Скрыть
И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!»

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И третию, которая останется на ней, проведу сквозь огнь, то есть ввергну в пещь убожества, как предсказывал Исаия (Ис. 48:10). И разжгу я, якоже разжизается серебро, то есть расплавлю их страданиями, как сребро плавится в огне.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7–9 О меч, поднимись на пастыря Моего и на мужа, прилепляющегося ко Мне, говорит Господь воинств. Порази пастыря, и рассеются овцы, и Я обращу руку Мою на малых. И будут на всей земле, говорит Господь: две части на ней будут рассеяны, и их не будет, а третья часть останется на ней. И поведу Я часть третью чрез огонь, и сожгу их, как сжигается серебро, и испытаю их, как испытывается золото. Он призовет имя Мое, и Я услышу его; Я скажу: Ты народ Мой, а он скажет: Господь Бог мой

Вместо слова: меч [framea – копье], переведенного у LXX словом: ῥομφαία, в Еврейском мы находим слово: areb (רדב), а у Акилы и Симмаха μάχαιρα т. е. короткий меч или кинжал. Там, где мы перевели: на мужа прилепляющегося ко Мне (προςκεκολημμένονμοι), Акила перевел: на мужа соплеменного Мне (σύμφυλόνμου); Симмах перевел: на мужа из народа Моего, что на Еврейском выражается словом amithi (עסיתי), LXX – на мужа согражданина его, Феодотион – на мужа ближнего его, читая в конце выражения вместо буквы иод букву вау, которые различаются между собой только своим размером; если читать иод, то будет значить: Моего а если вау, то: его. – Я удивляюсь тому, что некоторые хотят с помощию иносказательных толкований ослабить это пророчество, отнесенное Евангелистом Матфеем к Господу Спасителю, как исполнившееся после того, когда во время страданий ученики Его разбежались; и тому, что [эти толкователи] не держатся истины в то время, когда желают показать, что знают более других. В самом деле, Евангелист Матфей говорит: Тогда сказал им Иисус: В эту ночь все вы соблазнитесь о Мне, ибо написано: Поражу пастыря и рассеются овцы стада (Мф. 26:31). И снова: А было всё это, чтобы исполнились писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали (Мф. 26:56). И не должно думать, что свидетельство это заимствовано из другого места, потому что в Евангелии Бог говорит, что пастырь поражен Им, и в настоящем месте мы читаем повеление мечу или ножу: Порази пастыря и рассеются овцы. Этот меч есть тот меч, и то копье, о котором Господь говорит в двадцать первом псалме к Отцу: Исторгни от меча душу Мою и от руки пса единственную Мою (Пс. 21:21). Об этом копье написано и у пророка Амоса: От меча умрут все грешники земли (Ам. 9:10). В буквальном смысле это не может иметь значения, ибо многие грешники погибают от караблекрушения, другие от яда; одни утопают в воде, других истребляет огонь. А этим мечем и этим копьем погубляются [или наказываются] все грешники земли, и черные Эфиопы, о которых священными устами свидетельствует Софония, говоря: И вы, Эфиопы, избиты будете мечем Моим (Соф. 2:12). – После того, как Пастырь добрый, – положивший душу Свою за овец Своих (Ин. 10:11) и сказавший Отцу: Пораженного тобою они преследовали и приложили [страдание] к болезни от ран Моих (Пс. 68:27), – был поражен Отцем, и Муж, прилепляющийся к Богу. – Который говорил: Я во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11) – был распят (ререndit in paitibulo) и сказал: Отче, в руки Твои предаю Дух Мой (Лк. 23:46), тотчас были рассеяны овцы, [т. е.] все множество верующих во Христа. И обратил Господь руку Свою, как читаем у LXX, на пастырей, под которыми многие неправильно (male) разумеют князей народа иудейского. А [лучше понимать как], как написано в Еврейском: на малых, которым Господь сказал в Евангелии: Не бойся, малое стадо (Лк. 12:32) и у Исаии: Вот Я и дети, или: малые, которых мне дал Бог (Ис. 8:18). И было две части во всей земле иудеев и язычников, которые одинаково погибли, и их не стало; действительно, во время страданиям Его исполнилось слово Псалмопевца, который говорит: Спаси меня, Господи, ибо не стало святого (Пс. 11:2) и: Все уклонились, все сделались бесполезными, нет такого, который делал бы добро, нет даже и одного (Пс. 13:3). С погибелью язычников и иудеев на земле внезапно возросла третья часть, то есть третий народ христианский. И весьма хорошо говорит: Третья часть останется на ней, т. е. на земле, потому что из иудеев и язычников только те одни сохранились на земле для жизни и пребывания, которые исповедали Господа. А чтобы эта третья часть не была слабой и беспечной в исповедании, она проводится и испытывается, как бы серебро и золото, через огонь, который Господь хотел возжечь в верующих (Лк. 12:49), и пылание, которого желает Апостол (Рим. 8:35). Посему и Апостолы, крещенные духом и огнем (Деян. 2:3–4) говорят в Псалме: Ибо Ты искусил нас, Боже, огнем испытал нас, как испытывается серебро (Пс. 65:10–11). И немного после: Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты вывел нас на прохладу (Пс. 65:12). А в другом месте говорится к верующему: Если ты пройдешь сквозь огонь, пламя не сожжет тебя, потому что Я с тобою (Ис. 43:2). И огонь не истребляет, и пламя не пожирает потому, что [это] слово Господа пресекающего пламень огня (Пс.28:7). Когда малые, против которых Господь обратил руку свою, будут испытаны таким образом, и через призвание их уверует все множество (turba) народов, тогда народ верующий назовет Христа именем Его, и на Его слова: Ты – народ Мой, народ ответит: Господь Бог мой еси Ты. Иудеи относят это ко Христу, и ожидают, что это сбудется в последние времена. Но в том и состоит различие между ими и нами, что мы считаем это уже исполнившимся, а они утверждают, что это еще только должно исполниться.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-9 И будет в день он на всей земли, глаголет Господь, две части ея потребятся и исчезнут, а третия останется на ней: и проведу третию часть сквозе огнь, и разжгу я, якоже разжизается сребро, и искушу я, якоже искушается злато: той призовет имя мое, и Аз услышу его и реку: людие мои сии суть: и тии рекут: Господь Бог мой

Когда рука Божия настигнет нечестивых лжепастырей, кои разрушили царский виноградник, то и сами, говорит, неразумно содействовавшие нечестивым замыслам их не останутся без наказания и возмездия. Так, города вместе с жителями истреблены войною и пали, подвергшись всецелой гибели, и едва спасся останок (Ис.10:22; Рим.9:27), который разумеется в третьей части всего множества, ибо, по милосердию Божию ради отцов, истребляется Израиль не весь до конца. О сем и сам блаженный Исаия говорит: «и аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом» (Ис.1:9). Впрочем, третью часть или останок, то есть уверовавших из народа израильского, проведет, говорит, сквозе огнь и разжет их, как сребро и злато; ибо жизнь святых не без тяжестей, но истинно то, что «хотящии жити благочестно о Христе, гоними будут» (2Тим.3:12). Да, они призваны к испытанию многих скорбей и гонений и как бы разжены, испытываемые посредством искушений, так что с дерзновением могут говорить: «яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро» (Пс.65:10). Какая же польза от сего? или какая будет награда так претерпевшим и испытанным? – Они соделались своими Бога, знаемыми и возлюбленными, ибо вменены в «народ святой, в царское священство, в людей (взятых) в приобретение, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы к чудному Его свету, бывшие некогда не народ стали народ» (1Пет.2:9–10 ср. Ос.2:24). Некогда она слышали: «егда руки прострете ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас» (Ис.1:15). Теперь же говорит, что «той призовет имя мое, и реку: люди мои сии суть». Так, они стали собственным уделом Бога и Отца, даны и Сыну, ибо Он вместе с Родившим Его соначальствует над всем, и имеют благосердого и милостивого Творца и Владыку всяческих.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

8-9. И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь Бог мой!» 

В это время, после такого их озлобления, две части народа предам избиению, а третью, как серебро или золото, испытаю огнем, предав всякого рода искушениям, которыми пренебрегши и терпением препобедив все горестное, докажут они свое чистое и искреннее ко Мне расположение. Ибо сказано: "они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь Бог мой!»". Сие говорит об уверовавших из Иудеев; ибо сверх двенадцати Апостолов избрал и других семьдесят, а по воскресении находилось вкупе «сто и двадесять» (Деян.1:16); богомудрый же Павел сказал, что Господь «явился» собранным вместе пятистам (1Кор.15:6); а божественный Петр, проповедуя народу, уловил в жизнь то «три тысящи» (Деян.2:41), то «пять тысящ» (Деян.4:4); и великий Иаков говорит блаженному Павлу: "видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев" (Деян.21:20). Сие предрек Бог и устами богомудрого Захарии, а именно, что две части истреблены будут за неверие, третьи же, будучи пережжены в искушениях и оказавшись добротною, наименуется Его народом, Его именуя Господом и Богом. Сие говорит Бог и устами другого Пророка: "Ибо, хотя бы народа у тебя, Израильбыло столько, сколько песку морского, только остаток его обратится" (Ис.10:22). Сие и в присовокупляемом снова сказал блаженный Захария.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ , и они скажут: Господь - Бог мой

Те, кто были виновниками смерти Пастыря или сочувствовали этому злодеянию, не избегнут заслуженного наказания. На всей земле, т. е. земле Израильской, две части живущих будут истреблены, а третья останется. «Весь народ иудейский является здесь в качестве оставленного умертвленным Пастырем наследства, которое разделяется на три части: из них смерть, присвояя себе право первородства, получает две части, жизнь одну (Keil 646). Но и оставшаяся третья часть будет испытана и очищена огнем бедствий и искушений; после же того эта часть сделается поистине народом Божиим, не вотще призывающим имя Божие.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 7-9 О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!»
 

Между тем, как доселе возвещалось, что Господь защитит Израиль и Иерусалим против нападения врагов, что Он врагов этих поразит, а Свой народ не только укрепит чудесною силою для победы, но через излияние Своего духа благодати приведет его к сознанию его вины в смерти Спасителя, к раскаянию в этой вине и к обновлению, далее, во второй половине пророчественной речи об Израиле изображается суд, имеющий совершиться над Израилем и совершиться с той целью, чтобы отделить безбожных от праведных, – первых уничтожить из земли Господней, а последних очистить и спасти, и через совершение такого разделения привести Свое Царство в полноту славы его. Таким образом, в этом отделении, как и во втором отделении первой речи точнее и обстоятельнее раскрывается образ и способ осуществления того, что предвещалось в первом отеделнии судного слова Божия на Израиль. Те вопросы, которые оставались не разрешенными в первом отделении, или если и разрешенными, то недовольно подробно, здесь находят свое разрешение, Израиль не весь сделается участником славных Божиим обетований, а только в некоторой части своей, да и эта часть, пребывавшая верною своему Пастырю или же после временного отпадения с раскаянием снова обращающаяся к Нему и обновляющаяся через Него, не сразу получит даруемое спасение, раскрываемое здесь в новых еще более подробных картинных чертах, а после продолжительных испытаний путем судов Божиих. Как причину этих судов Божиих над Иерусалимом и Израилем пророк выставляет поражение богоизбранным народом своего Пастыря – Мессии, Пастыря доброго, Которого Бог как Лицо ближайшее к Нему, как Лицо вышечеловеческое Божественное, находящееся в теснейшем единении с Ним, составляющее с Ним одно по существу (Ин.10:30), поставил пасти паству Свою (Зах.11). Поражение, о котором говорилось и выше (Зах.11), совершалось не без воли Божией. «О, меч!», говорит пророк от имени Бога, «поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф». Сам Бог определил, чтобы Пастырь умер, Преданный на смерть Своею паствою. «Порази (меч) пастыря, и рассеются овцы!», пусть предопределенная смерть совершится, и пусть она повлечет за собою тяжкое наказание для предателей, пусть овцы, предавшие на смерть своего Пастыря, как беззащитные, как овцы без Пастыря отданы будут на страдание и погибель. Но Господь милостив. Он, несмотря на страшную вину овец, не всецело, не вконец отнимет от них Свою благодеющую, покровительствующую и спасающую десницу: «и Я обращу», говорит Он, «руку Мою на малых», большую часть Израиля истреблю, а меньшую часть его, овец благочестивых, не участвовавших в умерщвлении Пастыря или если отчасти и учавствовавших, но потом с истинным сердечным раскаянием снова обратившихся к Нему, овец, преданных Ему, овец бедных (Зах.11:7-11) сделаю снова предметом Моего спасающего попечения. «И будет на всей земле», на земле обитания паствы, «говорит Господь, две части на ней», т.е. две части паствы на этой земле, будут уничтожены, умрут, а третья часть «останется на ней». И сию третью часть, чтобы очистить ее от всякого греховного существа, сделать ее истинным, святым народом Божиим, «введу в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото». Очищенная и святая эта часть паствы «будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible