Скрыть
И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И упас скудное стадо. Скудным стадом овец называется, или по причинам, представленным выше, или согласно с тем, что объяснял и провозглашал Евреям Моисей, говоря: не яко мнози есте паче всех язык, избра вас Господь, вы бо есте меньшии от всех языков (Втор. 7:7). Ради собрания овец, т.е. ради находящихся среди них праведников, благоугодивших Богу. И приял себе два жезла, народ и царя; единаго нарекох доброту. Это значит кроткое правление царства при Давиде и Зоровавеле; другаго нарекох уже. Сим означается народ израильский, который называется ужем наследия Господня (Втор. 32:9).

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6–9 И я уже не буду больше щадить обитателей земли, говорит Господь: Вот я предам людей, каждого в руки ближнего его, и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не исторгну их из рук их, и посему буду пасти овец заклания, о бедные из стада! И я взял себе две розги: одну Я назвал благопристойность, а другую – узы [или: землемерный канат] и пас стадо. И поразил Я трех пастырей в один месяц, и опечалилась душа Моя на них, так как и их душа изменилась в отношении ко Мне. И Я сказал: Я не буду пасти вас: что умирает, пусть умирает, и что убивается, пусть убивается, и остальные пусть пожирают, каждый плоть ближнего своего

Того, что LXX перевели в последнем отрывке словами: И буду пасти овец заклания в земле Ханаанской нет в Еврейском тексте, и не внесено это выражение ни в какой другой перевод. Итак: так как пастыри их не щадили их, и даже сами прежде всего пожирали народ Мой, то и Я не пощажу более обитателей земли Иудейской, говорит Господь. Действительно, [здесь] идет речь о той земле, о которой у него говорилось выше, а не о всем круге земном, как хотели бы Иудеи, неправильно изъясняющие это место, чтобы в ином для себя смысле истолковать этот приговор суда Божия [над собою]. Ибо после разрушения храма, – бывшего по вине их, так как они, имея сорок два года времени после страданий Господа, не хотели раскаяться, – Я воздвигну, говорит Он, каждого человека против ближнего его, и они уничтожат себя взаимным избиением, или во время осады храма, когда Римское войско окружит Иерусалим, действительно, тогда среди самих Иудеев возникнут такие враждебные движения и несогласия, что народ будет разделен на три части. Будем читать Иосифа и семь книг об Иудейском пленении, и тогда увидим, что это пророчество действительно исполнилось в прошедших событиях. И поразят они, – говорит, – землю. Несомненно, что здесь разумеются Римляне, потому что они разгромили всю землю и все города Иудеев. И Я не исторгну их из руки тех. Слушай, Иудея, обольщающая себя пустейшими надеждами и не слушающая Господа, Который говорит неложно: Не исторгну из руки их, потому что плен твой у Римлян будет вечным. И буду пасти овец заклания, так что Иудеи всегда будут приготовляться к смерти, потому что решение суда Божия таково: О вы бедные в стаде, т. е. праведники из Израильтян, уверовавшие в Господа Иисуса и принявшие Сына Божия, послушайте, что говорится, и познайте тайну, заключенную в следующем отрывке. А то, что мы читаем соответственно тексту Семидесяти: И буду пасти овец заклании в земле Ханаан, мы можем понимать так, что народ Иудейский, предназначенный к смерти, рассеян по всей земле, т. е. в земле Ханаан и в странах языческих; и Господь будет пасти его и питать для принесения в жертву.

И я взял себе две розги: одну Я назвал благопристойность, а другую – узы [или: землемерный канат] и пас стадо. И поразил Я трех пастырей в один месяц, и опечалилась душа Моя на них, так как и их душа изменилась в отношении ко Мне. И Я сказал: Я не буду пасти вас: что умирает, пусть умирает, и что убивается, пусть убивается, и остальные пусть пожирают, каждый плоть ближнего своего

Выше он сказал: Посему бедные из стада и, сделав умолчание (facta ἀποσιωπίσει), подразумевал: обратите внимание на то, что врата Ливана открыты, и дубы Васана, ели и кедры посечены, и затем прибавил угрозу: Больше Я уже не пощажу обитателей земли, говорит Господь. Кажется, что это говорится об одном народе Иудейском, потому что избивши пророков, Иудеи подняли руку даже на Сына Божия и в безумии восклицали: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:25). Ныне Творец всего и Бог излагает тайны мира своего и говорит, что Он имел две розги, из которых одну Он назвал благопристойность [или: доброта], а другую – узы, и что этими двумя розгами Он будет пасти связанное стадо: трех пастырей поразит Он в один месяц, и опечалится или будет негодовать, или, – как перевели Семьдесят, – отяготится [гневом] на них душа Моя; несомненно, что этим Он указывает на пастырей, которых Он поразил в один месяц. Он прибавляет также и причину, почему Он так сильно вознегодовал на пастырей, что поразил их в один месяц. Так как и их душа изменилась в отношении ко Мне. Значение этого места таково: Не в полноте сердца своего они возлюбили Меня; и не возлюбили пастыри – наемники Истинного Пастыря: Ибо Пастырь Добрый душу Свою полагает за овец Своих (Ин. 10:11). Посему и Я с негодованием произнес свое решение, и сказал оным пастырям, которых поразил во гневе Моем, или к остальному народу, по избиении пастырей: Не буду пасти вас; но то, что избирает смерть, пусть умирает по желанию [своему], и пусть они пожирают друг друга и терзают себя взаимным убийством. Это мы сказали, делая простое переложение слов (παραφραστικῶς), чтобы уравнять путь для дальнейшего изъяснения. Творец и Пастырь, голос Которого знают овцы, и за которым они следуют, взял Себе две розги, или две σκυτάλας, т. е. жезла, называемых на Еврейском языке macaloth (מקלות) чтобы показать, что Он поступает подобно пастырям. Один жезл Он назвал благопристойность; [под этим разумеется время] при Ное, когда Бог своим благословением покровительствовал роду человеческому, пока люди еще не осквернили восстановленный мир грехами своими. И призвание всех народов называется благоприличным и прекрасным потому, что нет ничего более справедливого, как то, что Отец всего мира одинаково призывает всех, которых породил одинаковым образом. Другой жезл Он назвал узы [или: землемерная веревка], [чтобы показать то время], когда Всевышний разделял народы и рассеевал сынов Адама, тогда Он положил пределы народам по числу Ангелов Божиих (Втор. 32:8); и народ Его Иаков сделался частью Господа, а Израиль – мерою наследия Его (Втор. 32:9). И Я пас, – говорит, – стадо [т. е. пас] или этого Израиля, или вместе с Израилем весь род человеческий. И поразил, – говорит, – трех пастырей в один месяц. В толкованиях некоего я прочитал, что под пастырями, пораженными вследствие негодования Господня понимаются священники, ложные пророки и цари Иудейские, и что после страдания Христова в одно время поражено все, о чем говорит Иеремия: Священники не говорили: Где есть Господь? Держа закон они не познали Меня и пастыри вероломствовали против Меня, и пророки провозвещали во имя Ваала и следовали идолам (Иер. 2:8). И не довольствуясь этим толкованием, указанный толкователь хочет под тремя пастырями, пораженными в один месяц понимать тех, которые согрешили против Отца и Сына, и Святаго Духа. Действительно, все еретики погрешают или в отношении к одному, или к двум, или ко всем трем лицам Св. Троицы вместе. Пусть этот толкователь утверждает, что ему заблагоразсудилось, ибо не должно отзываться дурно о понимании другого. А нам кажется, что три пастыря, пораженные в один месяц суть Моисей, Аарон и Мария [Мариам]; из них Мариам умерла в первый месяц, называющийся nisan (ניםן), в пустыне Син: в том же месте и в тот же месяц вследствие воды пререкания, Моисей и Аарон были осуждены к тому, чтобы не войти в землю обетования (Числ. 20:10–13). И было так, что из тех трех вождей одна была поражена действительною смертью, другие два осуждены на смерть приговором божественного суда. И вознегодовала, – говорит, – душа Моя на них, т. е. на трех пастырей, которых Я поставил во главе стада Моего, потому что и их душа изменилась относительно Меня и они не прославили Меня у воды пререкания. Если же мы отнесем последние слова к народу, т. е. что душа народа изменилась в отношении ко Мне, тогда истолковать нужно следующим образом: Я потому вознегодовал на них, что они колеблясь между Мной и идолами, восставали против Меня разными способами. Поэтому в негодовании Своем Я сказал Моисею: Я не буду пасти вас: оставь Меня, и Я рассею вас (Исх. 32:10). А когда в гневе Он говорит: Оставь Меня, этим Он призывает к прошению, и показывает, что Он может быть и удержан [от гнева]. То, что умирает, пусть умирает; и что убивается, пусть убивается; пусть тела всех валяются в пустыне, и пусть люди эти в междуусобной борьбе подобно зверям наносят себе взаимно раны, и пусть не один не войдет в землю обетования. Некоторые под этим разумеют двукратное призвание: призвание Иудеев и призвание язычников, первое касается Израиля, а последнее Христиан. Но так как призвание Христиан было отложено [на будущее], а Иудеи были сохраняемы и воспитываемы Богом, то они и не были достаточно внимательны [к Нему].

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И прииму себе два жезла, единаго нарекох доброту, а другаго нарекох у́же, и упасу овцы

В боговдохновенных писаниях жезл имеет разные значения. Иногда он обозначает царство, когда например говорится о Христе: «жезл правости жезл царствия твоего» (Пс.44 и Евр.1:8). Иногда же силу, как например в выражении: «жезл силы послет ти Господь от Сиона» (Пс.109:2). Понимается иногда и как пастырское воспитание и знание, как например также устами пророка сказано Сыну: «упаси народ свой жезлом» (Мих.7:14). И в вышеприведенных словах жезлы обозначают способы пастырского руководствования у нас и двоякий вид, думать надо, безукоризненного воспитания. Приемлет же жезлы Пастырь добрый, душу Свою полагающий за овцы, то есть Христос, чтобы пасти ими собственных овец. Древле, то есть прежде времен вочеловечения, Сущий Бог и Законоположник, из Бога Отца (родшееся) Слово, пас Израиля, употребляя как бы один жезл – воспитание по закону, как в одном месте Он говорил ему (Израилю) устами пророка: «аз пасох тя в пустыни» (Ос.13:5). Но после того, как стал подобно нам человеком, приемлет два жезла, ибо пасет как своих поклонников, – тех, кои чрез веру оправданы и освящены в духе, – постановлениями как подзаконными, так и евангельскими, убеждая не приносить в жертву быков и научая не прилежать к жертвоприношениям подзаконным, но напротив повелевая дело служения в духе совершать во образ бескровной жертвы. И это потому, что тень преложена в истину и прообразы преображены в благолепие христианского и евангельского благонравия. А имена жезлам – одному «доброта», это есть завет новый, добрый и удивления достойный, о котором Сам Сын сказал: «красен добротою паче сынов человеческих» (Пс.49:3); другой же – «у́же», то есть часть, чтобы разумели мы закон, имевший назначение воспитывать часть, Богу отделенную, как написано: «егда разделяше Вышний языки, яко разсекая сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангелов Божиих. И бысть часть Господня, людие Его Иаков; у́же наследия Его Израиль» (Втор.32:8–9). Итак, возвещается, что сими двумя жезлами Великий Архипастырь будет пасти овец своих. Непреложно слово сие, ибо Он собрал в один двор и от Израиля и от язычников, предлагая им в пищу подзаконное и евангельское воспитание, предоставляя в пользование как бы некое духовное пастбище и обильно утучняя.

См. также Толкование на Зах. 11:6

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец. 

Иным казалось, что в сем подразумевается Палестина; а мне кажется, что означает сие чужую землю; потому что под Ханааном подразумевается земля чуждая. Посему сказует Бог: где бы ни были возжелавшие уверовать в Меня, прииму их под Свое попечение. Двумя жезлами называет язычников и Иудеев; потому что древле были два главные учения; в одном преподавалось богочестие, и оно имело силу у Иудеев; по другому предпочиталась прелесть идольская, которою древле в различной мере одержимы были все народы. Посему, говорит Бог, из Иудеев и язычников соберу овец, из тех и других составлю единое стадо. Сие изрек и в священном Евангелии: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь." (Ин.10:16); потому что уверовавших из язычников присоединил к уверовавшим из Иудеев, и соделал единое стадо.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один - благоволением, другой - узами, и ими буду пасти овец

Далее пророком символически изображается деятельность доброго Пастыря, принимающего впредь на Себя труд охранения стада; по ходу речи этот Пастырь есть Сам Бог (или лицо Божеское, т. е. Мессия, - Keil. 617). Несчастных, обреченных на заклание овец Он пасет посредством двух посохов: один Он именует благоволением (Венcк.: благодатью), другой - узами. По выражению Ляура, символические наименования жезлов, данные добрым Пастырем, должны были представлять как бы девиз Его пастырского служения (P. Elred Laur. Die Prophetennamen des Alten Testamentes. Freiburg [Schweis], 1903. S. 115). Древние и Лютер вместо chobhelim - «узы» в ст. 7: читали chabhalim - «болезни, скорби» (Luth. 222, Marti 441).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благоволением, другой – узами, и ими буду пасти овец. 

Но в то время, когда языческая власть будет гибнуть через саморазрушение, народ Божий, между тем спасенный от власти языческих народов, будет находиться под особенною заботливостью и попечительностью Бога. «И буду пасти», говорит пророк от лица Бога, «овец, обреченных на заклание» вместе с этим пасти в том числе и бедных, слабых «овец поистине бедных». Для того, чтобы спасти «возьму Себе два жезла», по  своим названиям указывающие на то двоякого рода спасение, которое Господь, принимающий народ под свою паству, через это принятие дарует сему народу. «И назову один», говорит как бы сам Бог устами пророка, «благоволением», указывая этим названием на благодать Божию, защищающую народ богоизбранный от власти язычников, «другой – узами», указывая этим на Божие благословение братского единения и взаимного общения.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible