Скрыть
И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1, 5 И показал мне четыри колесницы исходящия из средины двоих гор, горы же те беша горы медяны. По моему мнению, видение четырех колесниц сходно по значению с видением четырех животных херувимской колесницы (Иез. 1), и с тайною четырех рек исходящих из эдема (Быт. 2:10-14).

Таинственное значение сего видения объяснил Ангел, сказав: сия суть четыри ветри небеснии. Под образом четырех ветров небесных представлены четыре царства, которые правдою Божиею употреблены будут для наказания людей за грехи их, и, подобно ветрам, встретившись друг с другом, погибнут от столкновения. Они предстоят Господу всея земли, то есть готовы идти всюду, куда будут посланы.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–8 И обратился я, и поднял глаза свои, и увидел: И вот четыре колесницы, выходящие в средине [Вульг.: из средины] двух гор, и горы – горы медные. В первой колеснице – кони рыжие, во второй колеснице – кони вороные, в третьей колеснице – кони белые, в четвертой колеснице – кони пегие и сильные. И отвечал я, и сказал ангелу, который говорил во мне: Что это, господин мой? И отвечал ангел, и сказал мне: Это четыре ветра [духа] небесных, которые выходят, чтобы стоять пред лицем Владыки всей земли. Та, в которой были кони вороные, выходила в землю Севера, и [кони] белые вышли вслед за ними, а пегие пошли к стране Юга. А те, которые были самыми сильными, вышли и стремились идти и разойтись по всей земле. И сказал он: Идите и обойдите землю. И обошли они землю. И он призвал меня, и сказал мне так: Вот те, которые выходят в землю Севера дали успокоиться духу Моему в земле Северной

Я перешел, говорит он, к другому видению, и поднял очи сердца моего к небу высшему, и увидел четыре колесницы, выходящие из средины двух гор, которые были медные, т. е. непреодолимые и весьма крепкие, которых не могла уничтожить никакая древность. Тех, которых выше он назвал горами покрытыми миртами, или тенистыми, или лесистыми, теперь называем медными. В колеснице первой были кони рыжие, т. е. жестокие и кровожадные, ужасные [своею] Вавилонской жестокостью. Во второй колеснице были кони вороные, т. е. царство Мидян и Персов, потому что сидя на двухместной колеснице и, выступая по указу царя Асуера, оно через печального вестника принесло смерть всем Иудеям. В третьей колеснице – кони белые, т. е. Македоняне, при царе которых Антиохе мы читаем о победе Маккавеев. В четвертой колеснице – кони пестрые, крепкие. Действительно, мы знаем, что одни цари Римлян были милостивы к народу иудейскому, каковы: К. Цезарь, Август и Клавдий; другие же были страшными гонителями, каковы К. Калигула, Нерон, Веспасиан и Адриан. Вместо слова сильные, переведенного у Акилы κρατερούς; Семьдесят перевели φαρούς; [скворцов], в Еврейском написано amasim (עמצים). В некоторых списках находится слово πυῤῥούς [огненно-красных], так что смешивается различие цветов и [сменявших одно другое] царств, ибо слово πυῤῥοί, т. е. рыжие, по-еврейски называются не amasim, а adamim (אדמים). Итак, на вопрос пророка, что значить созерцаемое им, говоривший в нем ангел отвечает, и разсказывает ему, что это – четыре ветра небесных, (т. е. четыре страны света, называемые у Греков κλίματα), которые предстоят Господу и повинуются воле [Его]. В самом деле, те четыре царства, о которых мы сказали, ничего не делали без воли Господней. Бывшие в одной колеснице кони вороные, говорит он, вышли в землю Северную. Как прекрасно опущена здесь колесница, в которую были впряжены кони рыжие, и описывается [только] то, что сделали колесницы вторая, третья и четвертая, потому что в то время, когда рассказывает об этом пророк, царство Вавилонян ужо отошло в прошедшее, и над всею Азиею господствовали могущественные Мидяне; при царе их Дарие, во второй год его, в одинадцатый [или: десятый] месяц, называемый sabat (שבט), в двадцать четвертый день месяца, [пророк] созерцает все то, что мы изложили. И так: кони вороные, бывшие в одной колеснице выходили в землю Севера, чтобы сила Мидийская сокрушила царство Халдеев. Нужно обратить внимание и на то, что κλίματα, т. е. страны света и круга [земли], обозначаются в Священных Писаниях соответственно положению Иерусалима и храма. Белые кони вышли также позади их; это цари Македонские пошли по следам Мидян и Персов, чтобы Халдеев и Вавилон подчинить своему владычеству. Четвертые же кони, т. е. быстро двигающиеся и пестрые, – вместо чего в Еврейском читается borodim (ברדים), – которые называются также иным именем amasim, т. е. крепкие или сильные, вышли в страну южную и быстро облетели всю землю. И восклицает Ангел, говоривший в пророке, Римскому царству: Идите, обойдите землю, и обежите круг земной, и бросьте к ногам своим все царства. И обратившись к пророку, ясным голосом говорит: Вот те, которые выходят в землю Севера, дали успокоиться духу Моему в земле, в которую они отправились. Относительно этого весьма трудного места мне передано от Евреев, что Александр и все Македоняне, т. е, кони белые, вышедшие после Мидян и Персов, которые тоже направились в землю Севера, дали успокоиться духу пророческому в земле Северной тем, что исполнили волю Божию относительно Мидян, и царство Мидян и Персов в короткое время было уничтожено Македонянами. Ибо для угнетаемых великое утешение в том, когда они знают, что враги их скоро погибнут. – Насколько могли мы, и притом, как приняли от других, мы передаем [или: передали] людям, опытным в понимании нашего языка, сохраняя историческую истину, и не приводя на память, подобно Египетскому толкованию, – ни четырехместных колесниц Фараона, ни колесниц Вавилонских; ибо нужно смотреть не на место, в котором что нибудь написано, а на цель [или: значение] написанного. В таинственном же смысле (juxta allegoriam) мы и в настоящем месте будем принимать то, что [прежде] сказали о четырех рогах и о четырех цветах [коней]. В свитке некоего [писателя] я прочитал, что под четырьмя колесницами, в которых были [выпряжены] кони рыжие, вороныо, белые, пестрые и крепкие должно разуметь четыре Евангелия и коней – Апостолов, имеющих различную благодать соответственно различию цветов [пророчества]. Из них одни рыжие от крови мученичества, другие темные и вороные, как познающие таинства Христовы, о которых написано в Псалмах: Мрак под ногами Его (Пс. 17:10) и: Положил мрак покровом Своим (Пс. 17:12). Другие из них белые по благодати девства. Третьи – пестрые и сильные, как имеющие благодать исцелений и других добродетелей. Эти четыре колесницы или повозки посланы по направлению четырех ветров небесных, т. е. по концам мира и по всему кругу земному, чтобы исполнить волю Божию. После этого им указывается от Ангела: Идите и обойдите землю и по всем концам земли сейте слово Евангелия. А следующие затем слова: Вот те, которые вышли в землю Северную дали успокоиться духу Моему в земле Северной, он обясняет так: Дух Господа или Ангела успокоился тогда, когда в земле Северной могущественнешие царства диавола были покорены проповедию Апостольской; и это именно те царства, которые диавол показывал Господу Спасителю на возвышенной горе, с хвастовством утверждая, что они отданы ему (Мф. 4:8).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-8 И обратихся, и возведох очи мои, и видех, и се четыри колесницы исходящыя из средины двоих гор, и горы те беша горы медяны: в колеснице первей кони рыжы, и в колеснице вторей кони врани, и в колеснице третией кони белы, и в колеснице четвертей кони пестры и серы. И отвещах, и рех ко Аггелу глаголющему ко мне: что суть сия, Господи? И отвеща Аггел глаголяй ко мне, и рече: сия суть четыри ветри небеснии, иже исходят предстати Господу всея земли, в ней же беху кони врани, исхождаху на землю северскую: и белии исхождаху вслед их: и пестрии исхождаху на землю южную: и скории исхождаху, и озираху еже ити и еже объити землю, и рече: идите, и объидите землю, и объидоша землю. И возопи, и рече ко мне, глаголя: се исходящии на землю северскую и упокоиша ярость мою на земли северстей

Он прежде показал, что запутавшись в собственных своих сетях и «пленицами своих грехов затязаеми», по написанному (Притч.5:22), они отведены были в землю чужую и поселились среди врагов, подвергшись игу необычайного рабства. Но необходимо было вспомнить и о временах избавления; посему делает указание и на них, после того как сказал прежде о многом другом; ибо пророк получил в общих чертах откровение о всем, имеющем случиться некогда с народом. Итак, говорим, что четыре колесницы, находящиеся среди медных гор, это – знаменитейшие царства, возникшие некогда в четырех странах света, или ветрах поднебесных. Горами же медными, думаю, называются две части вселенной; ибо некоторые делят всю землю на Европу и Азию; медными же эти части называются вследствие того, что они обладают совершенною прочностью и неподвижностью и не подвергаются никакому ущербу; ибо негде и божественный Давид воспевает Творцу всяческих: «основал еси землю, и пребывает учинением твоим» (Пс.118:90). Итак, те, как бы исходящие от четырех ветров царства, более могущественные других и достигшие, как мы сказали, великой славы, вышли «предстати Господу всея земли» предстояние же указывает нам на образ служения; ибо они служили Его велениям и чрез Него сделались крепкими и знаменитыми и достигли этого; ибо если они совершили некоторые подвиги и овладели странами или городами; то они опять достигли такой крепости вследствие Его на то соизволения; ибо если истинно пророк говорит: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?» (Ам.3:6, под злом мы здесь разумеем бедствие); то как они могли бы одолеть народы и страны, если бы опять Он промыслительно не даровал им победы? Но пора уже сказать, что это за царства. Итак, в первой колеснице, говорит, кони рыжие, изображающие собою жестокость царства Халдейского: ибо рыжий цвет по всей вероятности намекает нам на кровопролитие; а Вавилоняне очень кровожадны; они разорили Иудею и города Самарии, не оказывая им никакой пощады. Во второй же колеснице кони черные. Кажется, это указывает на царство Персов и Мидян под управлением Кира: черный же цвет придан им ради того, думаю, что они среди народов Халдейских совершили неисчислимое множество убийств и повергли всю страну в плач; а черный цвет может быть символом плача и смерти; в третьей же колеснице, говорит, кони белые, что, может быть, указывает на владычество Еллинов и Македонян, потом и на царство Александра. Белыми же (они изображаются), потому что еллинские народы живут изнеженно и обыкновенно носят белые одежды, и потому что отличаются ясностью речи и как бы чужды мрака варварского языка. В четвертой колеснице, говорит, кони были какие-то пестрые и крапчатые. Но надобно знать, что еврейское издание и некоторые другие толкователи вместо слова: серые (ψαροὶ) ставят: крепкие (i̓οχυροί). Но говорим, что это было римское царство, имеющее между своими в разное время бывшими царями разнообразие по проницательности и глубокомыслию; ибо правители римской империи были и суть весьма умные и сверх того весьма храбрые люди. Ставятся же они последними после первых – по времени. Но мы должны узнать и исход каждой из колесниц или каждого царства, куда склоняется оно и к чему направляется. Таким образом для нас может сделаться весьма ясным смысл видения. Пророк говорит о четырех, а упоминает об исходе трех и умолчал об исходе первого. Напомню кратко, что я сказал. Говорит, что в первой колеснице кони рыжие, но начинает со второй и говорит: «в ней же беху кони врани, исхождаху на землю северскую: и белии исхождаху вслед их: и пестрии исхождаху на землю южную». Но присоединив серых, он не упомянет о четырех колесницах, потому что они, как думаем, тождественны с пестрыми, ибо в колеснице четвертой, говорит, были кони пестрые и серые. Итак, упомянул о трех, умолчав о первой. Но какой же смысл всего домостроения (видения), – об этом по мере сил скажем более любознательным. Кони рыжие, утверждаем, указывают на кровожадную Халдейскую империю, которая ниспровергла всю Иудею и, предав в ней пламени города, Израиля отвела в плен. Черные же, как мы приняли, указывают на царство Персов и Кира. А в белых изображалось царство Александра и Македонян. Оба эти царства воевали против страны Халдейской и победили ее, сначала Кир, а после него Александр, который взял в плен и самого Дария, при так называемом Иссе, городе в Киликии истребив неисчислимые десятки тысяч Персов. Говорят, что там собрана была огромная куча костей павших воинов, и вырезана была надпись следующего содержания:

«При укреплениях Исса, при бурных волнах моря Киликийского лежим мы – десятки тысяч Персов, дело (меча) Александра Македонского, совершившие некогда последний путь (свой) с царем Дарием».

Поелику же можно было предполагать, что Израиль немало испытал неприятных чувств, слыша о судьбе царства Халдеев, которыми был разорен; то чтоб не показалось, что подает повод к скорби и неблаговременно, пророк с пользою умалчивает о них. А о том, что весьма радостно для них, повествует ясно, говорю, о царстве Кира и царстве Александра, которые были посланы как бы для наказания надменных Халдеев за их жестокость по отношению к Израилю. Посему и присовокупил как бы от лица Божия: «се исходящии на землю северскую упокоиша ярость мою на земли северстей», ибо страна Халдеев была страною более северною и Бог всяческих прогневался на Вавилонян, что несомненно видно из ясных Его слов: «ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающыя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая» (Зах.1:14–15). Так как страна Халдеев подверглась наказанию, когда Кир вместе с Персами и Мидянами опустошил ее всю, а после него Александр: то и говорит, что «исходящии на землю северскую упокоиша ярость мою на земли северстей». Но предусмотрительно умолчав о нападении Халдеев (ибо, как я сказал, он прошел молчанием коней рыжих), пророк однако ж не умолчал об империи Римской; ибо «пестрии, говорит, исхождаху на землю южную». Обрати внимание на то, как искусно и как бы умолчанием делает объяснение своих слов; ибо после распятия Спасителя Веспасиан и сын его Тит сделали нашествие на землю Иудейскую, всю ее опустошили и самый святой город предали пламени. Но пророк весьма целесообразно говорит: «исхождаху на землю южную»; ибо страна иудейская есть самая южная. Те же пестрые и серые (кони) получили повеление объити землю и объидоша, то есть покорили мир и получили господство над вселенной, в чем Бог помогал владыкам Римским и облекал их блистательной славою, ибо как Бог, Он предвидел величие будущего их благочестия.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

4-7. И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли. Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной. И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, и они прошли землю.

4-7. И отвеща́х и рех ко а́нгелу глаго́лющему во мне: что́ су́ть сия́, го́споди? И отвеща́ а́нгел глаго́ляй во мне и рече́: сия́ су́ть четы́ри ветри небе́снии, и́же исхо́дят предста́ти Го́споду всея́ земли́. В не́йже беху ко́ни вра́ни, исхожда́ху на зе́млю северскую, и белии исхожда́ху вслед и́х, и пе́стрiи исхожда́ху на зе́млю ю́жную, и ско́рии исхожда́ху и озира́ху е́же обыти́ зе́млю. И рече́: иди́те, обыди́те зе́млю. И обыдо́ша зе́млю.

Четырьмя же ветрами называет Пророк четыре части вселенной; потому что многие и ветры полагают им равночисленными. Посему Пророк научается, что Бог всяческих, и блага подает людям, и насылает им скорби, употребляя в служение невидимые Силы. Так и блаженный Давид сказует: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс.33:8); о наказании же говорит в другом псалме: «посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми» (Пс.77:49). Так и Богомудрый Захария видит коней вороных, устремленных в северную часть вселенной, и дает сим разуметь гибель Вавилона. "И белые идут за ними," не для того, чтобы блага подать Вавилонянам, но чтобы, когда будут они наказываемы, оставшихся из пленных Евреев возвратить в Иудею: "пегие идут к стране полуденной",  угрожая бедствиями народам, восставшим на Иерусалим; потому что рыжим (в русском синодальном переводе читается "пегий") цветом пророческое слово прикровенно означило раздражительность.
Под землею разумеет здесь не землю Израильскую, но целую вселенную; называет же коней пестрыми, потому что исправляют всякого рода служения, где должно, наказывают, и где надобно, благодетельствуют.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли

Содержание этого последнего видения стоит в близком соответствии с первым видением: там кони символических цветов, обошедшие всю землю с тем, чтобы узнать, в каком состоянии находятся царства и народы; здесь колесницы, запряженные конями тех же цветов и направляющиеся в различные страны земли для выполнения суда Божия над язычниками. Первую миссию выполняют кони (или всадники их); вторую могут выполнить вооруженные военные колесницы, поэтому только в последнем видении они и упомянуты. Прежде указывалось на угрожающие в неопределенно далеком будущем бедствия; а теперь исполнители воли Божией, названные в ст. 5 духами небесными, предстоящими пред Господом всей земли, - под образом боевых колесниц, уже несут бедствия войны, с ее последствиями, во все языческие страны. - Вместе с тем, восьмое видение не стоит и вне связи с непосредственно предшествующими ему видениями. В шестом и седьмом видениях изображено наказание грешников в св. земле и удаление нечестия в пределы язычества. Восьмое видение изображает суд Божий над всеми языческими народами за их безбожие и за нечестие, которому нашлось среди них место для долговременного пребывания. Этому суду подвергнутся все царства земли, во всех четырех странах света, на что указывает самое количество колесниц.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Зах.6:1-6 

Таким образом, видение показывало пророку, что нечестивые не будут участвовать с праведными в славном царстве Божием, что они будут уничтожены из общества Господня, совершенно выделены оттуда и сосредоточены в боговраждебном языческом царстве. Это выделение и разделение праведных и нечестивых началось с явления Мессии, продолжается во весь период распространения и раскрытия Христова царства и будет продолжаться до конца времен. Перед концом же настоящих времен оно будет выступать все в большем и большем проявлении, доколе выделенное силою судящего Духа Божия нечестие не сосредоточится в будущем при конце времен Вавилоне, не сосредоточится с той целью, чтобы, согласно с пророчеством Иезекииля (Иез.38, Иез. 39), сделать совокупную попытку на ту последнюю отчаянную борьбу с царством Божиим, в которой найдет оно свою погибель и вечное уничтожение. Божие определение об этом раскрывается в следующем, последнем видении, показанном пророку. «И опять поднял я глаза мои, – описывает пророк это видение, – и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные. И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли. Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной». Гора Сион, лежащая против ее гора Масличная и между этих гор проходящая долина Иасафатова, являются у пророков местами, откуда или где Бог совершит Свой суд над народами (Зах.14:4). То же пророческое созерцание полагается и здесь в основу видения. Пророк видит, что из-между двух гор, т.е. Сионовой и Масличной, из того именно места, где Господь обитает непоколебимо, и где твердо стоит царство Его (на твердость царства указывает наименование гор «горы медные»), выходят четыре колесницы, запряженные разного цвета конями, три колесницы запряжены конями тех же цветов, каких цветов были кони первого видения: кони именно рыжие, пестрые и белые, а потому и символическое значение их одинаково. Но одна колесница запряжена была конями цвета, не бывшего в первом видении. Кони эти - кони вороные, кони цвета траурного, печального. В Апокалипсисе этот цвет является эмблемою дороговизны и голода (Апок.6:5-12). В том же значении, конечно, они являются и здесь. На вопросы пророка, что означают выходящие колесницы с конями разных цветов, ангел отвечает не прямо, а заменяя образ колесницы другим образом, наиболее понятным, наиболее соотвествующим делу. Так как колесницы имели своим назначением нести в определенные Богом места гневный Дух Божий для Его судных действий в сих местах, то, соответственно с своим назначением, они ни с чем не могли быть лучше сравнены, как с ветрами небесными, так как ветер есть наиболее удобный земной субстрат для олицетворения действий духа Божия (ср. Иер.49:36, Дан.7:2). Кони с колесницами назначены были идти в земли, жители которых заявили себя особенно враждебно и губительно относительно народа Божия. По видению, кони вороные, а за ними белые идут с судным духом Божиим в землю северную, в область Тигра и Евфрата, а кони пестрые –  в землю южную, в Египет. Но для предупреждения мысли, что суд, по смыслу видения, коснется только упомянутых земель и царств, для показания того, что земли, северная и южная, выставляются здесь, главным образом, как наиболее годные представители всей вообще боговраждебной языческой силы, для указания того, что видение заключает в себе нечто большее, чем частные Божии суды из Сиона над отдельными народами, что оно говорит по своему полному осуществлению о новозаветном всеобщем царстве Божием и о суде всего вообще боговраждебного мира, – суде, имеющем завершиться полным осуждением на погибель всех врагов народа Господня, – запряжка четвертой колесницы в толковании ангела разлагается на две запряжки, – на запряжку конями пестрыми, долженствовавшими идти в землю южную, и запряжку конями крепкими, сильными, которые должны были пройти по всей земле. Эта черта в толковании ангелом видения указывала пророку на то, что упоминание исхождения той или другой колесницы в ту или другую землю служит только индивидуальным обозначением того, что суд Божий во всех Его судных действиях обрушится на всю землю. К той же мысли приводило пророка и то, что ангел не показывает отдельной земли, куда долженствовали выйти кони рыжие. Этим  неупоминанием прикровенно показывалось, что война, кровопролитие (эмблемою чего служит рыжий цвет) пойдет не в одну какую либо отдельную землю, а разойдется по всей земле, как действие всеобщего суда Божия.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible