Скрыть
И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И будет в день он ужас Господень велий на них: и имутся кийждо за руку ближняго своего от ужаса, и соплетется рука его к руце ближняго своего. Пророк возвещает Иудеям мир и спокойствие, а врагам их Грекам и нечестивым Иудеям, оставившим богопочтение отцов своих, страх и ужас, почему каждый будет держаться за руку ближнего своего, как человек, объятый ужасом, который от страха боится отпустить от себя ближнего своего.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13–15 В тот день будет между ними великое смятение от Господа; и схватит муж руку ближнего своею и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и Иуда будет сражаться против Иерусалима, и соберутся богатства всех окрестных народов: золото и серебро, и довольно многие одежды. И будет такое же поражение коня, и лошака, и верблюда, и осла, и всех животных, которые будут в станах их, как и это [вышесказанное] поражение

Когда исполнятся те чудесные события, т. е. испарится плоть людей, высохнут глаза, и истлеет язык в устах злословящих; тогда среди них произойдет великое смятение или изумление – ведь это и значит ἔκστασις, которое LXX употребили в переводе. И схватит каждый руку ближнего своего, и соединится одна рука с другой, вследствие страха и тяжелых бедствий, которые имеют настигнуть их. Иуда также будет сражаться против родного города [или: столицы], о чем мы сказали и выше (Зах. 12), и Господь даст ему победу. Соберутся богатства всех народов, которые воевали против Иерусалима – золото и серебро, и множество одежд, т. е. драгоценнейшие из вещей. Несчастный Иуда рассчитывал на это, надеясь получить золото, – те тридцать серебренников, которыми он оценил Господа. Мы же, следуя раз принятому порядку, будем относить все это к благосостоянию Церкви, потому что все те, которые будут находиться в ней, будут удивляться поражению врагов и своему счастью, и каждый схватит руку ближнего своего, чтобы соединить правые руки и сблизиться через взаимное доверие и в силу необходимости. А слова Еврейского текста: И Иуда будет воевать против Иерусалима, вместо которых LXX перевели: И Иуда приготовится в Иерусалиме, мы будем понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побуждаемый во время гонений преследовал народ Христов, [после] и сам обратится к веселью; или в том смысле, что Иуда, т. е. всякий верующий и надеющийся, не будет воевать против Иерусалима, но приготовится в Иерусалиме, чтобы сражаться против врагов. И сам Иуда соберет богатства всех окрестных народов: золото и серебро и чрезвычайно много одежд. Мы неоднократно говорили, что золото и серебро обозначают разум и слово, подобно этому мы должны понимать и одежды, которыми украшается Церковь Христова; о ней написано: По правую руку Твою предстала царица в золотой утвари, одетая разнообразными одеждами (Пс. 44:10). Множество верующих радуется тому, что оно одето этими одеждами и восклицает: Я буду радоваться о Господе, ибо Он облек меня ризами спасения и одеждою веселия (Ис. 61:10, по тексту LXX). В самом деле, Господь говорит ей: Я одел тебя тончайшими (τριχάπτοις) и полотняными (βυσσίνοις) одеждами (Иез. 16:10). Под словом τριχάπτοις: мы разумеем одежды тонкие, столь прекрасные и нежные, что они кажутся подобным волоскам. Церковь собирает эти одежды, чтобы было одеяние для народа ее, которому истинный проповедник заповедует: Да будут одежды твои чисты во всякое время (Еккл. 9:8).

И будет такое же поражение коня, и лошака, и верблюда, и осла, и всех животных, которые будут в станах их, как и это [вышесказанное] поражение

Исполнение этого чувственным образом Иудеи также ожидают себе во время помазанника (Мессии) своего. По истине велико могущество Господа, так что в станах врагов падут кони, лошаки, верблюды и ослы и всякий скот, подобно тому, как пали [или падут] люди. Великое торжество! Славная победа! Так что даже неразумные животные будут побеждены, когда Господь вступает в бой. Итак, обращаясь к раньше начатому нами толкованию в переносном смысле, скажем, что все бедствия, прежде поражавшие Церковь, будут рассеяны с той целью, чтобы немедленно возросло добро. Таким образом конь, прежде ржавший на жену ближнего своего (Иер. 5:8) и с нетерпением увлекавшийся к похоти и валявшийся в грязи чувственных пожеланий, когда начнет соблюдать чистоту, услышит слова: Встань, пойдем отсюда (Ин. 14:31), и: Встань, приди, ближняя моя (Песн. 2:10), и сказанное у Апостола: Спящий, встань, и воскресни от мертвых, и просветит тебя Христос (Еф.5:14). А когда прежде павшие кони встанут и приготовят некоторые хребты свои для восседания Господу, то скажут они Богу: Взойди на коней Твоих, и восхождение Твое – спасение (Авв. 3:8). Соответственно этому толкованию под лошаками мы разумеем тех, которые бесплодны и не имеют детей, но только предаются похоти; о них упоминает псалмопевец: Не будьте, как конь и лошак, у которых нет разума (Пс. 31:9). Но как люди, всегда готовые к удовлетворению похоти, называются конями, так лошаками по справедливости называются те, которые девственны по телу, но не по духу, и которые ведут жизнь скопцов не ради царства небесного, а побуждаемые человеческими пожеланиями [или: движениями волн]. И когда эти лошаки, и эти скопцы обратятся к тому, чтобы рождать потомство и начнут рождать духовных чад, то услышат сказанное через Исаию: Да не говорит евнух: «Вот я – сухое дерево» ибо так говорит Господь евнухам: Тем, которые будут хранить Мои субботы и избирать то, что Я восхотел, и будут держать Завет Мой, Я дам в доме Моем и в стенах Моих место знаменитое, и имя лучшее, чем сынам и дочерям, – имя вечное им дам, – имя, которое не истребится (Ис. 66:3–4), Таковых лошаков обоего пола (mulos et mulas) имели цари Израиля и особенно Давид – прообраз Христа (2Цар. 13:29; 3Цар. 1:44). Если мы поняли, кто суть кони и лошаки падающие и встающие, то перейдем к верблюдам, – животному, жующему жвачку, но имеющему не раздвоенные копыта (Лев. 11:4); мы будем утверждать, что под верблюдом разумеются все грешники земли, которые угнетаются тяжестью великих грехов; они воображают себе, что читают Священное Писание, но они не раздвояют своего копыта; они как бы изрыгают Божественные изречения, но небрежно относятся к истине, которая в них заключена. А более правильно верблюдом может быть назван народ Иудейский, который, хотя и размышляет о законе Божием и [так сказать] отрыгает его и скрывает его в груди, но не разделяет копыта, чтобы веровать в Отца и Сына; он не чист в том отношении, что, не разделяет буквы от духа, тени от истины; и несет он тяжесть закона и слышит от пророка: Горе тебе, народ грешный, народ отягощенный преступлениями (Ис. 1:4). О подобного рода верблюде, отрыгающем жвачку, но не раздвояющем копыта, говорится в Притчах, как бы о сыне: Кто перестает соблюдать наставления отца, тот замышляет слова злые (Прит. 15:5, 32, 10:17). От верблюда перейдем к ослу, который некогда носился без узды, и был нечист, и имел многих хозяев, скользил в пропастях, чтобы, падая, немедленно встать и понести Господа Спасителя, и войти во святой Иерусалим, где его торжествующего приняла толпа верующих детей (Мф. 21; Ин. 12). Об этом осле говорится, что Спаситель привязал его к виноградной лозе (Быт. 49:11), о которой написано: Лозу принес ты из Египта, и выбросил народы и посадил её (Пс. 79:9). К этой лозе сам виноградарь обращается со словами: Я посадил тебя, как плодоносную самую настоящую лозу (Иер. 2:21). Все же [остальные] скоты и животные, которых пророк объединил в одном имени, должны быть понимаемы соответственно природе каждого; и такое толкование гораздо более подходит ко времени Сына Божия, чем те глупости, которые измышляет при объяснениях этого пророчества народ Иудейский.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-14 И будет в день он ужас Господень велий на них. И имутся кийждо за руку ближняго своего, и соплетется рука его к руце ближняго своего. И Иуда ополчится во Иерусалиме, и соберет крепость всех людей окрест, злато и сребро и ризы во множество зело

Ужасом в этих словах называет опять страх или изумление. Итак, в то, говорит, время, когда враги Церкви, подвергаясь столь ужасным наказаниям, станут собирать друг друга, они будут поражены ужасом и, наконец оставив уже дерзкое преследование святого города, уйдут беглецами и, бесполезно ища друг у друга помощи, окажутся жалкими, низверженными и в попрании у святых. А Иуда, говорит, то есть оправданные чрез веру в Христа и носящие в себе духовного Иудея и обогатившиеся обрезанием во Святом Духе (Рим.2:20) – ополчатся в Иерусалиме, то есть препобедят врагов и осилят противников, попирая их как скорпиев, «на аспида и василиска наступая, льва и змия» совершению презирая (Пс.90:13). Будут они славны и достохвальны, из таковых деяний собирая богатство себе как золото, серебро и одежду, ибо как может кто усомниться в том, что смысл этого пророчества заключается не в чувственных предметах? Ведь богатство святых – не тленное и земное, но духовное, небесное, постоянное, которое собирают своим душам учащие и другими способами прославляющиеся в Церкви. Как бы расхищают они крепость всех людей, приводя чрез веру ко Христу наилучшие народы. Так и Сам (Христос) сказал о Себе, что Он «расхитил сосуды крепкаго» (Мф.12:29). Если же кто скажет, что об Иудее, собирающем крепость всех людей кругом, золото, и серебро, и одежду, говорится для того, чтобы мы разумели, что и собирающие мирскую мудрость прославляются посредством нее, подвизаясь за догматы благочестия: то и такое разумение может иметь для себя надлежащее основание. Так, мудрые жены Израильтян обобрали некогда Египтян, заняв у соседей и сообитателей своих сосуды золотые и серебряные и одежду (Исх.3:21–22, 11:2). Итак, как в чувственных предметах и как в вещах видимых, выражается блеск духовных благ. Преимущественным же богатством учителей служат ученики. Так и божественный Павел спасенным и уверовавшим чрез посредство его провозглашал, говоря: «свидетельствуюсь вашею похвалою, братия, которую я имею во Христе Иисусе» (1Кор.15:31), и в другом месте называет их «венцом и радостию» (Флп.4:1).

Толкование на пророка Захарию

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 11-13 И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его. 

Таким образом, город Иерусалим будет восстановлен вполне в его древних границах, все следы разрушения и разграбления будут уничтожены, город снова будет приведен в славное состояние. В этом городе «будут жить» жители – все народ святой, ибо «проклятия», предполагающего собою грехи и влекущего за собою наказание, уже «не будет более» в нем, «но будет стоять Иерусалим» таким образом «безопасно», города и жителей его не коснется более никакая гибельная беда, вследствие чего жители города будут жить совершенно безопасно, не боясь нападения врагов (ср. Ис.65:18-25; Апок.22:3), да притом и враги-то самые, которые не признают над собою власти Иеговы, которые не обратятся к истинному Богу и пребудут упорны в своем ожесточении против Иерусалима и населяющего его народа Божия, преданные всем родам казней, будут вконец поражены Богом: «и вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах,», когда он еще жив, живым сгниет, «и глаза у него», гордо и насмешливо смотревшие на наготу, опустошение города Божия, «истают в яминах своих, и язык его», хуливший истинного Бога и поносивший народ Иеговы, «иссохнет во рту у него». Кроме этой казни Господь пошлет на врагов другую еще казнь: Он пошлет на них панический страх, вследствие которого они придут в великое смятение и будут истреблять друг друга так же жестоко, как древле при Иегошафате (Иосафате) истребляли друг друга аммонитяне и моавитяне (см.Суд.7:221Цар.14:20). «И будет в тот день», возвещает пророк, «произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого», с тем чтобы другою рукою свободно удобнее было на смерть поразить противника своего, «и поднимется рука его на руку ближнего его».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible