Скрыть
зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Что Церковь не может ни быть вне себя, ни рассечься или разделиться сама против себя, но что она представляет единство нераздельного и целостного дома, это объясняет свидетельство священного Писания… Здесь таинственно возвещается, что в одном только доме, то есть в Церкви, должны собираться те, которые готовятся к победе и желают избежать погибели мира, а кто из собранных выйдет вон, то есть, получив благодать в Церкви, отступит и выйдет, тот будет сам себе повинен, то есть самого себя должен винить за свою погибель, и такового, по ясному учению и заповеди апостола Павла, надлежит избегать, как еретика, развращенного, согрешающего и самоосужденного.

Послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Ведь такой человек, для которого нет ни достоверной истины, ни лжи, - извращен в уме своем и грешит, так как отведал истину, и возвратился вспять: и тем самым, что уходит и приходит, сам себя осуждает, то есть подвергает себя должному осуждению.

Послание к Титу

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Еретик осуждает сам себя, когда из кафолической Церкви сам себя изгоняет и уходит из собрания святых, хотя никто не принуждает. Ведь он сам - тот, кто по своему решению отделяется от всех, - показывает, что он навлекает на себя от всех. Сам, говорю, осуждает себя еретик, потому что, в то время как все преступные люди изгоняются из христианского сообщества решением епископа, еретик, упреждая голоса всех, голосом своей воли низвергается.

Проповеди

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 10-15 Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь, тамо бо судих озимети. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни. Целуют тя со мною сущии вси. Целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь

Но в другом месте Апостол говорит: еда како даст им Бог покаяние (2Тим. 2:25); зачем же в этом месте он повелевает отвращаться? Там он говорит о таких, на исправление которых еще имеется надежда, а здесь о неизлечимо больных. – Есть самоосужден. Не может выставить в свою защиту то, что никто ему не говорил, никто его не вразумлял, – не имеет никакого оправдания, – осуждается сам собою, своею совестью. – Потщися приити ко мне. Зачем Апостол опять призывает к себе Тита, когда он поставил его в Крит? Чтобы больше приготовить его и дать совет, что нужно сделать. Никополь – городво Фракии, близ Македонии. Отсюда видно, что Павел написал послание в то время, когда находился в Македонии и Ахаии. – Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, так как им еще не были вручены церкви. Зина – знаток иудейских законов, а Аполлос – муж великий, красноречивый и сильный в писаниях. - Да ничтоже им скудно будет. Снабди их в достаточном количестве, вероятно, пищею и одеждою. - Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования. Здесь Апостол имеет в виду учение, или вообще пособие, как бы так говоря: и они пусть проявляют человеколюбие по отношению к нуждающимся, пусть благодетельствуют им, нуждаются ли те в учении или в чем-нибудь другом необходимом. - Да не будут безплодни. Апостол Павел хочет больше принести пользы самим дающим, чем получающим. – Целуй любящыя ны в вере, т.е. любящих самого Апостола, или вообще верующих; в вере точнее – чрез веру. Аминь.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

ст. 10-11 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Как же Павел в другом месте говорит: не даст ли им Бог покаяние (2Тим. 2:25)? Там он говорил о людях, подающих надежду на исправление; а здесь говорит о неисправимом еретике, совершенно развращенном, который осужден сам собой, то есть безответен. Ибо он не может сказать: никто не вразумил меня, никто не научил. Итак, если после увещания он упорствует в одном и том же, он сам осудил себя.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ведый, яко развратися таковый, согрешает, и есть самоосужден

Причина, почему, после двукратного вразумления еретика, не следует более им заниматься та, что: развратися и согрешает. — Развратися εξεστραπται, — вконец развратился; воспринял превратный ум, с которым ничего не поделаешь потому что он потерял способность видеть истину, быв наполнен противными ей предубеждениями. Усвоенные им ложные начала омрачают очи его, и он среди дня не видит света, его окружающего и всех других просвещающего.

Согрешает, αμαρτανει, — обыкновенно употребляется о грехах нравственных, или о нарушении заповедей. Но здесь говорится о ложном учении, в отношении к которому грехом можно считать непокорность ясным указаниям слова Божия или противление ясно выраженной воле Божией, — упорство во лжи в угодность своеличным предубеждениям, несмотря на противоречие ее ясной истине Божией. Согрешает — будет: упорно остается в своем заблуждении, несмотря ни на какие вразумления.

И есть самоосужден. Как самоосужден, когда не сознает своей ошибки? Может быть, это то же значит, что сам виноват; говорили, вразумляли, — не хотел слушать, — и пожинай плоды упорства, — кто виноват? Плод же упорства в ереси есть потеря Царствия Божия. В другом месте Апостол, перечислив дела плотские, в числе которых поставлены и ереси, заключил: таковая творящии Царствия Божия не наследят (Гал. 5:21). Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению Царствия, — не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси, несмотря на изобличение излюбленной им лжи. Здесь пока он не видит и не слышит такого над собою приговора. Но можно, при слове Апостола, переноситься мыслию к последнему суду, где еретик сам увидит свою ошибку и сам себя осудит, что видя не видал, не имея что сказать в свое оправдание. В таком случае самоосужден — будет то же, что безоправдателен, ничего не имеющий сказать в свое оправдание (см.: Экумений).

По-гречески стоит: согрешает, будучи самоосужден, ων αυτοκατακριτος. Это подает ту мысль, что совесть осуждает его (см.: Экумений) за несогласие с истиною очевидною, а он не слушает совести, стыдясь уступкою посрамиться. Он приносит в жертву своему самолюбию ясно сознаваемую истину и грешит, идя против совести. Между еретиками не все таковы; но между противящимися истине не малое число есть таких, к которым приложим такой приговор.

Толкование на послание к Титу

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:9-13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1Тим.1:19-20; 2Тим.2:16-18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия (1Кор.11:21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор.15:34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим.2:16-18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит.3:10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5; 1Кор.11:31-32; 2Кор.10:7,17,18; Рим.14:2,10,12,13; Иак.4:12; Иак.2:13; Гал.6:1,2-5.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Ведый, яко развратися таковый

Совершенно извратился, совершенно испортился и страдает неизлечимою болезнию.

И согрешает

Насколько он упорствует, настолько согрешает. Посему не подавай ему повода к продолжению греха.

И есть самоосужден

Не может он сказать, что никто не изобличил его, когда он сбивался с прямаго пути, и что никто не вразумил его.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Если при этом еретики (т. е. люди, уклонившиеся на путь заблуждения, выбирающее из христианского учения только то, что им нравится и даже искажающие христианское учение и увлекающие за собою других) будут мешать ему, вызывать его на состязание, то Тит должен удаляться от них, предварительно раз и два обратившись к ним с увещанием. Раз они этого увещания не слушают - значит, они люди окончательно развращенные, на исправление которых нет никакой надежды.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.


Об отношении к еретикам Апостол говорит, что их после первого и второго вразумления должно отрицаться, т. е. их должно устранять прочь из состава Церкви, как не подающих надежды на обращение, закоренелых в своих предубеждениях и обрекших себя на погибель в жизни вне Церкви и ее спасительных таинств и вечной блаженной жизни.
По изъяснению св. И. Златоуста, Апостол говорит здесь как-бы так: «Когда кто-нибудь развратился до такой степени, что никаким образом не решается переменить своего мнения, то для чего тебе трудиться, напрасно сея семя на камени, тогда как можно употребить этот усердный труд для своих, беседуя с ними о милосердии и других добродетелях? О людях, подающих надежду на исправление и только оказывающих сопротивление (можно позаботиться); а когда кто-нибудь (держится ереси) явно и открыто пред всеми, то для чего напрасно спорить с ним, для чего бить воздух?»

«Развратися –
по изъяснению преосв. Феофана,– значит воспринял превратный ум, с которым ничего не поделаешь, потому что он потерял способность видеть истину, быв наполнен предубеждениями. Усвоенные им ложные начала омрачают очи его, и он среди дня не видит света, его окружающего и всех других просвещающего! Согрешает он непокорностию ясным указаниям Св. Писания, упорствуя во лжи. И есть самоосужден (будучи самоосужден). Это подает ту мысль, что совесть его осуждает его за несогласие с истиною, но он не слушает ее, стыдясь уступкою посрамиться. Он приносит в жертву своему самолюбию ясно сознаваемую истину и грешит, идя против совести. Еретик, упорно стоящий в ереси, сам себя приговаривает к лишению Царства (Гал.5:2)». 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об отлучении (анафематствовании).


Мф.18:16-18. Из этих слов видно, что Сам Господь установил отлучение от Церкви преслушников её. Апостолы так и поступали: 1Кор.5:5; 1Тим.1:20; в особенности они повелевали отвращаться и анафематствовать (отлучать) еретиков: Тит.3:10-11; Иуд.1:18-19; Гал.1:8; когда же отлученный раскаивался, то получал прощенье: 2Кор.2:7-8. Церковь составляют не одни миряне, но и пастыри: Мф.18:17, и власть вязать и разрешать, а, стало быть, и отлучать дана не мирянам, а пастырям: Мф.16:19; Ин.20:23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О царстве Божием.

Лк.14:17-23. Главная мысль этой притчи та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царствия Божия, стало быть, нам нужно внимательно смотреть за собою: Лк.21:34; но также отказываются от Царства Божия непослушные Церкви и заблуждающиеся в вере: Мф.18:18; Тит.3:10-11.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
 

А как поступать с еретиком?

Еретик совсем не то, что безвредный спорщик-совопросник. Учение второго только бесполезно, а первого – вредно. Такого нельзя пропустить без внимания, но в надежде, не даст ли ему Бог покаяния к познанию истины (см. 2Тим. 2:25), поспешить обратиться к нему с вразумлением, и если первое вразумление окажется безуспешным, повторить его, а если и это будет безуспешно, то придется от него отказаться, сказав ему решительно: ты не наш, отойди прочь от нас. Потому так нужно после двукратного вразумления, поступить с еретиком, что он, очевидно, развратился – потерял способность видеть истину, будучи полон противных убеждений, и потому грешит, упорно остается в своем заблуждении, несмотря ни на какие вразумления. В совести своей он осужден за несогласие с истиною, но все-таки не слушает ее голоса, стыдясь унизить себя уступкою. Таким образом, он приносит в жертву своему самолюбию ясно сознаваемую истину, и грешит, идя против совести.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible