Скрыть
Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 13-14 Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны

Пусть не ждут, чтобы нуждающиеся приходили к ним, а пусть сами заботливо отыскивают нуждающихся в их помощи. Так печется тот, кто истинно печется; он особенно и с великим усердием исполняет это дело. Подлинно, благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько дающим, так как благодеяния доставляют им дерзновение пред Богом.

Толкование на послание к Титу

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 10-15 Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь, тамо бо судих озимети. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни. Целуют тя со мною сущии вси. Целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь

Но в другом месте Апостол говорит: еда како даст им Бог покаяние (2Тим. 2:25); зачем же в этом месте он повелевает отвращаться? Там он говорит о таких, на исправление которых еще имеется надежда, а здесь о неизлечимо больных. – Есть самоосужден. Не может выставить в свою защиту то, что никто ему не говорил, никто его не вразумлял, – не имеет никакого оправдания, – осуждается сам собою, своею совестью. – Потщися приити ко мне. Зачем Апостол опять призывает к себе Тита, когда он поставил его в Крит? Чтобы больше приготовить его и дать совет, что нужно сделать. Никополь – городво Фракии, близ Македонии. Отсюда видно, что Павел написал послание в то время, когда находился в Македонии и Ахаии. – Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, так как им еще не были вручены церкви. Зина – знаток иудейских законов, а Аполлос – муж великий, красноречивый и сильный в писаниях. - Да ничтоже им скудно будет. Снабди их в достаточном количестве, вероятно, пищею и одеждою. - Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования. Здесь Апостол имеет в виду учение, или вообще пособие, как бы так говоря: и они пусть проявляют человеколюбие по отношению к нуждающимся, пусть благодетельствуют им, нуждаются ли те в учении или в чем-нибудь другом необходимом. - Да не будут безплодни. Апостол Павел хочет больше принести пользы самим дающим, чем получающим. – Целуй любящыя ны в вере, т.е. любящих самого Апостола, или вообще верующих; в вере точнее – чрез веру. Аминь.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны

Как бы так говорит: мне можно было бы и иначе сделать не нуждающимися упомянутых, но я не желаю, - для того, чтобы наши, то есть те, которые около тебя, научились бы из того, что ты снабдишь их необходимым на дорогу, упражняться в добрых делах, то есть заботиться о нуждающихся - и в деньгах, и в словах, и во всем другом, не для того, чтобы нуждающиеся получили такую пользу от того, но чтобы сами они пользовались плодами своего человеколюбия по отношению к ближним. Ведь и Господь, напитавший пять тысяч, конечно, мог всегда питать и Себя, и учеников, однако Он пожелал получать пропитание от женщин, чтобы они получили пользу. Так и по отношению к нам, не столько бедным приносится польза от нашего подаяния, сколько нам от них. Бедные - для нас источник прощения грехов и дерзновения пред Богом.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни

Написал: снабди всем нужным; а где взять? Тит, как и все веропроповедники, конечно, ничего не имел. Так мог подумать читающий. Апостол указывает источник: это пусть сделают наши, — то есть верующие критяне. Пусть учатся добрым делам, помогая в нуждах всем нуждающимся. Но если всем, то тем паче труждающимся в проповеди. Действуя так, они плод покажут веры и благодати, и плод сей им же самим обратится в пользу. Блаженный Иероним, сказав, что сими словами святой Павел дает ответ на возможный вопрос: откуда взять Титу нужное? — прибавляет: «нашими, своими назвал Апостол уверовавших во Христа, которые, поколику Христовы суть, могли справедливо быть названы Павловыми и Титовыми. Имеешь, говорит как бы Апостол, власть над учениками; учи же их не быть бесплодными, но пусть послужат Евангелистам и мужам Апостольским, занимающимся спасительными трудами проповеди, — и послужат не во всем, а в нужных потребностях, которые определяются так: имуще пищу и одежду сими довольна будем (ср.: 1Тим. 6:8). Ибо служащие алтарю от алтаря должны и питаться, и сделавшиеся причастными наших духовных благ должны делать нас причастниками своих вещественных благ. На случай, чтоб критяне не оказали невнимания к сим словам Послания или к внушениям Тита, Апостол называет бесплодными тех, которые не хотят послужить Евангелистам от имений своих. А о бесплодных написано: всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают (ср.: Мф. 7:19). И еще: сеяй скудостию, скудостию и пожнет (2Кор. 9:6). Не хотеть доставлять потребное Апостольским мужам и Евангелистам Христовым, — значит обличить себя в бесплодности». Апостол внушает Титу, — пишет блаженный Феодорит: «научи уверовавших иметь попечение о телесных услугах тем, кому вверено учить Божественному. Ибо им надлежит приносить и таковые плоды».

«Видишь ли, — продолжает ту же речь святой Златоуст, — как Апостол заботится больше о верующих подающих, чем о проповедниках принимающих? Можно было бы снабдить их и чрез многих других, но я, говорит, забочусь о наших. Ибо что пользы, скажи мне, если бы другие собирающие сокровища питали учителей? Нашим тогда не было бы никакой пользы; они остались бы бесплодными. — Скажи мне, Христос, напитавший пятью хлебами пять тысяч и семью — четыре тысячи, разве не мог пропитать Себя и бывших с Ним? Для чего же Он принимал пищу от жен? Хождаху по Нем жены, говорит Писание, и служаху Ему (ср.: Мк. 15:41). Он делал это для научения нас тому, что Он печется о делающих благодеяния. Так же Павел, помогавший своими руками другим, разве не мог не принимать пропитания ни от кого? Но смотри, как он принимал и просил,— и вот для чего: не яко ищу даяния, говорит он, но ищу плода множащагося в слово ваше (Флп. 4:17)».

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни

Под «нашими» он разумеет верных в Крите. Ну, так ты, говорит Апостол, тех двоих собери в путь. А которые остаются при тебе в качестве учеников, пусть учатся упражняться в добрых делах, в случае самых необходимых нужд, т. е. чтобы они приучились заботиться о добрых делах, об удовлетворении необходимых нужд тех, кто в чем нуждается. Попечение же о добрых делах должно выражаться в том, чтобы (совершающий их) сам шел на встречу нужде, а не ждал дома, когда кто явится с просьбою о чем-либо: потому что если ждать, когда кто о чем нибудь попросит, а иной не явится или от стыда или просто по неуверенности в удовлетворении его просьбы, в таком случае благодетели окажутся безплодными и безполезными.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь

В заключение апостол дает некоторые поручения Титу, посылает ему приветствия от своих споспешников и просит передать привет всем любящим Павла. В конце он призывает благословение Божие на всех читателей послания.

Зина законник (ст. 13), т. е. человек, раньше занимавшийся изучением закона Моисеева.

Тихик - см. Деян 20:24.

Артема - имя, упоминаемое только здесь.

Аполлос - см. Деян 18:24.

Любящих в вере, т. е. верующих христиан, которые любят апостола.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

О помощи проповедникам Евангелия Апостол говорит, не требуя, но научая и даже только советуя научиться сему, как учатся и всем добрым делам, среди которых удовлетворение насущных нужд вообще составляет необходимость, а помощь проповедникам – необходимость неотложную, избраннейшую, святейшую, за удовлетворение коей может быть особая великая награда. «Видишь, – говорит св. И. Златоуст, – как Апостол больше заботится о верующих подающих, чем о принимающих? Можно было бы снабдить их и чрез многих других, но я, говорит, забочусь о наших». По изъяснению блаж. Иеронима, нашими, своими, Апостол называет уверовавших во Христа, которые, поколику Христовы суть, могли справедливо быть названы Павловыми и Титовыми. Имеешь, говорит как-бы так Апостол, власть над учениками; учи их не быть бесплодными, но пусть послужат Евангелистам и мужам апостольским, занимающимся спасительными трудами проповеди, и послужат не во всем, а в нужных потребностях, которые определяются так: имуще пищу и одежду, сими довольни будем (1Тим.6:8). Ибо служащие алтарю от алтаря должны и питаться, и сделавшиеся причастниками наших духовных благ должны делать нас причастниками своих вещественных благ. На случай, чтобы Критяне не оказали невнимания к сим словам послания или внушениям Тита, Апостол называет бесплодными тех, которые не хотят послужить Евангелистам от имений своих. А о бесплодных написано: всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф.7:19). И еще: сеяй скудостию, скудостию и пожнет (2Кор.9:6).
 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14 Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

Святой Павел советует Титу, для снабжения Зины и Аполлоса, самым необходимым, то есть пищей и одеждой (ср. 1Тим. 6:8), привлечь к тому наших – верующих во Христа, то есть критян, чтобы они приносили плод благий, упражняясь в добрых делах благотворения и милосердия, ибо бесплодное дерево рубят и бросают в огнь (см. Мф. 7:19, ср. 2Кор. 9:6).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible