаголати о нас укорное (не имея ничего сказать о нас худаго)» (преосв. Феофан).
«Слово пастыря должно быть здраво и безупречно, – говорит один новейший толковник. – Пастыри очень часто забывают совет Господа: остерегайтесь людей (Мф.10:17). Кроме врагов, есть люди с таким умом, которые имеют самое высокое понятие о священстве и соблазняются всем, что не соответствует в пастыре этому понятию. Таким образом, на пастыре Церкви более, чем на ком-либо другом, оправдывается Евангельское правило: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф.12:37).
 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.


Увещания пастыря тогда только имеют сильное влияние на пасомых, когда он подтверждает их своим примером. Поэтому и святой Павел заповедует Титу быть образцом в жизни и учительстве. «Образцом всем (2:7–8)предлагаемых тобою учений, говорит, да будет жизнь твоя, потому что слово, свидетельствуемое делами, делается достойным вероятия» (Феодорит). Образцовое учительство святой Павел характеризует следующими чертами. В учительстве наблюдай чистоту – ничего, никаких добавлений не делай к чистому учению веры, степенность – проповедуй не как начальник, а как доброжелательный отец детям, с кротостью и любовью. Это требует, чтобы в самом образе выражений речь поучающего соблюдала строгую важность сообразно с предметом, чтобы в ней не было ни напыщенности, ни низости и пошлости, ни шуточных оборотов, ни утонченности, соблюдай неповрежденность – не поврежденное страстями расположение духа тщеславием, корыстью и другими земными побуждениями.

Самое содержание образцового учительства святой Павел характеризует двумя словами слово – здравое, незазорное. Слово здравое – учительное, есть то, которое предлагает учение не поврежденное, и содержащее все, что предназначено ему содержать по намерению Того, Кто ниспослал на землю сие слово истины. Такое слово насаждает и напояет, и возвращает веру здравую, и учение здравое, догматическое (Экумений). Слово незазорное есть слово православное, не содержащее ничего укорного. Итак, пастырь Христов и своею добродетельною жизнью, и своим образцовым учительством так должен себя поставить, чтобы противник, зорко следящий за ним и злобно подсматривающий, дабы открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным, не имея ничего сказать о нас(христианах) худого.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible