Скрыть
Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6–9 О! о бежите от земли северной, говорит Господь, ибо по четырем ветрам неба Я разсеял вас, говорит Господь. О Сион, обитающий у дочери Вавилона, встань. Ибо так говорит Господь воинств: За славою послал Он меня к народам, которые грабили вас; ибо кто касается вас, касается зеницы ока Его. Посему вот Я поднимаю руку Свою на них, и они будут добычею тех, которые были у них в рабстве, и вы познаете, что Господь воинств послал меня

Страны света, – называемыя у греков κλίματα – различаются [здесь] в отношении к положению Иерусалима и храма. Таким образом Ассирийцы и Вавилоняне, поразившие народ Божий, живут в стране северной. Наконец, в книге Иеремии (Иер. 1:13–14) котёл, (т. е. город Иерусалим), согласно словам Иезекииля (Иез. 24:3–4) подогревается со стороны северной. Итак ангел, выходивший на встречу, ангелу пророчествовавшему в Захарии, повелел говорить к отроку (всякая человеческая природа по сравнению с ангельским достоинством называется отрочеством, ибо не ангелы возвышаются до нашей природы, а мы – до природы ангельской) и сказать ему: Без стены будут населять [или: будет населяться] Иерусалим и проч. Ныне то же самое слово Господа обращается к тем, которые обитают на севере: пусть соберутся от четырех стран, в которых они были рассеяны по всему миру и пусть возвратятся в Сион, жившие в Вавилоне. Или же [можно понимать] так: Вы, рассеянные по четырем странам поднебесной, бежите из северной земли и ты, о Сион, ныне обитающий в Вавилоне, беги и обратись к прежнему жилищу. А употребление в третий раз О! при звательном падеже обозначает решительное убеждение к бегству, чтобы они знали, что не один раз, а гораздо больше побуждаются они к бегству. Еще должно быть сказано при этом и следующее: Северный ветер есть самый жестокий, делающий сердца обитателей страны его весьма жесткими, и от севера исходят бедствия на всех обитателей земли, и к нему, как говорит сей самый пророк Захария, направляются кони вороные, чтобы остановиться в стране Его (Зах. 6:6). Также и тот, который горделиво возгласил в книге пророка Исаии: Взойду на небо, выше звезд небесных поставлю престол мой, возсяду на горе возвышеннейшей, выше гор высоких на Севере (Ис. 14:13), хвалится тем, что имеет царство в стране самой холодной. В другом месте мы читаем: Вот дым исходит от Севера (Ис. 14:31) и о тех, которые далеко отступили от святого города, говорится: Вот эти приходят издалека от Севера и от моря (Ис. 49:12). И через Иеремию Дух Святой, призывая находящихся в плену, говорит, чтобы они возвратились в Иерусалим: Иди и сии слова Мои обрати к Северу и скажи: Возвратись ко Мне, жилище Израиля, говорит Господь (Иер.3:12). Итак нам, которые жили на севере и утратили пылкую ревность к Господу, и рассеяны по [всему] кругу земному, и о которых Евангелие проповедует, что пошлет Господь ангелов Своих на четыре страны [или ветра] (Мк. 13:27) и соберет нас, вращавшихся в пороках и смятении века сего, повелевается бежать в Сион, [т.e.] Церковь Господню, и твердо стоять на страже и на высоте её догматов, оставляя низменное. Следующие затем слова: Сие говорит Господь воинств: за славою послал меня и проч., вводят [в речь пророка] голос говорящего Спасителя. Он, – Бог всемогущий, – говорит, что послан Отцом всемогущим, не в том, отношении что Он всемогущ, а в том, что Он послан за славою. Так как Он был во образе Божием, то не почитал хищением того, что Он равен Богу, но уничижил Себя Самого, принимая образ раба, и был в повиновении у Отца даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:6–8). Не удивительно, что Христос называется всемогущим, от лица Которого мы читаем в Откровении Иоанна: Сие говорит свидетель верный, начаток твари Божией, Который есть и был, и имеет придти, Господь Бог всемогущий Откр. 1:4–5). Также и то, что мы читаем в псалме двадцать третьем: Князи, поднимите врата ваши, и возвысьтесь, врата вечные, и войдет Царь славы (Пс. 23:9), как и сказанное другими ангелами людям, не знающим тайны принятия плоти [или: воплощения]: Кто есть сей Царь славы? Сам Господь сил есть Царь славы (Пс. 23:10) относится ко Христу, ибо там, где мы читаем Господь сил, в Еврейском написано sabaoth (עבאוח), переводимое у LXX толковников словом: всемогущий. Из этого мы уразумеваем, что там, где о Христе говорится: Господь сил, должно признавать Его всемогущим. Не должно удивляться тому, что всемогущим называется Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18) и Который говорит: Все, что принадлежит Отцу, есть Мое (Ин. 17:10). А если все, т. е. Бог от Бога, Господь от Господа, Свет от Света, то от Всемогущего и Всемогущий. Действительно, ведь не может быть, чтобы была различна слава тех, природа которых одна. Итак, Он послан за славою Божественного величества к народам, которые разграбили народ Божий, чтобы сделавшие его своей добычей, сами стали добычей прежних рабов своих, и чтобы вся толпа бывших некогда рабами познала, что Его послал Бог всемогущий. В словах же: Кто касается вас, касается зеницы ока Его, прикосновение понимай в смысле притеснения и обиды, согласно тому, что читаем: Не прикасайтесь к помазанникам Моим и пророкам Моим не делайте зла (Пс.104:15). Ибо кто прикоснется к святым Господним, тот как бы желает подвергнуть страданию зеницу ока Его и лишить Его ясного света, о котором говорится в Евангелии: Вы есте свет мира (Мф. 5:14). А руку Свою поднимет Господь, чтобы потрясти народы враждебные и возвратить народ Свой или в Иерусалим, или в Церковь. В переносном смысле (juxta tropologiam); под народами враждебными понимай противодействующие силы, ежедневно подчиняющие своей власти грешников и принуждающие их раболепно служить себе.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Зане сице глаголет Господь Вседержитель: в след славы посла мя на языки пленившыя вас, зане касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока его

А что Христос защищал и избавлял и древние народы, в этом никто не может сомневаться, если имеет ум, любящий истину. Ведь, если Он был камнем, напояющим жаждущего в пустыне Израиля и если Он есть Тот, чрез Которого все от Бога и Отца; то как можно сомневаться в том, что чрез Него совершались и всякое избавление во всякое время и всякий способ помощи? Впрочем, мы утверждаем, что в сих словах Он сам возвещает оправданным верою и освященным в Духе и указывает образ вочеловечения; ибо говорит, что во след славы Он послан, и никогда не может лгать. Если во образе Бога и Отца сый из Него и в Нем Бог Слово «не восхищением непщева быти равен Богу» (Флп.2:6–8), как написано, но снизошел до образа раба, и смирил Себя, сделавшись подобным нам человеком, то разве не оказался Он позади (ниже) наиболее всего подобающей Ему славы? Какая же была причина того, что Ему нужно было подвергнуться временному бесславию? Он пришел для того, чтоб лишить добычи грабителей и подчинивших своему игу живущих на земле, то есть нас, коих жестоко ограбили лукавые и вражеские силы. Но они лишаются добычи ныне, когда Спаситель всех нас Христос привел нас к себе чрез веру, и сделал своими поклонниками – нас, обремененных жестоковластием тех (вражеских сил), – и даровал нам такую безопасность, что желающий огорчить нас как бы касается Его собственной зеницы ока. Так исход событий всегда обращается во вред гонителям Церкви и о каждом из них можно бывает сказать то, что говорится в псалме: «ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх неправда его снидет» (Пс.7:16–17). Итак, говорит, злоумышляющий на души уверовавших в Него будет касаться Его самого, что Он говорит и устами Псалмопевца: «не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте» (Пс.104:15). Если мы (все вместе) – тело Христово, а члены – (каждый) порознь (1Кор.12:27): то как Он может предать грешникам Собственное тело? Или как Он может допустить, чтобы члены наполнились злом? Напротив, не подвергнутся ли самому строгому наказанию те, которые нечестиво злоумышляют против подвластных Его?

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

8-9. Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня.

Такой попечительности Бога всяческих сподобитесь вы, что все огорчительное, касающееся вас, почитать будет касающимся зеницы ока Его, не потому что обложен телом и делится на члены (бесплотен и неописуем Бог всяческих), но человекообразно выражает сим то расположение, какое имеет к вам. Сей попечительности испрашивает у Него и блаженный Давид: "Храни меня, как зеницу ока" (Пс.16:8). Посему-то, говорит Бог, всех, которые грабили и расхищали вас, сделаю подвластными их же подданным, и потерпят от них то же самое, что заставляли терпеть вас. И истину словес Божиих дознайте из самых событий. Но с Иудеями сбылось сие прообразовательно, истина же пророчества точнейшее исполнение возымела на нас; потому что Владыка Христос, низложив демонов, которые расхищали нас, в собственность свою обратили наш ум, поработили себе все члены тела нашего, – сделал их подвластными святым рабам Своим. И сие яснее выразил устами богомудрого Исаии, взывая: "Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. Опустели дороги" (Ис.33:7-8). Так демоны вопияли: "что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас." (Мф.8:29); и еще: "заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!" (Мк.5:7). Так и в Филиппах имевшая в себе пытливого духа вопияла: "сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" (Деян.16:17). Так демоны и пред победоносными мучениками доныне вопиют, и невольно провозглашают их победу, изобличают же свою немощь. Посему их, обкравших нас древле, как некую добычу предал обкраденным Посланный в след славы, чтобы древнюю славу, которую погубил обольстившись родоначальник Адам, снова приобрело естество наше, и познали мы благодетеля и Спасителя душ наших и пославшего Его по человеколюбию Отца. Послан же Он, не как Бог, но как человек; потому что, как Бог, равночестен Родшему. "Я, – говорит Он, – в Отце, и Отец во Мне»; и: "Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела." (Ин.14:10); и: "Я и Отецодно." (Ин.10:30); и: "Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9). Посылается же, как человек, исполняя домостроительство о нас, но не умаляя Божеского естества. Ибо "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба," (Флп.2:6-7). Посему, Пророк показал нам не двойственность только, но и равночестность Лиц. "Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня" и, показывая, кто пославший, присовокупляет: "и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня". Поэтому, и Пославший – Господь Вседержитель, и Посланный – Господь Вседержитель, и нет никакого различия в достоинствах. Послан же, как сказано, по человечеству, а не по Божеству, исполняя домостроительство о нас. И Посланный имеет в Себе пославшего Отца; ибо говорит: "Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела." 

Толкование на пророка Захарию

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Зах.2:6-12

В дальнейшей речи пророка обетование это обосновывается и расширяется в изложении больших подробностей будущего славного состояния народа Божьего. Говорящим является уже не ангел-посланник, а сам пославший, т.е. Ангел Иеговы. Переход от одного говорящего лица к другому совершается также незаметно, как часто у пророков совершенно незаметно речь пророка переходит в речь Самого Бога и в таком виде продолжается. Ангел Иеговы обращается в имени Сиона ко всему Израилю с требованием как можно поспешнее бежать из земли полунощной, земли северной, вавилонской (ср. Иер.1:14,6:22,10:22), так как Господь определил распространить Израиль по всем странам земли, распространить как «четыре ветра», между тем как Вавилон определил погубить. «Эй! эй!», – взывает Он к пленным народа Божьего, – «бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь». Чтобы еще более уверить народ в справедливости слов Своих, Ангел Иеговы еще раз повторяет то же требование народу Божьему: «Спасайся, Сион, (население Сиона), обитающий у дочери Вавилона», т.е. народа вавилонского, и обосновывает Свое требование предвозвещением, что Иегова послал Его к языческим народам «для славы», послал за тем, чтобы приобрести Себе честь у языческих народов, через суд над ними разрушить их власть, уничтожить их силу, сделать их рабами народа Божьего и таким образом создать Себе славу среди них. А с такою целью Господь послал к языческим народам Ангела Своего потому, что народы эти разграбили Израиль, – это владение, драгоценное Богу, как зеница ока, таким образом, разграбляя Израиль, они коснулись через это зеницы ока Божьего (ср. Втор.32:10). «Ибо так говорит Господь Саваоф»,– говорит Ангел Иеговы, – «Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его». Ибо т.е. по причине Моего посольства за честью, продолжает Он, отождествляя Свое дело с делом Самого Иеговы: «вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» с тем именно, чтобы совершая суд над язычниками, через то привести в исполнение Свое намерение спасти Израиль. Поэтому из Вавилона спасаемое общество Иеговы должно радоваться, веселиться о пришествии этого Ангела, в котором имя Иеговы (Исх.3:21), в котором лицо Иеговы (Ис.63:9), который являет Собой существо Иеговы, и в лице которого придет Сам Иегова и будет обитать среди Израиля. «Ликуй и веселись, дщерь Сиона!», – восклицает Ангел! «Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь», говорит Иегова, что и начало исполняться в действительности с явлением на земле во плоти Сына Божьего, – этого Ангела завета, и что окончательно совершится при Его втором пришествии во славе (Иоан.1:14,Апок.21:3). Тогда-то языческие народы, угнетавшие и разграблявшие Израиль, и сделаются добычею тех, которые им служили. Тогда царство Божие, ограничивавшееся до пришествия во плоти Ангела завета одним только народом еврейским, распространится, как оно уже и распространяется, и прославится через принятие в него языческих народов, ищущих истинного Бога (ср. Мих.4:2). «И прибегнут», – говорит Ангел,  – «к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; (отчего Иерусалим и получил необыкновенно большое население), и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе». Тогда-то, т.е. во весь период, начинавшийся от явления во плоти Сына Божия и завершающийся Его вторым пришествием во славе Бога, и будут для Иерусалима, для той т.е. земли, где будет обитать новое Божие общество, долженствовавшее образоваться из иудеев и язычников, огненною стеною (Зах.2:5), тогда-то Бог вполне приведет к окончательному и истинному осуществлению Свое определение касательно Израиля быть уделом Иеговы (Втор.32:9), «тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible