Скрыть
Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и скончает древа его, и камение его. Сии слова указывают на ту цель, какую имел в виду Пророк. Евреи по возвращении из плена, хотя снова слышали закон от священников, возвещавших им оный, но слушали с заткнутыми ушами, и дозволяли себе татьбу, клятвопреступления, обман, по своей воле изъясняли заповеди Господни, говоря: «мы не грешны, потому что нищетою и бедностью вынуждены быть татями и обманывать; а кто бываете татем и обманывает по бедности, с того Бог не взыщет». Посему-то Бог показал посланный от него летящий по воздуху свиток, на котором написано было наказание татям и клятвопреступникам.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-5 И обратихся, и возведох очи мои, и видех, и се серп летящь. И рече ко мне: что ты видиши? и рех: аз вижду серп летящь, в долготу лактей двадесяти, и в широту лактей десять. И рече ко мне: сия клятва исходящая на лице всея земли: зане всяк тать от сего даже до смерти отмстится, и всяк кленущийся во лжу от сего до смерти отмстится. И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и в дом кленущагося именем моим во лжу, и вселится посреде дому его, и скончает его, и древа его, и камение его

И здесь опять употребленное выражение: «обратихся», думаю, никто не может понимать в смысле места, но как бы в смысле последовательности одного видения за другим: когда прекращается первое видение и взор переходит к другому созерцанию, тогда это явление обозначает словом: обращение. Итак, поднимает в высоту мысленные очи и затем видит серп наподобие птицы, поднявшийся к верху и как бы устремляющий на всю землю. Был он очень широк и длинен; ибо длина его была в двадцать локтей, а широта его на половину меньше длины. Когда Ангел спросил, что это такое, а пророк сказал, что он не знает; то (Ангел) говорит: «сия клятва исходящая на лице всея земли», подвергающая соответствующим наказаниям ложно клянущегося и вместе с ним вора. И что касается более подробного объяснения показанного в видении; то оно не представляет ничего затруднительного. Божественная клятва всенепременно истребит воров и вместе с ними привыкших произносить ложную клятву и как бы серпом срежет наглых хулителей, обнаружит ограду домов и предаст их огню, и войдя в дом мужа уничтожит и сильно потрясет его. Думаю, надобно тщательно исследовать причины, по которым настоящее и занимающее нас видение присоединено к другим как необходимое. Почему, – может быть скажет кто-нибудь из людей наиболее справедливых, – в то время, как было весьма много грешников по жизни и Израильтяне в то время подлежали многим обвинениям, – почему только на воров и клянущихся ложно, говорит, назначено было наказание посредством серпа, или почему исходит клятва, посекающая в этом виновных и совсем уничтожающая их? В ответ на это скажем, что Бог, всегда желающий блага слушающим Его, чрез святых пророков говорил благополезное каждому времени. Итак, жившим в то время необходимо было уяснить в особенности именно это видение. Приведем причины этого и укажем самую подходящую из них. Когда Израильтяне, едва оставив страну Халдейскую и освободившись от ига рабства, возвратились в Иудею и прибыли в Иерусалим; то им следовало воздерживаться от прежних своих грехов и обращением к лучшему образу жизни загладить прежде совершенные преступления и радовать Избавителя исполнением угодного Ему; но они несмотря на это, так же, как и прежде, необдуманно нарушали требования закона. В то время, как Моисей говорит, что им не следует вступать в брачные союзы с иноплеменными женщинами, они, пренебрегши предписания закона, сочетавались с дочерями соседних язычников и становились отцами иноплеменных детей и полными нечестивого племени. Среди них были некоторые из знатнейших виновными в таких преступлениях. Об этом то и плакал Ездра и, приходя в дом Божий, совершал молитвы за поступавших нечестиво. Что после того случилось, об этом мы узнаем из самой книги его, где читается так: «и когда, молясь, Ездра исповедывался, плача и повергаясь на землю пред храмом, собралось к нему из Иерусалима весьма много народа, мужчин и женщин и юношей, ибо плач был великий в толпе. И возгласив Иехония Иеилев из сынов Израилевых сказал Ездре: мы согрешили против Господа Бога и в супружество себе взяли жен иноплеменных, от народов (язычников) земли и живет с ними весь Израиль. В этом да будет у нас клятва к Господу (поклянемся), чтобы изгнать всех жен наших, из иноплеменных (народов) вместе с детьми их, как присуждено (повелено) тебе и всем повинующимся закону. Встань, соверши, потому что к тебе (относится) это дело, и мы с тобою для подкрепления. И восстал Ездра, заклял родоначальников священников и Левитов всего Израиля сделать соответственно этому и поклялись» (1Ездр.10:1–5). Итак, было необходимо, чтоб поклявшимся исполнять требования закона угрожало проклятие, неизбежно постигающее тех, которые приобрели привычку ложно клясться, чтобы они хранили свои клятвы. Но поелику во время построения божественного храма было большое скопление денег, отчасти потому, что их давал Дарий, отчасти их приносил народ, а некоторые из приставленных распоряжаться ими, по всей вероятности, отделяли в свою пользу нечто из принесенного во славу Божию; то он хорошо говорит, что проклятие идет на воров, чтоб удерживались от постыдных прибытков и не прикасались к священным деньгам, употребляя их на свои собственные нужды. Такова причина видения. Людям, привыкшим красть и произносить ложную клятву, надобно бояться проклятия и посечения серпа. Бог всенепременно приведет в исполнение свои определения и не пощадит ни воров, ни других преступников; ибо Он всегда ненавидит тех, которые презирают Его божественную славу и с ненасытным желанием устремляются к неподобающему им.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1-4. И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток. И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.
1-4. И обрати́хся и возведо́хъ о́чи мои́ и ви́дѣхъ, и се́, се́рпъ летя́щь. И рече́ ко мнѣ́: что́ ты́ ви́диши? И рѣ́хъ: а́зъ ви́жду се́рпъ летя́щь, въ долготу́ лакте́й два́десять и въ широту́ десяти́ лакте́й. И рече́ ко мнѣ́: сiя́ кля́тва исходя́щая на лице́ всея́ земли́: зане́ вся́къ та́ть от сего́ да́же до сме́рти отмще́нъ бу́детъ, и вся́къ клены́йся во лжу́ от сего́ до сме́рти отмсти́тся. И изнесу́ его́, глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель, и вни́детъ въ до́мъ та́тя и въ до́мъ клену́щагося и́менемъ мои́мъ во лжу́, и всели́тся посредѣ́ до́му его́, и сконча́етъ его́ и древа́ его́ и ка́менiе его́.

Так многоразличными видениями подтвердив сказанное о царской власти и о священстве, и предвозвестив конец построению божественного храма, угрозою наказания устрашает слышащих, отвращая от порока и побуждая к добродетели, и указует Пророку "серп великий, висящий и носящийся в воздухе". Клятвою назвал наказание, простирающееся на целую вселенную и налагаемое на делателей неправды. А сим и Пророк и народ научались, что Бог всяческих есть судия всех людей, и наказывает всех по достоинству их, подвергая конечной гибели не только пред Ним нечествующих, но и делающих обиды ближнему. Ибо да не подумает кто-либо, что угроза сия изречена одним татям и кающимся ложно; Бог произнес сей приговор на всякое беззаконие. Поскольку "утверждается весь закон и пророки" (Мф.22:40) в этом словеси: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя." (Лк.10:27); то под ложною клятвою и татьбою совокупил все виды греха; потому что нарушение клятвы есть верх нечестия, и в нарушителе нет любви Божией; татьба же есть обида ближнему, а кто любит ближнего, тот не согласится сделать ему обиду. Поэтому, в сих главных законах заключаются все прочие, и нарушителям их справедливо угрожает Бог оным наказанием.

Толкование на пророка Захарию

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-4 И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток. И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.

Предшествующие видения показывали пророку,  каких милостей Божиих удостоено будет общество Господне, в какое славное состояние это общество будет приведено силою Духа Божия. Но в милостях Божиих, в славном состоянии не все могут принять участие. Между избранными Божиими есть много неизбранных, между праведных людей живут и нечестивые, будут ли эти непокорные, греховные люди участвовать наравне с праведными в обетованном славном царстве Божием или их постигнет иная участь? Вот вопрос, который разъясняется и решается перед взором пророка в следующем видении. Пророк видит летящий свиток, развернутый во всю длину и ширину его и с обеих сторон исписанный проклятиями против грешников. На одной стороне свитка были написаны проклятия против воров, которые здесь являются как представители преступников против всех заповедей второй таблицы десятословия, а на другой стороне были написаны проклятия против всех, клянущихся именем Божиим во лжи и представляющих здесь собою всех преступников против заповедей первой таблицы десятословия. Длина свитка и ширина его была сходна с длиною святилища скинии Моисеевой и шириною его (Исх.26), а именно: длина была двадцать локтей, а ширина десять. Это сходство показывало пророку, что свиток, несущий проклятие на всех грешников земли, свою меру, по которой он измеряет вину и наказание грешников, имеет во святилище; по мере важности и святости святилища, перед которым является общество Господне, будут измерены все грешники, пребывающие в среде этого общества, и соответственно найденной через измерение степени виновности их будут наказаны. «Ибо, – объясняет пророку ангел-истолкователь значение полного проклятий свитка, – всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне (свитка) и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его», погубит весь дом как вора, так клятвопреступника, погубит со всеми живущими в этом доме, погубит «и дерева его, и камни его».
 

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible