Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Послушай Иисусе и искреннии твои, мужи дивозрители, седящии пред лицем твоим: се Аз ввожду раба Моего Востока, то есть Зоровавеля, который будет подобен восходящему солнцу, потому что озарю его блеском побед. В таинственном же смысле относится сие к Иисусу истинному Спасителю, Который здесь называется и рабом, потому что уничижил Себя, воплотившись, облекшись в наше подобие, для нашего спасения восприяв на Себя по воле Своей зрак раба; Востоком же называет Его Пророк, потому что Он есть сияние славы Отца и образ Ипостаси Его (Евр. 1:3). Мужи дивозрители, бывшие с Иисусом первосвященником, сыном Иоседековым, таинственно представляют нам святых Апостолов, учеников Христовых, которым дух пророческий явственно указует на Христа, говоря: се Аз ввожду раба Моего Востока. А по словам других мужами дивозрителями именуются здесь Пророки.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 8–10 Слушай, Иисус, священник великий, ты и друзья твои, живущие пред лицем твоим, ибо они – мужи предсказывающие. Вот Я приведу раба Моего Восток, ибо вот камень, который Я дал пред лицем Иисуса; на одном камне суть семь очей. Вот я вырежу изображения его, говорит Господь воинств, и уничтожу неправду земли оной в один день. В день тот, говорит Господь воинств, призовет муж друга своего под виноград и под смоковницу
Иудеи сильно настаивают, на том, что наши [толкователи] соответственно связи и последовательности речи в этом месте должны понимать под священником Иисусом скорее Иисуса сына Иоседекова, чем Господа Спасителя. В самом деле, если речь обращена ко Господу, и [если] ко Христу говорится: Слушай, Иисус, священник великий; то кто же есть тот, о котором говорится: Вот Я приведу раба Моего Восток, который называется еще другим именем камень, и который дан перед лицом Иисуса, и на нем семь очей? Наоборот, наши настоятельно утверждают, что в именах: Иисус, священник великий, Восток и камень нужно видеть наименования Христа в различных отношениях. Но весьма трудно уяснить, каким образом о Нем самом говорится Ему же, как о [ком-то] другом. Таким образом те, которые хотят видеть [в этом месте] Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, под его друзьями, которые обитают или сидят перед лицом его и которые предсказывают, разумеют учеников его и пророков. Ведь пророки поставлены в предзнаменование будущего. Итак, какое значение имеет то, что Иисус и друзья его побуждаются услышать, [т. е. слова:] Приведу раба Моего Восток и проч.? Раньше Бог обещал Иисусу, сыну Иоседекову, священнику великому, что если он будет ходить по путям Его, и сохранит заповеди Его, то будет судить над домом его и охранять жилище Его, и Он даст ему служителей – по достоинству равных ангелам, а ныне говорит ему о полном счастье и совершенном блаженстве, которое имеет наступить тогда, когда придет Восток, о котором написано: Вот муж, Восток имя Ему (Зах. 6:12), и у Малахии: Взойдет среди [или без: среди] вас [или: вам], боящихся имени Моего, солнце правды, и исцеление в крылах Его (Мал. 4:2) и в книге Числ: Возстанет звезда от Иакова и человек от Израиля (Числ. 24:17). В Евангелии также мы весьма ясно читаем о Христе: В которых посетил нас Восток с высоты: чтобы просветить тех, которые сидят во тьме и тени смертной, чтобы направить стопы наши на путь мира (Лк. 1:78–79). Сей Восток называется также и камнем краеугольным (Еф. 2:20), ибо соединяет два народа и связывает две отдельных ограды в одно жилище. Он для неверующих есть камень соблазна, о котором говорится в Псалмах: Камень, который отвергли строители, сей [камень] был во главу угла. От Господа было сие (Пс. 117:22–23). На этом камне есть семь очей, о которых говорит Исаия: Произойдет отрасль от корня Иессеева и цвет произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и дух страха Божия исполнит Его (Ис. 11:1–3). Те, которые под священником великим и друзьями его хотят разуметь Господа Спасителя, под мужами, созерцающими чудеса, и предсказателями видят апостолов [или: учеников], которые созерцали Его таинственные знамения и из настоящего познавали будущее; в то же время в слепорожденном исцеление глаз (Ин. 9) они относят к язычникам, а в кровоточивой женщине (Мф. 9:20–22) усматривают Церковь, освобожденную от кровавых деяний. Следующие затем слова: Посему вот камень, который Я дал пред лицем Иисуса, любители истории понимают о Христе, и говорят, что после Иисуса, сына Иоседекова имеет придти Христос. Ибо быть пред Иисусом, т. е. перед лицом Его и перед очами его [и значит] возвестить будущее; а называется Он камнем за силу и крепость, которою сокрушит все царства; об этом камне, как оторвавшемся от горы без содействия рук, мы читаем и у Даниила (Дан. 2:34).
Вот я вырежу изображения его, говорит Господь воинств, и уничтожу неправду земли оной в один день. В день тот, говорит Господь воинств, призовет муж друга своего под виноград и под смоковницу
Выше он сказал: Вот камень, который Я дал пред лицем Иисуса; на одном камне суть семь очей. Соответственно этому и теперь продолжает сохранять сравнение [μεταφοράν], имея в виду камень, и говорит: Вырежу изображения его, или: Изображу начертание его; ибо находящееся в еврейском тексте: maphate phethee (מפתה פתחה) Акила перевел словами: διαγλύψω ἄνοιγμα αὐτῆς, т. е. вырежу крышку его; Симмах и Феодотион: Начертаю изображения его. Смысл такой: Я сделаю, что этот Камень будет ранен гвоздями на кресте и копьем воина и в страдании Его уничтожу неправду земли в один день, о котором написано: Сей есть день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный (Пс. 117:24). В тот день страдания Христова муж, совершенный во Христе и с Апостолами достигший высшей степени благоволения Госнодня, призовет ближняго своего, т. е. верующих из Иудеев, или же народы языческие под тень виноградника, называемаго Сорек, – о Котором и в Евангелии говорит: Я есмь лоза (Ин. 15:1), и плод которого веселит сердце человека, – и под смоковницу, [т. е.] сладчайшие плоды Духа святого, чтобы призываемые почили в тишине и, победив прелесть мира и [прекратив] кровавые битвы, познали, что они находятся под властию Царя, имя Которого, – мир, – таинственно указано в лице Соломона. Об этом же самом успокоении под виноградником и смоковницей говорит и пророк Михей в словах: В день тот каждый призовет ближнего своего и брата своего под виноградную лозу и под смоковницу, и не будет устрашающего (Mих. 4:4). А в словах пророка по толкованию Семидесяти: Вот Я ископаю ров под рвом или рытвиною мы можем порнимать углубления резца художника, ибо все, что вырезывается, также и вырывается. Однако, если кто-либо не захотел бы довольствоваться пониманием этого в отношении к камню, а [хотел бы думать], что здесь заключается особое значение и смысл, [таковому] мы скажем, что Бог всемогущий в день страдания Сына Своего или, – как думают Иудеи, – в последний день мира откроет и выставит на средину дела каждаго человека и коснется в день суда всей земли: ведь это и есть единый день, и в этот день каждый из святых призовет друзей своих и сподвижников своих, – которые также святы, – к успокоению и к наслаждению добродетелями своими.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 8-9 Послушай убо Иисусе иерею великий, ты же и искреннии твои и сидящии пред лицем твоим, зане мужи дивозрители суть: зане се аз ввожду раба моего, Восток имя Ему: зане камень, его же дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть
Чрез только что сказанное нами было возвещено Иисусу, или лучше, – и это будет правильнее, – законом установленному священству, что оно будет судить в дому своем и начальствовать над народом и заканчивать образы подзаконного богослужения. Обрати внимание на домостроительство и великое искусство божественного промышления. В непродолжительном времени должно было служение по закону преобразоваться в служение истинное и грубость образов – перемениться в достойную любви и духовную жизнь; убившие Господа земледелатели должны были быть изгнаны из виноградника и поле должно было быть отдано другим, очевидно, Святым Апостолам и евангелистам, которые сделают его плодоносным и цветущим, обратив на него самое заботливое внимание; «Царь праведный воцарится и князи с судом владети начнут» по слову Пророка (Ис.32:1); восстанет иной иерей не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову, «святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек» (Евр.8:2); ибо Господь наш Иисус Христос вошел во Святая святых «не кровию козлею, ниже телчею, но своею кровию, вечное искупление обретый» (Евр.9:12) и «единем приношением совершил есть во веки в совести освящаемых» (Евр.10:14; ср. Евр.9:14). Посему чтобы Бог, давая обетование законному священству, что оно всегда и постоянно будет надзирать и судить в дому своем, не показался говорящим ложь и суетные слова, Он необходимо должен был предвозвестить тайну Христову, давая знать, что прекратятся законные учреждения и что Он будет судить в дому Своем чрез Свое порождение, то есть, чрез Сына. Посему Он как бы удостоверяет самого Иисуса и близких к нему и сидящих пред лицем его, разумеем левитов и священников; ибо сословие Левитов стояло пред первосвященником, чтоб служить ему: старейшие же из них – иереи, как высшие и священнейшие тех по закону, даже удостоены были чести принадлежать к синедриону: дивозрителями же их называет за то, что они всегда стремились видеть знамения и пристрастны были к чудесам; таков был всегда по природе народ иудейский. Так, когда Христос, сделавши как бы бич от вервий, изгнал всех из храма, говоря: «возмите сия отсюду: и не творите дому Отца Моего дому купленаго»; тогда приступили к Нему говоря: «кое знамение являеши нам, яко сия твориши?» (Ин.2:16, 18) и кто даде тебе власть сию? Мы знаем, что и другие приступали к Нему и говорили: «Учителю, хощем от тебе знамение видети» (Мф.12:38).
Итак, говорит, поелику они – мужи дивозрители: то пусть они узнают вместе с тобою будущее и всемогущего совершителя знамений, каких они всегда просят. Итак кто же Он? «Се аз ввожу раба Моею, восток имя ему». Как Бог по естеству и от Бога Отца явился Единородный и как такой Он свободен: но «смирил Себе», по Писанию, снизойдя до того, чем не был, и получил название раба, ради человеческого естества, хотя как Бог Он есть Господь всяческих. Но Он был и Восток, то есть солнце правды; Оно взошло и воссияло нам живущим как бы во тьме и погруженных вследствие мирских удовольствий как бы в ночной мрак и сон, и имеющих помраченное око духовное Оно пробудило к бодрствованию и осияло нас своею благодатью. Посему и премудрый Павел пишет нам, указывая нам на то же самое: «нощь прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся в дела света. Яко во дни, благообразно да ходим» (Рим.13:12–13): и опять: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф.5:14). Итак, предвозвещает славные дела Спасителя нашего, совершенные Им во время пришествия на землю. Рабом же Его называет потому, что Он пришел в образе раба, – востоком же потому, что Он есть свет истинный, и день и блестящая денница, восходящая в душах и просвещающая сердца. Сверх того, называет Его и камнем и говорит, что он дан был пред лицом Иисуса, и утверждает, что Он имеет семь очей; ибо законному священству, образом которого мы считаем Иисуса, надлежало постоянно иметь как бы пред лицом и пред глазами «камень избран, краеуголен, честен положенный в основание Сиону» (Ис.28:16), множеством очей надзирающий за всем, ибо число семь всегда служит знаком совершенства; поэтому говорится, что «неплоды роди седмь» (1Цар.2:5) А что божественное и неизреченное естество Сына тысячами очей надзирает за всем и смотрит за нами, – в этом кто может усомниться? «Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным, и несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима его», по написанному (Евр.4:12–13).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
8. (церк-сл.) Послушай убо, Иисусе, иерею великий, ты и искреннии твои, седящии пред лицем твоим, зане мужи дивозрителие суть ...
Дивозрителями не называет Пророк птицегадателей и прорицателей, как думали иные (потому что о подобных им Пророк не выразился бы такими словами, и сам Иисус, как благочестивый, не возлюбил бы такого сонмища); но именованием сим свидетельствует о ведении и усердии искренних Иисусовых к уразумению божественного, потому что, как благочестивые, не преставали углубляться в чудеса и знамения, являемые Пророками, и ожидать их исполнения. Посему к ним и к Иисусу обращает Бог присовокупляемые слова:
8. (церк-сл.): ... Зане се Аз ввожду раба Моего, Восток имя Ему:
Благоукрасив священника, и совлекши с него одежду печальную, облекши же в ризу священническую (Зах.3:3:4-5), указав, что должно ему делать, и предвозвестив потомкам, если будут хранить божественные законы, весьма продолжительное существование (Зах.3:7), переходит к роду царскому, и Зоровавеля, который был потомком Иехонии, и вел род от Давида, обещает соделать столь славным и знаменитым, что уподобится самому блистательному свету востока.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
8. Послушай убо, Иисусе, иерею великий, ты и искреннии твои седящии пред лицем твоим, зане мужие дивозрителие суть: зане, се, Аз ввожду раба Моего Востока.
Ангел Господень теперь приказывает первосвященнику Иисусу выслушать Его, что показывает особенную важность сообщаемого. Сказанное Ангелом – говорит, действительно, о величайшем событии – о пришествии Спасителя, который здесь разумеется под отраслью. Послушай, говорит Ангел Господень Иисусу, сыну Иоседекову, "послушай ты, и искренние", твои ближние и товарищи. Кто эти искренние? Может быть, сослужители, священники, или Аггей, Зоровавель, Малахия, Ездра и Неемия, как разумеют западные толковники. Эти, со святым Захарией, трудились вместе над восстановлением церкви Божией, после Вавилонского плена. Эти лица сидели пред Иисусом, а не стояли. Может быть, этим – святой пророк хотел сказать, что они были подчинены, как ученики учителю, первосвященнику Иисусу, или, как лица, составлявшие один общий совет для благоустроения храма и Церкви. "Зане мужи дивозрители суть". Потому, должны выслушать с особенным вниманием слова Ангела Господня, что все сидящие – "суть мужи дивозрители",–т. е., они наблюдатели или созерцатели знамений, чудес, которые Бог совершил в избавлении Иудеев от плена, и которые Он имеет совершить в будущем, потому, если кто, то наипаче эти мужи должны выслушать слова Божии. «Дивозрителями (объясняет блаженный Феодорит), называет пророк не птицегадателей и прорицателей, как думали иные; но наименованием сим свидетельствует о видении и усердии искренних Иисусовых, к уразумению Божественного; потому что, как благочестивые, не переставали углубляться в чудеса и знамения, являемые пророками и ожидать их исполнения. Эти дивозрители, сами собою, своим служением, указывали на будущие чудеса и знамения, являемые пророками и ожидать их исполнения». Эти дивозрители, сами собою, своим служением, указывали на будущие чудеса и знамения. Таковы были пророки (напр., Осия, Иезекииль, Иеремия) и другие мужи. (См. Ис.8:18). Сам Спаситель мира, Его святые ученики и Апостолы были чудом и знамением, в свое время (Лк.2:34).
Что же это за важное известие, которое должны были выслушать товарищи первосвященника Иисуса? Следующее: "Се Аз ввожду раба Моего Востока". Пророк не говорит здесь, кого разумеет под рабом – Востоком; но далее показывает, что этот Восток (или Отрасль) создаст храм, приимет величие, будет Владыкою и, вместе, священником на своем престоле (Зах.6:12).
У свяього пророка Иеремии говорится, что настанет время, когда Давиду (т. е в доме его, в потомках Давида) восстановится Восток праведный, который будет царем, сотворит правду на земле, во дни Его – спасется Иуда, Израиль будет в надежде, и которого прямо назовут Господь праведен (Иер.23:5, 6, 15). Очевидно, что эта та же самая Отрасль Иеговы прекрасная и славная, во время которой произойдет освящение и очищение в духовном Иерусалиме, та чудная Отрасль от корня Иессеева, на которой почиют дары Святого Духа, о которой говорил святой пророк Исаия (Ис.4:2, 3; 11:1-10), и в которой нельзя не видеть Мессию Богочеловека. Итак, здесь у св. пророка, под Востоком должно разуметь не Зоровавеля, как думает блаженный Феодорит, думают и другие толковники, а Мессию. Он называется Востоком св. Захарией, отцом Иоанна Предтечи (Лк.1:78), Он называется рабом, потому что был исполнителем воли Божией (Флп.2:7). Он есть Отрасль, и Отрасль от усеченного корня Иессея; ибо произошел из рода Давидова приниженного, который был, как пень, как усеченное дерево; но от этого пня выросла нежная отрасль, и возросла в величественное дерево, под которым имели жить, как говорится у святого пророка Иезекииля, всякие птицы, всякие пернатые (Иез.17:23), т. е. верующие из всякого народа.
Святой Ефрем Сирин, хотя, в буквальном смысле, относит сказанное пророком к Зоровавелю, который был подобен восходящему солнцу, потому что озарился Господом, блеском побед; но, в духовном смысле, относит к Спасителю мира. «В таинственном смысле, – говорит он, – относится это к Иисусу, истинному Спасителю, Который здесь называется и рабом; потому что уничижил Себя, воплотившись, облекшись в наше подобие, для нашего спасения, восприяв на Себя, по воле Своей, зрак раба; Востоком же называет Его пророк; потому что Он есть сияние славы Отца и образ Ипостаси Его. (Евр.1:3). Мужи дивозрители, бывшие с Иисусом первосвященником,
сыном Иоседековым, таинственно представляют нам св. Апостолов, учеников Христовых, которым дух пророческий явственно указует на Христа, говоря: "се Аз ввожду раба Моего Востоκа…" – Ввожду, т. е. наступает время явления Мессии, а Зоровавель уже был введен Господом в свое служение. Итак, здесь говорится не о Зоровавеле, а о Мессии.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-9 Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день
Обетования, сопровождающие видение четвертое
В заключение дается обетование, относящееся к предмету чаяний всего Израиля. Иисусу и его собратьям священникам предрекается о явлении раба Божия, имя которому Отрасль. Этим именем обозначается, конечно, Мессия. Но исследователи отрицательного направления пытаются доказать, что в III:8 назван Отраслью Зоровавель (и только он); Зеллин, напр., рассуждает: по IV:9 основателем и строителем храма представляется Зоровавель, а по VI:13 - Отрасль: отсюда тождество Зоровавеля и Отрасли не может подлежать сомнению (And. II:7:7). Это толкование, при котором оставляется без внимания контекст речи, признать основательным нельзя. Как, напр., согласить с ним выражение следующего стиха: изглажу грех земли сей в один день? Ясно, что изглажение греха земли стоит в непосредственной связи с начертаниями на том камне, который в предыдущем стихе назван Отраслью, с начертаниями, выражающими как достоинство, так и миссию Отрасли. Это выражение совершенно неприменимо к Зоровавелю, но только к Мессии, которого он был прообразом и предком по плоти. Вот чуждое односторонности толкование отношения Зоровавеля ко Христу, в изъяснении Зах IV:9 у св. Кирилла: «если Бог говорит о Зоровавеле, что руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его, то, рассматривая исторически, ты можешь относить эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их о Христе; ибо Он сделался нашим основанием и все мы духовно построены для Него в храм святый» (с. 7:8). Совмещение в одном лице царской власти и священнического достоинства, о чем говорится в VI:13, тоже нельзя относить к Зоровавелю: царем и священником опять был только Мессия. (Reinke, ss. 7:1 и 84).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Кроме такого предвозвещения о продолжении в народе Божием священства и связанных с ним милостей Господних к народу обетование заключало в себе еще новый момент, в Ветхом Завете недарованный и потому указывающий на времена новозаветные: оно возвещало, что первосвященник отселе будет иметь между небожителями свободный доступ к Самому Господу. Как Господь осуществит это новозаветное обетование, это объясняет пророку Ангел Иеговы в Своей дальнейшей речи к первосвященнику. Так как обетование возвещало нечто особенно важное и новое, то Ангел Иеговы требует от первосвященника обратить особенное внимание на то, что он намерен передать ему. «Выслушай же, Иисус, – говорил он ему, – иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день». Первосвященник Иисус вместе с сидящими перед ним в священных собраниях в качестве его помощников и соправителей священниками суть «мужи знаменательные», мужи чудесного образа вещей будущих. Они были обременены как своими личными грехами, так в качестве священного сословия народа Израилева и грехами народа, но через милость Божию, как показывает их возвращение из плена, очищены от этих грехов и снова приняты Богом в общение с Собою, это суть головни, всемогущею милостью Божиею выхваченные из огня заслуженного суда. Это-то чудесное дело милости Божией, проявившейся над первосвященником с его друзьями, знаменует собою, прообразует будущее гораздо более великое и гораздо лучшее дело очищающей грехи благодати Божией. Священство времен пророка своим уничиженным, а потом прославленным состоянием прообразует великого вечного Первосвященника, который из состояния глубоко также уничиженного, глубоко смиренного долженствовал придти к величайшей славе. Бог ведет Своего Раба, Отрасль, ту Отрасль правды, которую Господь обетовал восстановить Давиду (Иер.23:5; Иер.33:15), которая долженствовала произойти от усеченного дерева Иессеева, от корня его (Ис.11:1), долженствовала взойти, как отпрыск из корня в сухой земле, т.е. долженствовала произойти из рода Давидова, ниспавшего в самое низкое, малоизвестное состояние, но потом, произошедши из неизвестности, возрасти из униженного состояния к высоте и славе, что вполне и осуществилось на Иисусе Христе. Бог ведет эту Отрасль потому, во-первых, что Он полагает перед Иисусом камень, на который направлены семь очей и из которого Он как резчик вырезает прекрасное, искусное произведение. Предоставляя первосвященнику управление Своим домом и хранение дворов Своих, Иегова утверждает в то же время царство Свое, олицетворяемое в храме в Ветхом Завете. На это царство по обетованию Божию должны действенно влиять «семь очей» Иеговы (ср. Зах.4:10), семь очей Агнца или семь духов Божиих (Апок.5:6), семь даров Святого Духа (Ис.11) и неуклонно вести его к предназначенному ему славному состоянию. Во-вторых, Иегова ведет Свою Отрасль потому, что Он определил изгладить совершенно грехи народа Своего и земли Своей, что и совершено было на Голгофе Искупителем человечества (Евр.7:27;9:12;10:10). Через уничтожение грехов народа, через уничтожение зла и виновности с земли изгладится с лица ее всякое страдание, всякая вражда, и для общества Господня наступит состояние блаженного мира. «В тот день, говорит Господь Саваоф, – возвещает пророк этому будущему обществу времен блаженных, – будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (см. Мих.4:4).