Скрыть
И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6 И постыдятся всадницы коннии и дом Иосифов спасу. Всадники суть враги Иудеев Греки, владевшие Сириею; домом Иосифовым. Пророк называет колено Ефремово и прочие колена, бывшие под властью царей самарийских. Им-то Бог обещает избавление от нашествия Греков и возвращение с победою в Иерусалим; им говорит, что примут помощь свыше от Господа, Его силою преодолеют и посрамят всадников конных, и победою над ними прославятся подобно Иисусу Навину, мужу крепкому из того же колена Ефремова, истребителю Хананеев.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3–5 Против пастырей воспламенился гнев Мой, и на козлов Я устремлюсь, ибо посетит Господь воинств стадо Свое, дом Иуды, и поставит их, как коня славы Своей на войне. От Него – краеугольный камень, от него – столп, от него – лук для сражения, от него произойдет всякий правитель вместе. И будут они крепкими на войне, чтобы попирать [врагов], как придорожную грязь, и будут воевать, ибо Господь с ними

И это место Иудеи изъясняют двояко, ибо одни думают, что все должно исполниться во время пришествия Христова, а другие утверждают, что это все уже исполнилось во времена Маккавеев. Но толкование того, что обещает Господь таково: на пастырей, князей и священников разгневался Господь, и на козлов, и посетил народ Свой согласно с тем, что написано: Народ Мой сделался стадом погибшим, пастыри выбросили их (Иер. 50:6); таким образом за порок наставников будут наказаны ученики, не по неправому суду судьи, наказывающего сынов за грехи родителей, а потому, что, когда они грешили, народ вместе с ними участвовал, одобряя их; тогда именно и посетил Господь козлов, или тучнейших агнцев и, – согласно Семидесяти, – сделал то, что они высохнут от засухи. А после этого посетил Господь стадо Свое дом Иуды, ибо Он воздвиг Иуду Маккавея и других из рода его против вождей Антиоха и поставил их в битве, как славного коня Своего, т. е. тех, которые произошли от поколения его: ибо они долго угнетали Македонян. А следующие слова: От него краеугольный камень, от него столп, от него военный лук, от нею произойдет всякий правитель вместе, в переносном (μεταφορικῶς) смысле понимают так, что под краеугольным камнем разумеют царскую власть, потому что она поддерживает [или: поддерживала] стены. От него, говорит, и столп, т. е. священство. Читай Исаию, у которого [сказано, что] Елиаким укрепляется в храме, как столп (Ис. 22:20–24). От него произойдет военный лук, [т е.] сильные для сражений; от него также и все правители вместе, – чго на Еврейском выражено словом noges (ננש) и Акилою переведено словом εἰςπράσσων, которым обозначается, что будут между ними мужи не только сильные и добрые, но еще и другие, недостойные его рода. Действительно, Иуда Маккавей и все, бывшие из его рода князьями, были и краеугольным камнем, потому что они с царскою мастию управляли народом, были и столпом, потому что сами были священниками, были и луком военным, потому что были мужами храбрейшими, так что не только управляли строем войска, но и в сражение бросались первыми. А о следующих словах: от него произойдет всякий правитель вместе, вместо которых LXX перевели: от него произойдет всякий изводящий вместе, мы можем сказать и так: в войске не будет никакого начальства, которое не распределялось бы по его воле. И будут они мужами весьма сильными, попирающими Македонян в сражении, как придорожную грязь; также будут они весьма сильными на войне, и будут сражаться, потому что Господь с ними. Наши толкователи относят это место ко временам гонений, потому что за пороки священников народ часто предается в руки врагов. И однако после этого Господь всемогущий посетит стадо свое, дом Иуды, который устами и сердцем (animo) исповедует Бога, и поставит их на войне, как славного коня Своего, о котором святые говорят: Взойди на коней Своих, и восхождение Твое есть спасение (Авв. 3:8). Сам будет и луком ярости Господней, о котором говорит: Напою стрелы Мои кровию (Втор. 32:42), и снова: стрелы Мои истребят их. Об этом луке и этих стрелах мы читаем в седьмом псалме (Пс. 7:13–14): Напряг лук Свой и приготовил его, и в нем приготовил сосуды смерти, стрелы Свои сделал из пламени. И увенчанные в мученичестве, говорит он, будут попирать противников своих и будут говорить: Господь просвещение мое и спасение мое, кого я буду бояться? Господь защитник жизни моей, пред кем я буду трепетать? Когда устремлялись против меня злобствующие, чтобы поедать плоть мою, враги мои, терзающие меня, то сами сделались слабыми и пали. Если поставят против меня ополчения, не убоится сердце мое; если возбудится против меня война, в Нем я положу надежду свою (Пс. 26:1–4). Тогда исполнятся оные слова: Один из вас будет преследовать тысячу, и два обратят в бегство многие тысячи (Втор. 32:30).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 И будут яко ратницы попирающе брение на путех во брани, и ополчатся, яко Господь с ними, и постыдятся всадницы коннии. И укреплю дом Иудов и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я, и будут аки бы не отвратих их: зане аз Господь Бог их и услышу я

И постыдятся всадницы коннии. И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я. Соглашающиеся с иудейскими объяснениями говорят опять, что когда началась битва против Еллинов, всадники их погибли, а потомки Израиля одержали победу, так что они жили в стране иудейской, свободные от всякого страха, и никто уже не был переселяем, и никто не делался пленником. Мы же, желая дать изъяснение мыслей, соответствующее и родственное прежде сказанному, всадниками конными постыжденными называем не иного кого, как защитников еллинских учений и привыкших бороться за богоненавистное заблуждение. Когда они были низвергнуты, Иуда одержал победу и спасен был дом Иосифов. Этими словами указывается потомство и племя Израильское, или множество оправданных во Христе, носящие Иудея в уме и сердце, принявшие обрезание духовное и имеющие ум, созерцающий Бога; ибо так толкуется Израиль. Поелику же они были возлюблены Богом, то они и были вселены, то есть, стали иметь непоколебимую привязанность ко всему прекрасному; ибо написано, что Господь «вселяет единонравные в дом» (Пс.112:9). И божественный Исаия негде сказал о проводящем превосходную жизнь: «ходяй в правде, ненавидяй беззакония и неправды, и руце отрясаяй от даров: отягчаваяй уши, да не услышит суда крове: смежаяй очи, да не узрит неправды, сей вселится в высоце пещере камене крепкаго» (Ис.33:15–16). Не будет противно истине сказать, что домом, данным от Бога святым, служит церковь или вышние обители, и блаженный Давид считает это достойным всякого удивления, так говоря к Спасителю всех Богу: «блажени живущии в дому твоем, во веки веков восхвалят тя» (Пс.83:5).

См. также Толкование на Зах. 10:3

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

4-5. Из него будет краеугольный камень, из него гвоздь, из него лук для брани, из него произойдут все народоправители. И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях.

Не употребят чужих оружий, не наймут иноземных войск, но из них самих будут и военачальник и предводители полков, сами, доблестно сражаясь, одержат победу, и как персть потопчут вражескую дружину; потому что, как персть уступает ноге ставшего на нее, так и враги обратят хребет, и спасаясь бегством, будут поражаемы; так как Господь всяческих предводительствует сим воинством. 

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Из него будет краеугольный камень, из него - гвоздь, из него - лук для брани, из него произойдут все народоправители. И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях

Дом Иуды, теперь униженный и порабощенный, вновь послужит для народа Божия опорою гражданского благоустройства и военного могущества; от Иуды произойдут правители, имеющие смирить силу язычников.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 5-6 И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их.

При содействии Божием приготовленный так полно, так всесторонне для войны Иуда уничтожит врагов своих: «и они будут, как герои», говорит Иегова, «попирающие врагов на войне, как уличную грязь», топчущие врагов своих, как уличную грязь (Мих.7:102Цар.22:3-4), «потому что Господь с ними», потому что Сам Иегова поможет им. Вследствие этой помощи борьба со врагами будет столь победоносна для Иуды, что «посрамят всадников на конях», что все неприятели, сила которых заключается главным образом в всадниках (ср. Дан.11:40), постыдно будут попраны. И такими образом «укреплю», продолжает  Иегова, «дом Иудин, и спасу дом Иосифов», и его сделаю таким же, как и Иуду, участником в победе над врагами, «возвращу их» прочно, безопасно, поселю их на месте их жительства, «потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их (ср. Иез.36:11); ибо Я Господь Бог их, и услышу их», когда они будут взывать ко Мне (ср.Зах.13:9; Ис.58:9; Ос.2:23). 
 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible