Скрыть
Слышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их; слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Глас плачущих пастырей, т.е. царей, яко возбедствова величие их, т.е. по освобождении народа моего уничижилось величие их. Глас рыкающих львов. Пораженные тяжкими бедствиями они возрыдают и возстенают подобно рыкающим львам.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Голос рыдания пастырей [раздается], ибо опустошено величественное их, и рыкания львов, ибо опустошена гордость Иордана

Эти слова также содержат в себе часть предыдущего отрывка. Те, которых он прежде назвал кедрами, елями, соснами и дубами Васана, – и потом разъяснил, что это за деревья словами: Ибо величественные опустошены, теперь с помощию другого сравнения (μεταφορἀν) называются пастырями, т. е. главами и учителями и теми, которые были первыми в народе; они должны плакать и рыдать, потому что их величие, внешняя красота и блеск опустошены и уничтожены, – именно храм, которым они хвастались. Затем говорит: И рыкание львов, [т. е.]: тех самых, которых он раньше назвал возвышающимися деревьями и затем пастырями, теперь называет львами. А так как он сказал о львах, то продолжая пользоваться переносным смыслом, он прибавляет: Ибо опустошена гордость Иордана, или шум и гром низвергающейся воды, который назван на Еврейском языке gaon (נאון). И подобно тому, как высоту храма он, – соответственно положению Иудейской земли, – сравнил с высотой Ливана, – ибо в земле обетованной нет ничего выше Ливана, так же, как неть ничего более лесистого и тенистого, – и с рекой Иорданом, наибольшей в Иудее, берега которой служат местопребыванием для львов, он соединил рыкание львов вследствие жгучей жажды, близкого соседства пустыни и огромного протяжения ненаселенной земли, мест, покрытых камышем и осокой. Посему устами пророка и говорится: Исходит лев от Иордана (Иер. 4:7), чтобы показать, что Навуходоносор вышел против Иерусалима из поселений своих, как лев из логовища. Или иначе: звук рыкания львов, ибо опустошена гордость Иордана, [т. е. пророк] говорит: вопль старейшин, потому что разрушен храм, откуда они всегда ожидали себе помощи и где некогда воспитывались львы, [т. е. люди] справедливые, воинственные и могущественные.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Глас плачущих пастырей, яко возбедствова величие их: глас рыкающих львов, яко озлоблено бысть шатание Иорданово

Делает более ясное раскрытие того, что я только что сказал; ибо не называет уже питис или дуб, но прямо обозначает начальников иудейских отрядов, о которых и говорит, что плачут они и испускают голоса, вопя о том, что обеднело величие их. Пользуясь прежде блестящею славою, они стали бедны и несчастны, жалки и бесчестны. После того как появились пастыри чрез Христа, то есть божественные ученики, естественно обеднело величие лжепастырей; ибо Сам Владыка стада обвинил их чрез пророков святых, говоря так: «горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы моея» (Иер.23:1), и опять: «понеже обуяша пастыри и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо и расточено бысть» (Иер.10:21). Возвестил также, что верующим в Него даст законных пастырей, говоря опять таким образом: «и введу вас в Сион и дам вам пастыри по сердцу моему и упасут вас разумом и учением» (Иер.3:15). Кто же это? божественные ученики и предстоятели церквей своего времени, «право правящие слово истины» (2Тим.2:15), умеющие вести врученных им питомцев ко всему тому, что содействует духовной пользе. Итак, лжепастыри плакали о том, что обеднело величие их. Показывает нам это и другим образом, присоединяя: «глас рыкающих львов, яко озлоблено бысть шатание Иорданово». Рыкание есть собственно глас львов, который производят они, жалуясь на голод и жажду, – и божественное Писание употребляет это выражение и о львах. Итак, начальники иудейских отрядов оказались, подобно львам рыкающим, голодными и плачущими о том, что не получают от народов плодов, десятин, начатков и даров; ибо после того, как лишились стада, они уже не пользовались прибылью от него.

Если же кто-нибудь подумает, что наподобие львов рыкали на Христа также книжники и фарисеи ибо они кричали на Него и из зависти, ненависти и совершенного безумия испускали голоса, именуя самарянином (Ин.8:48), называя винопийцею (Мф.11:19) и рожденным от блуда, крича: «возми, возми, распни его» (Ин.19:15), то и этот будет рассуждать совершенно справедливо. Впрочем, хотя они и рыкали, однако немало обеднели, «яко озлоблено бысть шатание Иорданово». А что это значит, скажу также и о сем. Иордан протекает близ Иерихона; около него множество львов, издающих страшное рыкание и наводящих на жителей нестерпимый ужас. Таковы же были по характеру книжники и фарисеи, рыкавшие на пасомых и устрашавшие наиболее немощных угрозами своей власти. «Но озлоблен бысть страх львов» – это именно и означает выражение: «шатание Иорданово». «Шатание (т. е. фыркание – φρύαγμα) есть звук, испускаемый лошадьми и мулами чрез ноздри и исходящий вместе с сильным дыханием». Понимается и в смысле гордости. По крайней мере божественный Давид о восставших на Христа говорил: «вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным» (Пс.2:1). Итак, когда говорит: «шатание Иорданово», то разумей гордость, – и шатание (разумеется) конечно не реки, но живущих около нее львов, ибо иногда по местностям обозначается находящееся в них.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1-3. Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лесСлышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их; слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана.
1-3. Разве́рзи, Лива́не, две́ри твоя́, и да поя́стъ о́гнь ке́дры твоя́: да плачево́пльствитъ пи́тисъ, зане́ паде́ ке́дръ, я́ко вельмо́жи вельми́ обѣднѣ́ша. Восплачево́пльствите, ду́би Васанити́дстiи, я́ко посѣче́ся дубра́ва насажде́нная. Гла́съ пла́чущихъ па́стырей, я́ко возбѣ́дствова вели́чiе и́хъ: гла́съ рыка́ющихъ льво́въ, я́ко озло́блено бы́сть шата́нiе Иорда́ново.

Потому все, высоко думающее о силе своей и мечтою высокомерия уподобляющиеся высоте Ливана, приуготовляйтесь к угрожающему вам наказанию; а вы, которые не имеете их могущества (таковых Пророк называет «питисом» ), видя гибель сильнейших, сетуйте о собственных своих несчастиях. Ибо сказано: "да плачевопльствит питис, зане паде кедр". И Пророк, объясняя сказанное им в переносном смысле, присовокупил: "Яко вельможи вельми обеднеша: восплачевольствите, дуби Васанитидстии, яка посечеся дубрава насажденная." Все это, по свойственному ему образу речи, сказал Пророк в переносном смысле. "Львами" и также "пастырями" именует царей и князей, а «дубравою насажденною» – бесплодное владычество. Повелел же рыдать и плакать всем им, высоко думавшим об Иордане и обманувшимся в надежде. А под "Иорданом" гадательно разумел Иудейскую землю; потому что по ней совершает течение свое Иордан. Поэтому божественный Захария, как сие предвозвещал о будущем благополучии Иудеев по возвращении их, так отсюда начинает уже предвозвещать бедствия, какие постигнут их за собственное их беззаконие.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес. Слышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их; слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана

Суд Божий, обнаруживающийся в опустошении страны

Суд Божий над избранным народом изображается под видом опустошения земли, уничтожения наиболее важных ее произведений. Опустошение земли - знак окончательного разрушения царства. Этот суд над Израилем был приведен в исполнение римлянами. Таково понимание св. Кирилла: пророк «предвозвещает будущее неверие в Него (во Христа) сынов Израиля… и то, что по этой причине должен быть сожжен самый храм и, конечно, Иерусалим… Совершилось же это рукою римлян, предводительствуемых некогда Веспасианом и Титом» (с. 148, Keil 616, Руж. 226; Urguhart, Die erfьllten Weissagungen… 1903. Ss. 169-17:0).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-3 Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес. Слышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их; слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана. 

Принимая во внимание исторические исходные моменты пророческих предвозвещений в первой части судного слова о языческих народах, мы можем ясно усмотреть, что этими исходными пунктами являются здесь монархии Мидо-Персидская и Греко-Македонская, как исторические формы проявления боговраждебной языческой силы в древнем мире. Той или другой монархии, а в лице их и вообще всей боговраждебной силе, возвещается сокрушение и погибель. Но на место этих монархий долженствовала по определениям Божиим возникнуть новая монархия – монархия наиболее страшная, наиболее могущественная – монархия Римская; и вот пророк, который только что возвещал народу Божию о возвращении его из плена в землю Галаадскую и Ливанскую, теперь во второй части своего пророчества о языческих народах возвещает в живой, поэтической картине этим же землям, а в лице их и всей вообще святой земле Израилевой, суд опустошения. «Отворяй Ливан», восклицает пророк, «ворота твои, и да пожрет огонь», врываясь свободнее и сильнее в отворенные ворота, «кедры твои» с особенною жестокостью. «Рыдай. кипарис», (занимающий после кедров первое место между славными деревьями горы Ливана;) «ибо упал кедр», потому что и тебе предстоит подобная же участь, какая постигла кедры, «ибо и величавые опустошены», погибли величественные деревья Ливана. Рыдайте дубы васанские (Васан – плодоносная местность, занимавшая северную часть Восточно-Иорданской области), «ибо повалился непроходимый лес», потому что и вас ожидает такая же участь, какой подпали непроходимые, кедровые леса ливанские. «Слышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их» (ср. Иер.25:36). Но сколь большую славу, сколь великую прелесть составляли для пастухов их хорошие, плодоносные пастбища Васанской земли, столь же великую прелесть составляли для молодых львов берега Иордана, где роскошно растущий кустарник и камыш доставляли им безопасные логовища (ср. Иер.12:5,49:19,50:44). И вот теперь эти прекрасные берега Иордана опустошены: «слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана». В этой живописной картине, представляющей страшную картину опустошения, пророк возвещает не только опустошение земли со всеми ее лучшими произведениями, но и опустошение, истребление народа со всеми учреждениями. Как в природе все великое и прекрасное будет уничтожено, так и в народе, прикровенно высказал пророк, так и в царстве Израиля все возвышенное и великое будет также уничтожено. Как Ливан будет опустошен, так и будет опустошено и разрушено царство Израилево, и прекращено будет таким образом самостоятельное, политическое существование древнего народа завета.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible