Скрыть
И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-7 И еще показал мне Ангел, глаголяй во мне, и рече ко мне: сия мера, на которой неправда всей земли. И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. Под образом меры в таинственном смысле показывается число, тяжесть и мера грехов человеческих, как и в другом месте Писания читаем: не бо исполнишася греси Аммореев (Быт. 15:16). И Господь наш говорил Иудеям: и вы исполните меру отец ваших (Мф. 23:32). Ангел, показав Пророку меру, сказал, что в ней заключаются беззакония человеческие. Объяснена также и причина сего видения. Сыны Израилевы по возвращении из плена, терпя бедствия от окружающих народов, в малодушии говорили: «грехи наши и грехи отцов наших доныне еще на нас, Бог не показывает нам милосердия, не истребляет врагов, причиняющих нам вред, и не избавляет нас от них. Для чего же нам мучить себя напрасным трудом? Для чего возобновлять город и храм? Если и захотим воссоздать их; то враги воспрепятствуют нам в этом, ведя с нами непрестанную брань». Посему-то Бог показывает Пророку меру и седящую посреде меры жену, которая изображала собою беззакония, и в то же время открывает, что жена не останется в Иудеи, но будет отнесена в Вавилон, где страдали сыны Израилевы: там создадут ей храмину, там останется она, пока не придет время погибели и истребления, предназначенных ей. Впрочем, хотя сказанное о жене изгнанной и перенесенной навсегда в Вавилон ближайшим образом указывает на частное Божие определение об истреблении грехов Израильтян, но теми же словами таинственно назнаменуется и истребление грехов всего мира. Камень оловянный, вложенный в уста жены, представляет нам Господа нашего, Который заключил и заградил уста греху, чтобы более не поглощал он души живых.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5–8 И вышел Ангел, говоривший во мне, и сказал мне: Подними глаза свои и посмотри, что это выходит? И сказал я: Что это? И он сказал: Это есть сосуд исходящий; и сказал он: Это око их по всей земле. И вот стал носиться кусок свинца [весом в талант], и вот одна женщина, сидящая в средине сосуда. И сказал он: Эта [женщина] есть нечестие, и бросил он её в средину сосуда и набросил на отверстие его кусок свинца

Выходил сосуд, или мера и носился в воздухе. А чтобы мы не колебались, каким собственно именем назвать её, сам ангел, показавший меру, или сосуд, дает ей имя и говорит, – у Семидесяти: Это неправда их по всей земле, а у Евреев: Это око, т. е. показание всех грехов. И вот жена сидела среди сосуда или меры, называемой у Евреев epha (איפה) и часто у LXX переводимой словом οἴφι [или: ephi]; и та самая женщина называлась: нечестие. И когда они видели это так, то вдруг стал носиться талант свинца на подобие камня: он носился или собственною силою, и по повелению Божию, или кем-либо другим, чье имя не названо. А тот ангел, который говорил в пророке, и, выходя из него, показывал ему все, схватил женщину, называвшуюся нечестие, и быстро бросил внутрь сосуда [ту], которая прежде носилась свободно и, сидя на сосуде, была видна для всех. А чтобы она как-нибудь не подняла головы снова и не стала наслаждаться своим нечестием и своею неправдою, он набросил на отверстие сосуда кусок свинца в талант весом на подобие камня, чтобы заключить нечестие в средине, и чтобы оно каким либо образом не вырвалось вон. – В этом [толковании] мы набросали как бы некоторые тени и черты будущего образа, чтобы остальное дополнить собственными красками. Ангел, который говорил в пророке, выступил из него, и, говоря как бы со стороны, приказал ему поднять очи свои и посмотреть на грехи народа Израильскаго, собранные вместе в сосуд, или меру, и достигшие крайности преступления всех; и это есть око их, что по-еврейски называется словом enam (עינם) и пишется чрез айн, иод, нун мем, или беззаконие их. Если бы это слово было написано чрез букву вау тогда, действительно, оно читалось бы onam [или: unam] (אוינם), как полагали LXX; эта ошибка часто вкрадывается в народное издание [Вульгату], так что буквы вау и иод одинаковые по внешнему виду, но различные по размеру, читаются одна вместо другой. – Выше названный сосуд, или мера, есть око их по всей земле, т. е. показатель грехов, чтобы пороки их, распространявшиеся в отдельности, развернулись пред глазами всех, собранные во едино [т.е.], чтобы Израиль вышел из земли своей, и всем народам было показано, каков он есть в земле своей. И вот носился [в воздухе] кусок свинца весом в талант. Вместо талант свинца в следующих словах мы читаем камень свинцовый. Талант [по-еврейски] называется chachar (ככר); [а] камень – aben (אבן). Итак тот самый, который есть талант свинца, есть и камень свинцовый; выражая это более ясно, мы перевели груду или шар из свинца, чем обозначается величайшая тяжесть грехов. И на этой мере, или сосуде всех греховных деяний сидело на среднем месте нечестие, которое другим именем мы можем назвать идолослужением и отрицаниемь Бога. Поэтому Спаситель и говорит Иудеям: Вы исполнили меру отцов ваших (Мф. 23:32). Это нечестие, возседавшее на грехах Израиля, и хваставшееся своим преступлением, направляется после того в Вавилон и подавляется бедствием плена; или – согласно толкованию Феодотиона, – само бросается в сосуд и скрывается, и привлекает на себя громадную тяжесть свинца, так что имеет закрытые уста и уже не может более хвалиться. Может быть отчасти [истолковано] и так, что оно угнетается ангелом Божиим, так что оно, прежде ликовавшее в преступлении, сомкнуло уста вечным молчанием. Дальнейшее же чтение [книги] показывает: куда и кем заключенное нечестие было уносимо.

Толкование на пророка Захарию

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Ст. 5-8 И изыде ангел глаголяй во мне и рече ко мне: воззри очима твоима и виждь исходящее сие. И рех: что есть? И рече: сия мера исходящая. И рече: сия неправда их по всей земли. И се, талант оловян вземляйся, и се, жена едина седяше посреде меры. И рече: сия есть беззаконие. И верже ю в средину меры и вверже камень оловяный во уста ея

Поскольку спрашивал ты, по какой причине Захария видел грех сидящим на мере свинца, то отвечаю: свинец дает разуметь тяжесть греха, ибо нет ничего тяжелее и обременительнее греха, который плененных им низвергает во дно адово. А мера означает конец долготерпения к согрешившим и начало наказания, потому что не без меры и не всегда будет попускаемо грешить, но только до времени, пока согрешающие не понесут самых тяжких наказаний.

Письма. Книга II

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-8 И изыде Аггел глаголяй ко мне и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждь исходящее сие. И рех: что есть? и рече: сия мера исходящая, и рече: сия неправда их по всей земли. И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. И рече: сия есть беззаконие. И верже ю в средину меры, и вверже камень оловяный во уста ея

Раньше, приступая к объяснению пророка, я сказал, что после возвращения из Вавилона он находит полезным рассказывать избавленным о том, что случилось во время плена. Но когда он увидел, что они слишком небрежны в исполнении закона и увлекаются неудержимою склонностью к угодному и приятному им самим и совершенно пренебрегают законами Моисея (ибо они вступали в супружество с иноплеменными женщинами, а некоторые уже совсем удалились от путей правды, служили идолам и сверх того делали нечто такое, о чем непозволительно и говорить); то пророк считает необходимым рассказать об этих делах, дабы с трудом избавленные знали, какими мольбами людей и святых ангелов они приобрели себе свободу и теперь опять раздражают против себя Бога всяческих, охватываясь и увлекаясь желанием к прежним преступлениям. Посему сказал, что «изыде Аггел глаголяй во мне». Изыде откуда? где он был доселе? Это означало переход от видения серпа к настоящему видению, к видению, говорю, меры. Итак, пророк поднимает свои очи к верху, что по справедливости свойственно любящим стремиться горе и при помощи божественной силы созерцать таинство. Он спросил, что означает показываемое ему; на это ангел говорит; «сия мера исходящая; сия неправда их по всей земли». Надобно обсудить, что такое мера. Мы говорим, что Бог всяческих по природе благ и человеколюбив; Он долготерпелив к согрешающим и терпит нарушающих закон, ожидая покаяния каждого. Если же кто доходит до крайней степени преступлений и до конца истощает определенное ему (божественным промыслом) долготерпение; тогда он наконец подвергнется наказаниям и уже не будет ему никакого извинения в столь продолжительном нерадении и уже не может избавиться от возмездия, вполне соответствующего его поступкам. Поэтому-то и Христос народу Иудейскому, с крайним безрассудством устремлявшемуся ко всему противоестественному, сказал: «и вы исполните меру отец ваших» (Мф.23:32). Итак, виденная пророком мера показывала полноту грехов народа. В мере же сидела жена, занимая место беззакония и как бы наполняя собою вместимость (меры), может быть даже и выступая через край и остатком (не вмещавшимся в мере) выглядывая из нее. Но вот, говорит, талант свинца поднявшийся и вверже его во уста ее. Видение изображает нам беззаконие под образом жены; ибо жена есть образ удовольствия и вместе слабости. Ведь всякое беззаконие совершается не иначе, как вследствие того, что какое-либо удовольствие привлекает ко злу, а в душе бывает при этом слабость. Если бы душа была сама по себе тверда и мужественна, то она не потерпела бы склонности к злу. Но как скоро она окажется изнеженною и увлеченною к удовольствию, тогда она будет испытывать скорби. Итак, весьма правильно беззаконие изображается под образом жены. Под талантом же свинца, поднимающимся и заграждающим уста ее, думаю, не иное что можно разуметь, как Господа нашего Иисуса Христа, который поднят был чрез честный крест и беззакония «наша вознесе на теле своем на древо» (1Пет.2:24) и истребил «еже о нас рукописание» (Кол.2:14), чтобы, как говорит божественный Псалмопевец, «всякое беззаконие загради уста своя» (Пс.106:42). Он сравнивается также и с свинцом, ибо у мастеров серебряных дел, как я сказал, свинец употребляется для очищения расплавляемых металлов. Такова и действующая в нас сила Христа; ибо когда Он бывает в душе и сердце, то совершенно уничтожает нечистоту. Некоторые же думают, что свинец ввергнут в уста беззакония в знамение того, что Бог как бы заграждает их и не позволяет свыше меры вопиять против (обвинять) грешников. И так оно (беззаконие) связывается мерою, как бы веревкой, потому что, думаю, милосердый ко всем Бог наказания каждому соразмеряет с его преступлениями.

См. также Толкование на Зах. 5:1

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7-11. И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. И сказал он: эта женщина само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок. И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли ее между землею и небом. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу? Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.

Добродетель слово Божие уподобляет бисером: "подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин," (Мф.13:45); наказание же греха священное писание называет оловом. Оно по природе тяжело, но весьма тяжко и бремя греха. И сему научает нас божественный Давид, говоря: "беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне," (Пс.37:5). Посему и богомудрый Захария видит грех, являющийся в образе жены; потому что много зол рождается от сладострастия; видит и наказание, как некое тяжелое олово, наложенное на уста беззаконию, по слову псаломской песни, в которой сказано: "всякое нечестие заграждает уста свои" (Пс.106:42). А плод греха – стыд, так и блаженный Павел говорит: "Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Какой же плод вы имели тогда?Такие делакаких ныне сами стыдитесь," (Рим.6:18,21). Посему Пророку открыто, что Бог разрешил грех народа и прекратил наказание. Именно видит Пророк двух окрыленных жен, несущихся с шумом; и крыльям вдодовым подобны были крылья их, говорит он. А вдод самая быстрая на лету птица; тело у ней мало, крылья же больше тела. Жены те, говорит Пророк, взяв оную меру, неслись по воздуху. А я вопросил божественного Ангела: "куда несут они эту ефу?" И открыто мне, что удаляются в Вавилон, чтобы не только положить меру в городе, но и "устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.", потому что, говорит Бог, не окажу Вавилону человеколюбия, как Иерусалиму определил уреченное время на запустение, и потом снова удостоил его пощады и прощения; напротив того Вавилон за великое нечестие будет нести непрестанное наказание.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. И сказал он: эта женщина - само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок

Отверстие ефы, после того как пророк увидел находящуюся внутри сосуда женщину, олицетворявшую нечестие, было закрыто круглым свитком свинца (kikkar' ophereth).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 7-11 И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. И сказал он: эта женщина – само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок. И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли ее между землею и небом. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу? Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе. 

«И вот
,– говорит пророк, – кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы». Ангел объясняет пророку, что это «само нечестие», жена представляет собою всю массу грешников, как нечто единое, как одну личность, полную действенного нечестия. По поднятии свинцового круга жена стала было подниматься из ефы, но ангел снова ввергнул ее в средину ефы и снова бросил свинцовый круг на отверстие ее (т.е. ефы). Затем говорит пророк: «И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли ее между землею и небом. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу? Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе». И там в этом твердо основанном доме мера или, прямее и точнее, сидящая в этой мере жена, олицетворяющая собою всю массу нечестивых людей, найдет свое успокоение, устроится тут на продолжительное существование. Место, где устроит себе место пребывания женщина нечестия, это Сенаар – земля, в которой по сказанию кн. Быт.10:10; Быт.11:2. Нимрод основал первую мировую монархию, в которой безбожный род человеческий строил башню, долженствовавшую касаться небес. В этом именно предметном, а не географическом значении указывается здесь Сенаар; указание ее как места поселения жены нечестия говорит пророку не то, что грешники будут переселены  в область  Месопотамии, а то, что удаленное из области народа Божия нечестие найдет свое прочное пребывание в области боговраждебной, языческой силы. В эту область нечестие переносится женщинами. Это опять не означает того, чтобы Господь именно через жен совершил выделение нечестивых из области праведных. Жены обозначают собою здесь лишь только орудия и силы, которые Господь употребит для удаления нечестия из среды своего народа. Эти орудия и силы показываются пророку под образом жен, потому что самое нечестие олицетворено в образе жены, – и притом показываются под образом двух жен, – и это потому, что меру удобнее было нести двум женам. В означение того что нечестие будет скоро и быстро удалено, замечается, что ветер был в крыльях жен, и крылья эти были, как крылья аиста, – птицы, владеющей большим размахом крыльев и потому быстро летающей.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible