Скрыть
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-7 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни

Когда же не правосудие Божие, но благосклонность человеколюбия Его явилась над всеми людьми; - не по делам праведности, кои совершали мы, ибо мы творили дела беззакония, выше мною перечисленные, - но по милости Своей оживотворил нашу скрытую мертвость, и чрез омовение водное возродил нас в обновлении Духа Святаго, - Коего излил на нас обильно, то есть когда он вдохнул Его в Апостолов (Ин. 20:22) и роздал Его в огненных языках (Деян. 2:2-4), а также некоторые пророчествуют посредством Него, некоторые истолковывают чрез Него, другие совершают при помощи Его различные чудеса (1Кор. 12:1 дал.): - чтобы, - кроме всех, приступивших и приступающих к крещению для получения в нем очищения, - и мы также получили оправдание благодатью Его, не по делам, но чрез самое крещение - и наследниками стали, после очищения нашего - наследниками не в земле, текущей медом и молоком, но в надежде жизни во веки веков.

Послание к Титу

Василий Великий, свт. (†379)

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Ибо одна жертва - Христос и мертвость святых по Христе; одно кропление - баня возрождения; одно умилостивление за грех - излиянная за спасение мира кровь Спасителя.

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Кто же рождается от Духа и кто создается от Духа, если не тот, кто обновляется духом своего разума? Это тот, кто возрождается водою и Духом Святым, так как через омовение возрождения и обновления Духа Святого мы получаем надежду жизни вечной. И в другом месте апостол Петр говорит: Вы крещены Духом Святым (Деян 11:16). Итак, кто же крещен Духом Святым, как не тот, кто возрождается через воду и Духа Святого? Следовательно, Господь сказал о Святом Духе: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). И таким образом Он определил, что мы в последующие времена возрождаемся от Того же, через Которого, как Он говорил, мы возрождались во времена предыдущие.

О Святом Духе. Книга 3

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Увы, так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении; ведь это - подлинно новое бытие. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, снова воздвигает и возобновляет, так поступил и Он - не подправил нас, но переустроил заново.

Толкование на послание к Титу


И тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). Возлюбленные, не проходите, не приняв во внимание этого таинства. Ибо у меня есть другое объяснение этого слова. Я сказал, что эти кровь и вода - символ крещения и таинств. Из того и другого произошла Церковь банею возрождения и обновления Святым Духом - через крещение и через таинства. Но символы крещения и таинств - из ребра. Таким образом, из этого ребра Христос создал Церковь, как из ребра Адама была создана Ева.

Огласительные гомилии

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по всей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго

См. Толкование на Тит. 3:3

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

ст. 5-6 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости

Он спас нас не по делам, которые мы сделали, иначе сказать: мы и дел, достойных оправдания, не сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать Его.

Банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего

Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает возрождение и обновление, второе рождение и новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь: так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? Которого излил, говорит, на нас обильно. Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того, как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это совершилось чрез Иисуса: Он посредник и податель всех благ.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго

Так вот каковы были мы до веры и благодати когда жили в рабстве похотям и сластям. Теперь же мы инаковы и есмы и должны быть. Ибо благодать избавила нас от того рабства, обновив естество наше в купели крещения и обязав жизни, по духу и силе его обновления.

Благодать, χρηστοτης,— благостыня, — и человеколюбие Спаса нашего Бога — явились в воплощенном домостроительстве, «чрез вочеловечение Единородного, когда Единородный Сын Божий, воплотившись и нам во всем став подобным» (Экумений и блаженный Феофилакт) совершил и устроил все потребное для нашего спасения. Явися - указывает на устроение спасения в Господе Иисусе Христе; а приложение его к каждому из нас, верующих, или явление силы его в нас ниже означается в словах: спасе нас банею пакибытия. Слова: Спаса нашего Бога — возводят к Богу Отцу: ибо ниже говорится, что сей Бог Спас наш спас нас чрез обновление Святаго Духа, Егоже излия Иисус Христом. «Тщательнее вникнув,— пишет блаженный Иероним, — найдем в сем отделеньице явственнейше Пресвятую Троицу. Благостыня и человеколюбие Спаса нашего Бога, не Другого, как Бога Отца, чрез баню пакибытия и обновление Духа Святаго, Которого излил Он на нас чрез Иисуса Христа, праведными нас сделали для наследия жизни вечной. Спасение верующих есть таинство Пресвятой Троицы». То же и у Феодорита.

Не от дел праведных, ихже сотворихом мы. Устроение спасения вызвано не добродетелями нашими великими, а напротив крайнею нашею худобою и беспомощностию. Благость Божия не потерпела оставить нас в руках падения и погибели нашей – и благоволила устроить нам дивный образ спасения. Одно только преимущество было за нами, — то, что мы — творение всеблагого, премудрого и всемогущего Бога, не раскаивающегося в дарованиях Своих. И это привлекло благость к нам Божию, устроившую спасение наше. Но не одно общее устроение спасения, но и призвание каждого к получению сего спасения тоже есть не плод ценных дел наших, но дело благости Божией. Из всех опытов призвания только Корнилий-сотник призван потому, что молитва и милостыни его дошли до Бога; но то был особенный, промыслительный случай для проложения пути к принятию в лоно Церкви овец, кои не были от двора Израилева. Общий же порядок призвания есть дело благости, как в начале, так и теперь, так и до конца века. Надобно, однако ж, строго различать призвание к устроенному спасению и содевание спасения тем способом, как оно устроено. С момента внятия призванию и первого по нему шага начинается уже участие в содеянии спасения и собственного труда и усилия, которое и идет об руку с благодатию до самого окончательного совершения спасения. Всё от благости; но Божия благость непоблажлива.

Но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия. Сие говорит не на спасение других смотрящий, а сам восприявший спасение. В чувстве спасения благодарными устами возвещает: спасе. От чего спасе? От всех худоб, о коих говорено выше, и от рабства похотям и сластям, под игом коего стенали мы. Спасе нас, — кого нас? Всех уверовавших в Господа Иисуса Христа. «Наименовав себя и Апостолов, святой Павел разумел всех уверовавших во Христа, показывая, каковы они были до возрождения в бане животворной и какими стали после того» (блаженный Иероним). Как спасе? Банею пакибытия и обновления Духа Святаго. «Увы! — взывает святой Златоуст. — Так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Это подлинно было новое рождение, нового бытия получение. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, сполна воздвигает и возобновляет, так поступил и Он — Спас наш: не поправил нас, а воссоздал сполна. Это означают слова: и обновления Духа Святаго. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Святым Духом. Столь великую имеем мы нужду в благодати!»

Толкование на послание к Титу

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Итак, верно слово, что Бог спасает нас не за дела наши, но единственно по Своей милости, хотя христианство, как совершеннейшая вера, требует непременно и сообразных вере дел.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Тит.3:5: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости.

Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем (1Кор.15:1-2), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

Оружие правды


О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Крещение не просвещает, не обновляет, потому что когда были крещены киевляне, то бежали за идолом Перуном и кричали: «выдыбай боже!» (Дий Мазаев, «Баптист», 1910, стр. 58).

Православный ответ:

во 1-х, здесь не сказано, что бежавшие киевляне были христиане крещенные, а не язычники; во 2-х, и в апостольские дни обновленные крещением и получившие Духа верующие, тяжко согрешали прежними своими недугами, например, Симон Волхв (Деян.8:13-24). А что крещение обновляет, видно из Деян.2:38; Рим.6:4; Тит.3:5.

Оружие правды


О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Баптист (Савельев), разбирая слова: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), утверждает,

а) что родиться не значит креститься,

Православный ответ: Рим.6:4; Кол.2:11-12; Тит.3:5. Крещение есть новое рождение, обновление, возрождение, воскрешение для жизни новой, благодатной.

Сектанты говорят: б) а значит очиститься чрез Слово Божие, как сказано «вы очищены чрез слово, которое Я проповедовал вам» (Ин.15:3).

Православный ответ: Очищаться можно много раз, а родиться только однажды. Значит, под крещением (духовным рождением) нельзя разуметь исключительно одно очищение, но и благодатное привитие к лозе – Христовой Церкви (Ин.15:1).

Сектанты говорят: в) под водой, как ясно видно из беседы с Самарянкой, Христос разумел учение, ибо сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век» (Ин.4:14).

Православный ответ: Здесь не говорится о рождении от воды, а о питии живой воды, т.е. о питии благодати, как ясно из Ин.7:38-39, а в крещении вещественная вода необходима (Деян.8:36,38-39).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас

Он спас и оправдал нас не за дела, совершенныя нами по требованию правды законной согласно с добродетелию и вообще правильно, не от дел, «ихже сотворихом мы»; потому что мы и не совершили их (да и как это возможно, когда мы были полны таких грехов?), но «по своей Его милости», так как Он милосерд и сострадателен. Далее он указывает и самый образ спасения.

Банею паки бытия

Чрез святое крещение, которое, как Богом дарованное очистилище, омывает всяческую нечистоту всеобщаго первороднаго греха и, подобно матери, таинственно возраждает крещаемых и из ветхих делает новыми. Почему он далее и прибавил:

И обновления Духа Святаго

И чрез обновление духовное. Как нельзя поддержать дом, совершенно обветшавший, если он не будет весь переделан вновь: так точно поступил и с нами, обветшавшими и разслабевшими от грехов, величайший художник-строитель Бог. Он не поправил только нас, всецело поврежденных, но пересоздал и всецело обновил: ибо это-то и есть в собственном смысле обновление.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-7 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни

Быть снисходительными по отношению к неверующим должно побуждать христиан безмерное человеколюбие Бога по отношению к ним самим. Ибо когда открылась божественная доброта (благодать - crhstothV) и человеколюбие Божие (здесь, как и во второй главе 11 стихе, разумеется не факт боговоплощения, а распространение Евангелия Христова по всему миру и, в частности, в Крите), то Бог спас нас не в силу наших заслуг, но единственно по Своему милосердию. Отсюда следует, что и мы, подражая Богу, должны обнаруживать расположение к язычникам и тогда, когда они этого вовсе не заслуживают. При этом апостол, чтобы произвести еще большее впечатление на души верующих, велит Титу напомнить им о том, что они посредством крещения (банею возрождения ср. Еф. V:26) очистились от грехов и обновились, сделались новою тварью, а затем (через другое таинство - миропомазание - обновление Святым Духом) получили дары Святого Духа в изобилии, чтобы сделаться хотя только De jure (по упованию) наследниками вечной жизни, т. е. со временем получить ее в свои владение.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом.

6. Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего,

7. чтобы, оправдавшись Его благодатью мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

 

О явлении благодати и обновлении людей вторично говорит, чтобы снова возбудить их к достойной жизни и надеждам на будущие блага в вечной жизни.
«Тщательнее вникнув, –пишет блаж. Иероним, – найдем в сем отделеньице явственнейше Пресвятую Троицу. Благостыня (благодать) и человеколюбие Спаса нашего Бога, не другого, но Бога Отца, чрез баню пакибытия(возрождения) и обновления Духа Святого, Которого излил Он на нас чрез Иисуса Христа, праведными нас сделали для наследия жизни вечной». «Увы – взывает св. Иоанн Златоуст: – так глубоко были мы погружены в зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Это подлинно было новое рождение, нового бытия получение. Он – Спас наш; не поправил нас, но воссоздал сполна. Это означают слова: обновление Духа Святого. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Святым Духом. Столь великую имеем мы нужду в благодати. Тот, Кто избавил нас от такового беззакония и таких зол, без сомнения, подаст нам и будущие блага, если мы пребудем в благодати, ибо все совершается одним и тем же Промыслом. Что значить: по упованию? Как возуповали, так и получим». «Только бы ревность не перестала о том, чтоб быть праведными и святыми, и преуспевали в том. Даром призваны к наследию, даром снабжены силами, чтоб дойти до него: но дается оно не даром, а комуждо по делом» (преосв. Феофан).
Достойно замечания, что крещение называется банею пакибытия (возрождения) не только в Свящ. Писании (Еф.5:26), но и у многих св. отцов, наприм., у св. Иустина Философа (в 1 Апол.). «Крещение называется банею, – говорить св. Климент Александрийский, – потому, что мы чрез него омываемся от грехов» (см. о сем подробнее у М. Троицкого, стр. 248–250).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,


Но несмотря на полное извращение в грехе нашей природы, Бог определил спасти нас от окончательной погибели. Явилась благодать и человеколюбие Егов воплотившемся на земле Сыне Его, Спасителе нашем, по существу Своему Боге, Который и спас нас не за добродетели наши, которых и не было у нас, а за то, что мы, творение всеблагого, премудрого и всемогущего Бога, пали и погибали, поэтому Он, по Своей исключительной милости, спас нас от рабства похотям и сластям, под игом которых мы стонали до принятия веры Христовой. Как спас? Банею пакибытия и обновления Духа Святого. Так глубоко погружены были мы во зло, что сами не могли уже очиститься, нам нужно было возрождение. Его и получили мы в купели (бане) возрождения (пакибытия). «Это подлинно было новое рождение, нового бытия получение, Он не поправил нас, а воссоздал сполна. Это означают слова и обновления Духа Святого. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Святым Духом» (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible