Скрыть
и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?»

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–7 И было в четвертый год Дария царя. Было слово Господне к Захарии в четвертый день девятого месяца, который есть Каслев. И послали к дому Божию Сарасар и Рогоммелех, и мужи, которые были с ним, для молитвы пред лицем Господа, чтобы сказать священникам дома Господа воинств и пророкам говоря: Неужели должно плакать мне в месяц пятый, или я должен освящать [его] как делал уже многие годы? И было ко мне слово Господа воинств, говорящее: Скажи всему народу земли и священникам, говоря: Когда вы постились и плакали в пятый и седьмой [месяцы] в последние семьдесят лет, то разве для Меня вы постились? а когда вы ели и когда пили, то разве не для себя вы ели и пили? Разве нет слов, которыя говорил Господь в уши [manu] прежних пророков, когда Иерусалим был еще обитаемым и богатым, как он, так и города его [Вульг. без: его] вокруг него и был обитаем к югу и в низменных местах

В четвертый год царя Дария, в девятый месяц, называющийся Каслев (כםלו), и в четвертый день того же месяца, послали к дому Божию, т. е. к храму, который был восстановлен Зоровавелем и Иисусом, Сарасар и Рогоммелех и прочие, бывшие с ними, – это, как думают Евреи, были Персы, вожди царя Дария, боящиеся Бога, – чтобы, услышав о построении храма, спросить у священников Господа и пророков: должны ли они согласно прежнему обычаю плакать и поститься, или же [могут] заменить горе радостью? Значение слов вопрошающих таково: В пятый месяц, называющийся у Римлян Июль, Иерусалим был сокрушен Навуходоносором; посему вследствие разорения Иерусалима мы постились и плакали, и постом и рыданиями утешали горе свое. Теперь же, когда, как говорят, храм уже отстроен, и когда мы уже не видим причины для продолжения прежней печали, просим ответить: должно ли нам и теперь это делать, или же мы можем заменить горе радостью. Вместе с этим необходимо обратить внимание на то, что плач и пост называются освящением. Поэтому и в книге Иоиля пророка священникам заповедано, чтобы они освящали пост и проповедали исцеление (Иоил. 2:15), ибо пост и воздержание исцеляют раны преступника и освящают каждого исцеленного. После того, как вожди Персов через посланных изложили свое прошение, и посольство к священникам и пророкам сделало свое дело, было слово Господне к пророку, повелевающее говорить к народу и священникам то, что они должны отвечать посланным. Когда вы постились и рыдали в пятый и седьмой месяц, – т. е. в месяц взятия Иерусалима и в месяц убиения Годолии Измаилом, – в течение семидесяти лет от опустошения храма и разрушения Иерусалима, то разве для Меня была польза от того, что вы постились (4Цар. 25:25; Иер. 41:7)? И наоборот, когда вы едите и пьете, то разве не для себя вы это делаете? Ибо Господь умилостивляется не этими, а добрыми делами и исполнением с нашей стороны заповедей Его, а пища не делает нас угодными Богу. И если мы не едим, то не будем иметь ущерба, и если будем есть, то не будем иметь изобилия. И разве не таковы были мои слова, которые Я говорил, – когда стоял еще Иерусалим и [были] города Иуды, – вам устами [in manibus] пророков Моих, – когда Иерусалим был цел, и города Иуды изобиловали всем, и как нагорная страна, так и низменная были преисполнены плодами и наслаждались ненарушимым миром. А слова Господа, о которых далее свидетельствует Писание состояли в том, что Ему угодно, чтобы был истинный суд, милосердие к ближним, и чтобы не презирали вдовы, сироты и пришельца и не помышляли зла в сердце своем. Этого, говорит Он, не хотели они делать и с закрытыми ушами презирали Мои повеления; посему и пришел великий гнев на Иерусалим. И как они не хотели слушать Меня, так и Я не услышал их; а теперь они с такою точностью спрашивают: когда они должны поститься и плакать, хотя Я прежде сказал через Исаию: Не такой пост Я избрал, говорит Господь, не для того, чтобы человек унизил душу свою; но разорви все узы неправды, разреши обязательства насильственных поручительств, голодному от души дай хлеб твой. Если увидишь нагого, покрой его, и бедного и неимущего крова введи в хижину свою. Тогда благовременно заблистает свет твой, и быстро произойдет исцеление твое (Ис. 58:5–8). Находящиеся у Семидесяти слова: Послал из Вефиля Сарасар и Арабессер [или: Arbatfh sager] никто из наших не мог истолковать, ибо никаким основанием никто не мог объяснить, почему с Еврейского неправильно [male] переведено. В самом деле, кто этот Сарасар или Арабессер царь? или: какой области царь? или: в какую область и из какой области послал Вефиль? или: царем какого Вефиля мог быть Арабессер, – [Вефиля], который некогда вместе с Иудеею был низложен и в то время уже не назывался Вефилем, т. е. домом Божиим, а Вефавеном, т. е. домом идола? Также и то, что следует далее: Здесь в пятый месяц наступило освящение подобно тому, что они делали уже в течение многих лет, усиливаются объяснять так: Наступившее освящение это значит восстановление в то время сосудов, которые были унесены Навуходоносором. Посты в пятый и седьмой пытались отнести к пятому и седьмому дню недели; но так как далее есть пост в десятый, который вынуждены отнести к месяцу, то совершенно обошли молчанием то, что есть посты в пятый, седьмой и десятый месяцы. Посему мы довольствуемся первоначальным толкованием и не будем склоняться к ложным попыткам толкователей [или: будем пренебрегать ложными попытками], которые произошли от ошибки в переводе.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 И бысть в четвертое лето, при Дарии царе, бысть слово Господне к Захарии в четвертый месяца девятаго, иже есть Хаслев. И посла в Вефиль, Сарасар, и Арсевер, и мужие его молити Господа, глаголя к священником, иже в храме Господа Вседержителя и к пророком глаголя: вниде зде в месяц пятый святыня, якоже сотвориша уже многа лета

После показания видений, когда прошел незначительный промежуток времени, были от Бога другие слова; ибо пред видениями было написано, что «в двадесять четвертый первагонадесять месяца, сей есть месяц Сават, во второе лето при Дарии, бысть слово Господне к Захарии Варахиину, сыну Адда пророка, глаголя» (Зах.1:7). Но в предлежащих теперь нам созерцаниях указывается после того другое время, именно: «в четвертое лето, в четвертый месяц девятаго, иже есть Хаслев» (очевидно по Еврейскому названию) было дано пророку некоторое богооткровение. А какой был повод к нему, это хорошо можно уяснить из исторического повествования; потому что некоторые не иначе могут уразуметь смысл изъясняемых слов, как только этим способом. В самом деле не совершенно ли необходимо прежде всего узнать, кто такие Сарасар и Арсевер царь и мужие с ним? Что такое святыня в пятый месяц? К чему относится самый способ вопрошения и какая цель вопрошающих?

Итак, когда над десятью коленами, в Самарии, царствовал Осия, сын Илы и обнаруживал большую наклонность к отступлению от Бога (ибо служил идолам), тогда Бог обнаруживает гнев на Израиля. Тогда сделал нашествие на страну Салманасар, царь Ассирийский, взял Самарию и выселил Израиля, а некоторым из страны Халдейской повелел поселиться в земле (Израильской), дабы она сделалась собственностью Персов, как имеющая тамошних поселенцев. Повествование об этом ты можешь прочитать в четвертой книге Царств, где написано так: «в лето второенадесять Ахаза царя Иудина, царствова Осиа сын Илы в Самарии над Израилем девять лет. И сотвори лукавое пред очима Господнима, обаче не якоже цари Израилевы, иже беша прежде его. И взыде нань Салманасар царь Ассирийск, и бысть ему Осиа раб». И спустя немного опять говорится: «и преселен бысть Израиль от земли своея во Ассирианы даже до дне сего. И приведе царь Ассирийский из Вавилона иже от Хуфы, и от Аиа, и от Емафа и Сепфаруима, и вселени быша во градех Самарийских, вместо сынов Израилевых, и наследиша Самарию» (4Цар.17:1–3, 23–24). Вот эти-то, получившие в наследие страну Самаритян и поселившиеся в этой земле, сделались и отцами детей и устрашенные нападениями львов последовали обычаям Иудеев. Из числа их-то и были Сарасар и Арсевер, который и назван царем ради того, что он предводительствовал поселившимися тогда в Самарии из страны Персов. Это о мужах. Теперь скажем, что надо, и о святыне.

Еще прежде чем взята была Иудея Навуходоносором, блаженный пророк Иоиль предвозвестил имеющее случиться, и повелевал плакать священникам и находящимся под их руководительством людям, потому что в скором времени Иерусалим будет под ногами врагов и самый божественный храм будет предан пламени. А сказал он следующее: «препояшитеся и бийтеся жерцы, плачитеся служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищах служащии Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние. Освятите пост. проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущыя на земли в дом Бога вашего, и воззовите ко Господу усердно: увы мне в день» (Иоил.1:13–15). Вот что говорил пророк. Но каким образом исполнилось предвозвещенное, опять постараюсь объяснить, воспользовавшись свидетельством самого Священного Писания. В четвертой книге Царств так написано: «в месяц пятый, в седмый день месяца, сие лето девятоенадесять Навуходоносора царя Вавилонска, прииде Навузардан архимагир, раб царя Вавилонска во Иерусалим. И зажже храм Господень, и дом царев, и вся домы Иерусалимли» (4Цар.25:8–9). Потом над оставшимся народом Израильским поставил в месяце седьмом Годолию, которого обманув, схватил и убил Исмаил, сын Нафания, сына Елисавы «от семене царска» (4Цар.25:25), ибо так написано. Итак, поелику случилось, что в пятый месяц и в седьмой день взят был Иерусалим, сожжен храм и кроме того в седьмой месяц был умерщвлен Годолия; то остатки иудейского народа, может быть вспомнив о словах Пророка, постановили – в пятый месяц, в седьмой день месяца из всех окрестных мест приходить всем во Иерусалим и держать пост и совершать плач, как бы по умершем, и рыдать как бы над трупом над храмом и проливать слезы над сожженным городом, придя к такому решению уже после беды, ибо думали, что ими найден премудрый способ угодного Богу служения. Но Израиль так поступал еще под игом лежащего на них рабства, когда еще не было у них никакой заботы о божественном храме. Когда же они возвратились из страны Персов и Мидян и поселились во святом городе и потом воздвигли божественный храм, им стало казаться, что исполнять этот обычай было неблаговременно и неблагоразумно. Напротив надлежало от того, что как бы уже прошло, перейти к радости и совершать праздники и воздавать благодарственные песни Призвавшему их к свободе. Итак, сомневающиеся, о которых теперь речь, Сарасар и Арсевер посылают некоторых вопросить священников и пророков: «вниде зде святыня в пятый месяц, якоже сотвориша уже многа лета», то есть: собираться ли и привыкшим совершать во Иерусалиме плач и продолжать ли им обычай, обратившийся как бы в святыню, хотя божественный храм уже воздвигнут и плен кончился? это потому, что они, как я сказал, совершали пост, что делали в продолжение многих лет. Так, когда Израиль был в плену, то и они продолжали соблюдать время плача и держать пост, как я уже сказал прежде. Итак, вопрос сомневающихся состоял в том, нужно ли соблюдать освящение и плач и после построения храма, или нужно оставить их наконец, после того как исчезла причина плача?

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1-3. В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?»

Иные утверждали, что это были начальники Хуфеев, переселенных Салманассаром, и других народов, которые после сего названы Самарянами. Но к сим ли они, или другим принадлежали народам, Божественное писание не открыло нам сего; очевидно же, что, будучи иноплеменными, и начальствовали над иноплеменниками; впрочем, живя по соседству с Иудеями, заняли много полезного от Пророков и от других благочестивых мужей, а потому прислали жертвы Богу, и желали дознать от священников и Пророков, восприял ли храм Божий надлежащее украшение, или, как говорят они, должно нам снова умилостивлять Бога постом, что и не переставали мы делать долгое время. При этом их вопросе Бог всяческих ведет речь с народом своим, а тем и их научает, что должны делать. 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?»

Вопрос о том, продолжать ли соблюдение постов, установленных в память разрушения Иерусалима и храма

В память печальных событий, приведших Израиля к окончательному разгрому и рассеянию, были установлены посты, соблюдавшиеся и в продолжение плена и по окончании его. Таких постов было четыре: 1) пост десятого месяца - в память того дня (десятый день десятого месяца), когда началась осада Иерусалима Навуходоносором (4Цар XXV:1), 2) пост четвертого месяца, в девятый день которого началось разрушение стен Иерусалима (Иер LII:5-7), 3) сожжение храма и города и окончательное разрушение стен в седьмой день пятого месяца (4Цар XXV:8 дал. ) послужило поводом к установлению особого, важнейшего между другими, поста, и 4) наконец, установлен был пост в память убиения Годолии в седьмом месяце (ст. 25). - Но в четвертый год царствования Дария храмовая постройка так далеко подвинулась вперед и вообще дела, по-видимому, принимали столь благоприятный оборот, что некоторых стала смущать мысль о том, благовременно ли соблюдать пост пятого месяца (в память разрушения храма) теперь, когда уже изглажены следы разрушения, и повод для поста и сетования, следовательно, устранен. Не время ли отменить пост? - От кого собственно исходил вопрос об отмене постов, определить довольно трудно. «Вефиль» (ст. 2), означающий, по-видимому, то общество или лицо, которое отправляет послов пред Господа, толкуется исследователями различно: некоторые понимают это название в смысле «дома Божия», т. е. общества верующих (без ближайшего определения); другие разумеют город Вефиль, в который возвратилась часть пленников вавилонских. - И эти-то пленники, водворившиеся в родном городе, отправляют посольство (послы, очевидно, родились в Вавилоне и потому носят имена халдейские) в Иерусалим помолиться пред лицем Господа и предложить священникам и пророкам вопрос о благовременности прекращения поста в пятый месяц соблюдавшегося в течение многих лет.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-3 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» 
 

В воспоминание несчастных событий халдейского нашествия народ богоизбранный, находясь в плену у язычников, ввел в обычай проводить в посте и плаче те дни, в которые совершилось то или другое несчастное событие. Так проводился в посте десятый день пятого месяца (по евр. Ов), потому что в этот день (ср.Иер.52:12-13) храм и город Иерусалим были преданы Новузарданом огню; проводили в посте третий день седьмого месяца (евр.Етаним), потому что по преданию иудейскому в этот день был убит вместе с другими князь Гедалия (4Цар.25:25-26; Иер.41), который был поставлен князем над той частью иудеев, какая оставлена была в своей земле, по переселению остальных в плен; проводили в таком же посте и девятый день четвертого месяца (по евр. Тамуз), как день взятия Иерусалима Новохудоносором в одиннадцатый год Седекии (Иер.52:6-7; Иер.39:2-3); и, наконец, десятый день десятого месяца (по евр.Тевет), как день начатия Новохудоносором осады Иерусалима в девятый год царствования Седекии (Иер.39:1; 4Цар.25:1). Как установленные в дни несчастия и по причине продолжительности этих дней обратившиеся в обычай, посты эти могли в народе возбуждать вопрос о продолжении их в то время, когда дни этих несчастий прекращались, когда мало-помалу устранялись поводы к печальным воспоминаниям, приведшими за собою дни поста и плача. Плен кончался; народ, хоть и не весь, но все-таки свободно возвращался в свою отечественную землю. На месте превращенного в развалины храма Соломонова строился новый храм, – строился, благодаря убеждениям и радостным ободрениям пророков Захарии и Аггея, успешно и мало-помалу близился к своему окончанию. Пророки возвещали, что благоуспешное, видимо благословляемое Богом восстановление храма служит знамением того, что настало время, когда Господь снова обратит остатку Своего народа Свои милости и восстановит его в прежнее счастливое состояние. Среди такого положения дел естественно рождался вопрос о продолжении постов, установленных в память несчастий вавилонского плена, и так как храм был прежде восстановляем, чем город, то прежде всего и рождался вопрос о продолжении поста, установленного именно в память разрушения храма и соблюдавшегося в десятый день пятого месяца. И вот в четвертый год Дария, царя персидского, значит два года спустя после возобновления строения храма и за два года до окончательной отделки его, и именно в то время, когда храм вчерне по всей вероятности был уже окончен, возвратившиеся из плена жители Вефиля города отправляют в Иерусалим посольство, во главе которого стояли Шарецер и Регем – Мелех, отправляют с той целью, чтобы «помолиться пред лицем Господа» о том, чтобы Господь продолжил начатое Им излияние милостей Своему народу, чтобы Он помог благоуспешно окончить воссоздание места жилища Своего на земле, среди общества Своего, чтобы привел в исполнение Свои изреченные устами пророков обетования о прославлении Израиля. Другая цель посольства состояла в том, чтобы «спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible